окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Каргинова Марина (Эльвира) Борисовна

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon окружающий мир251 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к Рабочей программе по окружающему миру

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы

содержания

Характеристика

деятельности учащихся

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата проведения

I четверть (18 ч., из них экс. – 1 ч., проектов - 2)

Земля и человечество (9 ч., из них экс. – 1 ч., проекты - 1)

Введение в изучение родного края (интегр.)(2ч.)

1

Мир глазами астронома.

Организация работы над проектом:  “Всемирное наследие”

1

Вселенная. Солнце и солнечная система. Земля - планета Солнечной системы, общее представление о форме и размерах Земли.

Этапы работы над проектом по окружающему миру.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома.

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.

Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.4-8, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.3, № 3

2

Планеты Солнечной системы.

1

Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи и времен года на Земле.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку.

Различать планеты и их спутники.

Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца.

Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года.

Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.9-15, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.5, № 4, 5, 6

3

Экскурсия в Пулковскую обсерваторию и планетарий.

Звёздное небо - Великая книга Природы.

1

Наблюдение за звёздным небом. Созвездия. Звёзды. Плеяды.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия.

Моделировать изучаемые созвездия.

Определять направление на север по Полярной звезде.

Выполнить задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.16-21, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.8, № 2

4

Мир глазами географа. Пояса Земли.

1

Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки, океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Условия жизни на Земле: свет, тепло.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать глобус и карту полушарий.

Находить условные знаки на карте полушарий.

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.

Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.

Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.22-29, в.1-4, выуч. вывод, с.30-34, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.9, № 3, 4, 5

5

Мир глазами историка.

Введение в изучение родного края.

1

Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять рассказы о мире с точки зрения историка.

Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.

Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.

Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.35-41, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.12, № 2

6

Когда и где?

История – путешествие в глубь времен.

Введение в изучение родного края. 

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.

Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.42-46, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.13, № 2,3

7

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы и ее состояния.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о мире с точки зрения эколога.

Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.

Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды.

Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем в России, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.47-53, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.15, № 2,3

8-9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Презентация проекта: “Всемирное наследие”

2

Охрана памятников истории и культуры. Охрана растительного и животного мира. Правила поведения в природе.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия.

Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги.

Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений.

Извлекать информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.54-62, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.17, № 4, 6, 8, 9, 10

Природа России (10 ч., из них проекты - 1)

Введение в изучение родного края (интегр.)(2ч.)

10

Равнины и горы России.

Введение в изучение родного края.

Организация работы над проектом:  “Где мы были”

1

Россия на физической карте. Формы земной поверхности.

Этапы работы над проектом по окружающему миру.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.

Различать холмистые и плоские равнины.

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.64-70, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.22, № 3, 4, сообщение по теме

11

Моря, озёра и реки России.

Введение в изучение родного края.

1

Водоемы, их разнообразие, использование человеком.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.

Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов.

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.

Работать со взрослыми: готовить материалы для проекта: “Где мы были”.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.72-75, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.22, № 1, 3,4, сообщение по теме

12

Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

1

Связь живой и неживой природы. Растения и животные, их разнообразие. Влияние человека на природу, охрана природы.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.78-85, в.1-6, выуч. вывод,

в Р.т. – с.26, № 5, 6,7, сообщение по теме

13

Тундра.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей тундры и её освещенности солнечными лучами.

Работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках.

Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.72-75, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.22, № 1, 3,4, сообщение по теме

14

Леса России.

Введение в изучение родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу тундры и лесных зон.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных лесных зон, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.98-105, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.32, № 4, 5,8,9, сообщение по теме

15

Лес и человек.

Введение в изучение родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из Красной книги России, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.106-112, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.35, № 3, 4, сообщение по теме

16

Зона степей.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры.

Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках.

Характеризовать зону степей по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.114-121, в.1-6, выуч. вывод,

в Р.т. – с.38, № 6, 9, сообщение по теме

17

Пустыни.

1

Связь живой и неживой природы. Растения и животные, их разнообразие. Влияние человека на природу, охрана природы.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сравнивать общий вид пустыни, описывать пустыню по фотографиям.

Находить и показывать на карте природных зон зону полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания.

Сравнивать природу пустынь с природой степей.

Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения.

Характеризовать зону пустынь по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.122-131, в.1-6, выуч. вывод,

в Р.т. – с.39, № 2, 4,6

18

У Чёрного моря.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте.

Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны.

Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания.

Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.

Характеризовать зону субтропиков по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.132-140, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.42, № 2, 4,6

II четверть (14 ч., из них экс. – 2 ч., проектов - 1)

19

Экологическое равновесие.

Презентация проекта: “Где мы были”

1

Взаимосвязь живой и неживой природы. Влияние жизнедеятельности человека на экологическое равновесие в природе.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о нарушениях человеком экологического равновесия в природе, готовить сообщения.

Работать с плакатом “Красная книга России” в рабочей тетради.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.141-142,

в Р.т. – с.46

Родной край – часть большой страны. (15 ч., из них экс. – 2 ч., проекты - 1)

Введение в изучение родного края (интегр.)(15ч.)

20-21

Наш край.

Введение в изучение родного края.

Организация работы над проектом:  “Природа родного края”

2

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов.

Этапы работы над проектом по окружающему миру.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.

Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.

Оценивать свои достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.144-146,

в Р.т. – с.47, № 1, 2, сообщение по теме

22

Поверхность нашего края.

Введение в изучение родного края.

1

Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.

Обсуждать меры по охране поверхности своего края.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.147-153, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.49, № 3

23

Водоёмы нашего края.

Введение в изучение родного края.

1

Водоёмы родного края (названия, характеристика)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда).

Моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов.

Участвовать в водоохранных мероприятий в городе (селе).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.154-158, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.50, № 2,3

24

Наши подземные богатства.

Введение в изучение родного края.

1

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.

Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, описывать изученное полезное ископаемое по плану, готовить сообщение и представлять его классу.

Сравнивать изученные полезные ископаемые.

Работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.159-170, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.52, № 2

25

Земля-кормилица.

Введение в изучение родного края.

1

Почва, состав почвы. Охрана почв.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах.

Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку.

Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.171-174, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.53, № 1, 4

26-27

Экскурсия в Орлову рощу.

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Введение в изучение родного края.

2

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу.

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.

Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем.

Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.175-182, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.56, № 5, 7,8,9

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Введение в изучение родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу.

Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану.

Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

Составлять памятку “Как вести себя на лугу”.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.182-190, в.1-6, выуч. вывод,

в Р.т. – с.60, № 5, 8,9,10

29-30

Экскурсия к Белому озеру.

Жизнь пресного водоёма.

Введение в изучение родного края.

2

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать  по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме.

Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края.

Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона.

Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану.

Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде.

Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.191-199, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.66, № 5, 6,7,9,10

31

Растениеводство в нашем крае.

Введение в изучение родного края.

1

Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение человека к растениям.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур.

Различать сорта культурных растений (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.201-207, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.69, № 3, 4

32

Незаметные защитники урожая.

Введение в изучение родного края.

1

Роль животных в природе и жизни человека, бережное отношение человека к животным.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.208-213, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.71, № 2, 4, 5

III четверть (20 ч., из них  проектов - 1)

33

Животноводство в нашем крае.

Введение в изучение родного края.

1

Роль животных в природе и жизни человека, бережное отношение человека к животным.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий.

Работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу.

Различать породы домашних животных (на примерах,  характерных для региона).

Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.214-222, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.73

34

Презентация проекта:  “Природа родного края”

Введение в изучение родного края.

1

В процессе презентации проекта учащиеся демонстрируют умения:

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий.

Интервьюировать старших членов семьи, других взрослых.

Готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки).

Готовить тексты сообщений.

Выступать с сообщением в классе.

Оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

Индивидуальный опрос

Страницы всемирной истории. (5 ч., из них проекты - 1)

Введение в изучение родного края (интегр.)(1ч.)

35

Начало истории человечества.

Организация работы над проектом:  “Павел I – император - рыцарь”

1

Исторические эпохи истории человечества. Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира.

Этапы работы над проектом по окружающему миру.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода первобытной истории.

Обсуждать роль огня и приручения животных.

Анализировать иллюстрации учебника.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.4-7, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.4, № 3,4

36

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира.

Находить на карте местоположение древних государств.

Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности.

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.8-14, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.5, № 2,4,5

37

Средние века: время рыцарей и замков.

Презентация проекта:  “Павел I – император - рыцарь”

Введение в изучение родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья.

Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье.

Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов.

Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.15-21, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.7, № 1,3

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Выдающиеся исторические личности разных времен.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Определять по “ленте времени” длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья.

Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени.

Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.22-27, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.9, № 1,3,4

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на “ленте времени” начало Новейшее времени.

Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки.

Характеризовать изменения в политическом устройстве мира.

Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.28-32, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.11, № 2

Страницы истории России. (22 ч., из них экс. – 1 ч., проекты - 2)

Введение в изучение родного края (интегр.)(9ч.)

40

Жизнь древних славян.

Организация работы над проектом:  “Святой благоверный князь Александр Невский”

1

История Отечества. отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Анализировать карту расселения племён древних славян.

Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени.

Характеризовать верования древних славян.

Моделировать древнеславянское жилище.

Составлять план рассказа на материале учебника.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.34-39, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.13, № 1,3

41

Во времена Древней Руси.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте Древней Руси путь из “варяг в греки” и расширение территории государства в IX-XI веках.

Характеризовать систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси.

Отмечать по “ленте времени” дату Крещения Руси.

Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения.

Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.40-45, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.15, № 1, 4,5

42

Страна городов.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке.

Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси.

Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот.

Развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев.

Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.46-54, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.17, № 2, 3

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

История возникновения письменности на Руси. Кирилл и Мефодий. “Повесть временных лет”

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси.

Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки.

Выявлять роль летописей для изучения истории России.

Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными.

Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.55-58, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.18, № 2, 3

44

Трудные времена на русской земле.

Введение в изучение родного края.

Презентация проекта:  “Святой благоверный князь Александр Невский”

1

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий).

Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь.

Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов.

Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника.

Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками.

По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей.

Высказывать  своё отношение к личности Александра Невского.

Работать с терминологическим словариком.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.59-64, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.21, № 2, 3,4

45

Русь расправляет крылья.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты.

Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы.

Обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.65-69, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.23, № 2, 3

46

Куликовская битва.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск.

Составлять план рассказа о Куликовской битве.

Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы.

Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского.

Рассказывать о поединках богатырей.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.70-74, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.24, № 2, 4

47

Иван Третий.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды.

Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы.

Обсуждать значение освобождения от монгольского ига.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.75-79, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.27, № 1, 3,5

48

Мастера печатных дел.

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России.

На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников.

Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям.

Работать с терминологическим словариком.

Развивать воображение, “обучая грамоте” учеников XVII века.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.82-86, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.29, № 2, 4

49

Патриоты России.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

Отмечать на “ленте времени” год освобождения Москвы.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Работать с терминологическим словариком.

Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения.

Осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.87-91, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.31, № 2, 4,5

50-52

Экскурсия в Петропавловскую крепость.

Пётр Великий.

Введение в изучение родного края.

2

Выдающиеся люди разных эпох.

Города России. Санкт-Петербург.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим.

Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей.

Находить на карте приобретения города, основанные Петром I.

Высказывать свое отношение к личности Петра Великого.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.92-100, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.34, № 3, 4,5

53

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове.

Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву.

Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры.

Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета.

Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В.Ломоносова.

Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.101-104, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.37, № 1, 2

54

Екатерина Великая.

Введение в изучение родного края.

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая.

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Сравнивать положение разных слоев российского общества.

Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва.

Прослеживать по карте рост территории государства.

Рассказывать по учебнику о Ф.Ф.Ушакове и А.В.Суворове.

Извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве и других городах России в XVIII веке.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.105-111, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.39, № 3, 4

VI четверть (18 ч., из них экс. – 1 ч., проектов - 1)

55-56

Отечественная война 1812 года.

Организация работы над проектом:  “Великие победы России”

2

Выдающиеся люди разных эпох.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении.

Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года.

Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради)

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.112-119, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.41, № 3, 5,6

57

Страницы истории XIX века.

Введение в изучение родного края.

1

Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами “Декабристы”, “Освобождение крестьян”, “Петербург и Москва” изучать текст учебника, выполнять задания из Рабочей тетради, готовить сообщения и презентовать их на уроке.

Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль.

Сопоставлять исторические источники.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.122-126, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.43, № 1, 3

58

Россия вступает в XX век.

Введение в изучение родного края.

1

Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций.

Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.

Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.127-133, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.48, № 4, 5

59

Страницы истории 1920-1930-х годов.

Введение в изучение родного края.

1

Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают.

Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро.

Прослушивать в записях песни 1930-х годов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.136-139, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.49, № 2, 3

60-61

Великая война и великая Победа.

Введение в изучение родного края.

Презентация проекта:  “Великие победы России”

2

Государственные праздники (День Победы)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их.

Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны.

Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.

Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу.

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе.

Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году.

Готовить праздник ко Дню Победы.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.140-146, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.51, № 2, 3

62

Страна, открывшая путь в космос.

1

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года.

Прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина.

Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему.

Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.140-146, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.53, № 1, 2

Современная Россия (6ч., из них проекты – 1)

Введение в изучение родного края (интегр.)(6ч.)

63

Основной закон России и права человека.

Организация работы над проектом:  “Я - гражданин России”

1

Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка.

Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Фронтальный опрос

с.156-159, в.1-2, выуч. вывод,

в Р.т. – с.57, № 1, 2,4

64

“Дети имеют право на особую заботу и помощь”

Введение в изучение родного края.

1

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.160-163, в.1, выуч. вывод,

в Р.т. – с.59, № 1, 2,3

65

Мы – граждане России.

Введение в изучение родного края.

1

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.

Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства.

Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.164-167, в.1-4, выуч. вывод,

в Р.т. – с.60, № 2, 3,4,5

66

Славные символы России.

Введение в изучение родного края.

1

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать гимн России от гимнов других государств.

Обсуждать, зачем государству нужны символы.

Моделировать символы своего класса, семьи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.168-174, в.1-5, выуч. вывод,

в Р.т. – с.62, № 1, 2

67

Такие разные праздники.

Введение в изучение родного края.

1

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Международный женский день)

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина.

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся.

Рассказывать о своих любимых праздниках.

Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.175-179, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.64, № 1, 3

68-69

Путешествие по России.

Введение в изучение родного края.

Презентация проекта:  “Я - гражданин России”

2

Города России. Москва - столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры.

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику.

Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Индивидуальный опрос (устный)

Тестирование

с.180-205, в.1-3, выуч. вывод,

в Р.т. – с.66, № 2, 3,5,6

Итоговое повторение (1ч.)

70

Обобщающий урок по курсу “Окружающий мир”

1

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...