Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) на тему

Сулейманова Зульфия Набиулловна

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suleymanova_z.n.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Татарстан

ГАОУ «Институт развития образования Республики Татарстан»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №7» г. Альметьевска Республики Татарстан

Урок окружающего мира по теме:

 «Весна в мире насекомых»

2 класс («Перспектива»)

Сулейманова Зульфия Набиулловна

учитель начальных классов

2 категория

Казань – 2013

      Задачи урока: показать весеннее пробуждение насекомых, их красоту; учить, не уничтожать бабочек и особенно гусениц; продолжать развивать экологическое мышление учащихся; способствовать развитию эстетического восприятия.
      Планируемые результаты: научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.
      Оборудование. У учителя — магнитофон, запись музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; проектор (для показа презентации);  атлас-определитель, книга «Великан на поляне», карточки с изображениями насекомых (или настенные таблицы). У учащихся — атлас-определитель; ножницы, клей, бабочки (для оценивания своей работы).

Ход урока

1.Организационный момент. Рефлексия.

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Дорисуйте лицо своей бабочки.

2.Проверка домашнего задания

      В начале занятия следует повторить материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 81 учебника. Дети демонстрируют также рисунки или фотографии весенних цветов (задание № 3 на с. 45 рабочей тетради). 2—3 желающих ученика делают доклады о весенних цветах (задание № 4 на с. 45 рабочей тетради).      

 3. Изучение нового материала.

 «Визитной карточкой» урока может быть музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных». (На доске, на окнах, на стенах - приклеены карточки с изображением  насекомых: бабочки, пчелы, стрекозы, кузнечики, муравьи).

- Посмотрите, ребята кто к нам залетел, заполз на урок?  Как их можно назвать одним словом, кто они? Откуда они взялись? Ведь их так давно не было видно? Где они были всю зиму? (с.82 учебника вопросы рубрики «Вспомним»).

Они не зря к нам прилетели, как вы считаете почему? Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Кто сегодня главный герой урока? Как будет звучать тема урока?

Тема урока: «Весна в мире или в жизни насекомых»

            Во вступительном слове нужно  подчеркнуть, что не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья. А теперь давайте вспомним, что могут представлять собой  насекомые. И попробуем правильно ответить на вопросы.  Презентация.
      Далее читаем  текст на с. 82—83 учебника. Дети рассматривают рисунок и находят насекомых, о которых рассказывается в тексте. Учитель может дополнительно задать вопросы: «Как отличить пчел от ос? Чем, кроме строительства гнезда, весной занимается шмель?»

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)

4.Закрепление. 
      При обсуждении вопроса об отношении к насекомым (рубрика «Обсудим» на с. 83 учебника) можно  рассказать, что несколько десятилетий назад многие дети собирали коллекции бабочек. Для этого продавались сачки, специальные планшеты с иголками для накалывания бабочек. Сейчас, когда многие бабочки нуждаются в охране, такие коллекции у детей не приветствуются. А в некоторых странах, например на острове Мадагаскар, отлов бабочек даже карается тюремным заключением. Не надо ловить бабочек и давить гусениц! Но и просто брать в руки гусениц может быть опасно: некоторые из них, особенно покрытые ворсинками, могут быть ядовиты, и прикосновение к ним так же болезненно, как прикосновение к крапиве.
      Затем читаем  рассказ «Гусеница на лесной тропинке» из книги «Великан на поляне» (с. 15—16).
      Закрепляется материал этой части урока при выполнении задания № 1 на с. 46 рабочей тетради.
      Далее изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц. Дети рассматривают рисунки на с. 84 учебника, сопоставляют их с рисунками на с. 144—145 атласа-определителя, выясняют, листьями каких растений питаются эти гусеницы.
      Остальную часть урока можно посвятить экологическим проблемам — сохранению тех насекомых, которые докучают человеку, но составляют единую экосистему природы (на примере комаров).
     - «Полезны или вредны комары? Нужно ли их уничтожать? Есть ли какая-нибудь польза от комаров?»

Обычно дети отвечают, что от комаров только вред и их надо уничтожать. Тогда обращается внимание учеников на рисунок на с. 85 учебника. Дети выясняют, какие животные питаются комарами и их личинками (стрекозы, птицы, рыбы), и делают вывод, что если полностью исчезнут комары, то птицам нечем будет кормить птенцов, стрекозам и их личинкам, рыбам, лягушкам, жабам нечего будет есть и они погибнут. В мире все взаимосвязано, и любое вмешательство приносит вред.
      Далее читается текст «О насекомых и немного, о нас с тобой» на с. 84 учебника.

 После этого дети выполняют задание № 4 на с. 47 рабочей тетради. 
     5. Итог урока.

    Итоги урока подводятся по вопросам рубрики «Проверим себя» и выводу на с. 85 учебника.

Рефлексия

"Каким было общение на уроке? Изменилось ли ваше настроение? У кого изменилось, поменяйте лицо своей бабочки. Прикрепите свою бабочку на тот  лучик, вариант ответа, который вы выберите.

(запись на лучиках)

- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
-радостным
-дружелюбным      

Региональный компонент. Беседа о защите от укусов комаров. О поведении детей вблизи пчел.

           6. Домашнее задание: теоретический материал на с. 82—84 учебника, задания № 2 и № 3 на с. 46—47 рабочей тетради; прочитать рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне»(с. 27—30).
      
Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребенку выполнить задание № 2 на с. 46 рабочей тетради. Обсудите с ним рассказ «Оса на носу и муха в доме» из книги «Великан на поляне».

Презентация прилагается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Урок развития речи. Тема: Весна.

Составление текста по теме весна....

Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс

. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе....

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс "В мире камня"

Материал по окружающему миру для 2 класса, по "Планете знаний"....

Презентация для урока рисования на тему "Весна"

Презентация  для урока рисования...

Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые"

Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания..."...