Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Когутовская Людмила Николаевна

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир глазами географа20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Мир глазами географа.

Цели и задачи урока:  - дать представление о науке, изучающей Землю - географии, сформировать понятия  "глобус",   "географическая карта", "масштаб";

- формировать умение осуществлять поиск информации по теме, умение работать в малой группе, умение определять общую цель и достигать её, согласовывая свои действия с другими людьми;

- развивать навыки работы со словарём, с текстом учебника, с географической картой; способствовать развитию речи, мышления, внимания, навыки работы в малой группе;

- воспитывать аккуратность, культуру общения.

Оборудование к уроку: ноутбук, телевизор, физическая карта России, политическая карта мира, глобус, рабочие листы для детей, клей, учебники и рабочие тетради.

Ход  урока

Организация класса.

 Проверка готовности к уроку, приветствие гостей, психологический настрой на работу.

Сообщение темы и задач урока.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко "Великие путешественники" (Литературное чтение 3 класс) См. Приложение 1.

- Из какого произведения этот отрывок?

- Без каких знаний, по мнению мамы и папы, детям нельзя было пускаться в кругосветное путешествие?

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Учитель: Наверное вам не раз приходилось слышать слово "география". А что такое "география"? (ответы детей)

Давайте посмотрим определение этого слова в "Толковом словаре". (работают по группам)

- А как даётся определение этого слова в нашем учебнике? (с. 22)

- Найдите в учебнике, что изучает география. А что оа объясняет?

- На основе всего того, что мы прочитали, давайте дадим объяснение слову "география".

География - это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. (запись в рабочую тетрадь)

На предыдущих уроках мы узнали, что значит мир с точки зрения астронома. А сегодня мы взглянем на мир с точки зрения географа

Актуализация знаний.

А помогут нам в этом замечательные изобретения человечества. Отгадайте, какие.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть - ездить нельзя,

Земли есть - пахать нельзя. (географическая карта)

Найдите на своих рабочих листах слова "глобус" и "географическая карта" и объяснение этих слов. Соедините каждое слово с его значением. См. Приложение 2.

Глобус - модель Земли.

Географическая карта - уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

Заполните в группа первые 2 столбика таблицы "ЗХУ". См. Приложение 2.

Дети заполняют, затем зачитывают свои записи)

Работа над темой урока.

Практическая работа 1.  - А теперь проверим, помните ли вы названия разметки глобуса.

Детям выдаётся схематический рисунок глобуса. Им надо наклеить правильно слова "параллели", "меридианы", "экватор", "северный и южный полюс".

Проверка: СЛАЙД №1

Составление рассказа.

На ваших рабочих листах есть вопросы о глобусе. Посовещайтесь в группе и подготовьте ответы на их.

Группы совещаются, затем по - очереди отвечают на вопросы.  СЛАЙД №2.

Выступление докладчиков.

Учитель: Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении первого глобуса. СЛАЙД 3, 4, 5

-Кто был создателем первого глобуса?

- Когда это было?

- Чем глобус Бехайма отличался от современного?

Как Бехайм назвал своё изобретение, ведь слова "глобус" тогда ещё не было? с. 24 учебника

Учитель : Представьте, что вы отправились  путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в дороге пользоваться глобусом? Почему?

Учитель: Ещё одно величайшее изобретение человечества - географическая карта. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении

географических карт. СЛАЙД 6, 7

-Когда же появилась первая карта мира?

-Кто её создал?

 Практическая работа 2.  

Учитель:  По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, морей, островов, озёр и т. д. Их очертания становились более правильными. Современные географические карты очень разнообразны. Например, существуют физические и политические карты. (на доске) 

-  Чем различаются эти карты? А в чём их сходство? 

Учитель: - У вас в учебнике представлена ещё одна карта - карта полушарий.

- Что она вам напоминает?

- -Прочитайте о ней (с. 26-27)

- Кто понял, что такое масштаб карты?

 

Чтобы лучше это понять, проведём практическую работу: измерьте линейкой расстояние от Москвы до края Антарктиды. Посмотрите на масштаб карты.

- Как узнать, сколько на самом деле километров от Москвы до Антарктиды?

Учитель: - Но не только на масштаб надо обращать внимание, работая с картой. Как вы думаете, на что ещё? Если затрудняетесь, посмотрите, что такое географическая карта  на вашем  рабочем листе. (На условные знаки)  

В рабочей тетради на с 15 подпишите названия условных знаков, пользуясь картой на с. 64. (рекомендации по выполнению д/з)

 Проверка усвоения материала урока. Коррекция.

Заполнение   последнего столбика  таблицы "ЗХУ.

Подведение итогов, рефлексия.

 

Составление синквейна "Глобус" и "Карта" (по группам)

 Кого из своей группы вы предлагаете оценить?

Домашнее задание: с. 22-29 (читать, ответить на вопросы) , в рабочей тетради с. 14-15

Рабочий лист

Глобус

               

Географическая

карта

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Расскажите о глобусе по вопросам.

1) Какую форму имеет глобус?

2) В какие цвета окрашен глобус? Что они обозначают?

3) Почему глобус называют "мяч в сетке"?

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5) Как называются линии, соединяющие Северный и Южный полюс?

6)Как называются линии, опоясывающие глобус?

7) Как называется "главный пояс Земли"?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"...

Урок окружающего мира "Взгляд на глаз"

Задачи урока:Провести  практическую работу с проведением наблюдений, опытов,   переработкой и предоставлением информации по заданной теме, используя различные источники- познакомить уча...

Технологическая карта урока окружающего мира "«Взгляд» на глаз". УМК "ПНШ", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание содержательных и организационных условий для первичного восприятия, осмысления и закрепления знаний по теме «Органы зрения. &l...