Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива".
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Семенова Надежда Валентиновна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-y_obrab.okr_.mir_2_kl.docx93.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Советом ГБОУ школы № 655

Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол от _________20___г. №______

Утверждаю

Приказ от _____________ № ______

Директор ГБОУ школы № 655

Приморского района Санкт-Петербурга

_________________И. А. Салыгина

Рабочая программа

по _____окружающему миру________________________________________________________________________

для __________________2_________класса (ов)

Срок реализации программы ________2014-2015 учебный год_______________________________________________

учебный год

Количество часов________68_________ за год

Количество часов____2______________ в неделю

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО, должность, квалификационная категория)

                                                                                                                                                     2014год

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру

Рабочая программа   по курсу «Окружающий мир» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями  федерального государственного стандарта образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Для реализации программного содержания используются:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: учебник для 2 класса в 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса в 2 ч.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Методические рекомендации  к учебнику «Окружающий мир. 2 класс»

 Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Использование календаря как уникального явления мировой культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в материале учебника 2 класса дает возможность интегрировать процесс освоения детьми разных областей знаний, естественно-научных и гуманитарных. Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественно-научной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.

Цели курса

Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.

Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

Место предмета в базисном учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по государственной программе авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая из расчета  2 часа в неделю, 68 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Время и календарь (15 ч)

             Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.

Осень (19 ч)

                 Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.

Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.

           Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погод указатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.

             26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.

           Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.

           Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.

           «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.

          Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.

         Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелётные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелёта. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.

         Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.

         Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.

         Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.

         Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.

         Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.

Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.

Зима (16 ч)

        Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья. Зимние дни-погод указатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.

                 Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.                                                                                                     Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль

чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.

           Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.

           Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).

            Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клёстов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.

            Жизнь зверей зимой: полёвки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.

Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.

Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).

             Культура поведения в природе зимой.

Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.

          Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.

           Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.

Весна и лето (18 ч)

            Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодо указатели. 1 (14) марта — «Авдотья Весновка.

              Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.

             Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о берёзе.

Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.

           Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.

Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.

           Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.

Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.

            Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).

            Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.

Народные весенние праздники. Проводы весны.

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погод указатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнееноволетие в календаре северных народов России.

            Труд людей летом. Народные летние праздники.

Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зелёная аптека».

Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.

Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (примечание: экскурсии можно проводить и в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.

                                                                            Правила безопасной жизни

     Ценность здоровья и здорового образа жизни.

     Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

     Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез ,ожог), обмораживании, перегреве.

     Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу. На водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

     Правила безопасного поведения в природе.

     Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

Кроме того на уроках «Окружающего мира» отводится время на изучение регионального компонента, что позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремёслам, распространённым в Ленинградской области.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

I.        Организация учебного труда

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.

II.        Работа с книгой и другими источниками информации

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

IV.        Мыслительные умения

Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

                                       

                                                 Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"

                                                                           ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

различать природу и культуру; 

различать живую и неживую природу;

отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

распознавать и называть комнатные растения;

ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;

различать деревья, кустарники, травянистые растения;

устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

называть наиболее распространенные растения своей местности;

различать культурные и дикорастущие растения;

различать лиственные и хвойные деревья;

называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

называть фрукты, овощи, ягоды;

отличать животных от растений;

распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;

перечислять группы животных и их существенные признаки;

различать домашних и диких животных;

приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных

заповедниках;

приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;

ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;

называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;

определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

определять ближайшие родственные связи в семье;

работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;

перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и

способностями человека;

определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и

музеи;

определять значение  книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о

соотношении символических образов флага,  герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

определять достопримечательности Москвы и своего региона;

определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

находить место России на земном шаре.

                                                                        МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные
Обучающиеся научатся:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с

информацией и пр. по усмотрению  учителя);

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

 (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим  успехам/неуспехам;

оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;

сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.

Познавательные:
Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации 

( условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций,

            учебных пособий и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию

           в виде элементарных таблиц или  простых схем;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с

возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений

и пр.;

располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать

в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,

не демонстрировать превосходство над другими,

вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть»,

 «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять

функции в группе (паре)  при выполнении заданий;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных

особенностей, норм); 

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

                                                                                        ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России,

 одновременно осознающего  свою принадлежность к определённому этносу;

умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

           ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине; общее и первичное представление о

            ценностях многонационального  российского общества (образ Родины России как семьи разных народов,

            образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);

эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;

целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой

«окружающий мир – это природа,  культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах

(школа, дом, город (село), страна);

представление о необходимости бережного отношения к культуре других  народов  России;

представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных

сферах жизни  (в школе, дома, городе (селе), стране);

положительное отношение к школе, учебной деятельности;

представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться

к уроку окружающего мира -  ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к

школьным принадлежностям -  учебнику, рабочей тетради и пр.; 

первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе

и окружающему миру в целом;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного

творчества, традиционного  костюма и пр.;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении

совместных заданий;

этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения

на уроке для того, чтобы не мешать  успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе,

со взрослыми;

освоение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,

 стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при

работе с электроприборами  в домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

Новости

24.08.2012
Размещены новые материалы 
На сайте УМК "Перспектива" в разделе "Уроки" размещены материалы ИКТ, разработанные учителем ГОУ СОШ № 966 г. Москвы Людмилой Петровной Харламовой к 
200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 года
подробнее 

 

22.08.2012
Семинары в г. Сочи 
20 и 21 августа методист Центра развития начального образования Соловьева Анна Евгеньевна провела мероприятия в 
МОБУ «СОШ № 24» г. Сочи
Методические семинары по теме «Современные подходы к обучению младших школьников средствами УМК "Школа России" и "Перспектива"» прошли для педагогов начальных классов. 

10.07.2012
Календарно-тематическое планирование для 3 класса 
Коллеги, в разделе 
«Перспектива» учителям представлены КТП для 3 класса. 

25.06.2012
Семинар в г. Краснодаре 
18 июня в 
МОУ ДОД «Межшкольный эстетический центр» прошёл методический семинар по теме «Современные подходы к обучению младших школьников средствами УМК "Школа России" и "Перспектива"» 
подробнее 

 

19.06.2012
Новое в рубрике "Использование ИКТ" 
Уважаемые коллеги, в разделе
«"Перспектива" учителям»представлены новые материалы 
подробнее 

 

Все новости

Подписка на новости

 

   Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

На конец 2 класса

Учащиеся должны знать:

— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;

— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;

— некоторые экологические связи в природе;

— особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;

— изученные правила поведения в природе;

— особенности охраны здоровья в разное время года;

— народные названия месяцев;

— народные приметы и присловья о временах года;

— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;

— главные календарные праздники народов своего края.

Учащиеся должны уметь:

— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;

— различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);

— объяснять на примерах  некоторые экологические связи;

— выполнять изученные правила поведения в природе;

— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;

— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;

— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;

— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.

                            Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Количество часов в неделю по программе :     2

Количество часов в неделю по учебному плану:   2

Количество часов в год:         68

Из них:

*плановых контрольных уроков           4                                                              

Экскурсии –  5 часов

Практические работы – 4 часа

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные элементы содержания

Виды деятельности

Контроль

Д/З

Оборудование

Дата (по плану)

Дата (по факту)

Раздел «Осень»

                                              (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)

1

Осенние месяцы

1

Признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; осенняя природа в произведениях искусства, посвященных этой теме,

Работа в паре: рубрика «Проверим себя» на с. 57 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; предметы быта, украшенные хохломской росписью в осенней цветовой гамме, или их изображения; поделки из растительных природных материалов; куклы-неразлучники.

1.09-5.09

2

Осень в неживой природе

1

Зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, ,моросящие затяжные дожди, туманы и др.).

Работа в группе: рубрика «Обсудим»

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; таблица погоды за сентябрь — ноябрь.

1.09-5.09

3

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

(Подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края).

1

 Особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, их главный нравственный смысл — благодарность природе.

Работа в группе: рубрика «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 65 учебника.

Текущий

У учителя—овощи, фрукты, крупы,

колосья, орехи; стол, накрытый скатертью; куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; кукла-зернушка, куклы «День — ночь»; круг из картона по образцу схемы годового круга на с. 28 учебника; палочки, дощечки для опыта по извлечению огня; музыкальная запись классического или  фольклорного репертуара по теме «Осень»; иллюстрации картин природы, растительного и животного мира; национальные костюмы описываемых областей или их изображения. У учащихся—цветные карандаши или

фломастеры.

8.09-12.09

4

Звездное небо осенью

1

Звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; созвездия Большая Медведица, Лебедь и древнегреческие мифы о них.

Ответы на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 69 учебника, чтение вывода урока

Текущий

У учителя—магнитофон, запись «Звездного вальса»

И. О. Дунаевского.

8.09-12.09

5

Экскурсия на луг

1

Названия травянистых растений, причины пожелтения травы.

Беседа, обмен впечатлениями

Тематический

Травянистые растения, атлас-определитель.

15.09-19.09

6

Трава у нашего дома

1

Причины пожелтения травы осенью.

Фронтальная работа: ответы детей на вопросы рубрики

«Проверим себя» и чтение вывода на с. 73 учебника.

Текущий

У учителя—магнитофон, запись песни

«Трава у дома» (муз. В. Мигули, сл. А. Поперечного); букеты из горькой (белой) полыни, крапивы, пижмы,

репейника и т. д., атлас-определитель «От земли до неба» (далее — атлас-определитель), книга «Зеленые страницы».

У учащихся—ножницы, клей; атлас-определитель

15.09-19.09

7

Старинная женская работа

1

Последовательность трудовых операций в работе со льном.

Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 77 учебника

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; лоскуты

различных тканей, в том числе тканей из льна, льняные нитки, семена льна, которые продаются в аптеке, ящик с землей.

22.09-26.09

8

Деревья и кустарники осенью

1

Причины листопада; вечнозеленые хвойные растения средней полосы России.

Выполняют задание № 2 на стр. 49 (РТ) и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!»

Текущий

У  учителя—магнитофон, запись песни Д. Кабалевс-кого «Наш край» («То березка, то рябина...»); букеты осенних листьев, высушенных и проглаженных утюгом через бумагу; веточки ели, сосны и можжевельника; атлас-определитель, книга «Великан на поляне». У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

22.09-26.09

9

Чудесные цветники осенью

1

Цветы в цветниках города (села) или в саду осенью; выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Рассказать, какие цветы они хотели бы вырастить возле своего дома

Текущий

У учителя— магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; фото-графии, открытки или ксерокопированные цветные иллюстрации осенних цветов для украшения класса; атлас-определитель. У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши

или фломастеры.

29.09-3.10

10

Осенняя прогулка

(экскурсия в лес).

ОБЖ Ориентиры на местности

1

Сезонные изменения в живой природе.

Осенняя экскурсия предполагает оздоровительный эффект нервной системы ребенка через эстетические переживания и элементы укрепления физического здоровья.

Чтобы продлить радость общения с красотой осенней природы, собирают букеты из самых красивых листьев. Дома дети должны поделитесь своими впечатлениями от экскурсии с родными и подарить им букеты осенних листьев.

Тематический

Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые поздние цветы, которые провожают лето.

Запах  опавших листьев, грибов, лесной воздух, который  отличается чистотой и содержит особые, полезные вещества, которые вырабатывают все растения, и губительно действуют на болезнетворные

микробы.

29.09-3.10

11

Грибы

ОБЖ 

В волшебный лес за грибами

1

Грибы выделены в особое царство живой природы; строение грибов; съедобные грибы и несъедобные, ядовитые.

Отвечают на вопросы рубрики  «Проверим себя» на с. 89 учебника

Тематический

У учителя—магнитофон, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; муляжи пластинчатого и трубчатого грибов; книга «Великан на поляне».

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

6.10-10.10

12

Шестиногие и восьминогие

1

Отличие  насекомых от паукообразных; этапы развития бабочки и стрекозы.

Прочитать и обсудить с товарищем  рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне» (с. 57—58), а также ответить на второй проблемный вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 93 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; настенные таблицы развития насекомых и паукообразных (из

кабинета биологии); атлас-определитель, книга «Великан

на поляне». У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши и линейки.

6.10-10.10

13

Птичьи секреты

1

Причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; зимующие птицы.

Работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!» на с. 97 учебника. Затем вместе с учителем делают вывод урока

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных», запись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева); карта полушарий. У учащихся—атлас-определитель;

цветные карандаши или фломастеры.

13.10-17.10

14

Как разные животные готовятся к зиме

1

Как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Работа по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 101 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных».

У учащихся—ножницы, клей.

13.10-17.10

15

Невидимые нити в осеннем лесу

1

Взаимосвязь между растениями и животными в осеннем лесу, примеры невидимых нитей в осеннем лесу.

Выполнение задания № 4 на с. 61(РТ) и по вопросам рубрики

«Проверим себя» на с. 105 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл.

И. Николаева); настенная таблица «Связи в живой природе» (если есть) или слайд для мультимедийной проекции.

У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

20.10-24.10

16

Осенний труд

1

Виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными.

Обсуждает вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 109 учебника

Текущий

У учителя—кукла-зернушка, кукла- льняница, кукла-многоручка, волшебный клубочек. У учащихся—ножницы, материалы для изготовления куклы-

многоручки (два пучка соломы или мочала указанных в рабочей тетради размеров, цветные нитки, кусочки ткани).

20.10-24.10

17

Будь здоров!

ОБЖ   

Какими бывают чрезвычайные ситуации

1

Правила здорового образа жизни в осенний период; народных игр, подходящих для осени

Выполняют задание № 3 на стр.65 (РТ)

Тематический

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

с двойным комплектом кукольной теплой одежды, волшебный клубочек; рисунки разных эпох, на которых изображены дети; карта России. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

27.10-31.10

18

Будь здоров!

(игры на свежем воздухе)

ОБЖ  Опасные игры

1

Правила здорового образа жизни в осенний период.

Тематический

Мячи, скакалки, палочки для игры в лапту.

27.10-31.10

19

Охрана природы осенью

ОБЖ  

В волшебный лес за ягодами, растениями и грибами. Обобщение по разделу.

1

Правила сбора грибов, ягод, орехов; правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору.

Выполняют задания № 3 и № 4 на с. 68—69 (РТ)

Тест.

Тематический

Тестирование

У учителя— магнитофон, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского, запись песни «Не дразните

собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского); репродукции картин и фотографии с видами осенней природы; увеличенные ксерокопии значков-предупреждений со с. 114—115 учебника (каждый значок в двух экземплярах); увеличенные ксерокопии рисунков гриба-барана, водяного ореха, уток-мандаринок. У чащихся—цветные карандаши или фломастеры.

10.11-14.11

Вселенная, время, календарь

                                                     (13 ч + 1ч экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром)

20

Мы — союз народов России

1

Субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; находить и показывать его на политической карте России, некоторые его

природные и историко-культурные достопримечательности; значение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ?

Текущий

У учителя—магнитофон, запись мелодий разных народов мира; куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; политические карты России и мира; ксерокопированные и увеличенные рисунки представителей народов России со с. 6—7 учебника; фотографии или репродукции произведений храмовой архитектуры разных  конфессий; фотографии Москвы и Петербурга как городов особого федерального значения. У учащихся—ножницы, клей.

10.11-14.11

21

Мы — жители Вселенной

1

Взаимосвязь Земли и Вселенной, названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Работа в паре: выполняют задания № 2 и № 3 на с. 6—7 рабочей тетради.

Текущий

У учителя—магнитофон, запись песни «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского); настенная схема строения Солнечной системы или слайды для  мульти-медийной проекции.

17.11-21.11

22

Наш «космический корабль» — Земля.

Практическая работа с компасом

1

Понятия о горизонте и сторонах света; обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

Особенности формы планеты Земля, работать с глобусом.

Работа по определению сторон света во дворе школы. Выполнение задания № 5 и № 6 на с. 10—11 рабочей тетради

Текущий

У учителя—магнитофон, запись песен «Притяженье Земли» (муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского), «Там, за облаками» (муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского); компас; рисунок, изображающий плоскую Землю, лежащую на трех слонах; изображение первого компаса, изобретенного в Китае. У учащихся—компасы.

17.11-21.11

23

Наш «космический корабль» — Земля.

1

Особенности формы планеты Земля, работа  с глобусом.

Фронтальный опрос

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; рисунки детей, выполненные в первом классе по теме «Город будущего»; песочные часы, будильник, механические часы с открытым механизмом, секундомер; вода и песок в сосудах, пустые емкости, фонарик; несколько репродукций картин, фотографий; рассказ Н. Носова  «Бобик в гостях у Барбоса». У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; счетные палочки.

24.11-28.11

24

Время

1

Примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, единицы измерения времени в порядке их увеличения; о старинных и современных часах.

Что можно успеть за минуту? Практическая работа под руководством учителя.

Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» (стр.19).

Текущий

Экспонаты музея, по которым можно проследить течение времени.

24.11-28.11

25

Экскурсия в музей

1

Изменения, которые произошли с течением времени в родном селе, в стране.

Фронтальный опрос

Тематический

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; глобус, фонарик, ободок с изображением земного шара, названия дней недели, написанные на отдельных полосках бумаги, магниты; шаблоны двухсторонней ярославской игрушки «День — ночь», прутики; игрушка волчок. У учащихся—гуашь, или цветные карандаши, или фломастеры; ножницы, клей.

1.12-5.12

26

Сутки и неделя

1

Научное объяснение смены дня и ночи , две естественные единицы  измерения времени — сутки и неделя;;

Придумывают свои сказочные истории и выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ).

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; глобус, фонарик, ободок с изображением земного шара, названия дней недели, написанные на отдельных полосках бумаги, магниты; шаблоны двухсторонней ярославской игрушки «День — ночь», прутики; игрушка волчок. У учащихся—гуашь, или цветные карандаши, или фломастеры; ножницы, клей.

1.12-5.12

27

Месяц и год

1

Научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; «год» как последовательность двенадцати месяцев

Работа в паре:

задания № 5 на с. 19 рабочей тетради.

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах и сезонные детали их одежды; глобус; фонарик; волчок, выполненный в форме годового круга на основе зубочистки или спички, вставленной в центр. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

8.12-12.12

28

Времена года

1

Причина смены времен года; условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

Выполняют задания № 4 и № 5 на с. 21 рабочей тетради

Текущий

У учителя—магнитофон, запись песни «У природы нет плохой погоды» из кинофильма «Служебный роман» (муз. А. Петрова, сл. Э. Рязанова); термометры разных видов; прозрачные сосуды с водой разной температуры.

8.12-12.12

29

Погода

(практическая работа с термометром)

1

Понятие о погоде; виды термометров.

Самостоятельная работа: измерить температуру своего тела.

Текущий

Окружающий мир, учебник, часть 1. Окружающий мир , рабочая тетрадь, часть 1

15.12-19.12

30

Погода

1

Теоретические понятия о погоде

Фронтальный опрос

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; разнообразные календари, в том числе отрывной календарь с коробками для хранения оторванных листков; магнитофон, запись музыки, связанной с православной, мусульманской, иудейской культурными традициями.

15.12-19.12

31

Календарь — хранитель времени, страж памяти

1

Условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры.

Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике на с. 39

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь; государственная символика России; праздничная атрибутика (шарики, гирлянды, флажки, плакаты, праздничные открытки, карнавальные маски и т. п.); магнитофон, записи музыкальных фрагментов, соответ-ствующих определенным праздникам. У учащихся—цветные карандаши.

22.12-26.12

32

Красные дни календаря

1

Содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике.

Придумывают и рисуют символы праздников в задании № 1 на с. 28—29 (РТ), а также отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 43 учебника

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; карта России; православный календарь; еловые или сосновые шишки.

22.12-26.12

33

Народный календарь

1

Народные приметы на погоду своего края определенные явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Выполняют задание № 3 на с. 31 (РТ). В конце занятия учитель зачитывает вывод на с. 47 учебника и спрашивает у детей, что они хотели бы добавить к сказанному, как поняли главные мысли урока.

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры

12.01-16.01

34

Экологический календарь

Охраняемые природные территории Ленинградской области (Онежское озеро).

Обобщение по разделу.

1

Задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; экологический календарь как важное явление современной культуры.

Работа в паре: выполняют задание  № 2 на с. 32 (РТ)

Тест.

Тематический

Тестирование

12.01-16.01

Раздел «Зима»

                                                                                      (13 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1 ч прогулка на свежем воздухе)

35

Зимние месяцы

1

Признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; красота зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Творческая работа: задание № 4 на с.4 (РТ) рассмотрев фотографию, самим сочинить и записать маленькое произведение любого жанра на выбор

о красавице-зиме.

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; таблички

с названиями зимних месяцев (современные названия и латинский вариант на русском языке); картонная рамка

20 × 30 см.

19.01-23.01

36

Зима — время науки и сказок

1

Зимние народные приметы на погоду; чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; персонажи картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых.

В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» на с. 11 учебника.

Делают вывод из урока в форме ответов на незаконченные

предложения учителя: «Зима — хорошее время для ...»

«Народные приметы и сказки учат нас ...»

Текущий

У учителя— волшебный клубочек; модель градусника из картона с делениями и подвижной

красной нитью; куклы для инсценировки сказки «Два жадных медвежонка» (два медвежонка и лиса).

19.01-23.01

37

Зима в неживой природе

ОБЖ 

Как вести себя на реке зимой

1

Зимние природные явления; форма снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды);

Дата  зимнего солнцестояния

 (22 декабря) и день

зимнего солнцеворота

 (25 декабря).

Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 15 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись «Вальса снежинок» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»;

динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца (из кабинета географии).

26.01-30.01

38

Звездное небо зимой

1

На звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярная звезда.

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 19 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись мелодии «Звездного вальса» И. О. Дунаевского; 1-я часть учебника; атлас-определитель.

 У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель.

26.01-30.01

39

Зимняя прогулка

(экскурсия)

1

Сезонные изменения в живой природе.

Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами.

В конце экскурсии учитель обращается к детям: «По- благодарим лес за ту красоту и радость, которыми он щедро поделился с нами. Какое у вас сейчас настроение? Какой отметкой вы оценили бы его? Это отметка, которую поставил нам очень мудрый учитель — окружающая нас родная природа за урок любви к своей Родине. Не забывайте, что настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!»

Тематический

Деревья и кустарники, покрытые снегом.  Следы лесных зверей и птиц. Свежий зимний воздух. Создание положительного эмоционального фона.

Неяркая красота зимнего дня, желание

слушать загадочное молчание спящей природы.

2.02-6.02

40

Зима в мире растений

1

Способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Работа в паре: какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом

Текущий

У учителя—магнитофон, запись песни

Д. Кабалевского «Наш край»; репродукции картин и фотографии с видами зимней природы (можно из настенных календарей); атлас-определитель.

У учащихся—

атлас-определитель.

2.02-6.02

41

Зимние праздники

ОБЖ  

Если случилась беда. Потерялся

1

Особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России.

Работа в паре: выполняют задание № 1 на с. 14 (РТ)

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; политическая карта мира; два настенных гражданских календаря — текущего и наступающего года; наклейки с рисунка-

ми-значками новогоднего и рождественского праздников;

по возможности — православный, еврейский, мусульманский календари 1; восьмиконечная звезда для разыгрывания сценки колядования. У учащихся—конфеты, небольшие подарки (сувениры, открытки, поделки и т. п.) для

разыгрывания сценки колядования.

9.02-13.02

42

Зимние праздники. Коляда.  Традиции зимних праздников народов нашего края

1

Обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; схема изготовления елочной игрушки.

Разыгрывают сценку колядования

Текущий

У учителя—

политическая карта мира; два настенных гражданских календаря — текущего и наступающего года;

восьмиконечная звезда для разыгрывания сценки колядования. У учащихся—конфеты, небольшие подарки (сувениры, открытки, поделки и т. п.) для разыгрывания сценки колядования.

9.02-13.02

43

Растения в домашней аптечке.  Лекарственные растения нашего края

1

Лекарственные растения .

Самостоятельная работа: определить, какое растение было использовано для приготовления лекарства и указать, какая часть растения (с.30 учебник;

с. 16, задание №1, РТ)

Текущий

У учителя—магнитофон, запись произведения классической музыки (по выбору); куклы Мальчик

и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек

для организации групп совместной работы. У учащихся—лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

16.02-20.02

44

Зимняя жизнь птиц и зверей

1

Образ жизни и питание зимующих птиц; зимний образжизни зверей, не впадающих в спячку.

Фронтальный опрос по вопросам рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» на с. 35 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель; крупные изображения снегиря, рябчика,

куропатки, глухаря (самца и самки), тетерева (самца и самки) или мультимедийный проектор со слайдами указанных птиц.

 У учащихся—атлас-определитель; ножницы, клей.

16.02-20.02

45

Невидимые нити в зимнем лесу

1

Взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу; невидимые нити в зимнем лесу.

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 39 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись первого куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

24.02-27.02

46

В феврале зима с весной встречается впервой

1

По старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым,

а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым;

когда в народе отмечали первую встречу весны.

Фронтальный опрос:

почему февраль — особый зимний месяц?

Текущий

У учителя—волшебный клубочек; магнитофон, музыкальные записи бурятской мелодии и русской масленичной песни; настенный календарь; наклейка со значком праздника Сретения Господня; выписанная на полоску бумаги примета: «На Сретение снежок — весной дожжок».

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

24.02-27.02

47

Зимний труд

1

Социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; особенности ухода зимой за растениями и животными; необходимость поддерживать порядок на улице.

Самостоятельная работа: ответить, зачем кукле- многоручке много рук зимой

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись «Вальса снежинок» П. И. Чайковского;

распушенная вата; емкости с различными крупами и зерном, лупы; семена горчицы, петрушки, укропа, кресс-салата, 4 небольших горшочка с землей; луковица, баночка с водой. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

2.03-6.03

48

Будь здоров!

ОБЖ  Уроки Айболита

1

Правила здорового образа жизни в зимний период.

Самостоятельная работа: задание №3, с.27 РТ

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах; 4—5 фишек.

 У учащихся— цветные карандаши или фломастеры.

2.03-6.03

49

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Правила здорового образа жизни в зимний период.

Фронтальная беседа

Тематический

Коньки, лыжи, санки.

9.03-13.03

50

Охрана природы зимой. Обобщение по разделу.

1

Правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу; изготовление простейшие кормушки для птиц; особенности жизни зимой диких животных.

Рассказать о своей любимой  книге  о животных.

Тест.

Тематический

Тестирование

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; наклейки с рисунками-значками со с. 52—53 учебника; книга

«Великан на поляне»; изображения тигра, филина, белого медведя, детские рисунки. У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

9.03-13.03

Раздел «Весна и лето»

( 15 ч + 2ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе)

51

Весенние месяцы 

ОБЖ  Безопасность на улицах и дорогах

1

Признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; красота весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Работа в группе: придумать весеннюю закличку

Текущий

У учителя—таблички с названиями весенних месяцев, распечатанные на отдельных листах старинные названия месяцев; настенный календарь, наклейка

с символичным изображением весеннего нового года по старинному календарю.

16.03-20.03

52

Весна в неживой природе

ОБЖ

Какие бывают наводнения

1

Причины потепления

весной; дата весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 65 учебника, а затем читают вывод урока

Текущий

У учителя—магнитофон, запись припева песни о весне из кинофильма «Весна» (муз. И. О. Дунаевского, сл. М. Д. Вольпина); динамическая модель вращения Земли вокруг Солнца; настенная таблица или слайд

для мультимедийной проекции положения Солнца над линией горизонта.

16.03-20.03

53

Весна — утро года

1

Почему

многие народы России и мира символически представляют

весну в образе птицы; общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования

нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия.

Делают самостоятельно вывод по уроку и сравнивают его с выво-дом в учебнике на с. 69

Текущий

У учителя—настенный календарь, три

наклейки с символичным изображением встречи весны; магнитофон, запись нанайской мелодии.

1.04-3.04

54

Звездное небо весной

1

Положение весной

созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.

Итоги занятия подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 73 учебника. После ответов учащихся на эти вопросы учитель читает вывод урока в учебнике

Текущий

У учителя—магнитофон, запись «Звездного вальса» И. О.  Дунаевского; слайды для мультимедийной проекции; 1-я часть учебника;атлас-определитель. У учащихся—1-я часть учебника; атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры.

1.04-3.04

55

Весенняя прогулка

(экскурсия)

1

Раннецветущие растения.

Прочитать рассказы «Страницы второй, где речь идет о первых цветах, встречающих весну» из книги «Зеленые страницы» (с. 25—36)

Тематический

Территория на пришкольном

участке, на которой  заранее  создана так называемая экскурсионная тропа из пересаженных и посеянных первоцветов. Наибольшее количество видов цветущих

растений, поиск мест произрастания большинства ранне-

цветущих растений.

6.04-10.04

56

Весеннее пробуждение растений

1

Причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Работа в паре: подумать над проблемными вопросами рубрики «Подумаем!» на с. 77 учебника и обсудить между собой свои ответы

Текущий

У учителя—магнитофон, кассета с записью «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; изображения раннецветущих растений; атлас- определитель, книга «Зеленые страницы».

 У учащихся—

атлас-определитель.

6.04-10.04

57

Чудесные цветники весной

1

Названия культурных растений весенних цветников.

Закрепляется материал урока при выполнении заданий № 1 и № 2 на с. 44 рабочей тетради

Текущий

У учителя—магнитофон, запись «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель; цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

13.04-17.04

58

Весна в мире насекомых

1

Полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; взаимосвязь насекомых и

птиц.

Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 85 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки

с изображениями насекомых (или настенные таблицы).

У учащихся—атлас-определитель; ножницы, клей.

13.04-17.04

59

Весна в мире птиц и зверей

ОБЖ

Встречи с животными

1

Весенние измененияв жизни птиц и зверей.

В конце занятия учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» и читают вывод урока на с. 89 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; атлас-определитель. У учащихся—атлас-определитель.

20.04-24.04

60

Невидимые нити в весеннем лесу. Экологические связи в лесном сообществе

1

Взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу;

Невидимые  нити  в весеннем лесу.

Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 93 учебника

Текущий

У учителя—магнитофон, запись первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы» (муз. И сл. И. Николаева). У учащихся—ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры.

20.04-24.04

61

Весенний труд

1

Особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»; наблюдения за состоянием природы 6 мая и 14 марта, народные приметы этих дней.

В заключение занятия учащиеся про себя читают вывод урока на с. 97 учебника. Учитель вызывает несколько учеников пересказать его. Спрашивает, что каждому кажется самым важным в сведениях данного урока

Текущий

У учителя—волшебный клубочек; бумажный обруч с изображением блина, бумажный обруч

с изображением кулича; цветная лента. У учащихся—

ножницы, клей.

27.04-30.04

62

Старинные весенние праздники

1

Народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе.

.

В завершение обсуждения материала о празднике Святой Троицы учитель предлагает учащимся выполнить задание № 3 на с. 55 рабочей тетради

Текущий

У учителя—национальные куклы, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; вербные ветви или любые прутики; куклы-неразлучники, выполненные заранее по образцу в учебнике; настенный календарь; политическая карта России.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

27.04-30.04

63

Будь здоров!

1

Правила здорового

образа жизни в весенний период.

Работа в паре: представить, что к вам приехали корреспонденты из другой республики. Объяснить правила игр так, чтобы журналисты смогли понятно написать о них в газете

Текущий

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы

в национальных костюмах республик Марий Эл и Татарстан;

фотографии видов природы и архитектуры этих республик;

магнитофон, записи национальных мелодий; увеличенная схема игры «Бег по следу»; политическая карта России.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры.

4.05-8.05

64

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

1

Правила здорового образа жизни в весенний  период.

Беседа о проведённых играх, обмен впечатлениями, рассказы о самых интересных и необычных моментах игры

Тематический

Мячи, скакалки, верёвка-канат, мешки для эстафеты.

4.05-8.05

65

Охрана природы весной. Красная книга Ленинградской области

1

Самоконтроль во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор

и т. д.).

В заключение занятия учитель читает вывод урока на с. 109 учебника и обращается к классу: «Надеюсь, что после

сегодняшнего урока, оказавшись в мире природы, вы уже будете не только любоваться красотой, но и услышите то, о чем говорят с вами лес, поле, река, животные, сможете по-настоящему подружиться с ними

Текущий

У учителя — куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек; магнитофон, запись голосов леса; колокольчик; фотографии березы, первоцветов, насекомых (бабочек, пчел, шмелей); игрушечная птица, игрушечная  собака; книга «Великан на поляне»; детское издание произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

У учащихся—цветные карандаши

или фломастеры.

12.05-15.05

66

Лето красное

ОБЖ

В волшебном лесу

1

Признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев;

красота  летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.

Зачитывают вывод урока на с. 113 учебника

Текущий

У учителя—настенный календарь, три

наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня летнего солнцестояния, дня летнего солнцеворота, дня святых Петра и Павла.

12.05-15.05

67

Летние праздники и труд.

ОБЖ

Лето. Учимся плавать. Обобщение по темам 2 класса.

1

Стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; загадки о старинных орудиях труда;  летние дары природы

края.

Читают вывод урока и выполняют задание № 4 на с. 67 рабочей тетради. Тест.

Итоговый

У учителя—куклы Мальчик и Девочка

в национальных костюмах, волшебный клубочек, куклы из

классной коллекции; настенный календарь, четыре наклейки для демонстрации на настенном календаре следующих дат: дня святого Ильи Пророка, дней Медового Спаса,

Яблочного Спаса, Орехового (Хлебного, Холщового) Спаса;

красивое полотенце или салфетка, буханка свежего хлеба.

У учащихся—цветные карандаши или фломастеры; ножницы, клей.

18.05-22.05

68

Экскурсия в лес

1

Цветущие растения, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы.

 

Беседа по содержанию экскурсии, обмен впечатлениями

Деревья, кустарники, травянистые растения и среди них — самые ранние цветы, которые встречают лето. Птицы, насекомые.

18.05-22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...