Открытый урок по окружающему миру на тему: "Весна: пробуждение природы" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Пирогова Валентина Андреевна

Урок открытия новых знаний.

Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по программе 2100

Тема. Весна: пробуждение природы.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели. Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах.

 

(читает ученик)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность

А поможет все узнать

Наша любознательность.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы

1) Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (все, что нас окружает и существует независимо от человека).

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?

2) Какой сейчас месяц?

- Какое время года закончилось?

- Какие основные признаки в неживой природе вам знакомы?

На доске план:

- положение солнца;

- продолжительность дня;

- состояние неба;

- температура воздуха;

- осадки;

- водоемы;

- Какой месяц заканчивается?

- Значит зима уже кончилась?

- Но все зависит от географического положения. Край, в котором мы живем, находится на востоке страны и зима здесь длится 5 месяцев.

Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы.

- Как он называется?

- Есть такое поверье, что на масленицу зима с весною встречается. Значит весна где-то рядом.

3) На доске 3 картинки

Осень, зима, весна (пробуждение природы)

- Сейчас я включу музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Вы должны будете выбрать ту картинку, которая соответствует музыке.

- Почему вы так решили?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

Март назван в честь бога войны Марса

Апрель значит даровитый

Май в честь богини Майи, которой люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

Март – света

Апрель – воды        Карточки на доску

Май – цветов

- По каким признакам вы узнали время года?

4) Сейчас я прочитаю историю про Медвежонка Вини Пуха (стр. 44 учебник)

- Прав ли медвежонок?

- Оказывается после того как он упал, в голове у него не только опилки перемешались, но и знания все перепутались.

- Ребята, а вы никогда не задумывались, какой признак наступления весны самый главный?

- С чего начинается пробуждение природы?

В природе все взаимосвязано. Изменяется что-то, и это влечет за собой целую цепочку изменений.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема: Весна: пробуждение природы.

  1. Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

- Какие изменения происходят в неживой природе, и как они влияют на пробуждение природы?

- Можем сразу ответить на этот вопрос?

Мы попытаемся все вместе найти ответ на этот вопрос, определить взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

  1. Совместное открытие новых знаний.

- Вернемся к уже названным признакам весны.

- Почему прилетают птицы?

- Почему распускаются листья на деревьях?

- Почему тает снег, лед на реках?

- А почему становится тепло?

- Да, ребята, весной начинает ярче светить солнце, потому что к этому времени солнечные лучи попадают прямо на нашу землю, а чем прямее они будут падать, тем станет теплее. Это связано с вращением нашей Земли вокруг Солнца (с данным явлением природы мы подробно познакомимся во 2 классе).

- Какой вывод можно сделать из этого?

  1. Исследовательская работа (работа в группах)

Две недели назад мы срезали веточки разных деревьев. Расскажите, что вы делали. Посмотрите на результаты опыта с ветками.

I группа. Поставили веточку в банку с водой. Банку поставили в холодное место, где мало света. И наблюдали. Ничего не произошло, потому что было холодно.

II группа. Ветки стояли в банке на подоконнике, но забыли налить воды. (Ветки засохли)

III группа. Ветки в баночке с водой стояли на подоконнике. (Начали распускаться почки, появились листочки).

Вывод: Что нужно, чтобы природа весной ожила? (Чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой. И тогда природа оживет.)

  1. Физминутка.

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

  1. Первичное закрепление (обучение способом применения)

Перед вами репродукция картины известного художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

- Какое время года изобразил художник?

- Какая весна?

- Почему так решили?

- Как называют птиц, которые прилетают весной?

Стихотворение «Снится ночью пауку…» (читает ученик)

- Отгадай, кто из птиц прилетает раньше всех?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … (грач)

Прочитай народную примету о граче с.41 учебник (Грач на дворе – весна во дворе)

- А кто прилетает после грача?

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом.

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей … (скворец)

Прочитай народную примету о скворце.

(Увидал скворца – знай: весна у крыльца)

Следующими прилетели жаворонки.

22 марта на Руси отмечался Жаворонки день. В то время была очень распространенная примета, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. Связаны с этой датой особые традиции. Одна из них заключалась в том, что женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенье называлось «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руки печенье и выходил на улицу. Там с помощью стишков и песен-закличек призывали жаворонка скорее прилететь и привести с собой теплое лето.

(Показ лучших работ из соленого теста)

- Я предлагаю прокричать заклички, позвать весну.

I команда

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотину помарила.

II команда

Весна, весна красная

Приди весна с радостью

С радостью, с огромной милостью

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

- А какую пользу приносят птицы?

(Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров. Таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей)

- Как люди заботятся о птицах?

с.40 учебника

- Как надо поступать, если обнаружить в лесу птичье гнездо?

- А еще в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

- А еще весной появляются первые цветы. Называют их первоцветами.

- А кто знает почему?

- Еще эти растения называют раннецветущими, потому что цветы появляются раньше, чем листья.

У всех раннецветущих растений под землей находится или утолщенное корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счет этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена для общего цветения.

- Об одном очень удивительном цветке нам расскажет стихотворение Евгения Кохана «Подснежник».

Давайте оживим картинку. Составляют картинку из подснежников.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Стихотворение

Цветок на лугу я сорвал на бегу

Сорвал, а зачем – объяснить не могу

В стакане он день простоял и завял

А сколько бы он на лугу простоял?

- В лесу необходимо передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса. Букеты можно составлять из цветов, которые человек вырастил у себя на садовом участке.

  1. Самостоятельное применение знаний (работа в группах)

I группа стр.51 № 2

II группа стр.52 № 3

III группа стр.52 № 4

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ответили ли на главный вопрос?

- Что нового узнали?

- По каким признакам люди узнают весну

- В чем главная причина этих явлений?

- Что для вас было самым интересным?

- Что было сложным? Вызывало затруднения?

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу.

Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема урока осталась для него непонятной.

  1. Д/з по желанию

стр. 45 (построить домик для синицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.

2013г.   «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение

Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Организм человека" 4 класс

«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система.Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиоте...