Главные вкладки

    конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Новокрещенова Светлана Сергеевнв

    Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме 
    "Как помочь птицам зимой?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по окружающему миру по теме:

    «Как помочь  птицам зимой?»

    Цели урока:

    1. дать представление о зимующих и перелётных птицах;
    2. Познакомить с мероприятиями по охране птиц.
    3. Воспитывать бережное отношение к птицам.
    4. Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся:

    Оборудование:

    1. компьютер, проектор.
    2. Презентация, конспект урока.
    3. Простой карандаш.
    4. Цветные карандаши.
    5. Учебник “Мир вокруг нас” А. Плешаков.
    6. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса “Мир вокруг нас”.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    -Ребята, проверьте глазками, всё ли вы приготовили к уроку? На уроке нам понадобится  карандаш простой, цветные карандаши, учебник, тетрадь.

    1. Повторение пройденного. (Слайд 2)

    Тройка, тройка прилетела,

    Скакуны в той тройке белы,

    А в санях сидит царица,

    Белокоса, белолица,

    Как махнула рукавом,

    Всё покрыла серебром.

    -О каком времени года идёт речь в этом  стихотворении? ( о зиме)

    - Назовите приметы зимы? ( низкая температура, холодно, солнце светит не ярко, выпал снег, замёрзли реки, озёра; люди одели тёплые вещи)

    - Какая сегодня погода? (Температура, ясно или пасмурно, ветер, осадки)

    1. Сообщение темы урока.

    -Ребята, послушайте ещё одну загадку: (Слайд 3)

    Снится ночью пауку

    Чудо – юдо на суку.

    Длинный клюв и два крыла…

    Прилетит – плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это... ( птица)

    - Кто такие птицы?  ( животные, тело которых покрыто перьями)

    - Сегодня на уроке мы поговорим о птицах. И узнаем, как им помочь зимой.

    1. Новый материал. ( слайд 4)

    -Ребята, посмотрите, к нам на урок прилетели две птицы. Как зовут  этих птиц? (скворец и цапля) 

    -Давайте послушаем разговор, который произошёл между этими птицами? (сценка с перелётными птицами показывают ребята)

    Цапля:         Здравствуй скворушка!

    Скворец:         Что ты такая печальная, цапля?

    Цапля:         Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой- то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это, правда?

    Скворец:         Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал и на севере, и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле не дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

    -Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (эти птицы улетают в тёплые края, поэтому ничего не знают о зиме)

    - Правильно, многие птицы улетают в тёплые края и не знают о нашей холодной зиме ничего.

    - А почему они улетают в тёплые края, а не зимуют у нас?

     

    Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносят зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправится в дальнее путешествие.

    -А как можно одним словом назвать птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)    (Слайд 5)

    - Каких перелётных птиц вы знаете? ( журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик, цапля, утки, грачи, гуси)  (Слайд 6)

    1. Физминутка.   (слайд 7)

    Утром встал гусак на лапки,

    Приготовился к зарядке.

    Повернулся влево, вправо,

    Приседанье сделал справно,

    Клювиком почистил пух

    И скорей за парту - плюх.

    -Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Как назвать этих птиц? (зимующие)   (Слайд 8)

    Муравьишка вам хочет загадать загадки.

    - Отгадайте, что это за птицы?    

    1. Я весь день ловлю жучков,

    Уплетаю червячков.

    В тёплый край я не летаю,

    Здесь, под крышей, обитаю.

    Чик0-чирик! Не робей!

    Я бывалый…. (воробей)          (Слайд 9,10)

    1. Спинкою зеленовата,
      Животиком желтовата,
      Черненькая шапочка
      И полоска шарфика. (синица)          
      (Слайд 11,12)

    1. Чернокрылый, красногрудый,
      Не боится он простуды —
      С первым снегом
      Тут как тут! (снегирь)                
      (Слайд 13,14,15)     

    -Ребята, что вы знаете о снегирях?

    Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

    7. Работа по учебнику стр. 54

    -Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

    - Откройте учебник страница 54. Каких птиц вы видите на верхнем рисунке?

    (Слайд 16,17)  

    Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

    (Слайд 18)

    Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

    - Но это не все птицы, которые живут у нас зимой. Мы с вами познакомились только с некоторыми.

    - А когда птицы нуждаются в заботе человека? (птицы зимой нуждаются в заботе человека)

    - Почему? (зимой птицам  трудно достать корм)

    - Ребята, с приходом зимы птицам в лесу очень трудно найти корм и они перебираются ближе к жилью человека.

    - А как мы им можем помочь? ( Можно сделать кормушки)

    -  Кто уже сделал для птиц кормушки поднимите руку?

    - Ребята, если вы ещё не сделали кормушку для птиц, то обязательно сделайте, потому что птицам зимой очень голодно.

    - Из чего можно сделать кормушки?  (Слайд 19, 20,21,22)

    (Слайд 23)

    Физкультминутка:
     «Воробышки как проснутся
    Очень любят потянуться 
    Обязательно зевнуть
    Ловко хвостиком махнуть»,
     а теперь мы галки
    «Галка скачет, ловко пляшет
    Галка крылышками машет
    И взлетает без оглядки
    Это Галкина зарядка».

    -Мало сделать кормушку, нужно знать, что туда можно положить.

    -Чем же можно подкармливать птиц?

    • Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.  (Слайд 24)

     

    Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным.  Овёс охотно съедят синицы, воробьи.          (Слайд 25)

    Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить. (Слайд 26)

    -Ребята, А что нельзя класть в кормушку ?   (Слайд 27,28)

    Стр. 55, прочитайте текс вверху.

    Слайд  …..  _Что это такое? (рябина, калина)

    - Рябину и калину называют «природная столовая», почему эти ягоды так называют?

    - Это  природа приготовила корм для птиц. Этот корм очень любят птицы, которые изображены на странице 55 внизу. Что это за птицы?

    - Но не только дрозды питаются ягодами, но и снегири, свиристели.

    Поэтому нужно: Беречь рябину!  Не ломайте ее ветки, чтобы не разрушать птичью столовую.

    1. Работа в тетради стр.

    - Откройте тетради на стр.

    - Рассмотрите рисунок.

    -Какие птицы изображены?

    - Соедините линиями рисунки и названия птиц.

    - Проверьте по учебнику.

    1. Итог урока.

    - Какие животные нуждаются в заботе человека?

    - Как помочь птицам зимой?

    Прокормите птиц зимой,

    Чтоб со всех концов

    К вам слетались, как домой,                                                                                                                                         

    Стайки на крыльцо.

                                                                Не богаты их корма

                                                                Горсть одна нужна.

                                                                Горсть одна - и не страшна

                                                                Будет им зима. 

                     

    Приручите птиц в мороз 

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

    Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

    конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

    Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Кто такие птицы" 1 класс

    Данный урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

    План-конспект урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме"

    Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме: «Как помочь птицам зимой?»

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?"...

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"

    Конспект урока по окружающему миру на тему "Как зимой помочь птицам"...

    Разработка урока по окружающему миру на тему: "Как помочь птицам зимой". 1 класс УМК "Школа России".

    На уроке идет знакомство с условиями жизни перелетных, зимующих, кочующих птиц. В уроке представлен яркий наглядный материал, кроссворд с загадками, игра (презентация)...