Урок по окружающему миру "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Меньшакова Евгения Валерьевна

Цели

 

Формирование представления у учащихся об образовании снега и льда и их свойств, через организацию различных видов деятельности.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Свойства снега (белый, непрозрачный, рыхлый) и льда (бесцветный, прозрачный, хрупкий).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_berutsya_sneg_i_lyod.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» (УМК «Школа России») 1 класс.

Цель: формирование представления у учащихся об образовании снега и льда и их свойств, через организацию различных видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные умения:

-  формирование интереса (мотивации) к учению, осознание успешности в освоении темы;

- проявлять эмоционально-ценнностное отношение к окружающему миру.

Познавательные:

- объяснять различия и сходства снега и льда;

- устанавливать взаимосвязи между понятиями снег, лёд, вода;

- объяснение способов образования снега и льда.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

- соотносить образец с учебным действием.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата;

- отвечать на вопросы учителя;

- высказывать своё мнение с использованием изученных терминов и  понятий.

Предметные умения:

- знать признаки зимы;

- понимать взаимосвязь между снегом, льдом и водой;

- уметь  рассказывать о способах образовании снега и льда, и об их свойствах.

Оборудование:

- снег, лёд;

- колбочки;

- пластиковые контейнеры, ложечки, тарелочки;

- прозрачные стаканчики, пластиковые цветные тарелки;

- учебники, рабочие тетради.

1. Орг. момент

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости! Повернитесь, пожалуйста, к гостям и поздоровайтесь с ними.  

2. Объявление темы и целей урока.

- Я приготовила для вас сюрприз – отрывок из всеми вами любимого мультфильма.

СЛАЙД 1 (отрывок из мультфильма «Фиксики»)

- Ребята, вспомните, в каком месяце мы уехали в лагерь? (в ноябре)

- А какое это время года? (осень)

- А вернулись в каком месяце? (в декабре)

- Какое это время года? (зима)

- Перечислите признаки зимы. (день короче, ночь длиннее, выпадение осадков в виде снега, понижение температуры).

- Рассмотрите фотографии из нашего путешествия и найдите главное отличие.

СЛАЙД 2. 2 фотографии: осень, зима)

- У каждого из нас своё представление зимы. Но для большинства людей, зима – это время года, когда холодно и лежит снег.

- Посмотрите в окно, есть ли у нас снег? (Нет)

- Такая зима называется календарной. Начинается она с 1 декабря.

- А признаками фенологической зимы являются: низкая температура, обилие снегопадов.

- А знаете ли вы, откуда берётся снег и как он образуется? (Нет)

- Кто догадался, какая тема урока? СЛАЙД

- Давайте хором прочитаем тему урока. (Откуда берутся снег и лёд)

3. Новый материал.

- Это секретная лаборатория снега.

- Хотите побывать в лаборатории снега?

- Я предлагаю стать вам маленькими человечками – Фиксиками. Только Тсссс…

СЛАЙД

- Фиксики помогут нам исследовать свойства снега и узнать откуда берётся снег и лёд.

- Сегодня на уроке мы будем проводить опыты и для того, чтобы зафиксировать полученный результаты, попросим Фиксика - Соню стать нашим фотокорреспондентом.

- Сонечка, возьми, пожалуйста, фотоаппарат и пройди в свою лабораторию.

- Но и Соня должна участвовать в исследованиях.  

- Итак, мои маленькие исследователи Фиксики, вы готовы приступать к работе?

- У вас на партах оборудована маленькая секретная лаборатория: волшебный чемоданчик, синяя тарелочка, стаканчик, штатив, ложечка и палочка.

Опыт 1 СЛАЙД

- Откройте чемоданчик.

- Пододвиньте к себе тарелочку.

- Возьмите ложечку, почерпните снега и положите его в стакан.

- Полепите пальчиками из снега горку или сделайте ямку.

- Получилось? (Да)

- Найдите в ваших волшебных чемоданчиках льдинку.

- Тоже самое попробуйте сделать изо льда.

- Получилось? (нет)

Учитель берёт в руки палочку.

- Возьмите в руку палочку и постучите по льду.

- Попробуйте расколоть льдинку.

Учитель ударяет карандашом по льдинке, льдинка раскалывается.

- Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Снег рыхлый, а лёд хрупкий.

Опыт 2

- Давайте сравним цвет снега и льда.

- Какого цвета снег? (белого)

- А лёд? Сравните его с цветом дня тарелки.

- Дно тарелки видно сквозь лёд?  

- Можем ли мы определить цвет льда?

- Какой вывод можно сделать? (снег белый, а лёд бесцветный)

СЛАЙД     Вывод: Снег белый, а лёд бесцветный.

Опыт 3

- Возьмите ложечку, почерпните снега и положите его на тарелочку, а рядом положите льдинку.

- Какой вывод вы можете сделать самостоятельно?

- Сквозь снег мы видим дно тарелочки? (Нет)

- Что мы можем сказать о снеге? (снег непрозрачный)

- Возьмите в руку льдинку и сквозь неё посмотрите как сквозь стёклышко.

- Какой вывод сделали?

СЛАЙД     Вывод: Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

Опыт 4 – Физминутка

- А сейчас самый секретный опыт.

- Найдите в чемоданчике колбочку.

- Что видим в колбочке? (снег)

- Давайте станцуем танец Фиксиков.

- Аккуратно встаньте со своих мест.

- Возьмите колбочку так, как показываю я.

СЛАЙД    музыка Фиксиков

- Все движения повторяйте за мной. (различные плавные движения с колбочкой в руке)

- Подышите в колбочки. Согрейте их.

- Аккуратно присядьте на свои места.

- Посмотрите, во что превращается снег? (В воду)

- Аккуратно поставьте ваши колбочки в штативы.

- Какой вывод мы можем сделать?

СЛАЙД     Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода.

 

4. Объяснение откуда берутся снег и лёд.

- Когда снег и лёд не тают? Когда температура ниже 0 С

- Давайте представим, что мы поднялись высоко – высоко в облака и понаблюдаем, что же там происходит.

- Совсем маленькие льдинки образуются высоко в облаках, там они увеличиваются и превращаются в снежинки, которые падают на землю. И уже на земле мы можем полюбоваться их красотой. У всех снежинок 6 лучиков.

- Отодвиньте тарелочки.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 46, возьмите в руку голубой карандаш и дорисуйте снежинки. Помните, что у снежинок 6 лучиков. На это задание у вас 1 минута.

- Сонечка, ты уже выполнила задание?

- Можешь приступать к распечатыванию фотографий.

- Покажите свои снежинки друг другу. Посмотрите, какие красивые они у вас получились.

- Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. Когда очень холодно, то снежинки слипаются и похожи на мелкие крупинки, а когда теплеет, то они становятся крупными, слоистыми.

- Откройте, пожалуйста, учебники на странице 69.

- Найдите вывод.

- Давайте прочитаем его.

- Читаем по цепочке, по 1 предложению.

- Ходить по льду очень опасно! Помните об этом.  

- А где у нас на территории лицея можно увидеть снег и лёд? (на катке)

- Значит снег и лёд можно получить искусственным путём.

- А в домашних условиях мы можем получить лёд?

- Как?

5. Закрепление

- Итак, откройте тетради на странице 46, задание №2. Вам необходимо стрелками указать в каком столбике описаны свойства льда, а в каком свойства снега. Время выполнения задания 1 минута.

- Давайте проверим! СЛАЙД.

- Оцените свою работу.

- Кто выполнил это задание самостоятельно и правильно, нарисуйте слева снежинку голубым или синим карандашом.

- Кто испытывал затруднения и пользовался подсказкой, нарисуйте снежинку простым карандашом.  

- Фикисики, Вам интересно было на уроке?

Подведение итогов.

- Соня была на протяжении всего нашего урока фотокорреспонденотом.

- И фотографии нашего урока уже готовы.

- Это подарок Фиксикам за прекрасное путешествие в лабораторию снега.

- Сонечка, расположи, пожалуйста, фотографии в хронологическом порядке на доске.

- Дома у вас у всех будет возможность стать фотокорреспондентом.

- Для этого вам необходимо сфотографировать снег и лёд в природе, на улицах города и разместить полученные фотографии в рабочей тетради на странице 47 и постарайтесь рассказать как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

- Или вы можете выполнить другое задание: воду превратить в лёд.

- Пришло время покинуть нашу секретную лабораторию снега.

- Вы все молодцы, хорошо работали на уроке.

- Спасибо за урок.

- Я попрошу вас встать и попрощаться с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Про кошек и собак" 2 класс в классе с учащимся с овз

урок по общеобразовательной программе с включением в процесс ребёнка с овз...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...