Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Новое время - торжество Европы".
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Лайкина Анна Николаевна
    На уроке у учащихся формируются первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали). Ученики учатся находить в современной жизни явления, достижения и открытия, сохранившиеся с эпохи Нового времени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира по теме "Новое время – торжество Европы" (Школа-2100). 4-й класс

    Задачи:

    1. Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени (временной промежуток, развитие техники, особенности устройства общества, изменение морали); учить находить в современной жизни явления, достижения и открытия, сохранившиеся с эпохи Нового времени; учить работать с картой.
    2. Развивать мышление, внимание, умение слушать ответы своих товарищей, развивать аналитические умения и навыки, навыки самостоятельной работы.
    3. Вырабатывать (воспитывать) у детей моральные качества (учить объяснять, согласен или нет с представлениями о добре и зле, которые господствовали в эпоху Нового времени).

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Разминка (повторение).

    (Во время разминки ученики стоят около своих мест, у каждого ученика в руках три карточки с буквами А Б В)

    (Учитель читает вопрос и предлагает три варианта ответа на него. Каждый ученик поднимает карточку с той буквой, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу.)

    1. Древний мир – это время появления:

    А) Первых людей
    Б) Первых цивилизаций
    В) Первых деревень

    2. Египетское государство возникло на берегу реки:

    А) Евфрат
    Б) Ганг
    В) Нил

    3. Средние века – это время:

    А) Между Первобытным миром и Древним миром
    Б) Между Древним миром и Новым временем
    В) Между Первобытным миром и Новым временем

    4. В Средневековых государствах большинство населения жило:

    А) В городах
    Б) В пещерах
    В) В деревнях

    5. Это слово первоначально означало «всадник»:

    А) Варвар
    Б) Трубадур
    В) Рыцарь

    6. В каком году рыцари-крестоносцы отбили у арабов священный город Иерусалим:

    А) 999 год
    Б) 1099 год
    В) 1199 год

    3. Проверка домашнего задания.

    (у каждого ученика на парте лежит карточка с вопросами; даётся несколько минут, чтобы ответить на вопросы; после чего учитель собирает карточки для проверки)

    Вопросы для проверки домашнего задания:

    1. Перечислите цивилизации Древнего мира.
    2. Почему эпоха Средних веков получила такое название?
    3. На какие ветви разделилось христианство в Средние века?
    4. Перечислите достижения эпохи Средневековья.

    4. Тема урока (новая тема).

    – Наше «путешествие» по эпохам Всемирной истории продолжается. Откройте учебник (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Человек и человечество») на странице 46. Посмотрите на «ленту времени». Как называется следующая «остановка»? (эпоха, которую учёные назвали Новым временем) Сколько веков охватывает данная эпоха? Перечислите эти века.

    – Открываем страницу 68 и прочитаем тему нашего урока. (Новое время – торжество Европы) Ребята, как вы понимаете слово «торжество»?

    Торжество – большое празднество по случаю какого-либо события.
    Торжество – чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю.
    Торжество – победа, полный успех кого или чего-нибудь.

    – Какое значение слова подходит к теме урока? Как вы думаете, почему Новое время назвали «новым»?

    – Прочитайте диалог героев учебника и сформулируйте ответ.

    – Рассмотрим карту на странице 70–71 учебника. Как изменились по сравнению со Средневековьем границы цивилизованных стран в Новое время? (расширились и охватили все материки) Определите с помощью карты и условных обозначений, какие земли были заселены выходцами из Европы? (в Средние века Европа занимала маленькую территорию. В эпоху Нового времени европейцы заселили Австралию, Северную и Южную Америку, юг Африки, покорили страны Востока и Африки) Так почему же в названии темы урока появилось выражение «торжество Европы»?

    – Сейчас я предлагаю вам прочитать самостоятельно в полголоса часть параграфа под названием «Новое время, новые порядки» (страницы 68-72). Кто прочитает, тот встанет с учебником в руках.

    Выборочное чтение (проверка понимания детьми прочитанного):

    – Где проживало большинство граждан?
    – Как стали называть новое общество?
    – Что доказали учёные в Новое время?
    – Что дало европейцам изобретение новых лекарств от страшных болезней?
    – Чем знаменит 1492 год? (учитель вывешивает на доску иллюстрацию)
    – Какие государства подчинили себе многие земли и народы?

    5. Физкультурная пауза.

    6. Тема урока (продолжение).

    – Рассмотрите рисунки «Технические достижения в эпоху Нового времени» на странице 69. назовите особо значимые изобретения.

    (Учитель может показать дополнительные иллюстрации с изображением первого телефона, первой электролампочки, первых самолётов и паровозов)

    (Данный урок предполагает, что будут небольшие по объёму и продолжительности выступления заранее подготовленных учеников с сообщениями об изобретении телефона, лампочки, фотографии, самолёта и др.)

    – Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? (возможности человека расширились, стало проще и удобнее жить)

    – По мере того, как жители западного мира осваивали далёкие земли, изменялось и отношение людей друг к другу. На странице 73 при помощи рисунка вспомните старые порядки Средневековья. (общество делилось на группы с разными правами и обязанностями, судьба человека зависела от того, в какой семье он родился, в государстве всё зависело от воли государя) Сравните с той формой организации общества, которая сформировалась в Европе.

    – Сейчас прочитаем часть параграфа под названием «Все люди – братья!» (стр.72–73).

    – Существовали два способа перехода от старых порядков к новым.

    Революция – переворот в жизни общества, который приводит к уничтожению отжившего общественного и политического строя и передаёт власть в руки передового класса.

    Преобразование – изменение чего-либо в иную, лучшую сторону.

    7. Домашнее задание.

    – Новое время интересно не только своими техническими достижениями, революциями и преобразованиями, но и архитектурными символами. На стр.70–71 рассмотрите их изображения. Найти сведения об Эйфелевой башне, Биг-Бене, Московском Кремле, Тадж-Махале. Прочитать параграф учебника.

    8. Самостоятельная работа в тетради.

    (Рабочая тетрадь к учебнику)
    стр.46–47 №1, страница 48 №2.
    (Фронтальная проверка)

    9. Итог урока.

    – Назовите эпоху, следующую за Средневековьем.
    – Почему Новое время назвали «новым»?
    – Какими достижениями эпохи Нового времени мы пользуемся по сей день?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

    Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

    Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    конспект урока окружающего мира 4 класс На севере Европы

    Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...

    Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

    Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...

    Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)

    Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)...