Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шкиленко Анастасия Викторовна

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.09.2020 г.

Предмет: окружающий мир   

Класс: «4-Б»           Учитель: Павлова Л.И.

Студент: Шкиленко А.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС

Тема урока

Мир глазами географа

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создать условия для формирования общего представления о географии как науке.

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, географией, формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль;

Развивающая: развивать умения аналитической работы над текстом, содействовать развитию памяти, внимания, мышления, речи обучающихся;

Воспитательная: содействовать в воспитании интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты

Предметные умения: 

Регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, умение правильно и развернуто отвечать на вопросы;

Познавательные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания художественного текста;

Коммуникативные – слушать и слышать других, формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, информатика.

Организация пространства

Методы и формы работы: коллективная и индивидуальная работа, работа в группах, самостоятельная работа учащихся; объяснительно-иллюстрационный метод, беседа, фронтальный опрос.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1. Организация и мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

С добрым утром! Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

- А сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок? На столах у вас должны быть учебник и пенал.

 Проверка готовности.

- Молодцы!

- Все сумели мы собраться,
За работу нужно дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать. 

- Здравствуйте! Садятся на свои места.

Проверяют свою готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формировать ответы на вопросы

2. Актуализация знаний.

- Как правильно наблюдать звездное небо?

- Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

- Что вы о них знаете?

Коммуникативные:

- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- построение речевых высказываний;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3. Самоопределение к деятельности. Формулировка темы урока.

- Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

- Как вы думаете, что же изучает наука «география»?

- Верно. Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Интересно, что «гео» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню Земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города.

- Ребята, кто-нибудь знает кто такие географы?

Внимательно слушают учителя

География – это наука о Земле.

Географ – это специалист по географии.

Коммуникативные:

- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- построение речевых высказываний;

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

4. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.

- Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

Шар не велик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет.

(Глобус)

Моря есть –

плавать нельзя,

дороги есть –

ехать нельзя,

земля есть –

пахать нельзя.

Что это?

(Географическая карта)

Внимательно слушают учителя

Глобус

Географическая карта

Регулятивные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

5. Физ. минутка.

На раз — подняться, потянуться.

На два — согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания)

Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире.

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть - за парту тихо сесть.

Встают, повторяют движения за учителем.

6. Реализация проекта.

- Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.

- Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.

Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы.

- Какую форму имеет глобус?

- Оказывается, что латинское слово «глобус» означает шар. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

- Какую он имеет окраску? И почему?

- Почему глобус называют «мяч в сетке»?

Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.

Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Давайте прочитаем о нем на странице 24 вашего учебника.

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Вы прочитали текст, теперь ответьте на несколько вопросов.

- Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

- Как назвал он свое изобретение?

- Чем глобус Бехайма отличается от современного?

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.

На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.

Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.

Свою модель он назвал «земное яблоко».

На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.

Внимательно слушают учителя

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.

7. Включение в систему знаний.

- Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

- Значит, нужен другой помощник. Что это?

- А что же такое «географическая карта»?

- Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

- С какими видами географических карт вы уже знакомы?

Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

- Предлагает вам мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

- Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)

- Совсем не случайно такое изображение называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

- Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с 24-25) и на доске.

- Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

- Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.

Это географическая карта.

Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.

Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.

Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны

Личностные:

- умение визуально воспринимать информацию

Познавательные:

- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;

- упорядочение объектов по выделенному основанию;

Регулятивные:

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

8. Обобщение новых знаний.

1.Что изучает география?

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

3.Что вам известно об истории создания глобуса и географических карт?

География – это наука о Земле.

Информацию о планете

Первая карта была создана 400 лет назад и называлась «Большой чертеж»

Личностные:

- умение визуально воспринимать информацию

Познавательные:

- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;

- упорядочение объектов по выделенному основанию;

Регулятивные:

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

9. Рефлексия и итог урока.

-Молодцы, Ребята!

- Посмотрите на экран, я хочу, чтобы вы закончили предложения. «Сегодня я узнал…», «Я научился…», «Мне было интересно, потому что…», «Мне было трудно, потому что…»

- Ребята, вы все хорошо работали сегодня на уроке. Спасибо за внимание, до свидания!

Заканчивают предложения

Прощаются с учителем

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Подпись учителя: _________/___________________________

Подпись методиста: _________/___________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз

Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его  значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...

Предмет: окружающий мир 4 класс. Тема: Мир глазами географа

Данный учебный материал рекомендуется  использовать на уроках окружающего мира в 4 классе. В ходе урока используется  разработанный комплекс заданий, для  объяснения  и закрепления...