Урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны".
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Бондаренко Ирина Васильевна

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.

Тема урока: Водные богатства нашего края

 

Учитель Бондаренко И. В

 

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,

расширить и углубить природоведческие знания учащихся

Задачи урока:

  • Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.

  • Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.

  • Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.

  • воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение видеть красоту русского пейзажа, вести себя грамотно в природной среде; способствовать здоровьесбережению учащихся на

Тип урокаИзучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Белгородской области; картосхема « Основные реки Белгородской области »; фотографии водоёмов Старооскольского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mir.docx497.93 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 25

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

"Родной край-часть большой страны.

Тема урока: Водные богатства нашего края

Бондаренко Ирина Васильевна,

                                                          учитель начальных классов

Старый Оскол

2014 год

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков.

Тема урока: Водные богатства нашего края

Учитель Бондаренко И. В

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,  

                      расширить и углубить природоведческие знания учащихся

Задачи урока:

  • Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края.
  • Познакомить с видами водоемов их значением и охраной.
  • Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником.
  • воспитывать бережное отношение к природе; формировать   умение видеть красоту русского пейзажа, вести себя грамотно в природной среде; способствовать здоровьесбережению учащихся на

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые, в парах. 

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; физическая карта Белгородской области; картосхема « Основные реки  Белгородской области »; фотографии водоёмов Старооскольского края.

Ход урока:

I.Организационный  момент

 В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

II.Актуализация знаний

-Вспомните, какую тему сейчас мы изучаем на уроках окружающего мира?

(Родной край – часть большой страны)

-Вот и сегодня нам предстоит новое узнать о нашем крае.

Сейчас повторим тему прошлого урока о формах поверхности нашего края:

 Тест. Мой край

1.Мой край расположен на материке…

а) Африка б)Евразия

в)Австралия г)Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

а) лесов  б) тундра  в) степи  г)пустыни  д) лесостепной.

3. В моем краю растут….

а) кактусы, кипарисы                   б)ягель, клюква, карликовая ива

в)дуб, береза, осина                 г) полынь, ковыль, саксаул

4. У нас обитают……

а)лоси, зайцы, кабаны             б)косули, медведи             в) олени, медведи

5. территория моего края расположена в …..

а) тропическом поясе

б) полярном поясе

в) умеренном поясе. 

-Работаем в парах. Обменялись тетрадями, проверяем себя, соседа по парте и ребят у доски.

Правильный ответ: (1- б, 2-д, 3-в, 4-в)

Оцените соседа: без ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4» , 3-4 ошибки –оценка – «3», у кого больше четырех ошибок – следует доработать темы прошлых уроков

III. Самоопределение к деятельности

Учитель. Рассмотрим карту. Каким цветом обозначена на карте вода?

Теперь давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала земля? (Синего) Почему? (Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода)  – Разгадайте  такую загадку:

 Что за ключ – не лежит,

А журчит да бежит?  (Родник/ручей)

(Ответ детей)

- Тема нашего урока «Водные богатства  нашего края» (Записать на доске)

-Какая цель урока может быть поставлена?

-Что будем делать для достижения этой цели?

-Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

IV Работа по теме.

Учитель.- Наш край славится богатством и красотой природы. Радуют глаз зелёные дубравы, сосновые рощи, просторные степи, большие и малые реки, озёра. Сегодня мы совершим своё путешествие по водоёмам Старооскольского края. Давайте вспомним, какие бывают водоёмы?

  • Какие водоёмы относятся к естественным водоёмам?
  • Какие водоемы называются искусственными водоёмами?
  • Богат ли водоёмами наш край?

Сообщение учителя:

-Взгляните на карту Белгородской области и вы увидите, что реки нашей области образуют сравнительно густую сеть, но водность их невелика. По ее территории протекают 480 рек и ручьев общей протяженностью более 5 тыс. км. Преобладающая часть рек Белгородской области относится к категории малых, имеющих протяженность от 10 до 100 км. Рек длиной более 100 км в области четыре: Оскол (220 км), Ворскла (118 км), Северский  Донец (110 км) и Тихая Сосна (105 км).  Это типично равнинные реки с небольшими уклонами русла и медленным течением.

-Какая река протекает в нашем городе?

Послушайте сообщение об этой реке .( Сообщения учеников)

Ученик1.Оскол — река, главный левобережный приток Северского Донца. Берет свое начало на Среднерусской возвышенности в Тимской гряде Курской области. В пределах Белгородской области  протекает в Старооскольском, Чернянском, Новооскольском, Волоконовеком и Валуйском районах. После Валуек река сворачивает на юго-запад, переходит на территорию Украины и в Харьковской области в 20 км южнее г. Изюм впадает в Северский Донец.

Длина Оскола — 472 км, в пределах Белгородской области  — 220 км. На берегах реки города и районные центры — Старый Оскол, Чернянка, Новый Оскол, Волоконовка, Валуйки. Происхождение названия реки до настоящего времени учеными не установлено. Упоминается в «Слове о полку Игореве». Оскол имеет направление, близкое к меридиональному. Долина Оскола узкая, правый берег высокий и крутой, с меловыми обрывами и утесами. Левый  берег часто закреплен искусственными сосновыми посадками. Протекает в черноземном поясе, среди возделанных полей. Ширина реки в основном 21-60 м, глубина 1-3 м; скорость течения - 0,1-0,5 м /с . Средний годовой расход воды - 7,04 м3/с. Питание преимущественно снеговое. Половодье с конца марта до начала мая. Во время паводка вода поднимается на 2 - 6 метров. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в марте — начале апреля. Средняя толщина льда 0,45 м.

Учитель:

- Да, река Оскол– самая протяжённая река нашей области, но и она, как и многие другие реки начиналась с маленького ручейка.

                        Меж болот из малого колодца

                        Ручеёк, не умолкая, льётся.

                        Неприметен чистый ручеёк,

                        Не широк, не звонок, не глубок.

                        Перейдёшь его через дощечку.

                        И глядишь – ручей разлился в речку.

                        Хоть местами речку эту вброд

                        И цыплёнок летом перейдёт.

                        Но поят её ключи, потоки,

                        И снега, и ливни летних гроз,-

                         И течёт она рекой широкой,

                        Разливается в спокойный плёс.

                        . . .

Учитель:

-Притоки Оскола на территории Белгородской области: Орлик , Осколец, Котел, Ольшанка. Козинка — правые притоки; Убля, Валуй, Уразова — левые притоки.

 

Притоки реки Оскол (км от устья)9 (Таблица слайд)

192 км: река Уразова (Уразовка, Ураева)
197 км: река Козинка (Мокрая Козинка)
212 км: река Валуй
340 км: река Халанка
345 км: река Ольшанка
351 км: река Орлик
394 км: река Убля (Удая Гнилая, Гнилая, Убля Гнилая)
404 км: река Герасим
424 км: река Дорожная
427 км: река Стуженек
437 км: река Камышенка
443 км: река Рогозец
452 км: река Головище

  • Ученик2.Река Котёл (Котла, Котель) — река в России, протекает в Белгородской области. Устье реки находится в 373 км по левому берегу реки Оскол. Устаревшее название — Плота. Длина реки составляет 41 км , площадь водосборного бассейна 574 кв.  км

Исток реки находится у с. Дмитриевка. Течёт на юг, у села Городище сливается с левым притоком и поворачивает на восток.Устье реки Котёл находится в 800 метрах от хутора Аксёновка 373 км по левому берегу реки Оскол.

Населённые пункты на реке: Дмитриевка, Чужиково, Терновое,Солдатское, Городище, Обуховка, Игнатовк 

  • Ученик3.Убля — река Рф, протекает в Белгородской области Старооскольского района. Является левым притоком реки Оскол. Заглавие реки связано с цветом воды в реке, от славянского «убл» — белоснежный.Протяженность реки составляет около 50 км. Верховье реки размещено в деревне Сомовка Горшеченсого района Курской области. В районе деревни Анпиловка река Убля впадает в реку Оскол с левой стороны.

    Ученик4. Реки Потудань. Среди местных жителей бытует легенда, что всплыла в этом месте икона Николая Чудотворца, чем и объясняется целебные свойства родниковой воды. В начале  90-х гг. ХХ века начались работы по благоустройству этого уголка природы.

Физкультминутка.

                                Ручейки.

                        А теперь мы ручейки

                        Побежали вперегонки. ( Бег на месте )

                        Прямо к озеру спешим  ( Ходьба на месте )

                        Станет озеро большим. ( Руки в стороны )

                        С рыбаками поплаваем, ( Круговые движения рук )

                        С бобрами поиграем.

                        А теперь пора садиться

                        И учиться, не лениться.

Учитель:

-Кроме рек наш край богат и другими водоёмами.

Ученик6. Криница в селе Обуховка. Обуховская криница – единственный сохранившийся на территории города родник, расположен в урочище на правом берегу реки Котел.

Карстовая воронка «Горняшка» — заполненная водой карстовая воронка в западной части города; площадь — 0,5 га;

Ученик7 Лихушенское болото — болото на левом берегу р. Оскол между ж.д. станцией Старый Оскол и урочищем Ублинские горы. Площадь 45 га. Имеет существенное водоохранное и водообеспечивающее значение для р. Оскол, в создании микроклимата в центральном и северо-восточном районах города. Единственное сохранившееся на территории болото;

Продолжение работы по теме.

Учитель:

-Мы говорим о естественных водоёмах. Это пристанище для птиц, дом для рыб, водопой для животных, место отдыха для людей. И человек постоянно стремится к водоёму, а иногда сам приближает водоём к себе. И тогда создаются искусственные водоёмы.

-Какие вы знаете искусственные водоёмы?  (Ответы детей)

Ученик8. Сорокинское озеро — искусственное озеро в карьере Сорокинского месторождения строительных материалов, площадь зеркала — 9 га, глубина 14 м. Образовано из вод четвертичного и мелового водных горизонтов; 

Севернее города на реке Оскол в 1976 году было сооружено Старооскольское водохранилище  объемом 95 млн. куб.м. Предназначено для производства товарной рыбы, полива сельскохозяйственных культур, обеспечения водой промышленных предприятий. В настоящее время является любимым местом культурного и спортивного отдыха горожан.

Учитель:

        Пруды – это тоже искусственные водоёмы, которых в нашем крае насчитывается большое количество.

Сообщение ученика:

Пруды – это искусственные водоёмы, созданные руками человека. Строительство прудов в нашем крае ведётся уже второе столетие. За это время создано большое количество их, и они продолжают создаваться. Для их сооружения на территории области существуют благоприятные условия: большое количество балок и малых речных долин, в которых удобно размещать водоёмы, и наличие достаточного объема талых снеговых вод для заполнения водоёмов. Пруды становятся на территории нашей области маленькими оазисами. Берега многих прудов окаймлены деревьями, у самой кромки воды растут ивы, а вдоль берега тянется полоса из осоки, рогоза, камыша. В прудах много рыбы: карп, линь, карась и др. Здесь выращивают толстолобика, белого амура. Поэтому пруды являются излюбленным местом рыболовов и отдыхающих.

Учитель:

-Посмотрите на эти фотографии. Сколько красоты здесь! Но всё ли делает человек для того, чтобы сохранить эту красоту (Показ фотографий водоёмов Старооскольского края.)

-Послушайте стихотворение, которое так и называется «Послушайте!»

Ученик читает стихотворение

Послушайте!

                        Речушка вдоль околицы текла.

                        Негромкая…

                        Но мы любили, дети,

                        её – она ведь первою была

                        для нас и, значит,

                        лучшею на свете.

                        Сейчас в ней всякий хлам,

                        и ржавь, и слизь

                        зелёная, и хвощ болотный вылез…

                        Как будто люди целью задались

убить её – и своего добились.

Беседа учителя с целью выведения правил охраны водоёмов.

Учитель:

 -Величава, богата, могущественна природа нашей Родины, а вместе с нею и природа нашего края. Она доверчива к нам, она щедро делится с нами всеми своими богатствами.

Что же необходимо делать для охраны водоёмов?

2.Работа по учебнику с.146-147

-Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана».Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.(Ученики работают с текстом .затем задают друг другу вопросы.)

3.Творческая работа .

Составление памятки «Правила поведения у водоёма». (Работа в группах)

Ученики:

-Не бросать в водоёмы мусор и не оставлять его на берегу.

-Не оставлять без присмотра (особенно вблизи водоёмов) удобрения и ядохимикаты.

-Не  допускать стока грязной воды с заводов, фабрик , ферм.

  1. Итог урока.

-Какое значение в природе имеют водоёмы?

-А в жизни человека?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей урока?

V. Рефлексия

 -Что нового узнали?

-Где пригодятся эти знания?

-Кто из ребят больше всех нам помог?

-Кому помог ты?

- Оценим работу на уроке по критерию ( -я  могу рассказать о водоёмах родного края;

- я могу рассказать только о…)

Учитель:

-Ребята, вы уходите на зимние каникулы. Наслаждайтесь красотами природы, отдыхайте и набирайтесь сил. Дети очень любят зимнюю пору. Она даёт вам возможность играть в снежки и кататься на коньках. Но лед очень хрупкая и опасная вещь, поэтому помните:

Правила поведения детей на льду

Толщина льда не должна быть меньше 7 см.

  • Двигаясь группой, идите на расстоянии 6 м друг от друга по тем следам, которые оставляет идущий впереди.
  • Не ступайте на лед, если он покрыт снегом, чтобы не наткнуться на пробоины.
  • Не ходите на лед весной, тем более под мостом или около берега.
  • Если вы ступили на хрупкий лед, перемещайтесь назад ползком или перекатывайтесь.
  • Увидев отколовшуюся льдину, не ступайте на нее, они легко переворачиваются.

Все мы учили правила поведения на льду. ОБЖ – наука, которая с самого детства пыталась обезопасить нашу жизнь. Но, что делать, если вы все же провалились под лед? Вот, что советуют спасатели и МЧС:

  • Если вы провалились, быстро выбросьте все, что держали в руках.
  • Руки широко раскиньте и попытайтесь удержаться за кромки льда, не повредив их при этом.
  • Двигайтесь по направлению к тому краю, где вас не сможет унести подводным течением.
  • На лед вылезайте аккуратно ползком без лишних движений.
  • Если силы вас покинули, и сами вы не можете выбраться, зовите на помощь, раскинув широко руки и ноги.

Заметив постороннего человека, провалившегося под лед, дайте ему знать, что помощь уже близко. Приближайтесь к нему ползком, а еще лучше, по возможности, подложить под себя лыжи или доску. Не приближайтесь ни в коем случае к кромке льда! Добравшись до пострадавшего, протяните ему любой предмет, ухватившись за который он сможет выбраться. Вытаскивайте его без резких движений. Затем доставьте его как можно скорее в теплое помещение. 

Каждый ребёнок получает памятку.

Домашнее задание

1) Ответы на вопросы «Проверь себя» с.147

2) Выполнить задания 2, 3 с.148


Использованная литература

1.«Природная среда Старого Оскола» - А.М. Мигунов, Н.А. Сорокин.

2.«Экология Старого Оскола» - С.А. Рубцов, Н.К. Владимировский, Е.В. Корнева

3.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А.Шаповалова. - Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002,- 410 с., ил.,Доклад о состоянии окружающей природной среды Белгородской области в 1995 году. Белгород, 1996.—С10 -1 3 Овчинников В. В,Полищук

http://uraltourist.ru/2013/09/reka-ublja-levyj-pritok-oskola/#ixzz3NBG2rk36

Изображение

Река Оскол в Старом Осколе

http://1ua.com.ua/manage/foto/20101/b7228340.jpg

http://infooskol.ru/images/photos/medium/1838477a2d722a89227f226195624eae.jpg http://www.kavicom.ru/uploads/photos/big/f9f6b7c5c854ea968dc22676f6d7f590.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Родной край - часть большой страны"(4 класс)

Презентация на тему: «Родной край — часть большой страны»   Республика Адыгея....

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Родной край - часть большой страны"

Урок по предмету окружающий мир в 4 классе по теме "Родной край - часть большой страны"...

Урок окружающего мира. Тема «Родной край- часть большой семьи». УМК « Планета знаний». 1 класс.

Цель урока: Формировать у учащихся представление о том, чем является для человека Родина....

Открытый урок в 4 классе по окружающему миру Презентация проекта «Мой родной край-часть большой страны»

Проект педагогически значим, т. к. учащиеся в процессе его осуществления приобрели новые знания по истории родного края. Но ценны не только новые знания, но и сам процесс, который позволяет развивать ...