Конспект урока окружающего мира во 2 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова ) "Как заставить шишку закрыться?". Практическая работа с исследовательской деятельностью.
опыты и эксперименты по окружающему миру (2 класс) на тему

Густова Светлана Борисовна

Учащиеся во время урока наблюдают за влиянием разных условий на процесс закрытия и открытия чешуек у сосновых шишек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Как заставить шишку закрыться?» 2 класс

Цель :  Провести исследование для определения условий, при  которых закрываются чешуйки у шишки.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация, сосновые шишки, фен или вентилятор, настольная лампа,тарелочки с водой, термометр;

У детей - фломастеры, листы бумаги для изображения результатов экспериментов.

Ход урока:

1.Фаза «Вызов» 

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

Блиц-опрос  :

  • Это красивое хвойное дерево с очень колючими иголочками. Приходит к нам на новогодний праздник _ель
  • Это невысокое лиственное  дерево , осенью на нем созревают ярко-красные ягоды. Которые любят птицы  - рябина
  • Стройное лиственное дерево, кора зеленоватого цвета, листочки круглые. Постоянно дрожат на ветру – осина
  • У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви – только на макушке. –сосна

На какие группы делятся деревья?

Отгадайте загадку:

На высоких стройных соснах

 Дружно прячутся в иголках.

 Любят белочка и клёст ими лакомиться.

 Прост мой вопрос для вас детишки:

- Что они едят все? – шишки

2.Фаза «Осмысление»  

Перед вами сосновые шишки. Разделите их на группы. (открытые,  закрытые, …)

Что заставило шишки закрыть или раскрыть чешуйки? (мы пока не знаем)предположения детей фиксируются на доске (тепло-холодно, старые – новые шишки, созрели-нет, утро-вечер?...)

Давайте проведем исследование. Исследование что это такое? Кто такой исследователь?

Исследователям нужны приборы. Какие приборы нам понадобятся?

Работа со схемой:  Соединить стрелочками  нужную пару.

Термометр--------------(температура)

Часы----------------------(время)

Гигрометр---------------?

Что такое гигрометр      (для чего нужен гигрометр)? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока.

3.Фаза «Исследование»

Чтобы ответить на вопрос,  предлагаю провести исследование (эксперимент).

Каждая группа получает задание. Время работы-5 минут. Затем представление результатов.

1 группа - опустить одни шишки в теплую, а другие в холодную воду, провести наблюдение, сделать вывод, результат изобразить на схеме.  

2 группа- побрызгать на одни шишки из распылителя,а  другие оставить сухими.Провести наблюдение , сделать вывод, результат нарисовать схематично.

3 группа- направить струю воздуха на шишки, наблюдать за изменениями.Сделать вывод. Нарисовать схему.

4 группа- включить настольную лампу. Положить шишки под настольную лампу. Наблюдать.Сделать вывод. Изобразить на схеме.

5 группа-Найти дополнительный материал о сосновых шишках, о сосне. Приготовиться рассказать.

Представить рассказ о проведенных исследованиях с шишками. Проверить работу гигрометра .

4.Фаза «Рефлексия» Как же заставить шишку закрыться? (нужна влага для закрытия шишек). Это свойство шишек используют в гигрометрах.  Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха.