Программа по внеурочной деятельности " Чудо-шашки
рабочая программа (1 класс) по теме

Попова Туяра Юриевна

Программа по общеинтеллектуальной деятельности для 1 класса. В программе описаны цели,эадачи, тематическое планирование внеурочной деятельности "Чудо-шашки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_shashki.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Крест – Хальджайская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Ф.М.Охлопкова»

МР «Томпонский район»

Программа по общеинтеллектуальной деятельности

«Чудо шашки» в 1 классе

Составила: Попова Т.Ю. –

Учительница начальных классов    

                                                     

                                                      2011 год 

Общеинтеллектуальная деятельность «Чудо шашки»

1 ч в неделю

В год 33 ч.

Пояснительная записка

По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других ученых установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль - слово», «мысль - действие». В связи с этим шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями. Опыт работы с детьми свидетельствует , что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интересы ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Идея программы

         Использование игры в шашки для развития  логического мышления детей младшего школьного возраста.

 Назначение программы

Разработка и внедрение образовательно-воспитательной методики первичного (начального) обучения детей младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в русские шашки для развития их логического  мышления.

Актуальность

     Общепризнано, что шашки это не только интеллектуальная спортивная борьба соперников, но и метод и предмет развития интеллектуального мышления человека, особенно ребенка.

Для Республики Саха (Якутия) развитие ранних детских шахмат и шашек еще более актуально в связи с тем, что при суровом северном климате учащиеся младших классов около 70%  своего активного времени в год вынуждены проводить в закрытых помещениях (дома, школе и других местах), затрачивая массу времени на просмотр телепередач, видеофильмов и на компьютерные игры, часть которых вообще вредна для их психического и интеллектуального развития.

Цель

Достижение в КХСОШ массового первичного (начального) обучения детей  младшего школьного возраста теории и практике игры в шашки с целью воспитательного содействия в развитии их интеллектуального мышления и формирования у них зачатков личностного морально-психологического сопротивления к информационному давлению массовой субкультуры современного мира.
 
   
Задачи

Комплектование группы первичного (начального) обучения среди учащихся 1 класса теории и практике игры в шашки.

 Разработка методики первичного (начального) обучения детей  младшего школьного возраста в нашей школе теории и практике игры в шашки.

Разработка методических указаний и положений об ежегодных школьных, кустовых шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов. 

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

Развивающие:

• развитие стремления детей к самостоятельности;

• Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Организационно-методическая работа и мероприятия

по реализации программы

Обсуждение программы составления методики обучения и специального пособия с учетом опыта кандидатом в мастера спорта по шашечной игре, неоднократным призером республики Софроновым К.И. и  педагогом-тренером ДЮСШ имени В.Лебедева.

 Формирование совместно с администрациями КХСОШ и ДЮСШ положений об ежегодных наслежных, кустовых и улусных Шашечных фестивалях среди учащихся начальных классов. Обсуждение программы проведения Шашечных фестивалей  учащихся начальных классов с учетом опыта других шашечных фестивалей, олимпиад  и турниров детей.

Ведение  постоянной разъяснительной работы через средства массовой информации о пользе раннего обучения  детей игре в шашки, информирование населения о спортивных достижениях детей.

Ожидаемый результат

Проведенный опыт работы с детьми будет свидетельствовать, о том, что шашки благотворно влияют на их учебу, расширяют интерес ребят, укрепляют и развивают лучшие качества характера.

Овладение детьми основами шашечной игры, увлечение красотой комбинационных приемов, расширение кругозора относительно истории развития шашек, правил игры, а также специальной психологической подготовки.

Формирование высокого уровня логического мышления у детей младщего школьного возраста.

Примерное планирование «Чудо - шашки»

I четверть (9ч)

                              Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с шашкой.

   1

2

История шашек.

   1

3

Инвентарь для игры в шашки

   1

4

Начальная положение фигур

   1

5

Начальная положение фигур

   1

6

Название и сила фигур

   1

7

Названия и сила фигур

   1

8

Правила шашечной игры

   1

9

Правила шашечной игры

   1

                                       II четверть (7ч)  

 

1

Повторение правил шашечной игры

    1

2

Начало партий: «Городская партия»

    1

3

«Обратная городская партия»

    1

4

«Кол»

    1

5

«Обратный кол»

    1

6

Учебные игры в шашки

    1

7

Учебные игры в шашки

    1

                                                          III четверть

(10ч)

                              Тема

Кол-во часов

1

Повторение правил шашечной игры

   1

2

Учебные игры в шашки

   1

3

Ловушка в начале партии

   1

4

Ловушка в начале партии

   1

5

Первая ловушка

   1

6

Вторая ловушка

   1

7

Третья ловушка

   1

8

Четвертая ловушка

   1

9

Повторение правил.

Учебные игры в шашки

   1

10

Повторение правил.

Учебные игры в шашки

   1

VI четверть (7ч)

                              Тема

Кол-во часов

1

Повторение правил

   1

2

Учебные игры в шашки

   1

3

Шашечное окончание

   1

4

Четыре дамки против одной

   1

5

Шашечное окончание

   1

6

Учебные игры в шашки

   1

7

Учебные игры в шашки

Малый чемпионат в классе.

   1

Рекомендуемая литература

Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.- Киев: Здоровье, 1985.

Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно.  1992.

Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010

Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...