Окружающий мир.Урок по теме "Вторая жизнь дерева" УМК "Гармония".
видеоурок по окружающему миру (1 класс) на тему

Кочева Елена Евгеньевна

Конспект  интегрированного урока по окружающему миру + математика, УМК "Гармония"

Тема урока "Вторая жизнь дерева" .

Урок сопровождается презентацией и  является составной  частью межпредметного ( окружающий мир, математика, технология) проекта " МОЁ ДЕРЕВО"

Возможные неудобства могут быть связаны с тем, что презентация, очень объёмная, разбита на 4 части. Но профессионалы легко соединят все части в единое целое, адаптировав работу под свой класс.

Урок прошёл отлично!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

18 апреля. Окружающий мир. Математика.

Слайд 2

70 + 5 - 70 + 5 Р 40 + 20 - 30 Д 90 – 40 + 10 В 70 - 50 + 20 Е 86 – 80 + 3 О (А) 30 40 10 40 60 9 Д Е Р Е В О А

Слайд 3

БЛИЦ - ТУРНИР

Слайд 4

Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания Ь 12+13 З 30 – 11 И 48 – 32 Н 56 – 34 Ж 19 - 6 13 16 29 22 25 Ж И З Н Ь

Слайд 5

Дерево - живое дышит растёт питается оставляет потомство умирает

Слайд 7

Расположите ответы в порядке убывания А 9 + 4 Р 7 + 7 Я 6 + 6 Т 9 + 9 О 8 + 8 В 10 + 9 13 12 14 16 18 19 в т о р а я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЕВА Физкульт-пауза

Слайд 2

Какое дерево чаще других шло на постройку домов? А бани? Аль-тер-на-ти-ва

Слайд 3

Аль-тер-на-ти-ва

Слайд 4

Из какой древесины, неподверженной гниению, строят корабли? Аль-тер-на-ти-ва ?

Слайд 5

Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? Аль-тер-на-ти-ва ?

Слайд 6

Из какого дерева м ожно сделать МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ? К Л Ё Н Аль-тер-на-ти-ва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аль-тер-на-ти-ва

Слайд 2

Аль-те-рна-ти-ва

Слайд 3

20.000

Слайд 4

Бумагу производят на бумажных фабриках.

Слайд 5

Цел-лю-ло-за - Дре-ве-сна-я каша

Слайд 7

1 тонна бумаги=17 деревьев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребята гимназии приняли участие в сборе макулатуры, тем самым ребята первого «А» класса сохранили 20 деревьев, а ребята 1 «б»- класса на 5 деревьев больше. Сколько деревьев сохранили первоклассники, участвуя в сборе ма-ку-ла-ту-ры ?

Слайд 2

Известно, что существует более сотни видов разной бумаги и первоклассники решили создать коллекцию бумаги. Девочки принесли 15 видов разной бумаги, а мальчики набрали 12 разных образцов . Чья коллекция больше и на сколько эк-спо-на-тов ?

Слайд 3

Первоклассники решили сделать территорию вокруг школы ЛУЧШЕ ! Как? Ребята посадили …… лип, а берёз на ……. меньше . Сколько ребята . . . ? 1) 18-7=11(д .)- берёз. 2) 18+11=29(д.) Ответ:

Слайд 4

Как связаны задачи, которые мы решали с этими рисунками и нашим уроком?

Слайд 5

- Что новое вы узнали на уроке? - Чему вы удивились на уроке? - Какие тренировочные задания вам помогли ? – Кто доволен сегодня своей работой? – Какие поставите себе отметки в дневнике?

Слайд 6

Молодцы! Страничка Пословица ДЕРЕВО



Предварительный просмотр:

1)Вычисли и отгадай первое слово темы  урока.

Д        40+20-30                     Е         70-50+20

Р         70+5-70+5                  В         90-40+10                 О(А)   86-80+3

30

40

10

40

60

9

2) Решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания. Вы отгадаете второе слово темы урока.

Ь  12+13                 З   30-11

И   48-32                 Н   56-34                    Ж    19-6

3)Решите примеры и разгадайте третье слово темы урока, расположив ответы примеров в порядке убывания.

А  9+4                    Р   7+7

Я   6+6                    Т   9+9

О   8+8                    В   10+9

Задача1

 Ребята гимназии приняли участие в сборе макулатуры, тем самым ребята первого «А» класса сохранили 20 деревьев, а ребята 1 «б»- класса на 5 деревьев больше. Сколько деревьев сохранили  первоклассники, участвуя в сборе макулатуры?

Задача 2

Известно, что существует более сотни видов разной бумаги . Первоклассники решили создать коллекцию бумаги. Девочки принесли 15 видов разной бумаги, а мальчики набрали 12 разных образцов. Чья коллекция больше и на сколько  экспонатов?

Задача3

Первоклассники решили  сделать территорию вокруг школы ЛУЧШЕ! Как?

Они вместе с родителями вышли сажать деревья.

Было посаженно ……лип,  а  берёз на ……..меньше. Сколько ребята посадили  всего деревьев около школы?

  1. 18-7=11(д.)- берёз.
  2. 18+11=29(д.)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
***
Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы.
***
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

***
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
***
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
***
Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает.

-Это дерево живёт 100 – 200 лет. Его приносят в дом и украшают игрушками., что символизирует достаток и  плодороие. В лесу из этих деревьев всегда прохладно и темно.  

- Какое дерево весной  цветёт первым, ещё до распускания первых листочков?  

- Какое дерево цветёт последним? Его чаще всего стараются высаживать в городских парках. Мед собранный пчёлами с этого дерева лечит самую сильную простуду.  

- Какое дерево весной даёт приятный сладковатый сок и является одним из символов нашей страны?  

- Это дерево  способно угостить всех  прекрасными и полезными орешками.  

- Плоды этого дерева сочные, ароматные, наливные

- Это дерево – желанный гость все городских скверов, парков  и улиц. Оно радует нас  осенью разноцветным листопадом.




Предварительный просмотр:

Урок  Окружающий мир , математика

Тема: Вторая жизнь дерева.

Класс  1

Учитель Кочева Е.Е.

Цели урока:

– вспомнить о том, что дерево – живой организм;

- узнать, как  человек использует древесину в своей  жизни;

- познакомиться с интересными фактами   жизни деревьев;

- подумать, как школьники – первоклассники могут заботиться о деревьях и в сохранении природы  нашей планеты;

- напомнить  ученикам  правила  поведения в природе;

- тренировать  вычислительные умения, развивать умения решать задачи;

- развивать коммуникативные умения учащихся.

                     

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. 

 

– Как вы думаете, почему сегодня на урок окружающего мира вы зашли, решая примеры? Как будет строиться наш урок сегодня?

Слайд1

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) совершенствуем имеющиеся умения, на данном уроке вычислительные умения и умения  работать над задачами.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение вести диалог.

ΙΙ. Актуализация знаний.  Повторение изученного.

 Слайд 2

1)Вычисли и отгадай первое слово темы  урока.

Д        40+20-30

Е         70-50+20

Р         70+5-70+5

В         90-40+10

О(А)   86-80+3

30

40

10

40

60

9

- Что вы знаете о деревьях? Ваш любимый БЛИЦ-ТУРНИР 

Составьте из букв – слова.

ЛЬЕ,   ХАОЛЬ,   ПАЛИ,  РЕБЁЗА,  ДРКЕ,   ЯЯБЛОН,  НЁКЛ

Ель,   ольха,   липа,   берёза,   кедр,  яблоня,  клён.

Слайды 3-4

 (Слова – карточки появляются на доске, видеоряд на экране.  Учитель  сообщает  интересную  информацию о деревьях)

-Это дерево живёт 100 – 200 лет. Его приносят в дом и украшают игрушками., что символизирует достаток и  плодороие. В лесу из этих деревьев всегда прохладно и темно.   ЕЛЬ

- Это  дерево весной  цветёт первым, ещё до распускания первых листочков?  ОЛЬХА

- Это  дерево цветёт последним? Его чаще всего стараются высаживать в городских парках. Мед, собранный пчёлами с этого дерева, лечит самую сильную простуду.  ЛИПА

- Это  дерево весной даёт приятный сладковатый сок и является одним из символов нашей страны?   БЕРЁЗА

- Это дерево  способно угостить всех  прекрасными орешками, но только когда ему исполниться сто лет, а живёт оно и того больше.  КЕДР

- Плоды этого дерева сочные, ароматные, наливные. Они встречаются во многих русских народных сказках. ЯБЛОЧКИ – ЯБЛОНЯ.  

- Это дерево – желанный гость все городских скверов , парков  и улиц.

Он радует нас разноцветным листопадом.  КЛЁН

-На какие группы можно разделить все эти  деревья? (Хвойные/лиственные,  садовые дикорастущие )

Слайд 5

2) Решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания. Вы отгадаете второе слово темы урока.

Ь  12+13

З   30-11

И   48-32

Н   56-34

Ж    19-6

-Какое число можно назвать лишним? Кто заметил ещё что-то? (возможно ребята заметят , что все числа увеличиваются на 3)

- Какое слово получилось?

- Как связаны слова дерево и жизнь?

 

Слайд 6

Скорее всего ребята начнут говорить  том, что деревья обеспечивают людей кислородом, дают питание. Надо в результате диалога подвести детей  к мысли, что дерево – живой организм , т.к. рождается, дышит и питается, развивается, оставляет потомство и умирает.

Слайд7

-Как может закончиться жизнь дерева? ( Бурелом, естественная гибель деревьев, хотя деревья могут жить и по 100 – 200 и более лет,  ПОЖАР, ВЫРУБКА леса для нужд человека)

Слайд8

3) Вот мы подошли и к 3 слову темы нашего урока.

Решите примеры и разгадайте третье слово темы урока, расположив ответы примеров в порядке убывания.

А  9+4

Р   7+7

Я   6+6

Т   9+9

О   8+8

В   10+9

Какое выражение можно назвать лишним? Прочитайте его разными способами.

Какое слово получилось?

-Как же будет звучать тема нашего урока?

- КАК вы думаете в каком случае дерево ожидает ВТОРАЯ жизнь и в чём она состоит?

III. Новое.

СЛАЙД  9

ТВОРЕНИЯ РУК ЧЕЛОВЕКА

До чтения текста необходимо провести физкультминутку для активизации все психических процессов . Ребята могут выаолнить упражнения под стихотворные строчки « Ветер дует……, закачалось деревцо……».   Ориентируясь на время и состояние учащихся можно провести упражнение для глаз с точками на стекле.

Читаем текст учебника стр .79 -80

 Работа над содержанием текста стихотворения и слайды Где последовательно представлен видеоряд с изделиями из древесины

 

Слайды 10 - 16

                           ТАК НАЧИНАЕТСЯ ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЕВА

Лиственница – Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат вот уже по 400 -500 лет.  Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина её не гниёт и со временем становится ещё твёрже и как бы каменеет.

 Фундаменты и сваи многих домов Венеции и Санкт – Питербурга  сделанны из лиственницы.

КЛЁН -  Крепкую древесину применяют в столярном и токарном деле . Кларнеты, флейты, балалайки, СКРИПКИ -  древесина клёна.

БЕРЁЗА -  прекрасная фанера, лыжи, мебель, сувениры, карандаши и линейки…  дрова для бани – самые жаркие.

ОСИНА - спички

Дома, мебель, лодки и корабли, лыжи и карандаши, деревянные кубики и игрушки, деревяння посуда. А вот музыкальные инструменты.

– В этих случаях есть альтернатива дереву – пластик , металл или бетон.

НО ЛЮДИ ГОВОРЯТ, что дерево лучше. ПОЧЕМУ?

- В то же время создавая эти вещи мы губим деревья, которые растут очень долго, а исчезают , превращаясь пусть и в необходимые вещи , очень быстро.

- Как быть?  (Использовать альтернативные материалы, где возможно и САЖАТЬ новые  ДЕРЕВЬЯ )

Слайд18

- В настоящее время из древесины изготавливают 20 000 видов разной продукции

И ОДИН ИЗ самых распространенных -  бумага

Слайд19- 21

Очень коротко и схематично изображён процесс изготовления бумаги

Брёвна – кругляши \ измельчение древесины\ варится целлюлозная каша\ раскатывается и сушится \ рулонная бумага

 

Информация для учителя, детям может быть представлена в сокращённом виде.

Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.

На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

Щепки сортируют по размеру на специальных ситах ( МЕЛКИЕ НА ГАЗЕТЫ, КРУПНЫЕ НА ЖУРНАЛЫ - ГЛЯНЕЦ)и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы - благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается и легко распознается человеческим глазом. Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

Слайд 21

Город в котором живёт сто тысяч человек, выбрасывает ежегодно 4 млн. тонн бумаги.  Такая старая ненужная бумага называется макулатура.

 Старую бумагу – макулатуру отправляют на переработку и опять из бумаги варят и делают новую бумагу.

1тонна бумаги, сделанная из макулатуры, сохраняет 17 деревьев и  30 000 литров воды.

Из 1 тонны бумаги делают 30000 ученических тетрадей.

ΙΙΙ. Применение нового знания в практике решения задач.

Слайд  22   Ребята решают задачи  на маркерных досках

А сколько деревьев мы с вами сбережём при бережном использовании бумаги.

 Ребята гимназии приняли участие в сборе макулатуры, тем самым ребята первого «А» класса сохранили 20 деревьев, а ребята 1 «б»- класса на 5 деревьев больше. Сколько деревьев сохранили  первоклассники, участвуя в сборе макулатуры?

Слайд 23

Известно, что существует более сотни видов разной бумаги и первоклассники решили создать коллекцию бумаги. Девочки принесли 15 видов разной бумаги, а мальчики набрали 12 разных образцов. Чья коллекция больше и на сколько  экспонатов?

Эту задачу лучше восстанавливать, по уже имеющемуся решению.

 

Слайд 24

Первоклассники решили  сделать территорию вокруг школы ЛУЧШЕ! Как?

Они вместе с родителями вышли сажать деревья.

Было посаженно ……лип,  а  берёз на ……..меньше. Сколько ребята посадили  всего деревьев около школы?

  1. 18-7=11(д.)- берёз.
  2. 18+11=29(д.)

Слайд 25

Как связаны задачи, которые мы решали с этими детскими рисунками и нашим  уроком?

– Сравните ваши высказывания с  выводом учебника на с. 81.

Главный вывод всей темы:  сохраняя деревянные вещи, собирая макулатуру, сажая деревья мы помогаем и самим себе и ПРИРОДЕ.

ЧЕЛОВЕК                         ПРИРОДА,   ПРИРОДА                         ЧЕЛОВЕК

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к  сложившейся ситуации  и

выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока.

Слайд  26

– Урок подходит к концу.

- Как вы думает, дал ли  это урок вам что-то новое?

- Чему вы удивились на  уроке?

–  В чём потренировались?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Какие  поставите себе  отметки в дневнике?  За что?

Слайд 27

Подумайте как вы завтра на макбуках оформите страничку, посвящённую ЖИЗНИ ДЕРЕВЬЕВ. Подумайте  а упоминаются ли деревья в пословицах, какой рисунок  и какой текст вы напишите на своей страничке.

ТОУУ

Эта тема способствует экологическому воспитанию учащихся и воспитанию нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока и составили план работы.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали по иллюстрациям презентации.

ΙΙΙ. Применение нового знания

              Работа в учебнике

 * Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы слайдови делали выводы.

   

Так как урок окружающего мира интегрируется с математикой, , то необходимо отметить  работу в математическом блоке

 - в решении примеров ( разноуровневые задания)

- в решении простой задачи

- в решении составной задачи

- в работе над обратной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира потеме "Осень в жизни животных" УМК "Гармония" 3 класс

Урок по теме «Осень в природе. Изменения в жизни животных.» разработан в рамках УМК «Гармония». В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок построен с п...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"

Презентация составлена с учетом краеведческого материала. Быт, жилище, уклад жизни, занятия славян, одежда, верования. Общие корни русских, белоруссов, украинцев....

Урок по окружающему миру. Урок- театрализованное представление" Жизнь пресного водоёма"

Работа на уроках окружающего мира может быть самой разнообразной. Здесь большая возможность для учителя и детей показать свои знания. Я стараюсь как можно больше привлекать к работе детей. Где возможн...

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Жизнь растений.

Представлена разработка урока, цели которого – обобщение и  углубление знаний о жизни растений, формирование нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы...

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Урок по окружающему миру. "Осенняя пора в жизни людей".

Обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.Сформировать представления об осенних работах людей сейчас и в старину.Воспитание уважительного отношения к труду и ...

Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который ...