Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской фестиваль открытых уроков

«Учу детей учиться»

Технологическая карта урока по окружающему миру

«Школа России» Плешаков А.А., 1 класс

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Выполнила:

Калабина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ ООШ №140

высшей категории

Самара,2013г.

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

  Цель урока:    

     Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Знакомство  учащихся с цветами и бабочками луга;  посредством мыслительных операций в ходе фронтальной и парной  формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2.Развивающие:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости,  аккуратности, любознательности

Тип урока: изучение  и первичного закрепления новых знаний

Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологии: 

- технология развития критического мышления учащихся;

- технология формирования универсальных учебных действий.

Продолжительность урока: 35 минут

Программа:  Школа России

Учебник: А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 1класс, рабочая тетрадь №2  к данному учебнику, атлас – определитель.

Материально-техническое оснащение:

Компьютер, проектор, презентация к уроку, книги, энциклопедия о насекомых и растениях, карточки с заданием.

Универсальные Учебные Действия

Предметные: познакомиться разнообразием цветов и бабочек, устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек, формировать необходимость сохранения природного окружения человека ,знакомиться с правилам поведения на лугу.

Личностные :формировать интерес к учению; осваивать роль ученика; формировать  эстетические потребности, ценности  и чувства.

Познавательные: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;  устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; отвечать на итоговые вопросы; работать в паре.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный

момент

(мотивация)

Основная часть

Актуализация

(стадия вызова)

     

Осмысление

Постановка проблемного вопроса

Осмысление

Физкультминутка

Размышление

Физкультминутка

Итог

Рефлексия.

Учитель произносит слова шёпотом:

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Слайд 2

Ребята, предположите, что это может быть?

Составляем      кластер.                    

Слайд 3

Летающий цветок?

Действительно мы с вами сегодня поговорим о бабочке.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.    

Красота бабочки в лёгкости и крыльях.    

А что вы знаете о бабочке? 

Слайд 4

(ребята сообщают все что знают о насекомом- составляем ментальную карту)

Действительно, бабочки одни из самых восхитительных живых существ, радующих нас бесшумным полетом и красотой крыльев. В природе огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга.

 Слайд 5

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её?

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Слайд 6

-Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу: шмель, кузнечик, божья коровка, пчела.

А как Вы думаете, есть ли правила поведения  на лугу?

Слайд 7.

-Откройте учебники. Прочитайте ,на какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока?

        Слайд 15

Слайд 8

А знаете ли вы, как появляется бабочка на свет?

Этот процесс называется - метаморфоз.

Развитие бабочек тесно связано с растениями. Бабочка откладывает яйца на листья растений. Из яйца довольно скоро появляется маленькая гусеница. Она очень прожорливая – грызет листья и быстро растет. Когда гусеница вырастает, она прячется под листик и превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями. Внутри куколки – домика происходит чудо – похожая на червяка гусеница превращается в одно из самых красивых существ на Земле – бабочку.

Бабочек на земном шаре очень много. Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах. 

 Слайд 8 ( Видеоролик)

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка:  

 Слайды 9-13

1. голубянка

2. павлиний глаз 

3. лимонница

4. пестрянка

5. зорька

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

Работа в тетради.

- А у нас на лугу можно встретить чудесных бабочек, которые нарисованы у вас в тетради.

Физкультминутка  

Слайд 14

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре  - полетела.

Слайд 15

-Посмотрите, как красива наша матушка-природа.

Наш урок посвящён охране природы, а что мы называем природой?

Мы отправимся на луг.

Слайд  16

-А что растёт на лугу?

Учитель читает

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что ещё?

Гвоздика, смолка,

Колокольчик,

Хвощ - как ёлка.

А ещё?

Кошачьи лапки.

Одуванчиковы шапки.

Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Ещё много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

- Найдите изображение луга на с.32 в рабочей тетради.

- Красив ли луг?

- Давайте раскрасим цветы. Но не спешите, сейчас вы узнаете, какой цветок надо раскрасить.

Учитель предлагает по названиям определить изображенных в тетради бабочек, напоминая, что название может подсказать, кто его «хозяин».

- Почему на лугах так много бабочек?

- Почему бабочки не могут жить без цветов?

Как мы называли бабочку в начале урока?

Можно ли сказать что летающий цветок и земной не могут жить друг без друга?

Докажите.

Возвращение к кластеру :

Слайд 4

У вас на партах лежат карточки с текстом. Предлагаю поработать в паре и обсудить ситуацию. (Приложение 1)

Работа с  учебником с.46

Что делают дети на левом и правом рисунках?

Слайд 17

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем. Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали

-А теперь попробуем побывать в роли сказочников.

(Эта работа очень важна, поскольку она пробуждает сочувствие, сопереживание беззащитным созданиям природы, подводит детей к нравственному осуждению дурных поступков по отношению к природе и одобрению хороших поступков.)

Послушаем советы        Мудрой Черепахи: «Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы. Например, почему цветы и бабочки всегда рядом, как будто дружат? Кто из вас, ребята, знает?

-Давайте ещё раз ответим на главный вопрос нашего урока.

-Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам. Ведь они не могут жить друг без друга! 

-Вспомним как нужно вести себя на лугу?

Слайд 18

Послушайте стихотворение.

А сейчас попробуем составить  Синквейн

-С чем мы сравниваем бабочку?

-Какая она?

-Какую пользу приносит, что делает?

-Как нужно относиться к бабочкам и всему живому?

-Как ещё можно назвать?

Молодцы!

И закончить наш урок  мне хочется стихотворением:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм 
С  лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
ПОМНИТЕ об этом, ребята!

 Слайд 19

Оцените наш урок!

Если он вам понравился -вы узнали много нового и интересного - прикрепите радостный смайлик; если не очень что-то получалось ,было трудно- грустный смайлик.

Повторяют хором вслух

Предполагают,

отвечая на вопрос

  • Одуванчик
  • Фейерверк
  • Воздушный шарик
  • Бабочка

Отвечают

  • Летающий цветок
  • Нужно охранять
  • Опыляют растения
  • Удивляют , восхищают
  • Питаются пыльцой
  • Безобидные
  • Насекомые

Дети отвечают на вопрос.

Сфотографировать,

нарисовать.

Слушают звуки луга.

Отвечают: шум трав,

жужжание насекомых,

стрекот кузнечиков

Работа в парах

Дети называют известные правила

Почему  мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Читает стих ученик

Расту  червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю

Себя обмотаю

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

Догадываются,

сопоставляют

Дети объясняют названия бабочек, соединяют линиями бабочек и их названия.

Повторяют стихи и делают движения

Нет, цветы не раскрашены, луг не нарядный.

Подготовленные дети рассказывают стихи на фоне звучащей музыки, после этого дети раскрашивают один цветок

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий – лёгкий, тонкий – тонкий!

Будто слышится мне звон.

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Здесь у рощицы берёзовой,

Где к лугам сбегает рожь,

Кашки алой, кашки розовой,

Кашки алой – не сочтёшь!

С колокольчиком, с ромашкою

Клевер весело цветёт

И его «пчелиной кашкою»

Называет наш народ.

Знакомые с детства, родные ромашки

Мы видим на каждом лугу.

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша полянка одета,

Качает цветы ветерок на бегу…

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета,

Без вас и представить себе не могу.

Звать его нам нечего,

Он и сам придёт.

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот_

Солнцем налитой

Лютик золотой.

Дети читают и  анализируют названия (голубянка — голубого цвета ; лимонница  — желтая, как лимон; пестрянка — пестрая), находят каждую бабочку, а затем раскрашивают такую же. Правильность определения бабочек дети проверяют с помощью атласа-определителя  «Oт земли до неба»

(питаются нектаром)

Летающий цветок

Обсуждение в парах.

  • Бабочки питаются нектаром цветов
  • Опыляют цветы,

чтобы у них были плоды и семена

Этого делать нельзя.

Обсуждают в паре. Дают советы  ребятам.

Учащиеся рассматривают рисунки, сравнивают поведение детей, изображенных слева и справа, затем рисуют в свободных прямоугольниках, каким будет луг после того, как дети уйдут.       В первом случае (слева) учащиеся изобразят примятую траву, мусор, кое-где сломанные цветы; во втором случае (справа) нарисуют все так же, как было. Сравнивая верхний рисунок и свои, дети видят, какие последствия имеет то или иное поведение человека в природе, высказывают  свое  отношение к этому.

Дети коллективно сочиняют сказку по рисунку учебника с.47

Высказывают свои мысли:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что …

- Цветам плохо без бабочек, потому что …

- Не нужно рвать цветы и ловить бабочек, потому что они не могут существовать друг без друга.

Читает ученик наизусть

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Летающий цветок.

Красивая, удивительная

Летает, опыляет, радует!

Береги и охраняй бабочек!

Бабочка, мотылёк.

Прикрепляют к доске смайлики-магниты.

Личностные:

самоопределение

к деятельности;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные : понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

умение договариваться, выслушивать соседа

Регулятивные: осуществлять самопроверку

Познавательные рассматривают и сравнивать рисунки учебника

Регулятивные:

оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

Коммуникативные :  сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

Предметные:

формулируют правила поведения в природе

Регулятивные:

оценивать свои достижения на уроке

Приложение 1.

Карточка для работы в паре.

Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились  некрасивыми. Когда, наконец, Аня закрепила концы венка, и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

 Какой вред они наносят растениям? Что бы вы посоветовали девочкам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед?  (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....

Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Цель урока:         Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Тип урока:изучение  и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе УМК «Школа России». Тема: Когда изобрели велосипед"

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе УМК «Школа России». Тема "Когда изобрели велосипед"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...

Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...