Урок окружающего мира на тему "Зимняя жизнь птиц и зверей" и самоанализ урока.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Пашкова Людмила Леонидовна

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который включает 15 уроков. Данный урок является девятым.

            Была поставлена триединая цель урока:

- познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;

- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;

- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально  и в группе.

Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashkova_l.l._moy_otkrytyy_urok_.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О.:  Пашкова Людмила Леонидовна.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 2  А

Тип урока: освоение новых знаний.

Тема урока: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Цель:

-  познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;

- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;

- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока.

Задачи:

Образовательные: формировать знания о жизни зимующих птиц, о способах приспособления к зимним условиям зверей.

Развивающие: развивать познавательную активность, воображение, наблюдательность, умение слушать; расширять словарный запас учащихся, формировать исследовательские способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Формируемые УУД:

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально  и в группе.

Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, наблюдать за птицами села, продолжать подкармливать птиц.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая, аудирование.

Оборудование: проектор, экран, беспроводная мышь, запись «Голоса птиц»(пищухи, поползня, синиц), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой для 2 класса, аудиозапись «Клесты», карточки с заданиями, сердечки.

Дидактическая структура урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.

-Замело в лесу пригорки.

И овражки замело.

Ни души нет на полянке

Тихо. Холодно. Бело.

- Здравствуйте, ребята!  Меня зовут….

Урок окружающего мира сегодня мы проведём вместе. Тихо сели.

-Перед вами на парте лежат сердечки разного цвета, разделённые на две половинки.  Жёлтый цвет-активность, жизнерадостность,

 зелёный- спокойствие, уравновешенность,

 красный- высокая эмоциональность, повышение тревожности. Какому цвету соответствует ваше настроение сейчас, в начале урока, такую половинку сердечка положите на край стола. В добрый путь, ребята!

Учитель читает стихотворение (слайд 2) под тихую музыку, приветствует, настраивает на урок.

«Радуга настроений»

Слайд 3

(Интерпретация цветов делалась на основе методики«цветопись» А.Н.Лутошкина. Желтый цвет-активность, жизнерадостность, зеленый - спокойствие, уравновешен-сть, красный- активация эмоционального состояния, повышение тревожности)

Обучающиеся слушают стихотворение, настраиваются на урок, садятся.

Дети выбирают цвет своего настроения.

2.

Актуализация знаний

Целеполагание.

-Посмотрите на экран…кого вы увидели среди этих ледяных фигур?

 -Догадались ли вы, какова тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, о жизни зверей и птиц в какое время года мы будем сегодня говорить?

-Сформулируйте тему урока.

Зимняя жизнь птиц и зверей.

-А что бы вы хотели узнать по этой теме?

-На урок ставим перед собой такие цели:

  • Узнать о зимнем образе жизни птиц и зверей.
  • Понять, как важно помогать животным зимой.

Слайд 4.

Задаёт вопросы.

Слайд 5

Читает тему урока

Слайд 6

-Заяц, белка, голуби.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Озвучивают цели урока

3.

Открытие новых знаний

-А чтобы узнать обо всём этом, давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как разные птицы и звери приспособились к трудным зимним условиям. Для этого нужно повторить правила поведения в зимнем лесу.

-Вот перед нами зимний лес. А кого мы там можем встретить, вы узнаете на страницах 32-33, прочитав статью «Вместе легче».

Будьте внимательны, чтобы ответить на вопросы после чтения.

-О какой суете вы прочитали в статье?

-Ребята, послушайте-ка и скажите, кто в зимнем лесу подаёт такие звуки?

-Как вы это поняли?

-Посмотрите, как выглядит эта птица.

-Что интересного вы прочитали о ней?

- Послушайте, как подаёт голос поползень.

-Что умеет делать поползень?

-Когда поползень и пищуха двигаются по дереву, то в щелях достают личинки насекомых.

- Послушайте аудиозапись ещё об одной зимующей птице. Слушайте и запоминайте…………….

- Чем отличается эта птица от других?

-Чем кормят клесты своих птенцов?

-Ребята, а  какие птицы живут рядом с нами?

-Основным кормом птиц зимой являются ягоды рябины и семена клёна.

- Чем мы с вами можем помочь птицам зимой?

(подкармливать)

Слайд 7

Организует самостоятельное чтение текста.

(2 мин на чтение)

Включает писк пищухи на слайде 7.

Слайд 8

Слайд 9.

Включает аудиозапись «Клесты» на электронном приложении к учебнику.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

-Не шуметь!

-Не ломать ветви деревьев!

Читают статью на стр.32-33 самостоятельно.

После чтения отвечают на поставленные вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы, используя добытые в тексте знания и свои наблюдения.

Отвечают.

Делают вывод.

4.

Физминутка.

-Молодцы, вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Зарядка для глаз. Встали возле парты. Под музыку можете двигаться, но глазами следите за всеми движущимися предметами на экране. ………..

-Правильно поётся в этой песенке, что жить одному очень плохо. Поэтому птички собираются стайками, чтобы было легче прокормиться.

Слайд 13.

5.

Открытие новых знаний (продолжение)

-Ребята, вспомните тему нашего урока?

-О ком мы ещё не поговорили?

-Чтобы узнать о жизни зверей зимой, мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого нужно уметь выслушать, потому что в группах должно соблюдаться равные права. А работать будете под голоса синиц.

План работы:

1)Прочитать текст.

2)Дополнить предложения словами из текста.

После заполнения карточки представитель каждой группы выйдет к доске отвечать.

1 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Зайцы  иногда становятся добычей лисицы или волка. Зайца спасают  ноги. Они  так быстро бегают и ловко запутывают свои следы, что поймать их хищникам удаётся редко. Питаются веточками и корой деревьев.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о __________.

Зайца спасают от хищников___________.

Пища зайца зимой -     __________________.

2 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Лиса – довольно крупный хищник. У неё очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь. Она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Ещё лиса может охотиться  на зайца.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о __________.

У лисы хороший ________.

Добыча лисы____________.

3 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Мыши . Зимой они почти всё время проводят под снегом, который защищает их от врагов и холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи,  зелёную траву, ветки, с которых они обгрызают кору. Часто у них бывают запасы корма, заготовленные с осени.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о __________.

Мыши  отыскивают______.

С осени мыши делают _______________.

4 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Кабан  добывает пищу в основном из-под снега. Выкапывает орехи, жёлуди, зелёную траву. Если попадутся мыши  или  какие-нибудь насекомые, кабан всё съедает. Кабан всеяден.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о __________.

Кабан добывает пищу ___________________.

Кабан съедает _________.

 

- Послушаем отчёты групп.

- Умнички, вы все справились с заданием.

Давайте проверим внимательны ли вы были.

-Что используют в пищу эти звери?

-Чем питаются кабан, лось, заяц?

-Как поживают наши главные герои народных сказок – волк и лиса зимой?

Слайд 14.

Организует работу в 4-х группах.

Включает «Голоса синиц»

На слайде 14.

6-7минут

Выключает голоса птиц.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Отвечают на вопросы.

Каждая группа получает карточку с заданием, 3 минуты работают, обсуждают и 1 минуту представитель группы выходит к доске отвечать.

6.

Подведение итогов работы.

-Какой теме был посвящён сегодняшний урок?

Зимняя жизнь птиц и зверей.

- Какие цели были достигнуты?

  • Узнали о зимнем образе жизни птиц и  зверей.
  • Поняли, как важно помогать животным зимой.

Слайд 18.

Задаёт вопросы, выслушивает детей.

-Нужно подкармливать птиц зимой!

Отвечают на вопросы.

7.

Рефлексия.

-Многие звери и птицы зимой собираются в стайки. Почему?

-А нам вместе легче было работать?

-Что вам понравилось на уроке?

-Что вызвало трудности?

-В начале урока мы выбрали своё настроение, давайте вспомним, что обозначал каждый цвет. А теперь дополните своё сердечко второй половинкой. Покажите гостям и мне, какие красивые спокойные сердечки получились- значит, на уроке нам было комфортно. Мне понравилась ваша работа на уроке, вы работали дружно, помогали друг другу. Вы - большие умницы!

Учитель проводит рефлексию.

Слайд 19.

Повторяют интерпретацию цветов.

Дети формируют свои ощущения в виде сердечек.

8.

Домашнее задание

-А теперь послушайте домашнее задание.

  • Провести наблюдение за птицами.
  • Какую кормушку предпочитали?
  • Какие птицы прилетали?
  • Чем кормили?
  • Сделать фото.

-Оценки за урок вам поставит Анна Евгеньевна, когда проверит ваши отчёты по домашнему заданию.

Всем спасибо  за урок.

Слайд 20.

Учитель говорит задание.

Слайд 21.

Дети записывают задание.

Карточка №1.                                1 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Зайцы  иногда становятся добычей лисицы или волка. Зайца спасают  ноги. Они  так быстро бегают и ловко запутывают свои следы, что поймать их хищникам удаётся редко. Питаются веточками и корой деревьев.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о ___________ .

Зайца спасают от хищников_________.

Пища зайца зимой -     __________и________________________.

Карточка №1.                                2 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Лиса – довольно крупный хищник. У неё очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь. Она быстро-быстро раскапывает снег и хватает добычу. Ещё лиса может охотиться  на зайца.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о ____________.

У лисы хороший ____________.

Добыча лисы______________и______________.

Карточка №1.                                3 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Мыши. Зимой они почти всё время проводят под снегом, который защищает их от врагов и холода. Под снегом зверьки роют ходы, в которых отыскивают корм: жёлуди, орехи,  зелёную траву, ветки, с которых они обгрызают кору. Часто мыши делают запасы корма, заготовленные с осени.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о __________________________________________________ .

Мыши  отыскивают______________________________________________.

С осени мыши делают__________.

Карточка №1.                                4 группа

План работы

  1. Прочитайте текст.

Кабан  добывает пищу в основном из-под снега. Выкапывает орехи, жёлуди, зелёную траву. Если попадутся мыши  или  какие-нибудь насекомые, кабан всё съедает. Кабан всеяден.

  1. Дополнить предложения:

Мы узнали о ______________ .

Кабан добывает пищу______________.

Кабан ест________________________________________________________.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Пашкова Людмила Леонидовна

Класс: 2 «А »

Предмет: курс «Окружающий мир»

Тема: Зимняя жизнь птиц и зверей.

Тип урока: урок освоения новых знаний        

В данном классе преподаватель работает по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой в двух частях (2ч. В неделю). Анализируемый урок входит в систему уроков по разделу «Зима», который включает 15 уроков. Данный урок является девятым.

        Была поставлена триединая цель урока:

- познакомить с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку, со способами их приспособления к зимним условиям;

- расширить и углубить знания о жизни птиц зимой;

- создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе урока.

Цели реализовывались через следующие задачи:

Образовательные: формировать знания о жизни зимующих птиц, о способах приспособления к зимним условиям зверей.

Развивающие: развивать познавательную активность, воображение, наблюдательность, умение слушать; расширять словарный запас учащихся, формировать исследовательские способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, прививать стремление помогать животным пережить зиму.

Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов, которые соответствуют стандартным требованиям программы.

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Предметные: понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. высказывать свою точку зрения на события и поступки, уметь работать индивидуально  и в группе.

Личностные: осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

Планируемые результаты: усвоить образ жизни и питания зимующих птиц, узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку, наблюдать за птицами села, продолжать подкармливать птиц.

Оборудование: проектор, экран, беспроводная мышь, запись «Голоса птиц» (пищухи, поползня, синиц), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой для 2 класса-аудиозапись «Клесты», карточки с заданиями, сердечки.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам.

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, аудирование, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведённое на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы обучающихся.

Урок начинается с прочтения четверостишия учителем и приветствия детей. Затем учащимся предлагается интерпретировать свой настрой на урок в виде половинки сердца и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Считаю, что основным этапом является этап освоения новых знаний. Он был разделён ещё на два этапа. На первом использовался метод одностороннего представления учебного материала и метод наглядности, а именно учащиеся самостоятельно изучали материал, представленный в статье учебника и с помощью аудирования, обобщали и систематизировали полученные сведения путём отгадывания птиц по голосу и по прочитанному описанию. На данном этапе основные формы работы - метод наглядности и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным - детям демонстрировались слайды.

 По наблюдениям психологов, чтобы внимание учащихся на уроке  не снижалось, нужно использовать физкультминутку, что и было проведено. Физминутка была выбрана для глаз, так как после неё дети работали в группах, они вставали и двигались. После чего дети снова активно работали на уроке.

Вторым этапом освоения новых знаний была работа в группах, что способствовало формированию исследовательских способностей. Дети работали дружно, делали выводы и защищали свои исследования. Наблюдая и исследуя окружающий мир, каждый школьник делает для себя открытия многогранных связей человека с природой, связи всего живого на земле. Особенностью моего урока по теме «Зимняя жизнь птиц и зверей» заключается в том, что дети сами проводили исследовательскую работу, собирая информацию о лесных жителях, а потом защищали её на уроке. Использование занимательного материала помогло активизировать учебный процесс, развивать познавательную активность, поддерживать интерес к изучаемому, снять утомляемость.

Завершающим этапом была рефлексия на ощущения от урока, оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, настрой на получение отметок за домашнее задание.

Домашнее задание было дано в форме мини-исследования и думаю, что заинтересует всех обучающихся данного класса.

Между всеми этапами чётко прослеживается логическая связь и завершённость каждого этапа. В ходе урока были достигнуты поставленные цели. Урок носил обучающий характер. У детей формировалось представление о жизни животных в зимнее время. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока использовались различные методы мотивации – это создание ситуации успеха, поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование презентации и аудирование, доступность материала, связь с жизнью и межпредметная связь, применение методик ГСО (групповой системы обучения) и КСО (коллективной системы обучения). Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой и поэтому работали на главный этап урока - освоение новых знаний. Все задания контролировались. Продуктивной деятельности обучающихся способствовали различные методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение, аудирование),
  • наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями),
  • исследовательский (работа в группах).

Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик» и «учитель-ученик».

Я считаю, что поставленные на урок цели и задачи реализованы, выбранная форма урока достаточно эффективна. Большой интерес ребят на уроке вызвало использование компьютерного оборудования, что позволило рационально распределить время на уроке.

Перспективы педагогической деятельности вижу в использовании компьютерных технологий на уроках в начальной школе, как неотъемлемый метод обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира

В самоанализе  описаны цели и задачи урока, методы и  приёмы, использованные на уроке....

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме " Жизнь птиц и зверей зимой"

Задачи:   систематизировать знания детей о жизни птиц и зверей зимой.Цели:Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой.Развивать творческое воображен...

Конспект и самоанализ урока окружающего мира на тему "Россия и ее соседи" (4 класс)

Урок проведен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»)....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

Урок окружающего мира "Россия и её соседи. Королевство Дания". Самоанализ урока

    Урок по окружающему миру в 4 классе.  Тема "Россия и её соседи"....

Урок окружающего мира по теме "Жизнь птиц"

Интересный конспект для урока по окружающему миру...


 

Комментарии

Лесная Дина Сергеевна

Спасибо, Людмила Леонидовна.

Пашкова Людмила Леонидовна

Добрый день,Дина Сергеевна! Рада,если смогла помочь.