"Снег и лёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Паневникова Светлана Васильевна

Проект урока окружающего мира в 3 классе специальной коррекционной школы II вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sneg_i_lyod.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Снег и лёд»

Цель:  формировать представление детей о некоторых физических

            свойствах снега и льда.

Задачи:

-расширять знания детей о свойствах снега и льда путём поиска новых знаний через различные ресурсы

-обогащать и активизировать словарный запас по теме, развивать монологическую и диалогическую речь детей

-закрепить знание детей об изменениях в неживой природе зимой

-развивать слухо - зрительное восприятие, познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения;

-совершенствовать умение вести диалог: вопрос-ответ в утвердительной и отрицающей форме.

-развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение

-способствовать воспитанию познавательной активности, наблюдательности, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: речевой материал, снег, лёд, снежинки, снеговик, полоски цветной бумаги, презентация, проектор.

Словарь: снег, лёд, прозрачный, непрозрачный, хрупкий, белый, бесцветный, тает, замерзает, скрипит, блестит, снежинки, снеговик, снежки.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: индивидуальный опрос, поиск новых знаний, наблюдение, сравнение, практическая работа, сопряжённая и отражённое проговаривание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (за экраном)

- Поздоровайтесь с гостями.

-Ребята, какое время года за окном? (зима)

-Верно. Зимой так мало солнышка, а мне хочется, чтобы оно чаще заглядывало к нам в класс, радовало своими лучиками! Давайте будем заниматься хорошо, слушать учителя. Правильно отвечать и выполнять задания, и оно обязательно к нам будет заглядывать. Улыбнитесь друг другу, посмотрите на доску, как вы думаете, что это? (солнышко) на доске солнышко за тучками

Только вот лучиков у него нет. Наверно спрятались за тучу. Давайте попробуем разогнать тучи и увидим лучики солнца…

Фонетическая зарядка слайд1

- Какие дежурные звуки?

- Говорите правильно.

ж-з

жны-зна    снежные морозная

сне.ная          лу.и

про.рачный   лёд

моро.ные       .има

.амёр.ли        у.оры

(появился лучик)

- Какой будет урок?

(Будет урок окружающего мира)

  1. Обобщение наблюдений за природой.

Игра «верно-неверно»

- На улице весна? (нет, на улице зима)

-Сегодня мороз? (да)

-Вода на реке замерзла? (да)

-Дует сильный ветер? (нет)

-Птицы прилетают? (нет, птицы улетели на юг)

-Деревья стоят голые? (да)

-На земле растут грибы? (нет, на земле лежит снег)

Молодцы! (появился ещё лучик)

Будем работать с календарём природы.

(маленький учитель)

-О погоде расскажет Коля ( Сегодня погода хорошая. Светит солнце. Небо голубое. На улице морозно. Ветра нет. На земле лежит снег) (лучик заработал Коля)

-Сравните погоду сегодня и вчера. Настя.(Вчера погода была тёплая,а сегодня нет. Вчера небо было серое и сегодня серое. Вчера не было солнца, а сегодня есть. Вчера дул ветер, а сегодня нет) (лучик заработала Настя)

Будем разговаривать друг с другом, а Вика отметит погоду в календаре природы.

( Никита и Рената)

-…, какой сейчас месяц?

-сейчас декабрь.

-…, в декабре бывает снегопад?

- да.

( Ксюша и С.В.)

- …, вы любите зиму?

- да.

-почему?

-потому что зимой можно кататься на лыжах, а ты любишь зиму?

-да

-почему?

(я хочу задать вопрос Антону)

-…, какая сегодня температура на улице?

- сегодня… ( лучик заработали все ребята)

Послушайте загадку:  слайд 2

Снег на полях,

Лёд на реках,

Иней сверкает

Когда это бывает?   (Зимой)(лучик)

- Как вы думаете, про что будем говорить?

-про снег и лёд

  1. Сообщение темы урока.

- Что это? (показ снега и льда)

(Это снег. Это лёд)

- Тема урока: «Снег и лёд»  слайд3

  1.  Изучение нового

1. Практическая работа

   - Будем сравнивать снег и лёд.  слайд 4

Опыт 1. (подставляя полоски цветной бумаги)

- Какого цвета снег? (белый)

- Какого цвета лёд? (бесцветный)

Опыт 2. (подставляем полоски)

- Что это? (снежинки)

- Положите снежинку под лёд.

- Видно снежинку? (да)

- Какой лёд? (лёд прозрачный)

- Положите снежинку под снег.

- Видно снежинку? (нет)

- Снег прозрачный? (снег непрозрачный)

Опыт 3.

- Возьмите снег в руку – сожмите.

- Возьмите лёд в руку – сожмите.

- Воткните карандаш в снег (в лёд).

- Какой снег – мягкий, твёрдый?

- Снег - мягкий. Лёд – твёрдый.

Опыт 4. (ставим на батарею блюдце с кусочками снега и льда)

- Возьмите в руку снег (лёд). Подержите.

- Что это? (Вода)

- Где снег (лёд)? (растаял)

(рассматриваем блюдце с батареи)

- Что произошло?

- Снег (лёд) от тепла тает. (лучик)

- Можно пить эту воду? (Нет)

Почему? (потому что вода грязная, много микробов)

- Снег, лёд можно кушать? (Нет) Почему? (ответы детей) (лучик)

Вывод:            Снег                                                        Лёд

(на доске)       белый                                                 бесцветный

                        непрозрачный                                   прозрачный

                        мягкий                                               твёрдый

                        тает                                                    тает

- Что мы делали?

(Мы сравнивали снег и лёд) (лучик)

Физминутка (музыкальная) слайды5-10

Прочитаем стихи    слайды11-12  (лучики)

Снег летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый и мохнатый

И на солнышке блестит.

Он скрипучий под ногами

И приятно холодит.

Гладкий, скользкий чистый лёд!

Слёзы льёт, кто упадёт.

Почему никто не радуется?

Ведь отлично всем нам падается!

-Выберите и назовите свойства снега и льда (дети называют и отмечают)

-Ребята, у вас было д/з найти в библиотеке и приготовить стихи про снег и лёд. Кто хочет рассказать? слайды 13-16

Дети рассказывают стихи, загадывают загадки (лучики)

-Ребята, а вы знаете из чего состоит снег?

-Вы помните, в прошлом году наши ребята участвовали в конкурсе проектов. Они много узнали про снежинки и хотят с нами поделиться.

Настя – стих,  рассказ о том, что такое снег, где рождаются снежинки, какие они бывают слайды17-19 (лучик)

  1. Закрепление

- Будем играть. Игра  «Да – Нет».

1. Лёд прозрачный? (да)

2. Снег бесцветный? (нет)

3. Снег мягкий? (да)

4. Лёд твёрдый? (да)

5. Лёд белый? (нет)

6. Снег белый? (да)

7. Лёд тает? (да)

8. Снег тает? (да)

- Что мы делали?

(Мы играли) (лучик)

  1. Итог урока. Оценка деятельности       слайд 20

- Что мы делали?

(Мы отвечали на вопросы, отгадывали загадку, сравнивали снег и лёд, писали, играли)

- … как ты сегодня работал(а)?

-Говорили правильно ....

- Активно работали на уроке...

Посмотрите, ребята. Солнышко наше засияло…слайд 21

  1. Домашнее задание

Показываю картинку слайд 22

- Что делают дети?

(лепят снеговика)

- Д/з: выучить свойства снега и льда, на прогулке слепить снеговика и нарисовать    его в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Н. Рубцов "Первый снег"

Презентация создана по стихотворению Н.Рубцова "Певый снег" Можно вставить музыку П.И. Чайковского "Декабрь"...

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Урок литературного слушания в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".                 А.Блок. «Снег да снег»...

Стихи о родной природе. А.Блок. «Снег да снег»

Методическая разработка урока по литературному слушанию в 1 классе по теме: "Стихи о родной природе".  А.Блок. «Снег да снег»....

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...