Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Козлова Валентина Викторовна

    Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 3 класс , автор учебника Плешаков А.А. УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

         Конспект урока по курсу «Окружающий мир»

                        с использованием ППС

                                       

                                     

    3класс                                                  

                       Тема: Круговорот воды в природе

    Цели: 1. Познакомить с новым явлением в неживой природе

               2. Исследовательско-поисковая работа (факты)

               3. Развитие речи, воображения, мышления, наблюдательности.

               4. Умение работать в малых группах

    1. Сегодняшний урок окружающего мира мне хотелось бы начать с видеосюжета (Видеосюжет о водопадах, реках, морях)    .(слайды 4,5)

    • Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?

                                     ( о воде)                                    (слайд 6)

    Вода – самое распространенное вещество на земле. Вода –  символ

    жизни. Она поит и кормит, лечит и заставляет страдать, приносит удовольствие и непоправимый вред. Это хорошо знакомое каждому из нас  с  самого рождения вещество обладает многими необычными свойствами. Она обязательный компонент всех живых организмов: растений, животных, человека. А также участник многих важных процессов в неживой природе.

    С одним из таких процессов нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

    2. Но прежде давайте разгадаем загадки                            (слайд 7)

    • Туча ,сосулька, снег
    • Туман, град (чтение стихов) (слайд 8)

    .

    • Какое отношение имеют они к воде?  (три состояния воды)

                                                  (слайд 9)

    • Сделайте вывод о состояниях воды.

    вода

    жидкое

    газообразное

    твердое

    Вода о себе так говорит:

    Я и туча, и туман,

    Я ручей и океан,

    Я летаю  бегу,

    И стеклянной быть могу.

    3. На уроках окружающего мира мы с вами говорили о том, что наша планета находится в постоянном движении. Как движется земля?

    Но мы также знаем, что вода составляет 2/3 поверхности земли.

    (слайд 10)

    Как вы думаете, движется ли вода?

    Высказывания  детей:            (движется)            (не движется)

    Чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, вы займетесь исследовательской работой в группах.

    4. Работа в группах  (рисунки, сопровождающиеся устным пояснением представителя группы)

    1. Как выросли облака? (дождь)

    1. Что случилось с водяным паром? (туман)

    1. Снег – что это такое? (снег)

    1. Какой дождь никому не нужен? (град)

    5. Подведение итогов работы по группам

    На основе услышанного сделайте вывод о движении воды.

    • Как движется вода? ( по кругу)
    • Как одним сложным словом назвать движение воды на земле?

    К

    Р

     У

    Г

    О

    В

    О

    Р

    О

    Т

    6. Обратимся к учебнику и прочитаем о том, как же ученые пишут об этом явлении в природе?

                 

    • Как называют ученые воду?

    (вечный путешественник)

    -Что же самое главное в этом явлении?

         (вода возвращается в источник и никуда не пропадает)

    7. Формула влияния

    • Что-то влияет на что-то
    • Что-то влияет на кого-то
    • Кто-то влияет на что-то
    • Кто-то влияет на кого-то

    • Применима ли эта формула к теме нашего урока?
    • Обратимся к вашим работам
    • Что присутствует кроме воды на всех ваших рисунках?

                                   (солнце)

    • Как используется эта формула, сказать о влиянии.

                    Солнце                     влияет                              Вода

    • А что происходит с водой?

                        (изменяется)

    • Как?

      (меняет свои агрегатные состояния)

    • Сейчас вы ещё раз подтвердите одно очень важное утверждение, о котором мы говорим .
    • Какое?

          (влияние приводит к изменению)

    8. С каким очень важным процессом в неживой природе вы познакомились?

    - Что самое важное в этом процессе, что нужно запомнить?

            ( вода никуда не исчезает)

    9.И в заключении урока я предлагаю вам посмотреть некоторый процесс и определить является ли этот процесс круговоротом.

    Опыт с чайником и тарелкой.

     (Нет,  т.к. не возвращается в источник)

    10. Вода – путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.

    Представьте, где и как может путешествовать капелька,  и напишите мини-сочинение о путешествии капельки.

    Темы сочинений

           1.Как выросли облака

    2.Что случилось с водяным паром.

    3 Снег – что это такое?

    4.Какой дождь никому не нужен?

    Как выросли облака.

    А как же получаются облака высоко в небе?

    Солнце греет землю. От земли, как от печки, воздух нагревается и поднимается вверх, потому что тёплый воздух легче холодного.

    Вместе с тёплым воздухом поднимается и растворённый в нём невидимый  водяной пар.

    А там, наверху , далеко от земли, холодно.

    Воздух остывает, и невидимый водяной пар превращается в капельки воды, такие маленькие и такие лёгкие, что они не падают, а висят в воздухе, и ветер несёт их куда захочет.

    Этих капелек становится всё больше, и тогда мы видим, как в синем небе появилось вдруг белое облачко: одно, другое, будто кто-то разбросал там кусочки ваты.

    Это из крошечных капелек воды выросли облака. Облака – это тот же туман, только не над землёй, а высоко в небе. Вот они толстым слоем закрыли солнце. Это уже не облака, а тучи. Тёмная туча ползёт по небу.

    Крошечные капельки в ней сливаются вместе, делаются тяжёлыми. Им уже трудно держаться в воздухе, и они начинают падать. По дороге капельки сталкиваются с другими каплями, сливаются с ними, И чем толще туча, сквозь которую они летят, тем крупнее становятся капли, которые дождём падают на землю.

                                                               

                                                               

    Что случилось с водяным паром.

    А что случится, если тёплый воздух, в котором много водяного пара, вдруг остынет?

    А вот что.

    Днём над рекой воздух нагрелся, и в нём собралось много водяного пара, а  когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман.

    Будто облако легло на землю.

    Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если тёплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины едут с зажжёнными фарами, чтобы не столкнуться.

    А пригреет солнышко, туман исчезнет: опять в воздухе растворится.

    Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы.

    Если будет очень холодно, водяной пар превратиться не в росу, а в ней. Иней – это замёрзшая роса.

    Невидимый водяной пар может превратиться и в иней, и в росу, и в туман, и в белое облако.

                                                             

    Снег – что это такое?

    Ты уже знаешь, что водяные пары, когда остывают, превращаются в капельки воды. А высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев  перейти в воду, сразу превращаются   в крохотные льдинки.  Они малы, как пылинки. Их и в народе называют алмазной пылью.

    Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

    Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуются густые пушистые хлопья. Потому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

    Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?

    Как ты думаешь, почему?

    Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.

                                                                     

    Какой дождь никому не нужен?

    Нужен дождь, да не  всегда и не всякий.

    Люди сено сушат, а дождь его мочит. Люди картошку копают, а дождь её поливает. Пора в поле хлеб убирать, а дождь мешает. Дождь не вовремя никому не нужен.

    А бывает и так: дождь вовремя пойдёт, а никто ему не рад. Почему?

    Да потому, что вместе с этим дождём сыплются с неба ледяные горошины. Возьми такую горошину в руки, от неё на ладошке капелька воды останется. Это град. Градины бывают с горошину и меньше, а бывают и с орех, и даже с куриное яйцо.

    Падают тяжёлые градины с большой высоты, ломают в поле колосья, портят в саду ягоды, сшибают яблоки.

    Откуда же взялись ледяные градины в жаркий летний день?

    Высоко-высоко, в самом верху большой тучи, появились маленькие снежные крупинки.

    Медленно опускались они и в нижней части этой тучи оказались среди крошечных капелек воды. Капельки покрыли белые крупинки и замёрзли на них корочкой прозрачного льда. Появились маленькие градинки. Теперь они упали бы на землю с летним дождём, если бы вдруг не подбросило их вверх. Будто дунул кто-то с земли огромным насосом. Струя воздуха подхватила градины и понесла их опять высоко наверх, к снежинкам.

    Снежинки облепили их со всех сторон и замёрзли вокруг белым снежком.

    Градины стали опускаться и опять попали в ту часть тучи, которая состояла из капелек воды, и опять покрылись корочкой прозрачного льда.

    И снова воздух подбросил их вверх. Воздух играл с градинами, как ребята с мячом. Он то подкидывал их вверх, то опускал вниз. Градины покрывались то белым снегом, то прозрачным льдом.

    И чем дольше воздух играл с ними, тем крупнее выпадал на землю град.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

    Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

    Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс

    Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....

    Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

    Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

    Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

    Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

    Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

    Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...

    Конспект урока окружающего мира на тему: "Вода на Земле"

    Цель урока:  сформировать  понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и н...