Самоанализ урока окружающего мира в 4 классе Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Кириллова Людмила Викторовна

Самоанализ урока  окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Учебник«Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_torzhestvo_evropy.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  окружающего мира в 4  классе

Тема урока: «Новое время – торжество Европы» (первый урок)

Цель урока: Овладение картиной мира: научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

Задачи предметные:

  • Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени.
  • Учить понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества. Характеризовать значение путешествий Христофора Колумба, Фернана Магеллана. Оценить влияние открытия Коперника, Левенгука  на развитие науки.

Тип    урока: урок «открытия» нового знания, что соответствует цели урока.

Структура урока включала следующие элементы:

I. Постановка проблемы:

 Почему Новое время назвали новым?

Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?

II. Версии детей, актуализация знаний.

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

     1. Возникновение западной цивилизации.

     2. Новое время – эпоха великих  географических открытий

3. Расширение знаний о Земле

4.  Открытие невидимого мира

5.  Эпоха Возрождения (Ренессанс)

6. Век технического прогресса

IV. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания (Этап был исключён, так как в рамках конкурса время было ограничено)

V.Домашнеезадание.

VI. Итоги урока.

VII. Рефлексия.

Организация урока:

Оборудование: а) для учащихся: учебник «Окружающий мир» Человек и человечество» А.А. Вахрушев;  таблицы для составления опорного конспекта по теме; карточки - бланки ответов  для  ответов на вопросы игры.

б) Для учителя: презентация MicrosoftOfficePowerPoint  «Технические достижения эпохи Нового времени»;  физическая карта мира; микроскоп, предметы для исследования в группе: компас, пряности,  чай, парусный корабль, камни, Мона Лиза (Джаконда) - фото. Опорные слова на карточках: Новое время, географические открытия, открытие невидимого мира, эпоха Возрождения, новое знание о Земле.

Отбор учебного материала:

Содержание урока соответствовало его основной цели, а так же принципам научности, обучения на высоком уровне трудности, с соблюдением меры этой трудности (минимакса).  Теоретические положения связывались с личным опытом учащихся, личный опыт оказался недостаточным. Дети легко определяли своё «знание» и «незнание». Структура и объем учебного материала были адаптированы в соответствии с программными требованиями, но не с  возможностями учащихся. Дети не устанавливают причинно-следственные связи, называют односложные понятия, теоретические понятия сформированы недостаточно, нет знания карты.

Методы и приемы работы учителя на уроке:

На уроке использованы технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

В начале урока дети были мотивированы на активную и дружную работу. На этапе актуализации знаний был  использован прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей. Здесь было недостаточно владеть теоретическими знаниями по теме «Средневековье», необходимо было анализировать материал, что вызвало определённые трудности у детей. Далее проверка знаний проведена в форме работы в паре – взаимопроверка.  Было видно, что дети не часто пользуются этим приёмом и не хотят, что бы их работу видел сосед. Самооценка и самоконтроль не сформированы.

Постановка проблемы (стадия вызова) была проведена с помощью ленты времени и материалов учебника. Мнение героев Анюты и Илюши позволили детям задуматься над темой урока и поставить вопрос: «Почему Новое время назвали новым». Далее дети сравнили размеры европейской цивилизации во времена «Средневековья» и «Нового  времени». С помощью учителя  была поставлена проблема: «Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир». Чтобы ответить на этот вопрос, детям было предложено поработать в группах. Был использован исследовательский метод обучения. В группе дети исследовали предметы так или иначе связанные с целью европейцев расселиться по планете: пряности, золото, камни. Одна из групп исследовала корабль, приспособленный для плавания в океане. Дети дают односложные ответы,  в группе работают активно, но только с точки зрения познавательного интереса. Опять необходимы причинно-следственные связи, а они не сформированы на основе предыдущей темы.

Открытие нового знания (стадия осмысления)

Дети готовы к осмыслению. Здесь учитель должен удивлять разнообразием географических, научных открытий. Учитель – источник информации. Наглядный материал, работа с картой позволяет вызвать познавательный интерес у детей. На этапе открытия невидимого мира учитель предлагает «Чёрный ящик».  Детям необходимо догадаться, что в нём. Понятно, что предмет связан с уроком и нужно догадаться или предположить.  И опять версий мало, не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль, но познавательный интерес растёт. Дети удивлены грандиозностью великих открытий и произведений искусства эпохи «Нового времени». А это одна из главных целей урока.

На стадии применения нового знания необходимо выполнить задания учебника. Но время ограничено, поэтому приходится делать вывод и завершить работу в группах. На стадии рефлексии  детям предложено оценить свою работу в группе.  Капитан должен предложить детям кораблики, на которых написано  «отлично», «хорошо», «круто». Дети выбирают себе кораблик и прикрепляют на карту.  В конце опорного конспекта дети заполняют горы творчества и шкалу трудности.

Домашнее задание предложено вариативное -  для мальчиков и девочек разное.

Общая оценка урока:

Структура и содержание урока способствовали  решению основных задач урока. Атмосфера урока была  психологически комфортной для учащихся.  С классом установлены диалоговые формы общения, во время физкультурной паузы дети научились элементам индийского танца, что вызвало большой  интерес. Желание найти новую информацию возникло уже на уроке. Те, у кого был планшет,  находили материал о Леонардо да Винчи. Дети с большим удовольствием оценили свою работу и получили от учителя в подарок  жемчужины  из  сундучка на счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Новое время - торжество Европы".

На уроке у учащихся формируются первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали). Ученики учатся находить в с...

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»). Дата публикации: 20.04.2018г.

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»)...

Урок окружающего мира в 4 классе "Новое время - торжество Европы"

Первый урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Урок "открытия" нового знания по учебнику А.А. Вахрушева "Окружающий мир. Человек и человече...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.

. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...

Окружающий мир 4 класс. Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»

Цель:- ознакомить обучающихся со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями;- научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;-находить в современной жизни яв...