Предмет: окружающий мир 4 класс. Тема: Мир глазами географа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фоменко  Анастасия Михайловна

Данный учебный материал рекомендуется  использовать на уроках окружающего мира в 4 классе. В ходе урока используется  разработанный комплекс заданий, для  объяснения  и закрепления учащимися нового материала и развития логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир 4 класс.

Тема: Мир глазами географа

Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о глобусе и географической карте.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

- познакомить с новыми понятиями: «параллель», «меридиана», «экватор», «масштаб»;

- формировать умение работать с глобусом и картой полушарий;

Развивающие:

- формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями  партнеров по совместной деятельности;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

- развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

Планируемые результаты

Предметные:

- должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений; «Главный пояс Земли» - это экватор, горизонтальные линии называют параллелями, вертикальные линии называют меридианами.

- уметь показывать на глобусе и карте полушарий материки, океаны, свою малую родину.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной  речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого.

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные:  формирование позитивной самооценки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, практическая работа

Учебник: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, М, Просвещение, 2010 г.

Необходимое техническое оборудование: глобусы, карта полушарий, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, ЭУП «Природа. Человек. Общество»

Ход урока

I.        Организационный момент.   

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

 Постарайтесь все понять,

 Учитесь тайны открывать,

 Ответы полные давать,

 Чтоб за работу получать

 Только лишь оценку «пять»

II. Мотивация, актуализация знаний

- На прошлых уроках мы с вами смотрели на мир глазами астрономов. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

1. Индивидуальная задание на карточке

- Как называются эти созвездия и звезды? ( Ответы: 1-Большой пес, Сириус; 2- Малая Медведица, Полярная звезда; 3- Волопас, Арктур; 4-Большая Медведица.

III. Самоопределение к учебной деятельности.

А тема нашего урока звучит так: «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта». Подумайте и скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

(Ученики высказывают предположения.)

- Верно, сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

IV. Работа над новой темой 

- Что такое «география»? Что изучает наука «география»? Кто может ответить? (Ответы детей)

- Более точный ответы нам поможет найти учебник. Первая группа открывает с. 22 и ищет ответ на вопрос «Что такое география?». 2 группа на стр. 22-23 ищет информацию о том, что же изучает география.    

(Один ученик от группы отвечает.)       

- Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете.

Шар не велик.

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет. (Глобус.)

Моря есть - плавать нельзя,

дороги есть - ехать нельзя,

земля есть - пахать нельзя.

Что это? (Географическая карта)

- Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус. Перечислите всё, что изображено на глобусе. (Дети перечисляют).   

Посмотрите внимательно на слайд-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Как же называются  горизонтальные линии?  (дети отвечают, если знают) Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

- Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами. «Главный пояс Земли» - это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

- Как вы думаете, глобус всегда был таким, как сейчас?

- Послушайте сообщение о первом глобусе.  

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

- Кто же был создателем первого глобуса? Когда это было? (Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.)

Как назвал он свое изобретение? («земное яблоко»)

 Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.)

- В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, и оба принадлежали Петру Первому. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек.  Чтобы перевести первый глобус  пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.  

V. Физкультминутка

(Звучит песня «О дружбе», дети подпевают и выполняют движения) 

- Ребята, я предлагаю каждому выбрать на глобусе ту точку, куда бы вы хотели отправиться в путешествие. Для этого вам надо всего лишь раскрутить глобус и с закрытыми глазами остановить его. (Дети называют выбранные места).

- Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

(Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)

- Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

- А что же такое «географическая карта»? (Ответы детей)

- Географическая карта - это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

-  С какими видами географических карт вы уже знакомы?

-  Сегодня мы будем работать с картой полушарий.

(Демонстрация карты полушарий.)

- Послушайте сообщение о первой географической карте России. (Выступление заранее подготовленного ученика)  

Практическая работа  

- Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте. (Одна группа показывает материки на карте полушарий, другая – океаны) 

VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

Проверим, как вы усвоили новый материал.

  1. Игра «Заполните пропуски».

(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы  подбирают подходящие по смыслу слова)

Модель Земли называют ....

А условное обозначение поверхности земли на плоскости называют ... .

На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым - ..., белым - ...  

«Главный пояс Земли» - это … 

Горизонтальные линии  называют …  

Вертикальные линии называют ….

VII. Рефлексия учебной деятельности. 

Что нового узнали на уроке?

Какое задание было для вас самым интересным?

Что показалось сложным?

Учитель. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Ребята, представьте, что глобус – наша планета Земля, пообещайте беречь её.

VIII . Самооценка работы

Дети выставляют оценки в «листы самооценки» за все задания и выводят общую оценку за урок. 

IX. Домашнее задание

  • выполнить задания в рабочей тетради стр.8-9  (обязательно для всех)            

по выбору: 

  • написать мини-сочинение «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»
  • вылепить глобус из пластилина

Учитель. Мне было очень приятно работать с вами и поэтому я говорю вам большое спасибо за урок! В память об этом уроке получите магнитики.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6, с. Вольного

муниципального образования Успенский район

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

«Мир глазами географа»

                                                        Составитель:

                        учитель начальных классов

                                                                Фоменко А.М.

2014 г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Мир глазами географа"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами географа". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс-Мир глазами географа

Тестовая работа по окружающему миру 4 класс-Мир глазами географа...

тест по окружающему миру 4 класс "Мир глазами географа"

тест по пройденному материалу "Мир глазами географа" УМК "Школа России"...