Тема урока: Природа. Вводный урок
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Дорофеева Наталья Вячеславовна

Класс: 3

Цель: расширить представления детей о природе.

Задачи: - актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

               - расширить кругозор учащихся по теме (4 царства природы, бактерии, значение) путем создания условий для осознания и усвоения нового для детей материала;

              - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

              - способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

              - стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

              - повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

              - способствовать формированию коммуникативных навыков;

              - создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_om_3_klass.doc115.5 КБ
Файл urok_om_3_klass.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Природа. Вводный урок

Класс: 3

Цель: расширить представления детей о природе.

Задачи: - актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

               - расширить кругозор учащихся по теме (4 царства природы, бактерии, значение) путем создания условий для осознания и усвоения нового для детей материала;

              - способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

              - способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

              - стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

              - повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

              - способствовать формированию коммуникативных навыков;

              - создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-исследование.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Этап

Ход урока

слайд

1. Орг.момент: введение в раздел, тему урока.

- Сегодня у нас первый после лета урок окружающего мира. Посмотрите на экран. Вдумайтесь в вопрос целого раздела.

- Кто хочет ответить? (свободные высказывания детей)

- Вы высказали свои предположения, и многие из вас смогли определить то, о чем мы будем говорить несколько уроков. А теперь внимательно смотрите на иллюстрации и слушайте стихотворение. Если вы сможете хором закончить стихотворение, то и назовете тему урока.

Прослушивание (читает автор презентации):

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы,

Звери

И леса,

Гром, туманы

И роса.

Человек и время года-

Это  всё вокруг … (природа)

- Молодцы! Тема нашего урока: «Природа».

1

2-14

2. Актуализация знаний, постановка целей уроков

- Что в стихотворении и фотографиях указало вам на это? (перечисление «Цепочкой» того, что запомнили, и сверка с экраном «Чего не хватает»)

- Рассмотрите предметы на экране и выберите те, что не подходят к теме нашего урока. (Портфель, микроскоп, кубик, нитки – всё, что сделано руками человека.)

Дети называют, учитель нажимает на картинку. Если предмет исчезает, то ученик объясняет сам; если нет, то объяснение дают другие.

* Можно предложить это задание для парной работы. Ответ даёт первая (последняя) закончившая пара.

- Какой предмет вызвал у нас сомнение? (дрожжи)

- Встаньте те, кто считает, что это то, что создано руками человека.

Дети встают.

- Объяснитесь. (Изготавливают на фабрике, упаковывают…)

- А почему вы не встали? (объяснения детей, возможно).

- Кто сформулирует проблему? (Являются ли дрожжи частью природы и, если да, то куда их можно отнести?)

- Решая эту проблему, мы должны будем познакомиться с разнообразием природы и её классификацией…

Рассмотрим взаимосвязи в природе…

Определим значение природы для нас, людей.

- 3 пункта плана – 3 колонки. Назовем первую группу исследователей – «Разнообразие», вторую – «Связи», а третью – «Значение». Предлагаю каждому из вас начать заполнять свой «дневник исследователя». Положите перед собой таблицу своей группы:

1 колонка

РАЗНООБРАЗИЕ природы и её классификация

Что я знаю?

Что я узнал нового?

2 колонка

СВЯЗИ в природе

Что я знаю?

Что я узнал нового?

3 колонка

ЗНАЧЕНИЕ природы для человека

Что я знаю?

Что я узнал нового?

- Прочитайте свою тему. За 3 мин напишите в левой графе то, что вы знаете по этой теме. Пишите кратко, понятно, можно отдельными словами и словосочетаниями.

Самостоятельная работа учащихся.

- Отложите пока в сторону свой «Дневник исследователя» те, кто работает в группе «Связи» и «Значение».  К нему вы тоже вернётесь!

клик

15

Триггеры!

нажать на вопрос - 21

нажать на кнопку - 15

нажать на кнопку

 - 16

Клик

Клик

Клик

3.Работа по теме урока.

3.1. Разнообразие природы и её классификация.

- Послушаем главных исследователей первого вопроса. Что вы записали о разнообразии природы и о том, какая она бывает. Старайтесь не повторяться.

Выслушивается мнение детей группы «Разнообразие».

- Что скажут слушатели? Со всем ли вы согласны? Что можете дополнить?

- На какие же 2 группы условно можно разделить всю природу? (Дети 2 и 3 группы: живая и неживая)

- Что на слайде куда отнесем? (справа наверху – неживая, слева внизу – живая).

- Как отличить живую часть природы от неживой? Чтобы вы смогли быстро ответить на этот вопрос, авторы учебника подготовили для вас подсказки. Откройте тетради на 3 странице и выполните задание1.

Самостоятельная работа, обсуждение-сравнение в парах, один ученик зачитывает ответ, объясняется (по картинкам) только те моменты, которые вызвали вопросы у детей (разные по сути ответы в парах!)

- Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «БИОС» - жизнь, «ЛОГОС» - … (наука). Всё живое ученые биологи делят на 4 царства. Еще раз посмотрите на тех представителей, которых вы отнесли к живой природе, и попробуйте назвать эти царства. (растения, животные, грибы)

- А что же за 4 царство?

- Что это??? Хотите узнать? Но только договоримся. Стараемся не просто слушать и смотреть, а запоминать и понимать. После того, как вы узнаете, что за четвертое царство выделяют биологи, главные исследователи заполнят свой «Дневник исследователей», а слушатели в это время подумают над нашей главной проблемой – дрожжи.

Просмотр презентации «Бактерии» - 1 мин 25 сек

- Как же называется 4 царство? (бактерии)

- Запишите названия четырех царств в тетради, задание 2

Экран выключить!

- Проверьте.

Экран включить!

- Почему грибы, бактерии, растения и животных относят к живой природе?

Дети перечисляют признаки.

Учащиеся группы «Разнообразие» заполняют 2 часть таблицы, учащиеся других групп обдумывают ответ.

- Что же нового вы узнали о разнообразии и классификации природы?

Отвечают дети.

- Какой вывод можно сделать из всего, что вы рассказали? (о разнообразии)

- Могут ли слушатели ответить на наш проблемный вопрос: являются ли дрожжи частью живой природы, и, если да, то куда их можно отнести???

- Ничего, попробуем найти ответ, исследуя дальше. Но сначала отдохнем.

Физминутка под музыку с движениями.

Нажать на 1 пункт плана –17,

клик, клик

Клик, клик, клик

клик

Нажать на картинку «бактерии»

Клик

Клик

Нажать на кнопку

-16

клик

нажать на вопрос - 21

нажать на кнопку - 16

Нажать на микрофон.

  1. Связи в природе

- Послушаем главных исследователей 2 вопроса. Что вы можете рассказать о связи в природе? Старайтесь не повторять своих товарищей.

Устные выступления учащихся группы «Связи».

- Кто из слушателей может что-то дополнить?

*Если видно, что данный материал детьми усвоен достаточно, то можно и не переходить на слайд 18! А записи в «Дневниках исследователей» 2 группы отметить, как известный факт.

- Что стоит на берегу реки? (береза)

- Что нужно берёзе, чтобы жить? (свет, воздух, вода)

- Частью чего являются воздух, солнце, вода? (неживой)

- А берёза? (живой)

- О какой  связи можно сказать? (о связи живой и неживой природы)

- Какие грибы растут под берёзкой? (подберёзовики)

- Если немного раскопать почву, то можно увидеть тоненькие нити, которые отходят от ножки гриба – это грибница. Она связана с корнями деревьев, оплетает их и получает от дерева питательные вещества.

- Какие животные питаются грибами? (белка)

- Частью чего являются грибы, белка и берёза? (живой)

- Какой вывод можем сделать? (внутри живой природы всё связано)

- Правильно, например, грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворенными в ней солями.

- Приведите свой пример связи в природе.

Работа в четверках (по две парты). Прослушивание только тех примеров, которые отметили другие члены четверки, т.е. интересные, необычные примеры.

- Пока главные исследователи 2 вопроса внесут записи во вторую часть таблицы, остальные еще раз подумают: могут ли новые знания о связи в природе помочь ответить на проблемный вопрос?

Учащиеся группы «Связи» заполняют 2 часть таблицы, учащиеся групп «Разнообразие» и «Значение» обдумывают ответ.

- Что же нового вы узнали о связи в природе? А слушатели?

- Какой вывод можно сделать?

- Смог ли кто-то из вас найти ответ на наш проблемный вопрос?

- Ничего, попробуем найти ответ, исследуя дальше. Но сначала отдохнем.

Физминутка под музыку с движениями.

Нажать на 2 пункт плана – переход на 18

Клик

Клик

клик

клик

Клик

Нажать на кнопку

-16

Клик

нажать на вопрос - 21

нажать на кнопку - 16

Нажать на микрофон.

  1. Значение природы для человека.

- Группа «Значение»! Какой у нас остался вопрос?

- Для того, чтобы ответить на последний вопрос урока, каждый сначала заполнит схему так, как сможет. Работу выполняйте карандашом. Главные исследователи этого вопроса могут пользоваться своими записями из «Дневника исследователя». Время – минута!

Самостоятельная работа по заполнению схемы.

- Что является нашим помощником на уроках окружающего мира? (учебник)

- Сейчас вам предстоит самостоятельно прочитать небольшой текст в учебнике с карандашом в руках. Так, как это делают настоящие ученые. Если в тексте встретятся мысли, которые вам уже давно знакомы, то около этой строчки вы ставите галочку «V». Если вы вычитаете что-то новое, то отметьте эту строчку знаком сложения  «+». После того, как вы прочитаете таким образом весь текст, сравните его с тем, как вы заполнили таблицу, внесите изменения. Помните, что одну и ту же мысль можно сказать по-разному. Особенно обратите внимание на то, что вы пометили значком «+». Тот, кто закончит исправление схемы, поднимите руку.

Самостоятельная работа по проработке текста и перезаполнению схемы.

Обсуждение схемы, наглядное изображение на экране:

  1. Ученик предлагает название в табличке, выслушиваются возражения других учащихся.
  2. Учитель нажимает на нужный свиток.
  3. *Дети приводят примеры из учебника или по собственному жизненному опыту.
  4. *Учитель дополняет примерами:

Красота – вспомнить иллюстрации в начале урока, обсудить, что особенно понравилось. Можно спросить у детей любимое время года.

Доброта – какие чувства вызывает бродячая собака, кошка? Что мы делаем для птиц зимой и ранней весной, почему?

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку…

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Познание – Осень. Увядают желтые листья. Только не хочется деревьям с листьями расставаться. А ветер крепчает, наровит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?...

Проведем опыт: возьмите лист бумаги за края и поднимите его. Что произошло? (лист согнулся) А теперь сверните из листа тугую трубочку. Попробуйте её согнуть. Получается легко? (нет) Вот почему и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. Задумался. И придумал мост через реку в виде такой трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Какой мост получился? Что помогло додуматься? Природа, как книга, которую нельзя прочитать до конца и которая дает человеку новые идеи.

- Отложите схемы в сторону, переверните их. Главные исследователи третьего вопроса заполняют вторую часть «Дневника исследователя», а остальные выполняют задание 6 на стр.5.

Самостоятельная работа в тетрадях и «Дневниках».

Проверка работы в тетради (один ученик читает предложения в нужном порядке).

- Почему в тетради стрелки тянутся от табличек?

- Какой же вывод можно сделать?

- Какое предложение может охарактеризовать дрожжи??

Нажать на 3 пункт плана – переход  на 19.

клик

Клик- 20

Триггеры!

Клик

Нажать на кнопку

-16

клик

нажать на вопрос - 21

нажать на кнопку - 16

4.  Закрепление знаний.

- Смогли ли мы справиться с проблемой, которую поставили перед собой в начале урока? (нет)

- Почему? (не хватает знаний)

- Неужели урок прошел зря?

Обсуждение ценности урока.

- Каждый из вас делал свои записи в «Дневниках исследователя». Возьмите эти записи в руки и найдите себе товарищей из других групп. В каждой компании должно быть 3 участника.

Самостоятельное объединение в мини-группы.

- Попробуйте вспомнить всё, что нового вы узнали сегодня на уроке и запишите небольшой рассказ об этом.

Самостоятельная работа групп.

*Чтение своих работ перед классом.

  1. Итог урока, домашнее задание.

- Как же быть с проблемой о дрожжах? (предложения детей)

- Прочитайте слова великого исследователя Пьера Симона Лапласа.

Дети читают с экрана.

- Как вы поняли его мысль? (свободные высказывания детей)

- Нам с вами предстоит еще многое узнать, а урок подходит к концу. Я составила для вас домашнее задание. Задание, помеченное звездочкой, можно выбрать (одно из всех предложенных).

22

23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК УСТРОЕН МИР? 3 класс

Слайд 14

ПРИРОДА

Слайд 15

?

Слайд 16

ПРИРОДА Природа удивительно разнообразна. В природе всё взаимосвязано. Люди не могут жить без природы. Значение природы д ля человека Связи в природе Разнообразие природы и её классификация ?

Слайд 17

НЕЖИВАЯ ЖИВАЯ ПРИРОДА РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ БАКТЕРИИ ДЫШАТ ПИТАЮТСЯ РАСТУТ РАЗВИВАЮТСЯ ПРИНОСЯТ ПОТОМСТВО УМИРАЮТ

Слайд 18

неживая живая живая

Слайд 19

+ новое Учимся читать текст V знаю Учебник стр.6, второй и третий абзац.

Слайд 20

ПРИРОДА- ИСТОЧНИК ВОЗДУХА, ПИЩИ, ВОДЫ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЯ КРАСОТЫ ДОБРОТЫ ПОЗНАНИЯ

Слайд 21

Являются ли дрожжи частью природы? Если да, то куда их можно отнести?

Слайд 22

То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего мы не знаем, – бесконечно. Пьер Симон Лаплас (1749-1827) ф р. математик, физик, астроном

Слайд 23

Домашнее задание Учебник стр.4-9, вывод наизусть с.7, рубрики: «Подумай» с.6 №1,2; «Проверь себя» с.7; «Задания» №1 с.8. – запись определения в тетради на с.68 Тетрадь с.4 *По выбору: Задание №2 с.2 о том, что знаешь о природе. Пересказ с подготовкой «Кто такие микробы» учебник с.8-9. Решение проблемы урока – письменно (доказательства) с указанием источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет Информатика Урок №1: Вводный урок. Алгоритм (делай - раз, делай - два).

Данный урок представляет собой урок изучения нового материала. На протяжении всего урока учитель обеспечивает мотивацию изучения данной тем...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с новым разделом; развивать речь, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской с...

презентация для учителей начальных классов по теме "Охрана природы "-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

Презентация для учителей начальных классов,можно использовать на уроках окружающего мира....

Урок русского языка 3 класс."Обобщение и повторение по теме имя прилагательное"Паспорт урока. Технологическая карта урока.

Урок русского языка был проведен по окончанию  изучения темы "Имя прилагательное".Был составлен кластер по изученной теме. К уроку прилагаетс видео съемка урока....