Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»). Дата публикации: 20.04.2018г.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Щербань Оксана Сергеевна

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_4_klasse_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»).

Цели педагогической деятельности:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

(приветствие, эмоциональная разрядка, готовность к уроку)

  1. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель:

Что у вас стоит на партах?

Дети:

Сундук.

У.:

Что можно хранить в сундуке?

Д.:

(перечисляют)

У.:

Чаще всего в сундуках хранятся предметы, которыми пользовались когда-то, но в настоящее время они не нужны.

Почему люди не выбрасывают содержимое сундуков, а хранят веками?  

Д.:

Эти вещи могут хранить память о ком-то, напоминать о событиях давно прошедших.

У.:

Как называются события, которое уже миновали, прошли?

Д.:

Такие события называются историческими, прошлым.

У.:

Кто-то уже наверняка догадался, какой науке будет посвящен наш урок?

Д.:

Урок посвящен истории.

У.:

Откройте ваши сундуки. Рассмотрите, что в них лежит.  

Содержимое сундуков (изображения на карточках): бумага, порох, хомут, топор, календарь, парусно-гребне корабли, палка, каменный молоток, копье с каменным наконечником, телефон, электролампа, паровоз, самолет.

У.:

Поработайте в парах. Разделите все эти предметы на группы. Будьте готовы объяснить по какому признаку вы подбирали группы.

 

Д.:

1 группа: предметы быта первобытного человека.

2 группа: изобретения Древнего мира.

3 группа: изобретения Средних веков.

4 группа: изобретения следующей эпохи (Дети могут назвать эпоху Нового времени).

У.:

Каким словом можно назвать все эти предметы?

Д.:

Изобретения, открытия.

У.:

Человечество не останавливалось на достигнутом. С каждым годом люди открывали для себя что-то новое. Что для нас сейчас может быть не интересным, но для них это было новшество.  

Наступил XV век, и человечество большим рывком добилось многого.

Посмотрите на «ленту времени». Как учёные назвали  эту эпоху?

Д.:

Новое время.

У.:

Прочитайте тему урока.

Д.:

Новое время – торжество Европы.

У.:

Какой вы видите цель этого урока?

Д.:

Разобраться, почему историки назвали этот период Новым временем. Узнать какие открытия, события происходили в этот период.

У.:

Прежде чем мы начнем знакомство с Новым временем, я бы хотела услышать, как считаете вы, почему историки назвали эпоху «Новое время»

Д.:

(Дети отвечают, учитель записывает на доске).

У.:

В конце урока мы посмотрим, правы ли вы или нет?

  1. Изучение нового материала.

У.:

Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?

Д.:

Предлагают свои варианты.

У.:

Обратимся к толковым словарям (они лежат у вас на партах). Найдите и прочитайте, что означает слово «торжество».

Д.:

«Торжество» - празднество, народное, вселюдное» празднование какого-либо события. (В. Даль)

«Торжество» - большое, пышное празднество в ознаменование какого-нибудь важного, выдающегося события. (Д.Н. Ушаков)

«Торжество» - победа, полный успех чего-нибудь. (С.И. Ожегов)

У.:

Кто из вас может предположить, почему торжество Европы?

Д.:

Ответы детей.

У.:

Попробуем в течение урока найти ответ на этот вопрос.

У.:

Мы начинаем путешествие по Новому времени. И начнем мы его с географических открытий.

Всегда ли люди знали, что Земля имеет форму шара?

Д.:

Нет.

У.:

Я предлагаю вам поработать в группах, выполнить творческое задание. Три группы должны нарисовать, как по вашему мнению люди представляли Землю в Средние века. Подумайте, почему вы так решили, вы должны будете защитить свой рисунок.  

Четвертая группа получает «секретное задание». (Изучить доказательства того. Что Земля имеет форму шара (путешествие Фернандо Магеллана), обозначить на карте его маршрут следования).

На выполнение задания у вас отводится 3-4 минуты.

Защита работ 1-3 групп.

Защита работы 4 группы. Карта вывеши вывешивается на доску.

У.:

Рассмотрите внимательно карту, составленную Фернандо Магелланом. Сравните ее с картой Средних веков. Чем же они отличаются?

Д.:

Открыты новые земли, материк.

Стало больше народов, цивилизаций.

Стало больше земель завоеванных Европой.

У.:

Посмотрит на карту Нового времени. Подумайте, как же изменились границы цивилизаций? Можно сказать, что они расширились?

Д.:

Да, границы стали больше.

У.:

Почему?

Д.:

Люди стали завоевывать Новые земли.

У.:

Назовите земли, которые заселены выходцами из Европы. Эти земли обозначены как человек с лопатой.

Д.:

Перечисляю по карте земли.

У.:

Почему европейцы не остались в Европе?

Д.:  

В Европе им стало тесно.

У.:

Для того, чтобы открыть новую местность, для расширения поставок нового продовольствия, расширения кругозора мира некий адмирал, также как и Магеллан, отправился в кругоственое путешествие. Чтобы узнать его имя, вам необходимо разгадать загадку.

Путешественник известный,

Человек он интересный.

Он объехал целый мир,

Новый материк открыл.

Тех людей, кого встречал,

Он индейцами назвал.

Только в точку не попал.

Кто же это?

Д.:

Христофор Колумб.

У.:

Кто знает, чем знаменит этот человек?

Д.:

(ответы детей)

У.:

Именно открытие Колумбом Америки принято считать символическим окончанием Средних веков и началом Нового времени.

(в зависимости от достаточности времени дети читают в энциклопедии материал о Х. Колумбе. Затем проводится беседа)

У.:

Ребята. Так хотел ли Колумб открыть Америку?

Д.:

Нет, он хотел открыть путь в Индию.

VI. Исследовательская работа.

У.:

Кругосветные путешествия на стали бы возможными без главных изобретений: компаса и судна, способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что компас был изобретен задолго до Нового времени. Еще в 3 веке до н.э. в Китае.

Теперь мы свами узнаем, как совершенствовалась техника и создавались новые производства.

Я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу.

Объектами нашего изучения будет исследование изобретений, открытий.

Сформулируйте цель исследования: изучить основные открытия, изобретения Нового времени, понять их значение для современного мира.

                        задачи: проанализировать информацию, проанализировать отличия технических достижения Средних веков и Нового времени, а также современного мира, сделать вывод о возникновении названия эпохи «Новое время».  

                        гипотезу: действительно ли технические изобретения Нового времени внесли вклад в развитие современной техники.

Я предлагаю вам исследовать 4 группы изобретений, выберите для себя одну из групп:

  1. Развитие водного транспорта.
  2. Развитие сухопутного транспорта.
  3. Развитие воздушного транспорта.
  4. Развитие промышленности, связи, образования.

Д.:

Выбирают группу для исследования. Для каждой группы предоставляется информационный материал по теме, иллюстрации. Дети проводят исследование, готовятся рассказать об открытиях, прошедших в Новом времени.

Защита работ.

У.:

Какой вывод, вы можете сделать?

Д.:

Новое время – это эпоха великих технических достижений, которые используются человечеством и в настоящее время.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У.:

Вернемся к началу нашего урока. Какова была цель урока?

Д.:

Дети отвечают.

У.:

Достигли ли вы цели?

Д.:

Дети отвечают.

У.:

Вспомните свои предположения, почему историки назвали эпоху Новое время? Верны ли оказались ваши предположения?

У.:

Оцените свою деятельность ну уроке. Продолжите фразу: «Я не знал…. Теперь я знаю…»

Д.:

Ответы детей.

У.:

Я предлагаю сочинить синквейн о нашем уроке, вашей деятельности на нём.

1 строка. Одно имя существительное, раскрывающее тему.

2 строка. Два имени прилагательного, характеризующих тему.

3 строка. Три глагола характеризующие действия.

4 строка. Фраза, выражающая отношение к теме.

5 строка. Одно слово, отражающее суть темы.

Например:

Урок.

Интересный, познавательный.

Делиться, изучать, получать.

Я многое узнал.

Открытие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира по теме "Новейшее время: история продолжается" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме " Новейшее время: история продолжается" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Новое время - торжество Европы".

На уроке у учащихся формируются первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали). Ученики учатся находить в с...

Презентация по окружающему миру по теме "Растения сада" по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Материал презентации помогает учителю более полно раскрыть тему и познакомить учащихся с культурными растениями сада и правилами ухода за ними в течении года....

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс...