Программа по внеурочной деятельности "Восьмое чудо света"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Татаринова Оксана Викторовна

      Программа разработана для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения.

 

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, стремление к познанию и истине, развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными  источниками информации; расширить кругозор учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ     ЗАПИСКА

      Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования¹, программы формирования универсальных учебных действий². Рассчитана  на 135 часов (1 час в неделю) для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части  учебного плана образовательного учреждения.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.

Целью программы является:

Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих  развитию их исследовательских умений.

Задачи:  

  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
  • Ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
  • Формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований
  • Организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
  • Развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными  источниками информации; расширить кругозор учащихся;  
  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 час в неделю.

  • 1 год обучения – 33 часа;
  • 2 год обучения – 34 часа;
  • 3 год обучения – 34 часа;
  • 4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Форма и режим занятий:

    Занятия  проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.

   Итоговое занятие каждого года обучения - это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями.

    Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.

    Содержание программы  связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика. 

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса обучающийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,

• различать прошлое, настоящее, будущее;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

 • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.

 

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции

                            Оценка планируемых результатов программы

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

  • умения организовать свою работу (организационные);
  • умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
  • умения работать с информацией, текстом (информационные);
  • умения оформить и представить результат своей работы.
  • умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:

1. Практическая готовность  к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта,

оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:

1. Исходный уровень - низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

  • педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;
  • анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);
  • опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

Содержание программы:

1 класс.

Раздел 1.Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Раздел 2. Тайны за горизонтом (4 ч)

Самый большой  остров в мире. Существует ли остров похожий на блюдце? Самая маленькая страна в мире.  Как древние люди  находили путь  на земле и на море.

Раздел 3. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Существовали ли драконы на самом деле или это персонажи сказок.  Почему люди не летают?

Кто такие крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?

Раздел 4. Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?

Раздел 5.  Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через сравнение) Почему крапива жжется?  Как растет банановое дерево?

Раздел 6. Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.  Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Раздел 7. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

Раздел 8.Растения-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о растениях и их особенностях.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год. Итоговое занятие, в виде презентации результатов работы, проводится после 1 года обучения. Итоговое занятие после изучения всего курса проводится в виде конференции «Восьмое чудо света» для учителей и родителей.

2 класс (34 ч.)

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию?  Существует ли жизнь в Антарктиде?  Как образовались Гавайские острова?

Где родина фигового дерева?

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки.   Когда появились первые рептилии?   Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь?   Где живут «карманные динозавры?»

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней.  Айсберг.Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?   Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)

4. Загадки растений (5 ч).

Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

Охрана лекарственных растений.  Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

Красная книга Нижегородской области области.

Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?  Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.  Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала?  Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?  Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?  Почему некоторые животные выглядят как растения?

8. Животные-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год

3 класс (34 ч.)

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Атлантида – сказка или реальность. (2ч.)

Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период?  Как нашли ископаемого мамонта?  Что такое меловые отложения?

Голубые киты - миф или реальность?   Что такое сухопутный крокодил?

3. Тайны камней (4 ч).

Дальмены – что это?  Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?  Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (5 ч).

Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?   Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?   Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Как животные сажают растения?

У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?

Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке?

6. Планета насекомых (4 ч).

Что делают летом пчёлы?   Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?

Насекомые – вредители.    Опасные насекомые.

  1. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля?   Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?    Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?     Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?    Какой лес растёт в море?   Какая рыба умеет лазить по деревьям?

8. Необычные животные (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

4 класс (34 ч.)

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Географические открытия в древности.   Путешествие Марко Поло.    Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков.   Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.     Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. (2ч)

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга.   Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Родина комнатных растений.     Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5. Утконос и компания (3 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы.   История открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана.    Загадочный мир пещер.

8. Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

9. Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Календарно-тематический план

1 класс (33 часа)

Кол-во часов

дата

Тема занятия

Введение (1 ч.)

1

1

03.09

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

2

1

10.09

Какой остров самый большой в мире?

3

1

17.09

Существует ли остров похожий на блюдце?

4

1

24.09

Какая страна самая маленькая в мире?

5

1

01.10

Как древние находили путь?

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

6

1

08.10

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

7

1

15.10

Почему люди не летают?

8

1

22.10

Кто такие крокодилы

9

1

29.10

Какое животное первым появилось на суше?

10

1

12.11

Как черепахи дышат под водой?

Тайны камней (4 ч).

11

1

19.11

Когда были открыты драгоценные камни?

12

1

26.11

Что такое песок?

13

1

03.12

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

14

1

10.12

Как образуется золото?

Загадки растений (5 ч).

15

1

17.12

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

16

1

24.12

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

17

1

14.01

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

18

1

21.01

Почему крапива жжется?

19

1

28.01

Как растет банановое дерево?

Эти удивительные животные (3 ч).

20

1

04.02

Потомки волка.

21

1

18.02

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

22

1

25.02

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Планета насекомых (4 ч).

23

1

04.03

Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

24

1

11.03

Как пауки плетут свою паутину?

25

1

18.03

Что происходит с пчелами зимой?

26

1

01.04

Правда ли что у многоножки сто ног?

Загадки под водой и под землей (5 ч).

27

1

08.04

Как изучают подводный мир.

28

1

15.04

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

29

1

22.04

Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

30

1

29.04

Каково происхождение золотой рыбки?

31

1

06.05

Почему майские жуки забираются в землю?

Растения-рекордсмены (1 ч).

32

1

13.05

Интересные сведения о растениях и их особенностях.

Заключение (1 ч)

33

1

20.05

Что мы узнали и чему научились за год.

Календарно-тематический план

2 класс (34 часа)

Кол-во часов

дата

Тема занятия

Введение (1 ч.)

1

1

06.09

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

2

1

13.09

Кто открыл Австралию?  

3

1

20.09

Существует ли жизнь в Антарктиде?  

4

1

27.09

Как образовались Гавайские острова?

5

1

04.10

Где родина фигового дерева?

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

6

1

08.10

Голубые лягушки.  

7

1

11.10

Когда появились первые рептилии?  

8

1

18.10

Какими были первые рыбы?

9

1

25.10

Как улитка строит свой панцирь?

10

1

08.11

Где живут «карманные динозавры?»

Тайны камней (4 ч).

11

1

15.11

Разнообразие камней.

12

1

22.11

Айсберг.

13

1

29.11

Что такое коралловый остров?

14

1

06.12

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?   Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.)

Загадки растений (5 ч).

15

1

13.12

Растения - путешественники? Что такое эвкалипт?

16

1

20.12

Кактусы.

17

1

27.12

Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

18

1

17.01

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

19

1

24.01

Охрана лекарственных растений.  Почему оливу называют деревом мира?

Эти удивительные животные (3 ч).

20

1

31.01

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.)

21

1

07.02

Выхухоль. Красная книга Нижегородской области области.

22

1

14.02

Разумные дельфины.

Планета насекомых (4 ч).

23

1

21.02

Обладают ли кузнечики слухом?  

24

1

28.02

Почему комар считается злейшим врагом человека?

25

1

07.03

Муравьи и их квартиранты.  

26

1

14.03

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Загадки под водой и под землей (6 ч).

27

1

21.03

Что такое ракушка-прилипала?  

28

1

04.04

Как передвигается осьминог?

29

1

11.04

Что такое насекомоядные растения

30

1

18.04

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

31

1

25.04

Может ли вода течь в гору?  

32

1

16.05

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Животные-рекордсмены (1 ч).

33

1

23.05

Интересные сведения о животных и их особенностях

Заключение (1 ч)

34

1

30.05

Что мы узнали и чему научились за год.

Календарно-тематический план

3 класс (34 часа)

Кол-во часов

дата

Тема занятия

Введение (1 ч.)

1

1

04.09

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

2

1

11.09

Атлантида – сказка или реальность.

3

1

18.09

Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

4

1

25.09

Что такое семь чудес света?

5

1

02.10

Практические работы с картой.

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

6

1

16.10

Что такое ледниковый период?  

7

1

23.10

Как нашли ископаемого мамонта?  

8

1

30.10

Что такое меловые отложения?

9

1

06.11

Голубые киты - миф или реальность?  

10

1

13.11

Что такое сухопутный крокодил?

Тайны камней (4 ч).

11

1

27.11

Дальмены – что это?  

12

1

04.12

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

13

1

11.12

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?  

14

1

18.12

Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Загадки растений (5 ч).

15

1

25.12

Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?  

16

1

08.01

Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?  

17

1

15.01

Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?

18

1

22.01

Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?

19

1

29.01

Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?

Эти удивительные животные (3 ч).

20

1

05.02

Как животные сажают растения?

21

1

12.02

У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?

22

1

19.02

Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке?

Планета насекомых (4 ч).

23

1

05.03

Что делают летом пчёлы?  

24

1

12.03

Какое растение питается насекомыми?

25

1

19.03

Какое растение обманывает мух?

26

1

26.03

Насекомые – вредители.    Опасные насекомые.

Загадки под водой и под землей (6 ч).

27

1

02.04

Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля?  

28

1

09.04

Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?    

29

1

23.04

Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?    

30

1

30.04

Какой лес растёт в море?

 

31

1

07.05

Какая рыба умеет лазить по деревьям?

32

1

14.05

Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?  

Животные-рекордсмены (1 ч).

33

1

21.05

Интересные сведения о животных и их особенностях

Заключение (1 ч)

34

1

28.05

Что мы узнали и чему научились за год.

Список литературы:

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.

Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.

Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.

Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Трофимов Г. Хрестоматия по окружающему миру. М, Академкнига/Учебник 2011г

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ”, 1999

Согласовано                                                          Утверждаю                                                        

Зам. директора по УВР                                         Директор гимназии №184                                      ________________________                                 _____________________                                                           Ю.А. Хилова                                                          Т.А. Куликова                                                                                                            

Программа                          

 внеурочной деятельности                        

   

«Восьмое чудо света»

 

                                                                                       

                                                                                     Учитель: Татаринова О.В.

                                                                                Программа рассчитана

                                                                               на детей 6,5 -10,5 лет.

                                                                                   Срок реализации 4 года