Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Мир глазами географа.Географическая карта.Глобус"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Силякова Светлана Николаевна

    Конспект урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

    Городского округа Саранск

    Республики Мордовия

                                           УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

    МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА. ГЛОБУС

    4 КЛАСС

     Подготовила учитель начальных   классов

    Силякова Светлана Николаевна

     

     Саранск 2014

    Цель урока: познакомить учащихся с наукой географией, сформировать представление о рельефе Земли, о глобусе и географической карте.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    - способствовать формированию понятий: «глобус-модель Земли», «географическая карта», «география»;

    - познакомить с новыми понятиями: «плоскогорье», «равнина», «географическая карта»;

    - формировать умение работать с глобусом и физической картой;

    Развивающие:

    - формировать коммуникативную компетенцию, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

    - развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

    - развивать творческие способности;

    Воспитательные:

    - воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к планете Земля.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - должны знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус – модель Земли; карта – плоское изображение с использованием условных обозначений;

    - уметь показывать на  карте равнины,  горы, свою малую родину.

    Метапредметные:

    Коммуникативные УУД:

    - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

    - учиться уважительно относиться к позиции другого.

    Регулятивные УУД

    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

    Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

    Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

    Познавательные УУД:

    Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

    Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

    Личностные:  формирование позитивной самооценки.

    Тип урока: комбинированный

    Формы работы учащихся: групповая,  практическая работа, работа по контурной карте

    Учебник: Е.В.Cаплина, А.И.Саплин «Окружающий мир», 4 класс, часть 1, АСТ «Астрель»Москва, 2014 г.

    Необходимое техническое оборудование: глобусы, физическая карта, компьютер, проектор, презентация к уроку  

    Структура и ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Мотивация, актуализация знаний.

    III. Самоопределение к учебной деятельности.

    IV. Работа над новой темой.

    V. Физкультминутка

    VI. Осмысление и закрепление полученных знаний.

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    VIII. Самооценка

    IX. Домашнее задание.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Эмоциональный настрой учащихся на урок

    Ребята, готовы вы к уроку?

    На вас надеюсь я друзья!

    Мы хороший дружный класс,

    Все получится у нас!

    Постарайтесь все понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать,

    Чтоб за работу получать

    Только лишь оценку «пять»

    II. Мотивация, актуализация знаний

    - Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.

    1 мальчик говорит: - Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

    2 мальчик говорит:- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю ещё и иностранный язык.

    3 мальчик говорит: А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.

    - Что ребята это за язык такой – географический? Обсудите в группах. (Это язык карт.)
    - Как вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать?

     Учитель: Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А поможет вам в этом загадка:

    Моря есть – плавать нельзя,

    Дороги есть – ехать нельзя,

    Земля есть – пахать нельзя.

    Ученик: Глобус.

    Ученик: Карта.

     Учитель: Кто прав?

    Ученик: Мне кажется, что обе отгадки будут правильными. Ведь и на глобусе и на карте есть моря, а плавать по ним нельзя, есть и земля, и дороги.

    Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о глобусе и географической карте,мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

    II. Самоопределение к учебной деятельности.

    Учитель: Что такое глобус?

      Ученик: Уменьшенная модель земного шара.

      Учитель: После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы.

      Учитель: А какой был древний глобус?

      Подготовленный ученик: (Достижение обучающимися планируемых результатов формирования УУД – использование различных способов поиска, сбора информации)

    – Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II веке до н. э. Сам глобус не сохранился, но остался только рисунок, на котором даже не все обозначены материки. И это естественно. Мир, который знал древний человек, был очень мал.

    Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым М. Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира

    - В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, и оба принадлежали Петру Первому. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Чтобы перевести первый глобус пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

      Учитель: Какие глобусы бывают?

    (Глобусы бывают разные. Могут быть глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами.

     Глобус звездного неба. На нем изображены созвездия, Млечный Путь.

     Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые.)

    IV. Работа над новой темой

    -- Ребята, я предлагаю каждому выбрать на глобусе ту точку, куда бы вы хотели отправиться в путешествие. Для этого вам надо всего лишь раскрутить глобус и с закрытыми глазами остановить его. (Дети называют выбранные места).

    - Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

    (Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.)

    - Значит, нужен другой помощник. Что это? (Это географическая карта.)

    - А что же такое «географическая карта»? (Ответы детей)

    - Географическая карта — это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

    На сегодняшнем уроке мы совершим интересное путешествие по России, побываем в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны, полезными ископаемыми.  Н. М. Пржевальский сказал: “А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать”.

     У нас есть спутник, вместе с которым будем путешествовать.

    Узнайте его!

    Доброе, яркое,

    На всех людей глядит,

    А людям на себя

    Глядеть не велит

                                    (Солнце)

    - Конечно, это солнышко! И сегодня мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке)

    - С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша)

    - Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, синий в виде ниточек)

    - Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка

    - Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

    (Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка)

    - Что вы скажете о поверхности полуострова?

    (С севера на юг по всему полуострову проходят горы)

    - Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту?

    (Его высота 4750 м)

    -         Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6 –7  лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

    - Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко?

    (Над Средне-Сибирским плоскогорьем)

    1 группа получает задание

    1. Где остановилось наше солнышко?

    2. Что вы видите на карте?

    3. Что значит слово плоскогорье?

    4.Что вы можете сказать о поверхности?

    ОТВЕТЫ:

    - Над Средне  – Сибирским -----------------.

    - На этом участке 3 цвета: зелёный, -----------, коричневый.

    - Плоскогорье – плоская --------.

    - Здесь много возвышенностей, холмов, плоскогорье похоже на горную страну.

    Слова для справок: Плоскогорье, жёлтый, гора.

    - Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Средне – Сибирское плоскогорье.

    - Что вы видите на карте?

    (На этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый)

    - А что значит слово « плоскогорье»? Как вы думаете?

    (Плоскогорье – это плоская гора)

    - Вот более точное толкование из словаря С.И. Ожегова: Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

    - Что вы можете сказать о поверхности?

    (Здесь много возвышенностей, холмов)

    - В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: слайд

    Ответственный в группе показывает плоскогорье и рассказывает о рельефе.

    Физкультминутка

    Встали, вытянулись как горы.

    Нагнитесь к земле, теперь вы холмик

    Присели, руки в стороны, вы - равнина.( Повторить горы, холмы, равнины 3 раза)

    - Продолжим наше путешествие

    Солнышко закрепляется над Западно - Сибирской равниной.

    2 группа получает задание

    1.Где мы оказались?

    2.Что нам об этой равнине расскажет карта?

    ОТВЕТЫ:

    - На Западно – Сибирской ----------.

    -Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в ------------- цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.

    Слова для справок: равнине, зелёный.

    - Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Западно – Сибирскую  равнину.

    -  Где мы оказались?

    (На Западно - Сибирской равнине)

    - Что нам об этой равнине расскажет карта?

    (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек.

    Ответственный в группе показывает равнину и рассказывает о рельефе.

     - Западно - Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности.

    Подоконник, стол, крышка шкафа и т.д.

    - Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло?

    Вода растеклась по столу.

    - Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

    Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.

    Солнышко закрепляется над Уральскими горами

    3 группа получает задание

    1.Что вы видите на карте?

    2. Что вы можете рассказать об этих горах, внимательно посмотреть на карту?

    3. Какая самая высокая гора?

    4. Что вы можете сказать о вершинах гор?

    5.Это высокие горы?

    ОТВЕТЫ:

    - Горы, так как окраска коричневая и жёлтая.

    - Это --------------- горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России.

    - Самая высокая гора – Народная

    - Вершины гор невысокие, неострые. Склоны пологие.

    - Горы невысокие. Потому что нет тёмно ---------------

    Слова для справок: Уральские, коричневого цвета.

    - Ну а мы ребята попробуем с вами тоже исследовать Уральские горы.

    - Что вы видите на карте?

    Горы, т.к. окраска коричневая и желтая

    - Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту?

    Это Уральские горы. Она протянулась с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.

    - Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

    Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.

    - Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то тысячу лет назад, его назвали Каменный пояс. Реки стекают с уральского хребта и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит Материк Евразию на Европу и Азию.

    - Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрим на схему:

                            На рисунке изображены старые горы.

    - Что вы можете сказать о вершинах гор?

    Вершины невысокие и неострые, склоны пологие

          И опят нас дорога зовет

    Мы движемся на запад,

     Так солнышко ведёт.

            Солнышко закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

    4 группа получает задание

    1. Где остановились мы сейчас?
    2. Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен?

    Ответы:

    -  Мы остановились на Восточно – ---------------- равнине.

    - Это равнина , потому что на карте она обозначена светло зелёным цветом. И на ней --------------- жёлтого цвета.

    - заплатки это возвышенности.

    Слова для справок: Европейской, заплатки.

    - Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту?

    Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.

    - Попытаемся открыть тайну желтых пятен.

    - Так в чем же тайна желтых пятен?

    Это возвышенности

    - Как еще называют Восточно-европейскую равнину?

    Эту равнину еще называют Русской равниной.

    - А сейчас путь держим на юго-запад.

    Солнышко закрепляется над Кавказскими горами

    5 группа получает задание

    1.Что рассказывает  вам карта?

    2.Что вы можете сказать об этих горах?

    3. Как выглядят вершины гор?

    Ответы:

    - Это ---------. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.

    - Это горы --------------. Их вершины покрыты снегом.

    - Вершины гор -------------.

    Слова для справок: горы, высокие, острые.

    - Что рассказывает нам карта?

    Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

    - Что вы можете сказать об этих горах?

    Это высокие горы. Их вершины покрыты снегом.

    - Рассмотрите рисунок, на нем изображены горы. Как выглядят вершины гор?

    Вершины гор острые.

    Вывод:

    - Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

    На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

     Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием “Жизнь гор. Молодость и старость” очень возмутился “Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые”. А как вы думаете? Совершенно верно. Горы хоть и не живые том не менее они растут, разрушаются, стареют, превращаются, в конце концов, в равнину.

    - Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли от восточных границ,  до западных.

    Как называется эта карта? (физическая карта России); Какие цвета вы видите на карте? (коричневый, зеленый, синий) Что обозначено синим/ коричневым/зеленым цветом (вода, горы, равнины)

    Как вы думаете какой участок земной поверхности называется равниной?(Ровный)

    . Каким цветом показаны равнины на карте?(зеленым) Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено желтым и зеленым? (есть возвышения);

    Перед детьми физическая карта России (задание найти на контурной карте все равнины на территории нашей страны и раскрасить цветными карандашами).

    Рефлексия

    - Ребята нарисуйте человечка на равнине, горе в зависимости от участия в уроке;

    - Возьмите листы самооценки. Выполните задания.

    1.Раскрась шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.

    2. К ниточке шарика « привяжи» отметку, которую ты  поставил себе за работу на уроке. Покажи свой лист ребятам.

    3. Закончи предложение: На уроке я узнал……

    Д-з  Нарисовать (создать модель машины) машину, на которой можно двигаться по воде и по суше

    . Учитель. Мне было очень приятно работать с вами и поэтому я говорю вам большое спасибо за урок!

     

    Лист самооценки

    оценка

    1

    Поиск информации «Что такое география? Что изучает география?»

    2

    Работа в группах

    3

    Работа по карте

    4

    Ответы на вопросы в течение урока

    5

    Сообщение о первом глобусе

    6

    Творческая работа

    7

    Оценка за урок

    Список использованной литературы:

    1.Алексеев С.П.Что такое, кто такой.М.:Педагокика-пресс,1996;
    2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.М.:Дрофа,1997;
    3. Береговой Г.А. Космос - землянам. М.:Молодая гвардия,1983;
    4. Непомнящий Н.Н. 100 великих тайн. М.:Вече,2001;
    5. Чудакова Н.В. Я познаю мир. География. – М.: АСТ,1997.

    Интернет – ресурсы:

    http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-globus-ot-karty/

    InternetUrok.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира, проведённого в 4-м классе. (апрель) Тема: Береги глаза как зеницу ока

    Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему ...

    Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

    Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

    Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"

    Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных....

    Урок окружающего мира Тема: Береги глаза

    Урок  создан по технологии  индивидуализированного обучения  по программе "Начальная школа 21 века"...

    Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

    Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...