План-карта урока по окружающему миру, 4 класс Тема: "МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с наукой географией, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с глобусом и картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» (4 комплекта), карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария (3 комплекта)

Основные
понятия

География, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4. МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с наукой географией, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, работать с глобусом и картой.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта полушарий, физическая карта; дидактическая игра «Домино и астрономия» (4 комплекта), карточки с текстами; разрезанные карты Восточного полушария (3 комплекта)

Основные
понятия

География, географ, глобус, географическая карта, экватор, параллель, меридиан


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

– Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?

География – наука из наук, замечательная,

Интересная, полезная и увлекательная!

Убедила нас она, что Земля

И кругла, многообразна и чудес полным-полна!

Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –

И про устья и истоки и какая глубина!

Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,

Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!

А про страны, континенты, про народы, города

Столько мы всего узнали... Закружилась голова!

Географией «болею», трудно дома мне сидеть,

Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!

– Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке

Слушают, принимают участие в диалоге.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
 

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Дидактическая игра «Домино и астрономия»

– Как правильно наблюдать звездное небо?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

– Что вы о них знаете?

Предлагает три комплекта карточек 

Отвечают на вопросы. Делятся на 3 команды.

Побеждает
команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; адекватно воспринимают информацию.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельнос-

Устные ответы,

выполненные задания

III. Изучение нового материала

Работа
над темой «Глобус».

Загадки.

– Что же изучает наука география?

– Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание». Слово «география» образовалось из двух слов: «ге» – земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

– Послушайте внимательно загадки . Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки.

Фронтальная

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

путешествовать по планете.

Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

– Какую форму имеет глобус?

– Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

– Какую он имеет окраску? И почему?

– Почему глобус называют «мяч в сетке»?

– Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

– Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).

– Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

– Как назвал он свое изобретение?

– Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?

Рассматривают глобус.

Отвечают
на вопросы учителя.

Самостоятельно читают текст.

ти, осуществляют поиск средств их достижения.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Пауза психологической разгрузки.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия).

Читает текст .

Слушают.

Работа
над темой «Географическая карта»

– Попутный ветер натянул паруса. Вперед, друзья!

– Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

– Нужен другой помощник. Что это?

Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

– С какими видами географических карт вы уже знакомы?

Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

Предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Демонстрирует карту полушарий.

– Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике
(с. 26, 27) и на доске

Отвечают
на вопросы учителя.

Рассматривают карту полушарий

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Практическая деятельность

Работа
по учебнику
(с. 23).

Работа
с настенной картой.

Самостоятельная
работа.

– Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

– Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

1. Дополнить текст:

Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.

2. Собрать полушарие. Назвать географические
объекты.

Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.

Выходят к доске и на настенной карте показывают материки
и океаны.

Вписывают
недостающие слова.

Собирают
разрезанную по экватору
и меридианам карту Восточного полу-

Групповая, фронтальная.

Индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Устные ответы, выполненные задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания
из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

шария, записывают его материки
и океаны.

Выполняют
задания

Личностные:

осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– Что нового узнали?

– Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

– Какую он имеет практическую направленность?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

Какие задания выполнять было легко?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 29).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. 

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют
задания

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных

задач

Задания


Ресурсный материал

Загадки

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками… (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

                                 (Географическая карта.)

Пауза психологической разгрузки

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


Карточки к игре «Домино и астрономия»

Земля

созвездие Большой Пёс

звезда Сириус

созвездие Плеяды

маленький ковшик
из нескольких звездочек

Луна

спутник Земли

самая большая планета

Юпитер

планета с «кольцами»

Сатурн

самая маленькая планета

Плутон

созвездие
Малая Медведица

звезда Полярная

наша Галактика

Млечный Путь

звезда Альдебаран

созвездие Телец

третья планета от Солнца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Мир глазами географа"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами географа". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;Задачи: 1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показа...

Самоанализ урока по окружающему миру, по теме «Мир глазами историка»

Дата проведения урока: 23. 09. 2014 годКласс: 4 «б»Учитель: Молчанова К. С....

Конспект урока по окружающему миру по теме - мир глазами астронома

Конспект урока по окружающему миру  по теме - мир глазами астронома (4 класс)...