Конспект урока окружающий мир по теме: "Превращение воды"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сосненко Оксана Витальевна

План урока окружающего мира УМК "Гармония" по теме: "Превращение воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Превращение воды (3 класс), УМК «Гармония»

Задачи урока:

  • закрепить знания о трёх состояниях вещества;
  • формировать представления о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды;
  • показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе;
  • развивать наглядно-образное и логическое мышление, воображение;
  • воспитывать экологически грамотное поведение в природе, осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов.

Оборудование:

Карточки на доску, карточки для самостоятельной работы детям.

Ход урока

  1. Организационный момент урока

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

  1. Прогноз погоды

Урок окружающего мира мы начнём с прогноза погоды. Откройте календарь на стр. 62 и посмотрите на доску: «Согласны ли вы с составленным уже прогнозом погоды?»

(исправляют ошибки)  - Кто может рассказать о сегодняшней погоде? Закройте тетради.

Покажите, какой знак состояния неба вы выберите, чтобы рассказать о своём настроении на уроке? Надеюсь, что материал сегодняшнего урока будет всем ясен и понятен.

  1. Актуализация знаний о воде

Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке?

На какой вопрос мы не нашли ответа.

-Что в природе очищает воду?

 Кто дома нашёл ответ на этот вопрос? Чем пользовались при этом?

Кто желает продемонстрировать свои плакаты, просьбы к тем, кто загрязняет водоёмы. (рисовали дома)  достаточно. Позже мы оформим выставку. Думаю,  напомним всем, что чистота окружающего мира зависит от нас.

А сейчас вспомним о свойствах  воды. Проведём  игру «Веришь или нет»

На листочках запишите свои ответы «да» или «нет»

(Диктант с последующей взаимопроверкой  истинные и ложные высказывания)

Веришь ли ты, что…

1.Чистая вода - жидкость  белого цвета. (нет)

2.Вода обладает текучестью (да)

3.Чистая вода не имеет запаха. (да)

4. Чистая вода - прозрачная жидкость. (да)

5.Чистая вода имеет  приятный запах. (нет)

6. Вода растворяет любые вещества (нет)

7. Вода – это и дождь, и снег, и град, и иней, и роса?

(взаимопроверка)

А теперь поменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте работу соседа.

Поднимите руку, у кого все ответы верные. Молодцы!  А кто допустил больше трёх ошибок? Вы меня огорчили.

 Оставьте листочки на парте, я потом их соберу.

  1. Сообщение новых знаний

Послушайте, и  предположите, что это может быть?

К низу летит капельками,

А к верху - невидимой. (вода)

Солнышко купалось в луже под окном,

Но сегодня лужу затянуло льдом.

Что же произошло с водой? И почему? А что ещё с ней может произойти? Так о чём же мы будем говорить сегодня? О превращениях воды.

(Стадия вызова)

Итак, вспомните, что вы уже знаете о превращениях воды? (записать в таблицу)

Что мы знаем

(стадия вызова)

Что мы хотим узнать

(стадия осмысления)

Что мы узнали, и что нам осталось узнать

(рефлексия)

Вода может превратиться в снег, град, лёд, росу, иней

1.Как вода превращается в пар, росу?

2.Как называется это превращение воды?

3.?

1.+

2.+

3. ?

(Стадия осмысления)

Что мы хотим узнать о превращениях воды? (записать в таблицу)

Гимнастика для глаз (по методу Базарного)

Перед чтением выполним упражнение для глаз. Следите за движением снежинки.

Что вы заметили?

(снежинка превратилась в капельку и начала быстрее двигаться)

Предположите, почему так случилось?

В какое время года может такое случиться?

Работа с учебником: Откройте учебник на стр. 82, возьмите в руки карандаш. При чтении текста не забывайте отмечать: v- уже знал, + новое для меня. (чтение текста вслух)

Что из прочитанного было нам известно? Что отметили v?

Почему воду называют удивительным веществом?

В каких трёх состояниях вода может находиться в природе?

Давайте воспользуемся условными знаками осадков и распределим их по состояниям.

           Дождь, роса                снег, град, иней                  туман

Несмотря на эти различия, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. А значит, и лёд и туман и роса состоят из одинаковых мельчайших частиц –  КАКИХ? Из молекул.

Вспомните, как располагаются молекулы в жидком, твёрдом и газообразном веществах?

Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновений.

Когда же при охлаждении вода превращается в лёд, её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул при этом не прекращается, они всё время колеблются.

  1. Динамическая пауза:

А сейчас на несколько минут представим себя молекулами воды.

Дети каждого ряда выходят по очереди, я шепчу им, молекулами чего они будут, дети изображают движение молекул, а другие дети угадывают. Например,ребята первого ряда будут молекулами градинки, снежинки;

 второго ряда – молекулами росинки, дождинки;

 третьего ряда – молекулами водяного пара, тумана.

(дети выходят к доске и показывают движение молекул)

Молодцы!

Продолжим работу.

Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)

Что из прочитанного вы отметили знаком +? Что новое узнали?

 При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации.

На доске появляются карточки:

испарение,

 конденсация(слово это произошло от латинского конденсатио, что означает уплотнение, сгущение),

замерзание,

 таяние

Можете вы назвать, какое превращение воды называют процессом испарения и конденсации? Значит знаний нам ещё недостаточно. Внимательно посмотрите фильм, может быть, там вы найдёте ответ на этот вопрос.

(просмотр фильма «Как вода становится паром и росой?» из серии мультфильмов «Семья почемучек»)

Проверяем, кто был внимателен?

Как называется процесс превращения воды в пар? ( испарение)

А превращение пара в воду? (конденсация)

Вдумайтесь в смысл слов замерзание – таяние. Противоположные по смыслу слова – это слова антонимы. И слова испарение и конденсация тоже слова антонимы.

  1. Закрепление полученных знаний

Откройте тетрадь на стр. 33  и выполните задание № 73

(Проверяем на доске)

Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)

А теперь давайте применим свой жизненный опыт, свои наблюдения, какие процессы чаще всего наблюдаются в разные времена года.  Приведите примеры. (ответы детей)

Что происходит летом?

Презентация

Летом – испарение и конденсация воды (солнце нагревает землю и воду, вода испаряется, а после заката солнца воздух охлаждается и пар конденсируется в воду в виде росы или дождя);

Осенью – конденсация (если ночью резко понизится температура, станет ниже 0 градусов, то вместо росы появится иней);

Зимой – замерзание;

Весной – таяние и испарение (солнце нагревает землю, снег начинает таять, превращается в воду, вода испаряется).

 «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»  

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. На карточке вы видите  наш круглый год. Запишите, в какое время года,  какие процессы можно наблюдать.

(На карточке работают самостоятельно в парах.)

Проверка через презентацию.

Встаньте, кто сделал работу без ошибок? Молодцы!

Где допустили ошибки?

(Третья стадия - Рефлексия)

Вернёмся к таблице и найдём подтверждения нашим предположениям. (ставим +)

Есть вопросы на которые мы не нашли ответа? (ставим -) Ответы на эти  вопросы нам предстоит ещё найти. На какие-то из них вы постараетесь найти ответы дома.

  1. Подведение итогов

Подведём итоги работы.

Каким знаком состояния неба вы оцените свои успехи на уроке?

Я благодарю своих помощников: (назвать имена)

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс

Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Про воду"

Конспект урока по окружающему миру с элементами математики для 2 класса с применением:                               ...

Сценарий урока окружающего мира по теме "Превращение и круговорот воды"

В современном обществе всё актуальнее использовать образовательные сервисы для мотивации учащихся к обучению.Урок построен структурно и с использованием карточек Учи.ру, делая урок более увлекательным...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об опасностях, подстерегающих в лесу и на водоемах; закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; формирование правил поведения на воде и...

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"...

Конспект урока окружающий мир во 2 классе "Вода.Свойства воды"

Урок знакомит учащихся с понятием «вода», «гидросфера», свойствами воды....