Технологическая карта урока окружающего мира "«Взгляд» на глаз". УМК "ПНШ", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Знайко Екатерина Александровна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для первичного восприятия, осмысления и закрепления знаний по теме «Органы зрения. «Взгляд» на глаз»: Строение и работа глаза. Функции глаза. Как беречь своё зрение.

Задачи урока:

Дидактические:

1.    Сформировать у учащихся представление о строении и функциях глаза, как органе зрения;

2.    Изучить основные правила по гигиене и сохранению органа зрения;

3.    Анализировать и обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы;

Развивающие:

1.    Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;

2.    Осмыслить важность и значение глаз, поддерживая бережливое отношение к своему организму;

3.    Развивать умения работать с текстом учебника и дополнительным материалом.

Воспитательные:

1.    Воспитывать бережное отношение к зрению;

2.    Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;

3.    Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_okruzhayushchiy_mir.docx122.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 18.03.2022

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс: 4 «Г»

Урок: а1

Время: 8:00-8:40  Кабинет: 203

Студент: Знайко Екатерина Александровна

Группа: 34

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Пометун Надежда Николаевна

Тема урока: «Взгляд» на глаз

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для первичного восприятия, осмысления и закрепления знаний по теме «Органы зрения. «Взгляд» на глаз»: Строение и работа глаза. Функции глаза. Как беречь своё зрение.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Сформировать у учащихся представление о строении и функциях глаза, как органе зрения;
  2. Изучить основные правила по гигиене и сохранению органа зрения;
  3. Анализировать и обобщать полученную информацию, находить ответы на вопросы;

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе диалога с учителем;
  2. Осмыслить важность и значение глаз, поддерживая бережливое отношение к своему организму;
  3. Развивать умения работать с текстом учебника и дополнительным материалом.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к зрению;
  2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности;
  3. Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный

метод:

слово учителя

1. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте ребята. Для начала давайте сыграем с вами в небольшую игру «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Теперь повторяйте за мной:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

- Отлично, вы большие молодцы. Садитесь. Давайте теперь проверим, все ли готовы к уроку.

2. Проверка готовности к уроку.

- У всех на столах лежит учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал? Если да, то покажите мне палец вверх.

3. Приветствую учащихся

- Меня зовут Екатерина Александровна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира

Настраиваются на урок

 Привет, сосед!

 Улыбнись мне в ответ.

 Я хочу, чтобы ты не грустил,

 Всем улыбки сегодня дарил.

Проверяют готовность к уроку

Приветствуют учителя

Л: мотивация учебной деятельности

Р: самоопределение к деятельности;

Слайд №1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

И

Практический метод: тестирование

П

Словесный: учебный диалог

1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 Давайте вспомним, чему посвящено четверное заседание клуба?

– А для чего нам нужны органы чувств?

– А какие темы вы уже изучили?

– Все верно.

– Изучению органов чувств

С помощью органов чувств мы различаем запахи, осязаем, слышим, видим и чувствуем вкус пищи. Органы чувств воспринимают свет, колебания воздуха, наличие мельчайших частичек веществ в окружающем нас пространстве. Затем органы чувств передают полученную информацию в мозг в виде нервных сигналов. Наш мозг позволяет воспринимать эти сигналы в виде ощущений. Так мы получаем представление об окружающем мире.

– Спроси у носа, что такое запах.

Высуни язык и скажи: «А».

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде
П: принимать и сохранять учебную задачу

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Слайд №2

Слайд №3

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Наглядный метод: планирование

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

– Сейчас разгадайте ребус и скажите о чём мы продолжим говорить на уроке?

– Все верно, откройте учебник на стр. 52 и прочитайте как звучит тема урока.

– Исходя из темы, давайте определим цель.

Разгадывают ребус.

– Глаз

– «Взгляд» на глаз.

– Узнать строение глаза.

Какие функции выполняют его части.

П: понимать информацию, представленную в изобразительном виде

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: учебный диалог

Наглядный метод: схема

1. Открытие для учеников новых сведений.

В древности считалось, что глаза могут жить собственной жизнью.

Древние греки рисовали как амулеты и обереги на своих кораблях

красивые вытянутые глаза. А египтяне на своих пирамидах изображали

огромное око божества Ра. Давайте и мы с вами узнаем, как устроен глаз

человека. Его внешние части.

Прочитай первый абзац на странице 53 .

Специальное углубление в черепе- ГЛАЗНИЦА.
– Найдите её у себя, аккуратно подушечками пальцев пощупайте ее.

– Спереди, глаза защищены Веками. Покажите мне их.

– Как вы думаете для чего служат веки?

– Что происходит, когда к вам что-то близко подносят к лицу?

– Почему это происходит?

– А какие ещё функции век вы знаете?

– Что находится над глазами?

– Для чего служат они?

– Что еще защищает наши глаза?

– У человека приблизительно 100 ресниц на обоих глазах. Каждая ресничка живет в среднем 100 дней. Таким образом за жизнь человека сменяется от 80000 до 90000 ресниц. Ресницы, как забор, не позволяют проникнуть в глаз даже самым мелким пылинкам.
– Теперь рассмотрим внутреннее строение глаза.
Слезы вырабатываются в слезном мешочке.
Посмотрите в глаза соседу. В центре глаза вы увидите цветное кольцо, которое называется РАДУЖКОЙ. Каких цветов бывает радужка?

– Именно радужка определяет цвет глаз человека.
– Прочитайте интересные факты про радужку глаз.

– Прочитайте вслух первый абзац на стр. 54 .

– За счет чего радужка меняет свой размер?  

– Что же такое зрачок?


– Поработайте в парах. Попроси соседа повернуться лицом к свету и рассмотри ширину его зрачков. Затем пусть сосед прикроет глаза и заслонит их рукой. Что вы заметили?

– Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. - в 6 тыс. раз.

– Очень важная часть глаза находится прямо за зрачком. Это ХРУСТАЛИК. На него попадает свет, проходящий через зрачок. Хрусталик бесцветный и прозрачный. Он фокусирует проходящий через него свет на задней части глаза, которая называется СЕТЧАТКОЙ. Иногда в работе хрусталика происходит сбой, тогда люди не могут видеть в близи или вдалеке. Тогда нужно хрусталику помочь. А как?

Организует динамическую паузу.

– Хрустали можно тренировать, делать зарядку для глаз, давайте и мы с вами сделаем
1. Несколько раз крепко зажмите глаза и попробуйте расслабиться. 
2. Откройте глаза и сделайте несколько круговых движений по часовой стрелке и наоборот. Делайте равное количество движений на каждой стороне. 
3. Делайте интенсивные движения глазами в правую и левую сторону, вверх и вниз. 
4. Несколько секунд быстро моргайте.
5. Положите на глаза свои теплые ладони, перекрестив пальцы на лбу, и дождитесь, пока перед глазами появится темнота. 
6. Положите пальцы на кончик носа и смотрите на эту точку несколько секунд. 

Продолжают работать по теме урока

– На сетчатке размещается приблизительно 130 млн клеток чувствительных к свету.  

– Прочитайте про себя стр. 55 с третьего снизу абзаца.

– Сколько у человека типов светочувствительных клеток?

– Что «видят» палочки?

– Что видят колбочки и при каком условии?


– К сетчатке сзади подходит зрительный нерв. Палочки и колбочки преобразуют цвета и формы, которые мы видим в миллионы сообщений, которые по этому нерву отправляются в мозг. И мы понимаем- перед нами книга, стол, дорога.  

– А может мозг ошибаться?

Читают текст в учебнике.

– Веки помогают глазу оставаться чистым и увлажненным.

– Веки закрываются

– Веки закрываются автоматически, чтобы защитить глаз от возможной опасности.

– Защищают от яркого света, от инородных частичек.

– Брови

– Брови защищают глаза от попадания пота

–Ресницы защищают наши глаза от снега, пыли

– Различных от светло-серого до темно –коричневого

Читают интересные факты

-При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может манятся - это называется хамелеон
-На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаковые. 
-Радужная оболочка глаз, как и отпечатки пальцев человека повторяются у людей очень редко. Это решили использовать! Наряду с обычным паспортным контролем, в некоторых местах действует пропускной пункт, определяющий личность человека по радужной оболочке его глаза. 
-Около 10 000 лет назад у всех людей были карие глаза, пока у человека, жившего в области Черного моря, не появилась генетическая мутация, которая привела к появлению голубых глаз.

Читают текст в учебнике

 За счет мышц, прикрепленных к радужке, которые могут сокращаться и расслабляясь менять ее форму.

ЗРАЧОК — это кружок черного цвета, располагающийся в центре радужки.

Зрачки сужаются, когда в них попадает свет, и расширяются, когда света становится меньше.

Носить очки, делать зарядку

Выполняют упражнения.

– 2-палочки и колбочки

– Белый, черный, оттенки серого

– Все цвета, при достаточно ярком свете.

– В темноте обычный куст вы можете принять за лешего.

Л: умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

И

1. Организует работу в рабочей тетради.

– Откройте рабочую тетрадь на стр 25 № 51

– Что нужно сделать?

Вызываю к доске 1 ученика

– Теперь давайте проверим

– Теперь откройте страницу 27 №56

– Прочитайте задание

– Можете приступать к выполнению

– Теперь давайте проверим

– Какие утверждения относятся к палочкам?

– А какие к колбочкам?

Работают в рабочей тетради

– Найти на рисунке и обозначить цифрами строение глаза.

Выполняют задание

Ученик показывает на рисунке строение глаза

Читают задание

Выполняют задание

1. «Видят» белый, черный, черый цвета

4.  Хорошо «видят» в сумерках

– 2. «Видят» все цвета.

3. Лучше «видят» при ярком свете

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

Слайд №11

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Практический метод: решение задачи

1. Организует самостоятельную работу

– Откройте страницу 26 №53-54

– Эти задания вы выполняете самостоятельно.

– Теперь давайте проверим, поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и сверьте с эталоном.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

К: формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд №12

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

  И

Практический:

1. Организует работу в группах

– Сейчас вам предстоит составить памятку правил «Береги зрение» по опоре:

  1. Гигиена глаз
  2. Как нужно читать
  3. Телевизор, компьютер
  4. Зарядка для глаз

– Работать вы будете в группах.

Теперь проверим какие правила вы написали.

– Первая группа прочитайте правила про гигиену глаз.

– Остальные группы, есть что добавить?

– Вторая группа прочитайте правила про то, как нужно читать.

– Третья группа, какие вы написали правила при использовании телевизора, компьютера.

– Четвертая группа, прочитайте правила про зарядку для глаз.

Есть ещё правила, которые вы хотели бы добавить?

2. Формирует задание

- Ваше домашнее задание: учебник стр 52-56 пересказ, подготовить сообщение на тему «Как нужно беречь зрение»

1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Смотреть телевизор не более 1 часа. После 20-ти минутной работы за компьютером сделать зарядку.
3. Не читать лежа.
4. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
5. Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см (лоток).
6. Употреблять в пищу петрушку, морковь, лук, помидоры, сладкий красный перец.
7. Делать гимнастику для глаз.
8. Остерегайтесь острых предметов. Не бегайте с ними

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: формулировать собственное мнение и позицию

Слайд №13

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Г

1. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

– Какая была тема урока?

– Вспомним какие цели мы ставили перед началом урока.

– Покажите большой палец вверх если мы достигли цели

 2. Проводит беседу по вопросам

– Что мы узнали о строении глаза

– Назовите внешние части глаза, внутренние.


– Что интересного и нового вы узнали на уроке?

3. Предлагает оценить свою работу на уроке.

- Поднимите руки те, кому было интересно, кто всё понял.

- Теперь те, у кого были затруднения.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

– «Взгляд» на глаз

– Узнать строение глаза.

Какие функции выполняют его части

– веки, ресницы, радужка, мышцы, слезный мешочек, глазное яблоко, сетчатка, зрачок, зрительный нерв

Л: учитывать разные мнения

Л: учитывать разные мнения

Слайд №14

Слайд №15

Береги зрение

  1. Гигиена глаз
  1. Как нужно читать
  1. Телевизор, компьютер
  1. Зарядка для глаз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".

Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»

Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...