конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Новокрещенова Светлана Сергеевна

Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме 
"Как помочь птицам зимой?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру по теме:

«Как помочь  птицам зимой?»

Цели урока:

  1. дать представление о зимующих и перелётных птицах;
  2. Познакомить с мероприятиями по охране птиц.
  3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
  4. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся:

Оборудование:

  1. компьютер, проектор.
  2. Презентация, конспект урока.
  3. Простой карандаш.
  4. Цветные карандаши.
  5. Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
  6. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса “Мир вокруг нас”.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

-Ребята, проверьте глазками, всё ли вы приготовили к уроку? На уроке нам понадобится  карандаш простой, цветные карандаши, учебник, тетрадь.

  1. Повторение пройденного. (Слайд 2)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

-О каком времени года идёт речь в этом  стихотворении? ( о зиме)

- Назовите приметы зимы? ( низкая температура, холодно, солнце светит не ярко, выпал снег, замёрзли реки, озёра; люди одели тёплые вещи)

- Какая сегодня погода? (Температура, ясно или пасмурно, ветер, осадки)

  1. Сообщение темы урока.

-Ребята, послушайте ещё одну загадку: (Слайд 3)

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... ( птица)

- Кто такие птицы?  ( животные, тело которых покрыто перьями)

- Сегодня на уроке мы поговорим о птицах. И узнаем, как им помочь зимой.

  1. Новый материал. ( слайд 4)

-Ребята, посмотрите, к нам на урок прилетели две птицы. Как зовут  этих птиц? (скворец и цапля) 

-Давайте послушаем разговор, который произошёл между этими птицами? (сценка с перелётными птицами показывают ребята)

Цапля:         Здравствуй скворушка!

Скворец:         Что ты такая печальная, цапля?

Цапля:         Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой- то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?

Скворец:         Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле не дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

-Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (эти птицы улетают в тёплые края, поэтому ничего не знают о зиме)

- Правильно, многие птицы улетают в тёплые края и не знают о нашей холодной зиме ничего.

- А почему они улетают в тёплые края, а не зимуют у нас?

 

Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносят зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие.

-А как можно одним словом назвать птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)    (Слайд 5)

- Каких перелётных птиц вы знаете? ( журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик, цапля, утки, грачи, гуси)  (Слайд 6)

  1. Физминутка.   (слайд 7)

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту - плюх.

-Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Как назвать этих птиц? (зимующие)   (Слайд 8)

Муравьишка вам хочет загадать загадки.

- Отгадайте, что это за птицы?    

  1. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик0-чирик! Не робей!

Я бывалый…. (воробей)          (Слайд 9,10)

  1. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Черненькая шапочка
    И полоска шарфика. (синица)          
    (Слайд 11,12)

  1. Чернокрылый, красногрудый,
    Не боится он простуды —
    С первым снегом
    Тут как тут! (снегирь)                
    (Слайд 13,14,15)     

-Ребята, что вы знаете о снегирях?

Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

7. Работа по учебнику стр. 54

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

- Откройте учебник страница 54. Каких птиц вы видите на верхнем рисунке?

(Слайд 16,17)  

Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

(Слайд 18)

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

- Но это не все птицы, которые живут у нас зимой. Мы с вами познакомились только с некоторыми.

- А когда птицы нуждаются в заботе человека? (птицы зимой нуждаются в заботе человека)

- Почему? (зимой птицам  трудно достать корм)

- Ребята, с приходом зимы птицам в лесу очень трудно найти корм и они перебираются ближе к жилью человека.

- А как мы им можем помочь? ( Можно сделать кормушки)

-  Кто уже сделал для птиц кормушки поднимите руку?

- Ребята, если вы ещё не сделали кормушку для птиц, то обязательно сделайте, потому что птицам зимой очень голодно.

- Из чего можно сделать кормушки?  (Слайд 19, 20,21,22)

(Слайд 23)

Физкультминутка:
 «Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться 
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
 а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».

-Мало сделать кормушку, нужно знать, что туда можно положить.

-Чем же можно подкармливать птиц?

  • Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.  (Слайд 24)

 

Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи.          (Слайд 25)

Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. (Слайд 26)

-Ребята, А что нельзя класть в кормушку ?   (Слайд 27,28)

Стр. 55, прочитайте текс вверху.

Слайд  …..  _Что это такое? (рябина, калина)

- Рябину и калину называют «природная столовая», почему эти ягоды так называют?

- Это  природа приготовила корм для птиц. Этот корм очень любят птицы, которые изображены на странице 55 внизу. Что это за птицы?

- Но не только дрозды питаются ягодами, но и снегири, свиристели.

Поэтому нужно: Беречь рябину!  Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

  1. Работа в тетради стр.

- Откройте тетради на стр.

- Рассмотрите рисунок.

-Какие птицы изображены?

- Соедините линиями рисунки и названия птиц.

- Проверьте по учебнику.

  1. Итог урока.

- Какие животные нуждаются в заботе человека?

- Как помочь птицам зимой?

Прокормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,                                                                                                                                         

Стайки на крыльцо.

                                                            Не богаты их корма

                                                            Горсть одна нужна.

                                                            Горсть одна - и не страшна

                                                            Будет им зима. 

                 

Приручите птиц в мороз 

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

План-конспект урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме"

Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Как помочь птицам зимой?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?"...

Разработка урока по окружающему миру на тему: "Как помочь птицам зимой". 1 класс УМК "Школа России".

На уроке идет знакомство с условиями жизни перелетных, зимующих, кочующих птиц. В уроке представлен яркий наглядный материал, кроссворд с загадками, игра (презентация)...

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" 1 класс

Конспект урока по окружающего мира на тему "Кто такие птицы?" для 1 класса по программе "Школа России" ....