Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Орлова Мария Владимировна

Во времена Древней Руси. Конспект урока окружающего мира (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема. Во времена Древней Руси

Автор-составитель:

Орлова Мария Владимировна,

Технологическая карта

Тема: «Во времена Древней Руси».

Класс: 4 класс.

Образовательная программа: «Школа России».

Автор программы, учебника: Плешаков А.А.

Педагогическая технология: социально-воспитательная.

Тип урока

Открытие нового знания.

Дидактическая цель

ознакомление обучающихся с наиболее важными событиями общественной и культурной жизни в Древней Руси.

Планируемый результат

(формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, предметных)

1. Личностные:

• Осознать себя членом общества и государства.

• Развить чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре и истории.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

• Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

• Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД:

• Проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

• Получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

• Устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

• Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

• Стараться строить свои диалогические и монологические высказывания.

• Работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

        3. Предметные

• усвоить первоначальные сведения о наиболее важных исторических событиях и их участников во времена Древней Руси.

• формировать начальные представления о культуре Древней Руси.

• формировать представления о картинах быта, труда и традиций людей в Древней Руси.

Основные понятия

Карта территории государства Русь в IX-XI веках, князь киевский, бояре, княжеские дружинники, князь Владимир, кочевники, крещение Руси.

Ресурсы урока (оборудование):

  • Основные:
  • Дополнительные:

• Учебник «Окружающий мир, 4 класс, 2 часть», компьютерная презентация, конспект.

• тест, карточки с вопросами.

Организация учебного пространства

Фронтальная, групповая.

Задачи урока:

1. Образовательные:

• повторить особенности жизни древних славян.

• сформировать представления о становлении государства Русь, значении принятия христианства.

• обобщить знания о жизни, культуре и вероисповедании в Древней Руси.

• развить умения работать с картой.

2. Воспитательные:

• воспитать умения слушать и слышать педагога и одноклассников.

• воспитать любовь к истории.

• воспитать чувство коллективизма.

3. Развивающие:

• развить диалогическую и монологическую речь.

• развить зрительную память.

• развить умения устанавливать причинно-следственные связи.



Учебный предмет «Окружающий мир» 4 класс. УМК «Школа России».

Учебник - А.А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс, 2 часть

Рабочая тетрадь 4 класс, часть 2. А.А. Плешаков

Тема урока « Во времена Древней Руси». Тип урока: усвоение нового знания

Этапы урока

(с указанием времени)

Дидактические задачи этапа

Содержание материал урока

(деятельность учителя, предполагаемые

ответы учеников)

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

1. Организационный момент. Повторение пройденного учебного материала.

Проверка готовности учащихся к уроку. Актуализация знаний. Проверка уровня усвоения материала предыдущей темы.

- Мы начинаем наш урок. Проверьте готовность к уроку. На партах лежат учебник, рабочая тетрадь, листок в клетку, пенал. Лишнее уберите.

- Вспомним, что проходили на прошлом уроке. Посмотрите на доску. (Слайд «Тест» приложение 1) На листочках в клеточку выполните тест.

- Теперь обменяйтесь листочками. Проверяем. (на доске высвечиваются правильные ответы)

- У кого ни одной ошибки – ставим 5, у кого одна ошибка – 4, у кого две ошибки – ставим 3.

Методы: практическая работа (тест).

Прием: обобщение.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы теста, проверяют ответы, работают в парах.

2. Объявление темы и задач урока.

Сообщение темы урока. Организация выявление и фиксации учащимися места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

- Теперь мы знаем, где жили славяне, чем они занимались. Что помогало им выжить? Как легче жить и защищаться от врагов? (сообща)

- Представьте себе, что наш коллектив – это племя. У каждого есть свое мнение. (спрашиваю три мнения, о том как продолжить урок)

- А как нам договориться, какое мнение выбрать? (мнение главы или старшего)

- Вот и у славян в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих, а из чужих.

- Я сейчас выберу трех князей. (по ученику из каждого ряда)

- Кто выберет первого? Второго? Третьего? (поднимают руки)

- Почему?

- А как вы думаете, почему князья решили выбрать князя из чужих? (чтобы своим родным не потакать)

- Для этого были отправлены за море послы.

- Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить.

-Могут ли трое одновременно управлять государством? (нет)

- Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 году Русское государство. По одной из версий, от имени первых князей оно и называлось Русью.

(Слайд «Во времена Древней Руси»)

- О чем же пойдет речь на уроке? (о Древней Руси)

- Что вы хотели бы узнать на уроке? (исторические события Древней Руси)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, установление причин.

Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, определяют задачи.

3. Изучение учебного материала по теме урока.

Совместное открытие новых знаний.

- В 879 году Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. (Слайд «Портрет князя Олега»)

- Как вы думаете, это можно считать началом Русского государства? (да) А почему? (он объединил русскую землю)

- Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи – овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. (Слайд «Карта Древней Руси»)

- Как вы думаете, это помогло Царьграду? (нет) Почему?

- Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег. Потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города.

- Как вы думаете это помогло князю Олегу? (да) А чем помогло?

- Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников с места, анализ, установление причин.

Деятельность учащихся: внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

4. Первичное закрепление материала по теме урока.

Обеспечение усвоения новых знаний. Закрепление знания, полученного в ходе работы с учебником. Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания. Закрепление полученных знаний.

- Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря, по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли)

- Кто был главой Руси? (главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)

- Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (русский князь Олег)

- Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века (слайд «Карта территории государства Русь»)

- Как измениласть территория Руси? (территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)

- А как вы думаете, почему территория увеличилась? (князь завоевывал земли.)

- Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя по реке Днепр? (Новгород, Смоленск, Чернигов, Киев, Переяславль)

Методы: наблюдение, упражнение, демонстрация презентации, работа с книгой.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика около доски, выяснение взаимосвязей, сравнение.

Деятельность учащихся: отвечают на вопросы, работают с картой.

5. Физминутка.

Тики-так, тики-так, –

Так ходики стучат. (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

Туки-так, туки-так, –

Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

Токи-ток, токи-ток, –

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки.)

Туки - ток, туки - ток, –

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)

6. Изучение учебного материала по теме урока.

Совместное открытие новых знаний.

- Пока мы с вами разминались, прошло несколько лет, и мы попали во времена правления князя Владимира.

(Слайд «Портрет князя Владимира»)

- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком.

- Как вы думаете, за что его так прозвали?

- За то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

- Как вы думаете, чем была опасна южная граница? (печенеги нападали на деревни, грабили их)

- Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км друг от друга поставить сигнальные башни с кострами. (Слайд «Сигнальные башни»)

- А почему с кострами? (зажигали в случае опасности)

- Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович. (Слайд «Репродукция картины В.М. Васнецова»)

- Известны ли вам эти имена?

- Какие произведения вы знаете о русских богатырях?

- Кого называют богатырем?

- Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

- Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время правления князя Владимира - крещение Руси. Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им.

- Почему они верили во многих богов?

- Главными божествами у русских славян были: Перун – бог грома и молнии (Слайд «Изображение Перуна»), Волос – бог скота, Стрибог – бог ветра. Кроме этих главных богов, славяне ещё верили в леших, водяных, домовых.

- Что делали, чтобы задобрить богов? (чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы разными подарками)

- Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. (Слайд «Князь Владимир»)

Методы: беседа, рассказ, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, ответ ученика с места, использование презентации, обобщение, систематизация.

Деятельность учащихся: слушают учителя, отвечают на вопросы.

7. Первичное закрепление учебного материала по теме урока.

Обеспечение усвоения новых знаний. Формирование навыка самостоятельнос-ти при выполнении задания и проверки правильности результатов. Закрепление полученных знаний.

- Прочитайте текст на странице 44

- Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

- За что его так прозвали?

- Назовите русских богатырей.

- Почему народ сложил о них сказания и былины?

- Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

- А теперь работаем в парах. Откройте рабочие тетради на странице 17 №2. Что такое крещение? Запишите это определение.

- Задание на странице 18 №3. Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева, запишите.

- Задание на странице 18 №4. Какие слова можно собрать из данных слогов? Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова?

- Задание на странице 18 №5. Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей парта на парту)

Методы: работа с учебником, упражнение, практическая работа в тетради, демонстрация презентации.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса,

выполнение упражнения учениками в паре, обобщение.

Деятельность учащихся: выполняют задание в рабочей тетради

8. Проверка результатов учебной деятельности.

Систематизация и упорядочение приобретенных знания.

Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Работа в группах по карточкам (приложение 2)

Проверка групповой работы. (Слайд «Ответы»)

Методы: упражнение.

Приемы: выполнение упражнения учениками в малой группе, систематизация, обобщение.

Деятельность учащихся: выполняют работу в малых группах с самопроверкой.


9. Подведение итога урока.

Закрепление знания по всей теме урока.

- С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?

- В каком году произошло Крещение Руси?

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса, обобщение.

Деятельность учащихся: ученики отвечают на обобщающие вопросы учителя, подводя итог изученному на уроке.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Осуществлять процесс самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Определить задание для самоподготовки.

- А теперь посмотрите на электронную доску и, по цепочке, выбирайте фразу и продолжите ее:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. я научился…
  6. у меня получилось …
  7. я смог…
  8. я попробую…
  9. меня удивило…
  10. мне захотелось…

Методы: беседа.

Приемы: фронтальный ответ учеников класса.

Деятельность учащихся:

ученики оценивают свою работу на уроке, комфортность атмосферы и свое настроение.


Литература:

  1. Педагогика. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2013.
  2. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  4. Учебник «Окружающий мир, 4 класс, 2 часть» А.А. Плешаков – М.: Просвещение, 2013.

Приложение 1.

Тест.

1. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы

б) в восточной части Европы

в) в центральной Европе

2. Древние славяне жили:

а) семьями

б) в одиночку

в) племенами

        3. Свои дома славяне строили из:

а) камня

б) кирпича

в) столбов деревьев

        4. Древние славяне делали посуду из:

а) глины

б) металла

в) стекла

        5. Славяне жили сообща, чтобы заниматься:

а) земледелием

б) завоеваниями

в) рыболовством


Приложение 2.

Групповая работа.

Карточка 1.        

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?

Карточка 2.

1. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему?

Карточка 3.

1. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами?

Карточка 4.

1. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси?

Карточка 5.

1. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру?

Карточка 6

1. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Средние века. Время рыцарей и замков"

Представляю вам конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Средние века. Время рыцарей и замков". УМК "Школа России"...

Во времена Древней Руси. Презентация урока окружающего мира (4 класс)

Во времена Древней Руси. Презентация урока окружающего мира (4 класс)...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. ПНШ. СОЛНЦЕ,ВОЗУХ,ВОДА И…РАСТЕНИЯ Урок 18 УСЛОВИЯ,НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ

На уроке дети учаться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов, формулировать выводы...