Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

 

«Весна-утро года»

Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года;

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

- знать  признаки весны и представления об образе птицы как символе;

- уметь определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

 

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

 

Тип урока: «открытие нового знания»

 

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 5.04.2019.

ФИО учителя: Шатилова Т.А.

Школа: 104

ФИ студента: Усиркова И.

Класс: 2 «М/Х»

ФИО методиста: Боева С.З.

Кабинет: 213

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Весна-утро года»

Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года;

Планируемые результаты:

Предметные:

знать  признаки весны и представления об образе птицы как символе;

- уметь определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность доброжелательно относиться к природе;

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Ч. 2., рабочая тетрадь, презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

  1. мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Вячеславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира, садитесь.

- Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке. А вот какие это будут открытия, большие или маленькие, зависит только от вас и у каждого они будут свои.

Приветствуют учителя.

- Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
Потому что наступила настоящая весна.
Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Словесный:

учебный диалог

4-5 мин

Повторение домашнего задания
- Ребята, скажите, пожалуйста, что происходит с солнцем в конце зимы?

Верно, поднимается выше и наступает  потепление.
- А когда становятся дни длиннее, чем зимой?
 

Когда день начинает становиться длиннее, день короче?

- А как называется этот день?

- Какие признаки  потепления вы знаете?

- Что такое половодье? 

- Что такое ледоход?

Половодье- . Разлив реки, наступающий в определенное время вследствие таяния снегов, льда, сезонных дождей.

Ледоход- движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
Молодцы, вы очень хорошо знаете материал прошлого урока.

-Поднимается выше.

-21 марта.

-День весеннего равноденствия.

- Тает снег, бегут ручьи.

- От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов

- Когда лед тает, льдины большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: Строить речевое высказывания

П: Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III. Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

 Подведение к новой теме

- А чтобы узнать тему нашего урока мы с вами разгадаем кроссворд. И в группах решим ребус. 

1.Зимой скрываюсь, весной появляюсь.

2. У кого всегда с носа капает вода.

3. Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей.

4. Сквозь лед и снег он начинает бег.

Сверьте с доской.

  (Весна)

      (Утро)         (Года)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какие цели поставим на урок?

Мы с вами рассмотрим три встречи весны и новый год у мусульман

Отгадывают загадки. Решают ребусы.

-Вода.

- Сосулька.

- Снеговик.

- Ручей.

-Весна

-Утро.

-Года.

-Весна-утро года.

-Высказывания детей.

-  знать  признаки весны и представления об образе птицы как символ;

- уметь определять признаки весны, сравнивать, рассуждать и давать необходимые объяснения;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: планирование учебной деятельности

Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: презентация

Словесный: слово учителя

7-8 мин

Объяснение нового материала

Ребята, будьте очень внимательны, старайтесь запомнить материал, в конце урока будет тест.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

- Что происходит в природе утром?

- А что происходит в природе весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.

Человек неразрывно связан с природой.
Давайте вспомним, сколько же у нас календарных весенних месяцев?
- На какие 3 периода делится весна?
Правильно! Вот весну тоже встречают 3 раза.

Первый раз весну встречают ещё зимой.

15 февраля – православный праздник Сретение, то есть посвященный Иисусу Христу. В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели. После праздника крестьяне начинали весенние дела. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья.

Если рано утром выйти из дома, что можем услышать? Кругом тишина, покой. Что можно услышать в этой тиши?
Верно!

ПТИЦА - СИМВОЛ ВЕСНЫ.  Почему?

Сейчас мы перенесёмся в лес и послушаем звуки леса. (Видео)

- Как вы думаете? Какая птица ближе всего русскому человеку?

Совершенно верно с  прилётом  жаворонка весна пробуждается ото сна. Потому-что эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.

У нас есть с вами праздник, который поистине имеет звание  — Жаворонки. Другое название этого праздника – Сороки.

22 марта весну встречают второй раз. В этот день церковь чтит память сорока воинов – христиан, пострадавших за свою веру..

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

На Сороки обычно пекли из теста  “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, и что есть силы, кричали:

“Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!”

На закличку весны было множество кричалок.

Давайте, закличку весны мы с вами вместе прочитаем, чтобы весна быстрее к нам пришла.

После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: 
“Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”

Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки.

 

Третьей встречей весны считается 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
В этот день выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки на волю.

Так же этот день считается как бабий праздник. В этот день девкам запрещалось плести косы.

Если в этот день пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный улов рыбы. 
Будет мороз — урожай на грузди. Гроза — к теплому лету, к урожаю орехов. Солнечный день — большой урожай пшеницы.
Если звезд мало на небе, то яиц мало будет. 
Если ветер, иней и туман — к урожайному году. 
Если этот день будет без ласточек, то оставшиеся дни весны будут холодными.

Отвечают на вопросы учителя.

- Просыпается солнце.

-Пение птиц.

- Таяние снега, первая трава, ручьи.

Слушают учителя.

-3: март, апрель, май.

- весна света, весна воды, весна зелени.

Слушают учителя.

- Пение птиц.

- Весна это прилет птиц.

- Жаворонок.

Слушают учителя.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: поиск и выделение необходимой информации

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: учет разных мнений

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: учет разных мнений

П: осознание познавательной задачи

К: согласованно выполнять совместную деятельность

Динамическая пауза

1 мин

Волны плещут в океане. 

Что там чудится в тумане? 

Это мачты кораблей. 

Пусть плывут сюда скорей! 

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. 

Выполняют движения вместе с учителем.

Дети машут руками, изображая волны.

Дети вытягивают руки вперёд.

Дети поднимают руки вверх

Дети приветственно машут руками.

Ходьба на месте.

Наклоны вперед.

Дети сжимают кулачки.

Выполняют приседания.

Дети садятся за парты.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

4-5 мин

- Хорошо, молодцы.

Сейчас мы рассмотрим «Весенний новый год в Приамурье»

Но перед тем как начать читать, ваша задача слушать внимательно и ответить в группах на следующие вопросы, которые у вас записаны в карточках.  (Чтение стр. 68)Для опоры вы можете открыть учебник на странице 68.

- Что нанайцы делали во время ледохода?

- Чем была украшена лодка?

- Прежде чем сесть в лодку, что делали люди на берегу?

- По возвращении домой, что делали нанайцы?

-Хорошо, молодцы ребята.

Выполняют задание в группах.

-В воду бросали корни травы, с поклонами просили реку не причинять вреда людям.

- На носовой части украшалась фигурой утки.

-Кружились в хороводе.

- Раскладывали угощения на блюдах, это были рыбы, морские звери, водоплавающие птицы. Затем угощения несли к реке, а от реки несли воду в дом.

П: осознание познавательной задачи

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: упражнение

4-5 мин

- Закрепление пройденного материала
- Ребята, а теперь выполните тест.

  • С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  • Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  • Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  • Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  • Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

  • Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  • Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

-В приложении разберитесь в схеме изготовления весенней птички из ткани.

- Сформулировать правила гигиены органов чувств, которые «зашифрованы» в этих рисунках. Показать стрелками, к каким органам чувств они относятся.

Проверка по эталону.

Обсуждение.

К: согласованно выполнять совместную деятельность

К: Осуществлять взаимопроверку

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с рабочей тетрадью.

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

7-8 мин

Ребята, я предлагаю поработать вам в парах.

Откройте рабочую тетрадь на ст. 36 № 1

-Велика Россия. Поэтому весна приходит в разные ее края, в разное время. Запишите даты прихода весны по старинным календарям народов твоего мира. (1 марта, 25 марта, 31 марта)

С 36 № 3

- Рассмотри фотографии. Такие игрушки делают ко дню весеннего равноденствия. Из каких материалов они сделаны? Сосчитай и ответь устно, сколько птичек «спряталось» в наряде весенней куклы. Проверь себя по приложению.

Работают в парах.

Открывают и выполняют  задание 1 на странице 36 в рабочей тетради.

Открывают и выполняют  задание 3 на странице 36 в рабочей тетради.

П: обобщать и закреплять пройденное;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: поиск и выделение необходимой информации

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

2-3 мин

  -На экране домашнее задание, запишите его

Домашнее задание: стр 66-69 знать три встречи весны.

- Над какой темой мы сегодня работали? ( Весна –утро года)
–Что нового вы открыли для себя на уроке? Что узнали? 

- Сейчас я предлагаю оценить свою работу на уроке. В  табличке подчеркните то слово, которым вы можете охарактеризовать вашу работу по каждому критерию.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Половодье - разлив реки, наступающий в определенное время вследствие таяния снегов, льда, сезонных дождей. Ледоход - движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.

Слайд 3

1.Зимой скрываюсь, весной появляюсь. 2. У кого всегда с носа капает вода. 3. Жил я посреди двора, где играет детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. 4. Сквозь лед и снег он начинает бег. В О Д А С С УЛЬК А С Н Е Г О В И Р Ч Е Й

Слайд 4

Весна Утро Года

Слайд 5

Тема: Весна-утро года Задачи: узнать признаки весны; иметь представления об образе птицы как символе весны.

Слайд 6

Март, апрель, май. Весна света - март, весна воды - апрель, весна зеленой травы - май.

Слайд 7

15 февраля – православный праздник Сретение ( один из православных церковных праздников), то есть посвященный Иисусу Христу. В этот день праздновались последние зимние морозы и первые весенние оттепели.

Слайд 8

Птица - символ весны

Слайд 9

Птица - символ весны Жаворонок

Слайд 10

22 марта весну встречают второй раз. В этот день церковь чтит память сорока воинов – христиан, пострадавших за свою веру .

Слайд 12

Закличка весны “ Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!”

Слайд 13

Третьей встречей весны считается 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки на волю.

Слайд 14

Что нанайцы делали во время ледохода? В воду бросали корни травы, с поклонами просили реку не причинять вреда людям. 2. Чем была украшена лодка? На носовой части украшалась фигурой утки.

Слайд 15

3. Прежде чем сесть в лодку, что делали люди на берегу? Кружились в хороводе. 4. По возвращении домой, что делали нанайцы? Раскладывали угощения на блюдах, это были рыбы, морские звери, водоплавающие птицы. Затем угощения несли к реке, а от реки несли воду в дом.

Слайд 16

Домашнее задание: стр. 66-69 знать три встречи весны



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

  1. С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  1. Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  1. Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  1. Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  1. Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

 6. Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  1. Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

  1. С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  1. Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  1. Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  1. Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  1. Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

 6. Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  1. Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

  1. С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  1. Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  1. Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  1. Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  1. Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

 6. Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  1. Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

  1. С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  1. Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  1. Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  1. Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  1. Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

 6. Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  1. Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая

  1. С какими временами года встречается весна.

А) Зима и Лето      Б) Лето и Осень        В)Осень и Зима

  1. Когда встречают в первый раз весну?

А) 15 февраля      Б) 7 февраля       В) 13 января  

  1. Что является символом весны?

А) Солнце          Б) Птица        В) Снег

  1. Какая птица прилетает первая из теплых стран?

А) Снегирь         Б) Жаворонок             В) Ласточка

  1. Когда встречают весну второй раз?

А) 1 марта           Б) 27 марта           В) 22 марта

 6. Что делали в праздник Сороки?

А) Пекли птичек и закликали весну      Б) Водили хоровод    

В) разгоняли сорок

  1. Когда встречают весну в третий раз?

А) 7 апреля       Б) 31 марта         В) 1 мая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс

. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...