Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
    методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Когутовская Людмила Николаевна

    Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Мир глазами географа20.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока:   Мир глазами географа.

    Цели и задачи урока:  - дать представление о науке, изучающей Землю - географии, сформировать понятия  "глобус",   "географическая карта", "масштаб";

    - формировать умение осуществлять поиск информации по теме, умение работать в малой группе, умение определять общую цель и достигать её, согласовывая свои действия с другими людьми;

    - развивать навыки работы со словарём, с текстом учебника, с географической картой; способствовать развитию речи, мышления, внимания, навыки работы в малой группе;

    - воспитывать аккуратность, культуру общения.

    Оборудование к уроку: ноутбук, телевизор, физическая карта России, политическая карта мира, глобус, рабочие листы для детей, клей, учебники и рабочие тетради.

    Ход  урока

    Организация класса.

     Проверка готовности к уроку, приветствие гостей, психологический настрой на работу.

    Сообщение темы и задач урока.

    Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко "Великие путешественники" (Литературное чтение 3 класс) См. Приложение 1.

    - Из какого произведения этот отрывок?

    - Без каких знаний, по мнению мамы и папы, детям нельзя было пускаться в кругосветное путешествие?

    -Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

    Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.

    Учитель: Наверное вам не раз приходилось слышать слово "география". А что такое "география"? (ответы детей)

    Давайте посмотрим определение этого слова в "Толковом словаре". (работают по группам)

    - А как даётся определение этого слова в нашем учебнике? (с. 22)

    - Найдите в учебнике, что изучает география. А что оа объясняет?

    - На основе всего того, что мы прочитали, давайте дадим объяснение слову "география".

    География - это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. (запись в рабочую тетрадь)

    На предыдущих уроках мы узнали, что значит мир с точки зрения астронома. А сегодня мы взглянем на мир с точки зрения географа

    Актуализация знаний.

    А помогут нам в этом замечательные изобретения человечества. Отгадайте, какие.

    На ноге стоит одной,

    Крутит, вертит головой,

    Нам показывает страны,

    Реки, горы, океаны. (глобус)

    Моря есть - плавать нельзя,

    Дороги есть - ездить нельзя,

    Земли есть - пахать нельзя. (географическая карта)

    Найдите на своих рабочих листах слова "глобус" и "географическая карта" и объяснение этих слов. Соедините каждое слово с его значением. См. Приложение 2.

    Глобус - модель Земли.

    Географическая карта - уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

    Заполните в группа первые 2 столбика таблицы "ЗХУ". См. Приложение 2.

    Дети заполняют, затем зачитывают свои записи)

    Работа над темой урока.

    Практическая работа 1.  - А теперь проверим, помните ли вы названия разметки глобуса.

    Детям выдаётся схематический рисунок глобуса. Им надо наклеить правильно слова "параллели", "меридианы", "экватор", "северный и южный полюс".

    Проверка: СЛАЙД №1

    Составление рассказа.

    На ваших рабочих листах есть вопросы о глобусе. Посовещайтесь в группе и подготовьте ответы на их.

    Группы совещаются, затем по - очереди отвечают на вопросы.  СЛАЙД №2.

    Выступление докладчиков.

    Учитель: Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении первого глобуса. СЛАЙД 3, 4, 5

    -Кто был создателем первого глобуса?

    - Когда это было?

    - Чем глобус Бехайма отличался от современного?

    Как Бехайм назвал своё изобретение, ведь слова "глобус" тогда ещё не было? с. 24 учебника

    Учитель : Представьте, что вы отправились  путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в дороге пользоваться глобусом? Почему?

    Учитель: Ещё одно величайшее изобретение человечества - географическая карта. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении

    географических карт. СЛАЙД 6, 7

    -Когда же появилась первая карта мира?

    -Кто её создал?

     Практическая работа 2.  

    Учитель:  По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, морей, островов, озёр и т. д. Их очертания становились более правильными. Современные географические карты очень разнообразны. Например, существуют физические и политические карты. (на доске) 

    -  Чем различаются эти карты? А в чём их сходство? 

    Учитель: - У вас в учебнике представлена ещё одна карта - карта полушарий.

    - Что она вам напоминает?

    - -Прочитайте о ней (с. 26-27)

    - Кто понял, что такое масштаб карты?

     

    Чтобы лучше это понять, проведём практическую работу: измерьте линейкой расстояние от Москвы до края Антарктиды. Посмотрите на масштаб карты.

    - Как узнать, сколько на самом деле километров от Москвы до Антарктиды?

    Учитель: - Но не только на масштаб надо обращать внимание, работая с картой. Как вы думаете, на что ещё? Если затрудняетесь, посмотрите, что такое географическая карта  на вашем  рабочем листе. (На условные знаки)  

    В рабочей тетради на с 15 подпишите названия условных знаков, пользуясь картой на с. 64. (рекомендации по выполнению д/з)

     Проверка усвоения материала урока. Коррекция.

    Заполнение   последнего столбика  таблицы "ЗХУ.

    Подведение итогов, рефлексия.

     

    Составление синквейна "Глобус" и "Карта" (по группам)

     Кого из своей группы вы предлагаете оценить?

    Домашнее задание: с. 22-29 (читать, ответить на вопросы) , в рабочей тетради с. 14-15

    Рабочий лист

    Глобус

                   

    Географическая

    карта

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Расскажите о глобусе по вопросам.

    1) Какую форму имеет глобус?

    2) В какие цвета окрашен глобус? Что они обозначают?

    3) Почему глобус называют "мяч в сетке"?

    4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

    5) Как называются линии, соединяющие Северный и Южный полюс?

    6)Как называются линии, опоясывающие глобус?

    7) Как называется "главный пояс Земли"?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

    Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

    Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

    Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

    Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

    Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

    Урок окружающего мира по теме: "Праздник со слезами на глазах…"

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАПраздник со слезами на глазах&helli...