Конспект и самоанализ урока окружающего мира на тему "Россия и ее соседи" (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

РЯБОВА. ОЛЬГА. АЛЕКСАНДРОВНА.

Урок проведен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_i_samoanaliz_uroka_okr._mir.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока окружающего мира в 4 «Г» классе,

учитель начальных классов Рябова Ольга Александровна

Урок проведен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века»). Тема урока: «Россия и её соседи» новая для учащихся. Предыдущие уроки были посвящены изучению темы «Родная страна: от края до края», где изучалось географическое положение, природные зоны России, история возникновения городов. Последующие уроки нацелены на изучение государств, граничащих с Россией.

Целью познавательного аспекта  урока являлось формирование первичных представлений о соседних государствах России – Японии, Китая, Дании и Финляндии. Развивающий и воспитывающий аспекты поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся: формирование умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации,  развивать у учащихся познавательный интерес и воспитание толерантности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  1. Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;
  2. Формирование уважительного уважения к иному мнению, культуре других народов;
  3. Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

Познавательные УУД:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование цели
  2. Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
  2. Управление поведением партнера
  3. Развитие умения договариваться

Регулятивные УУД:

  1. Выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

Исходя из целей урока, было запланировано 9 этапов урока. 

Изучение новой темы базируется на умении  работать с текстом, умении анализировать,  находить ответы на поставленные вопросы, работать в группах. На предыдущих уроках при изучении природных зон России учащиеся усвоили такие понятия как географическое расположение, климат, растительный и животный мир, архитектура, поэтому на данном уроке отдельно эти понятия не рассматривались.

Так как учащиеся испытывают затруднения в подборе дополнительного материала при изучении новой темы, то мной были подготовлены статьи об изучаемых странах.

На уроке применялись ИКТ-технологии. С целью развития познавательной активности и получения дополнительной информации, был предложен просмотр видео ролика с «загадками» о странах с участием детей. Представление стран сопровождалось слайдами презентации. Блиц-опрос на этапе подведения итогов урока предусматривал работу с доской MimioStudio.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока. На данном этапе повторили правила работы в группе.

 Следующий этап урока «актуализация знаний» прошёл с опорой на жизненный опыт учащихся, их кругозор. Имеющиеся знания детей о правилах проживания с соседями в домах были перенесены на изучение новой темы: о сосуществовании соседних государств.  Учащиеся смогли сформулировать тему и цель урока.

Следующий  этап урока был направлен на  формирование регулятивных ууд. Учащимся было предложено оценить имеющиеся у них знания о данных странах, используя знакомую им «лесенку».

После  была организована самостоятельная работа в четырех группах по сбору информации о странах (каждая группа обрабатывала информацию о доставшейся стране) и оформлению буклета.

Работая с  информацией из учебника, дополнительным материалом, учащиеся касались вопросов не только по своему направлению, но и  получили знания  о других странах.

Представление группами результатов своей работы позволило получить учащимся целостную картину о  каждом государстве. На данном этапе следует отметить, что ребята не совсем поняли учебную задачу, и первые две группы свои выступления строили только на тех тезисах, которые были записаны в их листах. Поэтому их ответы получились однозначными. Наиболее полными и лаконичными были ответы последних групп. В дальнейшем следует обратить внимание на построение учащимися полноценного ответа (защитного слова). Следует отметить, что данный этап занял больше запланированного мной времени.

После выступления групп был подведен итог работы над данной темой. Учащимся были предложен блиц-опрос по основным момента, отражающим особенности каждой страны, с которым они справились.

На  этапе рефлексии, учащимся было предложено вернуться к «лесенке» и снова оценить свои знания об изученных странах. Выяснилось, что ребята стали знать о каждой из стран немного больше.

Организация групповой работы на уроке позволило включить в работу всех учащихся, повысить познавательную активность на уроке. Данная форма работы способствует развитию коммуникативных навыков, творческая атмосфера в группах позволяет воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Оформление буклетов  на уроке способствовало смене видов деятельности учащихся, повышению мотивации, развитию учебно - познавательных компетенций.

Структура урока была подчинена триединой цели урока и содействовала достижению конечного результата урока. Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все этапы урока. Умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность развивались при  подборе информации, представлении своей исследовательской работы, подведении итогов урока.

Познавательный аспект триединой цели урока: формирование знаний учащихся о государствах граничащих с Россией прошел через весь урок. Каждый этап содержал  в себе информацию по изучаемой теме и планомерно пополнял знания учащихся.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. На следующем уроке учащиеся продолжат знакомство с государствами – соседями России.

Конспект урока окружающего мира в 4 «Г» классе

Учитель: Рябова Ольга Александровна МБОУ г. Астрахани «СОШ № 33»

УМК «Начальная школа XXІ век»

Тема урока: «Россия и ее соседи»

Цели:

Образовательная: создать условия для формирования  у учащихся первичных представлений о соседних государствах России.

Развивающая: формировать умение самостоятельно добывать знания из различных источников, развивать познавательный интерес.

Воспитывающая: путем включения учащихся в групповую работу воспитывать толерантность.

 Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  1. Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир;
  2. Формирование уважительного уважения к иному мнению, культуре других народов;
  3. Развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

Познавательные УУД:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование цели
  2. Поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
  2. Управление поведением партнера
  3. Развитие умения договариваться

Регулятивные УУД:

  1. Выделение и осознание того, что уже известно и что еще нужно усвоить, осознание качества  и уровня усвоения.

Оборудование: презентация по теме урока (с использование MimioStudio),  заготовки для буклетов, учебники «Окружающий мир 4 класс», тетради на печатной основе «Окружающий мир 4 класс» автор Н.Ф.Виноградова,  флаги государств, иллюстрации с изображениями достопримечательностей,  цветные карандаши, клей, опоры для ответов, фарфоровая чашка, оригами, игрушечный Санта Клаус, оловянный солдатик.  

Ход урока

  1. Орг. момент

Проверка готовности к уроку.

Повторение правил работы в группе.

  1. Актуализация знаний

- О чем говорили на прошлых уроках? (о России)

- На каком материке расположена наша страна?

- На какие две части делят нашу страну Уральские горы?

- Покажите их на карте. Покажите Европейскую часть России / Восточную.

- Покажите сухопутную границу нашей страны.

- С какими странами она граничит?

- По отношению к России их как можно назвать? (соседними)

- Какое значение имеет это слово?

  1. Формулирование темы и цели урока

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке, сформулируйте тему.

- Какова цель нашего сегодняшнего урока?  (познакомиться с странами, граничащими с Россией)

- Для чего нам это? Зачем нужно знать своих соседей? (Как с соседями по дому невозможно общаться не зная их имени, их привычек, не зная что они любят и в чем нуждаются, так и с народами других стран – нашими соседями, чтобы жить в дружбе и согласии нужно знать их.

  1. Введение в тему

- У России много соседей.  Со всеми мы не успеем познакомиться за один урок. А вот о каких странах мы сегодня поговорим, попробуйте догадаться.

Демонстрация виде-ролика «Угадай страну»

- Что вы знаете об этих странах? Оцените свои знания, используя «лесенку».

Физкультминутка

  1. Работа по теме

- А теперь вы становитесь работниками туристического агентства и должны изготовит буклет, рассказать о стране, в которую вы можете организовать для нас поездку….

Определить страну, которую вы будите представлять поможет «волшебный мешочек».

  1. Работа в группах

  1. Презентация стран (сопровождается демонстрацией слайдов)

  1. Итог урока

- О чем говорили на уроке?

- С какими странами познакомились?

Блиц – опрос с использованием эл. доски

  1. Рефлексия

Вернитесь к своей «лесенке» и снова оцените свои знания об этих странах.

- Кто смог «подняться» хотя бы на одну ступеньку?

- Кто остался на той же? В чем были сложности?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для уроков окружающего мира по теме: "Наш ближайший сосед по космосу - Луна".

Цель использования презентации: сформировать у учащихся представление о спутнике Земли - Луне. Задачи: развивать у детей познавательную активность, расширить представление учащихся о достижениях ...

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Подробный самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов". Программа "Школа России"....

Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев...

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классеХарактеристика класса с точки зрения УУДВ моём классе 21 человека:10 мальчиков и 11 девочек.По результатам диагностики в начале учебного года было выявлено,...

Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе

Самоонализ урока по теме : "Растения сада"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши ближайшие соседи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России;        совершенствование умений работы с текстом. Пл...