Урок В царстве грибов окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок "В царстве грибов" по окружающему миру в 3 классе по программе А.Плешакова УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 3 класс  УМК  «Школа России»  по программе А.А. Плешакова

Тема «В царстве грибов»

Составила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ Михайловская ООШ

 Щелканова Е.В.

2014 г.

Цели педагогической деятельности: формировать представление о разнообразии царства грибов, расширить представление о значение грибов для человека и для мира природы, повторить правила безопасности при сборе грибов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Узнают строение гриба, научатся различать грибы, наблюдать и сравнивать

  • Овладеть способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности искать средства её осуществления.
  • Освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими  действиями сравнения и анализа.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению, развивать навыки сотрудничества.

Оборудование : презентация, карточки для групповой работы, раздаточный  материал

      Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимодейст-вия

ЭОР

1.Организа-ционный момент

(2 мин)

Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к освоению нового материала

Проверяет готовность учащихся к уроку

-Садитесь, ребята.

Декламируют хором стихи

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

2.Актуали-зация знаний

(4 мин)

Беседа

Задания с выбором ответов (Приложение 1)

-Догадайтесь, о чем идет речь?

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо  светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер с листьями играет,

 Тучка в небе проплывает,

 Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа)

-Какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Вспомните: что отличает живую природу от неживой? Если затрудняетесь ответить, то выполните задание №1 .

-Итак, перечислите признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).

-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства?   (царства)

-Какие царства живой природы можете назвать? Если затрудняетесь ответить, выполните задание №2.

-Итак, какой ваш ответ? (растений, животных, бактерий и грибов).

Отвечают на вопросы,
выполняют тесты с выбором ответа

Подводящий к теме диалог,

работа в парах

3.Постанов-ка учебной задачи

( 3 мин)

Беседа

Презентация

-О каком царстве живой природы мы поговорим сегодня на уроке:

 Я под шапкою цветной

 На ноге стою одной.

 У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (О царстве грибов)

-А что нового мы можем узнать о грибах? (Предположения)

-Итак, тема нашего урока «В царстве

грибов»

Наши учебные задачи:

  • познакомимся со строением грибов;
  • узнаем о значении грибов для природы и жизни человека;
  • научимся различать съедобные и несъедобные грибы;
  • получим возможность узнать, как правильно собирать грибы, чтобы не нанести вред природе.

Определяют тему урока, учебные задачи

Подводящий диалог

Слайд 1

4. Пошаго-вое «открытие новых знаний»       с их последовательным первичным закреплени-ем.(20 мин)

Работа со схемой

Работа с учебником

стр  112

Задание на соответствие

Работа с карточками

(Приложение 2)

Беседа по теме

Физкультминутка

Отчет о поисковом задании

Работа с учебником

Задание с выборов правильного ответа

(Приложение4)

Работа с таблицей

(Приложение 5)

Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами,   скажите мне:

-Какие части гриба вы можете назвать? (шляпка, ножка)

-А что скрыто от глаз под землей? (грибница)

--Что такое грибница? Зачем она нужна? (Предположения)

Точнее можно узнать из учебника (стр. 112) Прочитайте самостоятельно.

-Кто готов ответить? (Ответы ребят)

-Как связаны грибы с деревьями? (Ответы ребят)

-А какие грибы вы знаете?

1.Этот гриб живет под елью,

  Под её огромной тенью,

  Мудрый бородач, старик,

  Житель бора - … (боровик или белый гриб)

2.Под осиной – мужичок,

   На нем  - красный колпачок.(Подосиновик)

3.Под березкой серый гриб

    На одной ноге стоит. (Подберезовик)

4.Под сосной стоят ребятки,

Очень липкие - …(маслятки или сосновики)

Определите: под каким деревом, какой гриб растет?

Проверка: сравнение с образцом на доске.

-Почему у них такие названия?

-А кому грибы нужны ещё и зачем? (Предположения)

Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. А ещё грибы – лекари. Заболевшие лоси лечатся мухоморами.

-Почему у этого гриба такое название? (Предположения)

Этими грибами в народе издавна морили мух в жилищах. Кроме этого грибы – лесные санитары. Они довольно быстро заселяют пни, валежники, перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

 Застигнутые тучкой?  (Опята)

Влез опенок на пенек,

 Простоял один денек.

Низко наклоняется,

 Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

 Они все в корзину - прыг!

Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов внесены в Красную Книгу России и нуждаются в особой охране.

-Расскажите, что вы узнали о редких грибах?

В учебнике на стр.113 есть изображения грибов, занесенных в Красную книгу России

Мы любим ходить в лес за грибами.

-Но какие грибы можно собирать, а какие – нет? (Съедобные и несъедобные)

-Назовите представителей этих групп.

Посмотрите на рисунок стр. 115.

 -Они похожи?

-Как различить съедобные грибы от несъедобных?

-Хотите знать точно? Прочитайте текст на с. 114 и запомните отличия.

-Что же вы узнали? (Ответы ребят)

-Как  правильно собирать грибы?

-Какие правила грибника вы знаете?

Помогите мне правильно составить ПАМЯТКУ ГРИБНИКА

Выберите и наклейте необходимые надписи. Если есть затруднения, пользуйтесь учебником стр. 115-116

Проверим.

-Какие правила выбрали и почему? (Ответы)

-Когда начинается грибная пора? (Ответы ребят)

Давайте посмотрим в таблице КАЛЕНДАРЬ СБОРА ГРИБОВ

-Какие грибы появляются ранней весной?

-Какие грибы собираем последними?

-Какие грибы собираем весь сезон с весны и заканчиваем осенью?

-Какие грибы любите собирать? Когда за ними пойдем в лес?

Ищут  ответы на проблемные вопросы

Отгадывают загадки

Выполняют  задания

Ищут  ответы  на проблемные вопросы

Выполнение физических упражнений

Сообщение- доклад о редких грибах (Приложение3)

Самостоятельная работа с материалом учебника

Решение проблемной ситуации

Ответы на вопросы с помощью данных таблицы

Фронтальная работа

Работа в парах.

Фронтальная работа

Работа в паре

Фронтальная работа

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 3 (продолжение)

Слайд 3 (продолжение)

Слайд 3 (продолжение)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

  Слайд 7

6.Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.(6м)

Работа в тетради с использованием Атласа-определителя и учебника

Откройте тетради с. 66-67. Выполните задания №1(сверьте с учебником) №3, №4 (используйте Атлас-определитель)

Самостоятельная индивидуальная работа со справочной литературой.

7.Включе-ние нового знания в систему знаний и повторение

(7 мин).

 Дидактическая игра

Ну а теперь пойдем в лес по грибы.

Выберите, что для этого нужно. (Даны: ведра, пакеты, корзинки, вилки, ложки, ножи). Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.

( В классе организованы 2 полянки, на них разложены изображения съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)

Взаимопроверка с учителем.

-Что из них приготовите?

Ребята кладут в корзинки изображения съедобных грибов.

Индивидуаль-ная работа

Взаимопровер-ка

8.Итог

(3 мин)

Обобщение

Рефлексия

Домашнее задание

(Приложение 6)

_-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

Справились ли мы с поставленными задачами?

-Что вызвало у вас затруднение?

-Где применить ваши знания?

-Интересно ли было на уроке?

-Что вызвало наибольший интерес?

-Понравилось ли на уроке?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

Учитель выставляет аргументированные отметки.

Уч. с.112-116 прочитать, Т с. 67-68 доделать

В №6 надо сделать сообщение о том, какие еще бывают необычные грибы. Вы можете узнать это из дополнительной литературы, представленной на выставке, а также из Атласа-определителя.

Спасибо за сотрудничество, и на память об уроке вам небольшой подарок памятка-раскраска и Календарь сбора грибов.

Отвечают на вопросы
Обобщают изученный материал

Анализируют свою деятельность на уроке

Дают самооценку

Фронтальная работа

         



Подписи к слайдам:

ПАМЯтка
грибника
Собирай только те грибы, которые хорошо ЗНАЕШЬ
.
Не разрывай грибницу
.
Гриб срезай ножом.
Не надо собирать старые грибы.
В них может быть опасный яд для человека
.
Собирай грибы в лесу, вдали от дорог.
В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ
Познакомимся со строением гриба
Узнаем о значении грибов для природы и жизни человека
Научимся различать съедобные и несъедобные грибы
Получим возможность узнать, как правильно собирать грибы, чтобы не нанести вред природе
Грибы съедобные и
несъедобные
Белый гриб
Опенок осенний
Шампиньон
Желчный гриб
Ложноопенок

кирпично-красный
Бледная поганка
Презентация урока
по курсу
«Окружающий мир»
в 3 классе
УМК «Школа России»
по программе А.А. Плешакова
Тема «В царстве грибов»
Составила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Щелканова
Е.В.
МКОУ Михайловская ООШ
г.Родники, 2014 г.
Редкие грибы
Рогатик
пестиковый
Ведьмино

яйцо
Паутинник
фиолетовый
Трутовик
разветвленный
Гиропорус

синеющий
Решоточник

красный
Грибная
лапша
Дрожалка

оранжевая
Грибная капуста
Гриб-баран
Белый гриб
(боровик
)
Подосиновик
Подберезовик
Маслёнок
(сосновик)
Ель
Сосна
Осина
Береза
Мухомор
Опята
Строение гриба
шляпка
ножка
грибница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В царстве грибов",окружающий мир" 3 класс

Тема урока :"В царстве грибов". К этой презентации есть урок и буклет....

Презентация по окружающему миру "В царстве грибов" для 3 класса.

Презентация предназначена для организации и проведения практической работы на уроке окружающего мира в 3 классе по учебнику А.А. Плешакова и тетради для практических работ № 1 Е.М. Тихомировой (УМК &q...

Тест "Царство грибов" Окружающий мир 3 класс

Тест по теме "Царство грибов" включает в себя 4 основных вопроса 1. Из каких частей состоит гриб?Найди эти части на схеме и подпиши их. 2.Приведи примеры съедобных и несъедобных грибов. 3.Ра...