Урок окружающего мира Тема: Береги глаза
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Худеева Светлана Валентиновна

Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_okr_mir_glaza.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 4   класс
  2. Окружающий мир
  3. Тема :  Зрение. Береги глаза.
  4.  Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир
  5. . «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой) 4 класс

Тема урока:  Зрение. Береги глаза.

Цели урока:

1.Ознакомить учащихся с органом зрения;

2. Расширять знания учащихся о бережном отношении к глазам;

3. побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье глаз; научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения;

Проект урока

№ п/п

Вид работы

Время

мин

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Оргмомент.

1 мин

Объявление темы

Определяют цель

2

 Актуализация знаний

5 мин.

Работа на листах

Работают на листах

3

Самостоятельная работа по карточкам.

20 мин.

Помогает и проверяет выполнение работы.

Работают по карточкам.

4

 Проверка усвоения.

 15 мин.

Проверяет ответы

Отвечают на вопросы самостоятельной работы

5

Подведение итогов работы.

 4мин.

Работа  по вопросам учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Ход  урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Прочитайте запись на доске и скажите, как вы понимаете смысл этого выражения:

То, что мы знаем, – ограничено, а то, чего не знаем, – бесконечно.

Пьер Симон Лаплас

Говорит ли это о том, что можно остановиться в познании мира? Конечно, нет. Получение новых знаний об окружающей действительности и о себе самом – это интересный, творческий и бесконечный процесс не только для детей, но и для взрослых. И он от этого становится все заманчивее.

II. Проверка домашнего задания.

Выберите и отметьте правильный ответ.( индивидуальная работа)

1) Кровеносная система состоит:

А)  только из сосудов;

Б)   из сосудов и сердца.

2) К какой системе относится глотка:

А)  к пищеварительной;

Б)  к дыхательной?

3) Какая система участвует в доставке организму кислорода:

А)  пищеварительная;

Б)  дыхательная;

В)  нервная?

4) Находится ли деятельность спинного мозга под контролем головного мозга (подчеркните):

а) да;

б) нет?

5) Какому отделу мозга принадлежат полушария большого мозга:

А)  спинному мозгу;

Б)  головному мозгу?

6) Зависят ли умственные способности здорового взрослого человека от массы головного мозга:

а) да;

б) нет?

7) Все ли кости скелета выполняют функции рычагов, с помощью которых осуществляется движение тела:

а) да;

б) нет?

8) У человека более:

  250 мышц;

  450 мышц;

  600 мышц.

9) Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата:

а) да;

б) нет?

10) Всегда ли человек заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий:

а) да;

б) нет?

11) Сколько групп крови выделяют у человека:

а) две;

б) три;

в) четыре?

12) Венами называются:

  сосуды, по которым кровь течет к сердцу;

  сосуды, по которым кровь течет от сердца;

  мельчайшие кровеносные сосуды.

13) Относится ли сердце к системе кровообращения:

а) да;

б) нет?

14) Может ли человек управлять функциями сердца:

а) да;

б) нет?

15) Внутри носовая полость разделена:

а) на две части;

б) три части;

в) четыре части.

16) В каких органах кровь насыщается кислородом:

  в легких;

  в сердце;

  в почках?

17) Из внешней среды организм получает:

  углекислый газ;

  кислород, органические вещества, минеральные соли, воду;

  мочевину, мочевую кислоту.

18) Откуда организм получает энергию:

Ё  с пищей;

Ё  от солнца?

Проверка :

3.  Сообщение темы урока 

Послушайте  отрывок из сказки Г-Х. Андерсена «Снежная королева»:

«Жил был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось, все же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче и хуже. Однажды зеркало полетело на землю и разбилось вдребезги. Некоторые осколки, не больше песчинки, разлетелись по белу свету. Они попадали людям в глаза и так там и оставались. Человек с таким осколком начинал всё видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны…»

–  Что в ней волшебного?
– Какие органы чувств помогают воспринимать мир правильно?

- Назовите   тему   урока.

4. Самостоятельная работа учащихся

Задания на «3»

1.Через какие органы чувств мы узнаём о происходящем в окружающей среде? (тебе поможет № 40 в ПТ)

2. Прочитай текст на стр 26, 27 (вверху)  в учебнике  и ответь на вопросы

3. Из чего состоит орган  зрения?

4. Как «работает» глаз?  Что находится посередине  глаза? Через  какую часть глаза  проходят лучи света? Как , где  и куда  движется световой сигнал? Где появляется изображение?

5. От  чего защищают веки, брови, ресницы?

6. Как  защитить глаза от болезней? Прочитай правила  на стр 27

Задания на «4»

7.Почему глаза называют «окнами в окружающий мир»?

8. Интересно, а животные видят так же как мы? (  как  видят лягушки, рак, морская звезда, пчела,  стрекоза, паук, орёл, сова) Текст вам в помощь.

Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.

А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.

А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.

У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.

У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.

У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.

У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.

9. Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека?

Задания на «5»

10. У всех представителей животного мира разные глаза. С чем это связано?

11.  А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?

Дополнительные вопросы:

12.Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?

13. Почему  медицинские работники  узнают  о том жив или нет человек, используя  фонарик?

Проверка выполненного задания .

- Есть пять помощников на службе у тебя,

 Не замечая, их используешь шутя:

 Глаза тебе даны, чтоб видеть,

 А уши служат, чтобы слышать,

 Язык во рту, чтоб вкус понять,

 А носик – запах различать.

 И ни к чему твоя тревога,

 Они всегда тебе помогут.

-О каких органах чувств говорится в стихотворении?

-Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.

глаза

нос

уши

язык

кожа

осязание

обоняние

зрение

слух

вкус

- Как  называется  орган о  котором вы читали?

- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!

- Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где же парта, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно.

- Какую же роль для человека играют органы зрения?

- Чтобы хорошо видеть, надо беречь и тренировать орган зрения  – глаза.

Физминуткадля глаз.(Выполняют стоя.)

- Почему глаза называют «окнами в окружающий мир»?

-  Интересно, а животные видят так же как мы? (  как  видят лягушки, рак, морская звезда, пчела,  стрекоза, паук, орёл, сова)

- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).

Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)

- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как?

(Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).

- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко.

Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.

- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется?

 (Радужная – радуга – цветная. )

В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.

- В отличие от глаз многих животных, глаза человека могут видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Эти люди страдают болезнью, которая называется дальтонизм. А распознали эту болезнь более ста лет назад. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло множество людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повезти поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что его глаза не различают цвета. Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом.

6. Чтобы ваши глазки хорошо видели, необходимо их беречь и укреплять.

- Как вы думаете, что для этого надо делать?

Запомните несколько упражнений для глаз!

Гимнастика для глаз.

  • Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  • Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
  • Делай круговые движения глазами:Налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
  • Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
  • Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.

7.- А как вы думаете, одинаково ли глаза видят предмет?

- Давайте проведём небольшую исследовательскую работу. Закройте тетрадкой один глаз и посмотрите на буквы на плакате. Теперь закройте другой. Что заметили?

- Каждый глаз видит предмет немного по – своему, но ведь мы смотрим двумя глазами сразу.

-Какой вывод мы можем сделать?

Мозг улавливает различия двух изображений и соединяет их очень точно. Мы видим предмет объёмным.

Я хочу предостеречь:

 Нужно всем глаза беречь!

 Глаз поранить очень просто –

 Не играй предметом острым!

 Глаза не три, не засоряй,

 Лёжа книжку не читай;

 На яркий свет смотреть нельзя –

 Тоже портятся глаза.

 Телевизор в доме есть,

 Но, пожалуйста, не лезь

 К самому экрану,

 И смотри не всё подряд,

 Лишь передачи для ребят.

 Не рисуй, склонившись низко,

 Не держи учебник близко,

 И над книгой каждый раз

 Не сгибайся как от ветра-

 От стола до ваших глаз

 Должно быть 35-40 сантиметров.

 В темноте нельзя читать,

 Чтобы глаз не утомлять!

 Помни истину простую-

 Лучше видит только тот,

 Кто жуёт морковь сырую

 Или сок морковный пьёт.

Рефлексия

–   мне было всё понятно

-  я узнал  новое

IX. Домашнее задание: стр 27, выучить правила  защиты глаз от болезней и травм

. - Вот какой сложный механизм – наши глаза. И такой сложный механизм нуждается в бережном отношении.

МАОУ «Чердынская СОШ»  , Г.  Чердынь                

Худеева Светлана Валентиновна

Khude-svetlana@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Урок окружающего мира. Тема урока: Строение тела человека.

Открытый урок  окружающего мира.Девизом урока были слова китайской мудрости : «Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне попробовать – и я научусь.»...

Урок окружающего мира. Тема урока: "Группы животных" 2 класс, система Л. Занкова

Аннотация                     Урок окружающего мира  «Группы животных» (2 класс) разрабо...

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....