«Вторая жизнь дерева»
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему

Силиванова Елена Станиславовна

Учебная дисциплина:   окружающий мир                                                                                                                                     

Целевая аудитория: 1 класс                                     

Цель урока: узнать, как  человек использует древесину в своей  жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vtoraya_zhizn_dereva.doc351 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Вторая жизнь дерева»

Автор: Силиванова Елена Станиславовна

Учебная дисциплина:   окружающий мир                                                                                            Тема:  «Вторая жизнь дерева»                                                      

Целевая аудитория: 1 класс                                      

Цель урока: узнать, как  человек использует древесину в своей  жизни.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развивать умение выражать в речи свои мысли и действия; строить высказывания, развивать  самостоятельность; учить оценивать как школьники – первоклассники могут заботиться о деревьях и участвовать в сохранении природы  нашей планеты;

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:  представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам;

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: понять,  что дерево – живой организм, значение знаний об   использовании человеком древесины в своей  жизни; учить составлять план,

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор,  презентация с заданиями, технологическая карта урока, учебник Поглазова О.Т. 1 класс. Окружающий мир.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Примечания

  1. Организационный момент

 –Отгадайте загадки.

  1. В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,

 К нему дорогу не забуду.

 Я без него дышу с трудом,

 Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ)

  1. В чисто убранной светличке

 Дремлют сёстры-невелички.

 Эти сестры весь денёк

 Добывали огонёк. (СПИЧКИ)

  1. Она меня впускает в дом

 И выпускает вон.

 В ночное время - под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять:

 На миг заглянет в коридор

 И в комнату опять. (ДВЕРЬ)

  1. Я стою на трех ногах,

 Ноги в черных сапогах.

 Зубы белые, педаль.

 Как зовут меня? …(РОЯЛЬ)

Слушают загадки. Отгадывают.

Слайд №2

  1. Актуализация опорных знаний

- Подумайте, что объединяет  эти предметы.

- Оценивать свою работу поможет карта урока.

1) Закрась:  один листочек, если отгадал сам загадки;

              ЕЩЁ    один листочек, если сам догадался, что объединяет предметы.

2)  Напиши названия других предметов, сделанных из этого же материала.

- Закрась столько листочков, сколько слов написал

  1. Работа по теме урока

  1.  Сформулируй тему урока.

  1. Посмотри,  как названа тема в учебнике « Вторая жизнь дерева».

Что означает «вторая жизнь»?

- Сам сформулировал тему, закрась 2 листочка.

- Сформулировал с помощью учителя и ребят закрась один листочек.

-Что мы уже знаем о деревьях?

-Что хочется узнать о дереве ещё?

3) Составление плана урока

-Чему будем учиться на этом  уроке?

А) - Напиши план, по которому хотел бы  работать на уроке.

Б) - Выбери пункты плана к нашему уроку и запиши числами их порядок.

Сохранить дерево

В саду и в огороде

      Вторая жизнь дерева

      Разные деревья

      Что выросло в поле

      Деревья великаны

      Жизнь дерева

В) - Расставь пункты плана в порядке, по которому будет удобно работать.

ПЛАН

1) разные деревья

2) жизнь дерева

3) вторая жизнь дерева

4) сохранить дерево

Составил(а) план сам(а)

Составлял(а) план с помощью конверта-помощника                                                                                                

Расставил(а) пункты плана в нужном порядке

Задание 5.

-Какие группы растений вам знакомы? (Хвойные, лиственные, дикорастущие и культурные).

Игра « С какого дерева упал лист»

Подпиши в карте урока, с какого дерева лист.

 Каким одним словом можно назвать эти деревья? (лиственные)

Лист какого дерева  в группе лишний и почему? ( Рябины, сложный лист.)

- Прочитайте следующий пункт плана – ЖИЗНЬ ДЕРЕВА

Задание 6. Соедини слово ДЕРЕВО  с  ВИДОМ ПРИРОДЫ.

-Почему отнесли дерево к живой природе?

-Дерево – живой организм , т.к. рождается, дышит и питается, развивается, оставляет потомство и умирает.

- Закрасьте листочек, кто верно выполнил задание.

Физминутка    «Ветер дышит нам в лицо,                                               Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

 Деревцо всё выше, выше.

-Как может закончиться жизнь

дерева? ( Бурелом, естественная гибель деревьев, хотя деревья могут жить и по 100 – 200 и более лет,  ПОЖАР, ВЫРУБКА леса для нужд человека)

- О чём следует продолжить разговор?

- Прочтите в плане. (Вторая жизнь дерева)

-О чём хотите узнать?

- Прочитайте о ценности пород деревьев в карте урока задание 8. Обсудите в группе, какие породы  испольует  человек для изготовления предметов  ( стр. 80 учебника)

ЛИСТВЕННИЦА – знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат вот уже по 400 -500 лет.  Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.

 Фундаменты и сваи многих домов Венеции и Санкт – Петербурга  сделанны из лиственницы.

КЛЁН -  крепкую древесину применяют в столярном и токарном деле . Кларнеты, флейты, балалайки скрипки-  древесина клёна.

БЕРЁЗА -  прекрасная фанера, лыжи, мебель, сувениры, карандаши и линейки… , дрова для бани – самые жаркие.

ОСИНА – спички, дома, мебель, лодки и корабли, лыжи и карандаши, деревянные кубики и игрушки, деревяння посуда. А вот музыкальные инструменты.

-Обязательно ли эти вещи  делать из дерева?

-Какие изделия можно было бы сделать из другого материала?

-Но почему изделия из дерева нравятся людям больше?

- На команду даётся 15 листочков. Распределите листочки по значимости каждого ученика в обсуждении.

Чему учат рисунки на стр. 81 учебника.

- Как называется использованная бумага.

- Расскажите по рисункам, как можно вторично использовать бумагу .

Город в котором живёт сто тысяч человек, выбрасывает ежегодно 4 млн. тонн бумаги.  Старую бумагу – макулатуру отправляют на переработку и опять из бумаги варят и делают новую бумагу.

1тонна бумаги, сделанная из макулатуры, сохраняет 17 деревьев и  30 000 литров воды.

Из 1 тонны бумаги делают 30000 ученических тетрадей.

Подведение итогов

– Урок подходит к концу.

- Как вы думает, дал ли  это урок вам что-то новое?

- Чему вы удивились на  уроке?

–  В чём потренировались?

- Прочитайте вывод  на стр. 81. Что можете дополнить?

– Кто доволен сегодня своей работой? Оцените свою работу, закрасив листочки в задании 9.

– Сосчитайте, сколько листочков заработали.

- Раскрасьте то деревце,  которое сегодня смогли сами вырастить.

Анализируют и делают вывод.

  1. Задание №1 в карте урока. Оценивают работу. Закрашивают листочки в карте урока.  
  2. Задание № 2 в карте урока. Пишут названия предметов сделанных из дерева в карте урока.

Оценивают работу.

  1. Задание №3 в карте урока. Формулируют тему урока, записывают.
  2. Читают название темы урока в учебнике, дают  объяснение.

Оценивают работу

Отвечают на вопросы

  1. Задание №4. Записывают план урока в карте урока или расставляют название частей в нужном порядке.

Оценивают работу

Выполняют задание № 5 в карте урока.

Отвечают на вопрос.

Подписывают в карте урока название деревьев.

Работают в карте урока, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, просматривая, слайды презентации.

Обсуждают в команде

Оценивают работу.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Читают вывод в учебнике

Оценивают свою работу

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайды 11-12

Слайд  13

Технологическая карта урока

Вторая жизнь дерева

Карта урока

  1.  Что объединяет эти предметы?  

   

-   все загадки отгадал(а) сам(а)  

 - отгадал(а) загадки с помощью учителя и ребят              

                   

2.  Напиши названия других предметов сделанных из этого    материала.  Закрась столько листочков, сколько слов записал(а).         _________________________________________________________

3.   Сформулируй тему урока

   - сам(а) сформулировал(а) тему

   - сформулировал(а) с помощью учителя и ребят

  1. Чему будем учиться на уроке?

    ПЛАН

Составил(а) план сам(а)

Составлял(а) план с помощью конверта-помощника                                                                                                

Расставил(а) пункты плана в нужном порядке

         Расставил(а) пункты плана в нужном порядке

         

          Жизнь дерева

Сохранить дерево

          Разные деревья

          Вторая жизнь дерева

5. Подпиши с какого дерева упал лист.

         

_________        __________      _________     _____________

___________________      ____________________

                                              Подписал(а) все листья 

                                              Подписал(а) половину листьев

6.                                     ДЕРЕВО

ЖИВАЯ ПРИРОДА                            НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

7. Дополнительные листочки

8. ЛИСТВЕННИЦА – Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат вот уже по 400 -500 лет.  Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.

 Фундаменты и сваи многих домов Венеции и Санкт – Петербурга  сделанны из лиственницы.

КЛЁН -  крепкую древесину применяют в столярном и токарном деле . Кларнеты, флейты, балалайки, скрипки -  древесина клёна.

БЕРЁЗА -  прекрасная фанера, лыжи, мебель, сувениры, карандаши и линейки…  дрова для бани – самые жаркие.

ОСИНА – спички, дома, мебель, лодки и корабли, лыжи и карандаши, деревянные кубики и игрушки, деревяння посуда.

9. Оцени свою работу на уроке:

  

больше 12                  от 8 до 12               меньше 8                    

листочков                  листочков               листочков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир.Урок по теме "Вторая жизнь дерева" УМК "Гармония".

Конспект  интегрированного урока по окружающему миру + математика, УМК "Гармония"Тема урока "Вторая жизнь дерева" .Урок сопровождается презентацией и  является составной  частью межпред...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"

Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей.  ...

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".

Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...

Вторая жизнь дерева

Конспект учебного заниятия по окружающему миру. Гармония....

Проект "Подари жизнь дереву"

В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут о...

Урок по Окружающему миру. Тема: «Осень, жизнь деревьев.»

1 класс. Окружающий мир. Тема: " Осень, жизнь деревьев" . Закрепляются понятия периодов ранней, золотой и поздней осени. Применяется дидактическая игра "Оденься на прогулку". Расши...