Урок по окружающему миру. "Осенняя пора в жизни людей".
материал по окружающему миру (3 класс) по теме

Обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе.Сформировать представления об осенних работах людей сейчас и в старину.Воспитание уважительного отношения к труду и бережного отношения к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom_3kl.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 3 класс.

Тема. Осенняя пора в жизни людей.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в живой и  неживой природе;

сформировать представление об осенних работах людей сейчас и в старину;

развивать умение работать с таблицами и схемами;

развивать умение делать выводы, анализировать;

воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду;

воспитывать бережное отношение к родной природе;

прививать заботу о сохранении чистоты и красоты школьного двора.

Ход урока.

1. Организационный момент.

               Сбросили ромашки

               Белые рубашки.

               Верная примета.

               Что уходит лето!

2. Введение в тему.

Чтение стихотворения С.Городецкого «Осеннее настроение» (с. 132)

- Как меняется настроение людей с приходом осени? (Осень – это праздник золота, света, красоты, но настроение грусти, уныния, ведь это красота прощальная).

Осень.

Я хожу, грущу один:                               Миновало лето,

Осень рядом где – то.                           Осень наступила.

Жёлтым листиком в реке                     На полях и в рощах

Утонуло лето.                                           Пусто и уныло.

              Г.Новицкая.                                               А.Плещеев.

- Дайте характеристику своего осеннего настроения по словарю настроений.    

                Дни поздней осени бранят обыкновенно,

                Но мне она мила, читатель дорогой,

                Красою тихою, блистающей смиренно.    

А.С.Пушкин любил в осени буквально всё. Он писал о ней: «И с каждой осенью я расцветаю вновь».

- Какое настроение передаёт П. И. Чайковский в пьесе «Октябрь. Осенняя печаль»?  Какое настроение у вас создалось?  (Печаль, тоска).  

- Какие заботы в садах, на огороде, в поле, в лесу, не оставляют людям

времени, чтобы грустить?  (Убрать урожай,  провести работы по борьбе с вредителями, собрать плоды лекарственных растений.)                       

- Объясните смысл пословиц:

«Солнце красит землю, а человека труд».

«За посевами нужен уход, сам по себе урожай не придёт».

«Скоро дерево садят, да не скоро плоды с него едят».

«Лето со снопами – осень с пирогами».

3. Постановка цели урока.

- Сегодня урок посвящён осенним заботам людей. Нам предстоит ответить на вопрос, который записан на доске: «Чем характерна осенняя пора в жизни людей?».

Чтение детьми стихотворения Л.Некрасова.

              Что нам осень принесёт?

              Что нам осень принесёт?

             - Яблоки румяные, сладкий мёд.

              Яблоки румяные, сладкий мёд!

             Что нам осень принесёт?

             Что нам осень принесёт?

             - Разных овощей полный огород.

             Разных овощей полный огород!

            Что нам осень принесёт?

            Что нам осень принесёт?

            - Золотого хлебушка на весь год.

            Золотого хлебушка на весь год!

4. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа (ТПО, задание 35).

Чтение сказки.

Ответ на задание 35.

Ответ на задание 35.  Порядок вставки пропущенных слов:  белки,  лисицы, зайцы,  ежи,  летучие мыши,  перелётные,  дрозды,  дятлы.

- Как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей).

- Что интересного вы узнали о животных, насекомых?

Сообщения детей. Учитель дополняет.

       Бабочки – это насекомые с полным превращением. Из куколки выходит взрослая бабочка.

       Кузнечики – насекомые с неполным превращением. У них в цикле развития нет стадии куколки. Их личинки растут, линяют, постепенно превращаясь во взрослые особи.

       Комары  получили такое название  в связи с тем, что в сидячем положении они вытягивают длинные передние ноги, и всё время их подёргивают. В воздухе они звонко пищат, издавая звук высокой тональности за счёт быстрых колебаний крыльев: до 1000 взмахов в секунду. Личинки комаров – дергунов получили название «мотыль», так как они, плавая в воде, сгибают тело то в одну, то в другую сторону, как бы мотаясь. А в спокойном состоянии совершают волнообразные движения, создавая вокруг тела токи свежей воды.

        Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько принесут муравьи насекомых за 1 час?

Сообщения детей. Учитель дополняет сообщения детей.

Учитель. Знает ли кто – нибудь из вас, почему зайцы получили прозвище «косые»?

Дети. Наверное, потому что у них глаза косые.

Учитель. Ничего подобного. Глаза большие, бархатисто – тёмные, красивые, не косят. Но люди обычно видят зайцев удирающими, а так как шея малоподвижная, то оглянуться они не могут, вот и скашивают глаза, чтобы посмотреть, где преследователь.

У белок два раза за лето рождаются бельчата. Рождаются они слепыми. Их кормит мать молоком. Когда детёныши начнут выходить из гнезда, то всей семьёй резвятся и играют. Но надо быть очень осторожными, потому что у них много врагов. Вы знаете , кто враги у белок?

Дети. Люди, куницы. Ещё лисы, коршуны, ястребы, совы. Но от птиц, лисы легче скрыться, чем от куницы. Куница – самый опасный враг.

Учитель. В полдень белки спят, гуляют утром и вечером. Они чувствуют плохую погоду: начинают беспокоиться, особенно часто прыгают с дерева на дерево. Посвистывают, пощёлкивают.

        Крот постоянно живёт в земле. За один раз он съедает 20 – 30 граммов пищи: наевшись, тут же укладывается спать. Просыпается через 4 – 5 часов голодным и снова отправляется за пищей На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может.

        Лиса питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца лисе непросто, так как он более подвижен.

        Осенью барсук запасает достаточное количество подкожного жира. Натаскивает в нору листьев, устраивает там мягкую подстилку и ложится дремать на всю зиму.

         Устраивает себе яму под пнями ёж. Он смешно собирает листья для зимней мягкой постели: катается по сухим листьям, накалывает их на свои колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в шарик, засыпает на всю зиму. Свои иголки ежи часто смазывают ядом, который берут у жаб. К ядам ежи маловосприимчивы,  даже укус ядовитой змеи вызывает у них  лишь небольшую опухоль. Все ежи приносят большую пользу, уничтожая много вредных насекомых.

Индивидуальная (выборочно) проверка задания 32 (ТПО).

 5. Изучение нового материала.

- Отгадайте загадку.

                    И ветер меня обдувает,

                    И ливень порой поливает,

                    И норку во мне прорывает

                    Проворная мышь полевая.

                    И солнце всё крепче и крепче

                    Меня обнимает и шепчет:

                   - Готовься к страде – урожаю.

                                               (Земля – кормилица).

- Но осень «дарит» всем подарки по труду.

Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.

Нельзя терять ни минуты. Главная забота у людей осенью – это уборка урожая.

                       Урожай у нас хорош,

                       Уродился густо:

                       И морковка, и картошка,

                       Белая капуста,

                       Баклажаны синие,

                       Красный помидор…

- К какой группе растений они относятся? (Культурные, овощи).

Выполнение задания 36 (ТПО).

Ответы:

- Делают геркулес – 6) овёс.

- Масло делают -     5) подсолнечник.

- Делают манную крупу – 4) пшеница.

- Плодовое дерево – 8) груша

- Пекут чёрный хлеб – 1) рожь (не пекут – 3) ячмень).

- Ягодный кустарник – 7) малина (нет – 2) лещина).

- Где ещё люди собирают урожай? (В лесу, на болоте, на лугу).

- Кто его вырастил? (Природа).

Иллюстрации леса, болота, сада, луга, поля.

- Урожай каких ягод, плодов, трав там собирают люди? Найдите соответствия.

                    Лес – грибы, ягоды, орехи.

                    Сад – фрукты.

                    Болото – ягоды.

                    Луг – травы лечебные.

                    Поле – злаки, овощи.

        Более 160 видов плодово – ягодных  деревьев и кустарников растёт в лесах нашей Родины. Ежегодный урожай лесных ягод  в стране составляет 11, орехов 5 миллионов тонн, грибов 330 тысяч тонн. Даже в малоурожайные годы можно собрать  с 1 гектара 50 килограммов кедровых орехов. 10 – грибов, 60 – смородины, 100 – клюквы.

      - Начало осени считается грибной порой. Проверим ваши знания о грибах: назовите, какие грибы я показываю. (Демонстрация рисунков грибов).

     - Выберите правильный вариант ответа на вопрос: «Как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами?»

                А) затаптывать

                Б) срывать и выкидывать

                В) беречь

- Почему?

Но самый ценный, дорогой подарок людям от осени – это хлеб. Ведь недаром говорят, что хлеб всему голова.

Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда урожай собран.

                       Вот он – хлебушек душистый,

                      С хрусткой корочкой витой;

                      Вот он – тёплый, золотистый,

                      Словно солнцем налитой.

                      В каждый дом, на каждый стол

                     Он пожаловал – пришёл.

                     В нём – здоровье наше, сила;

                     В нём – чудесное тепло;

                     Сколько рук его растило,

                     Охраняло, берегло.

                     В нём  - земли родимой соки,

                     Солнца свет весёлый в нём…

                      Уплетай за обе щёки-

                     Вырастай богатырём.

- Какие же факторы влияли на выращивание урожая?

(Земля – кормилица, солнце, погода, заботливые руки земледельцев)

Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо оберегать от них урожай.

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Осень спросим».

Дети.      Здравствуй, Осень!

                 Здравствуй, Осень!

              Хорошо, что пришла.

              У тебя мы, Осень, спросим,

             Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки!

Дети.  Значит, будут пироги!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети.   Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей!

 Дети. И для супа, и для щей.

Осень. Рады ли вы грушам?

Дети.   Мы их в прок насушим!

Осень. А уж яблоки – что мёд!

Дети.   На варенье, на компот!

Осень. Принесла и мёду!

Дети.   Полную колоду!

             Ты и яблок, ты и мёду,

             Ты и хлеба принесла.

            А хорошую погоду

            Нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети.   Не хотим, не надо!

6. Изучение нового материала.

Работа с книгой.

     - Получив урожай, земледельцы сразу же заботятся об урожае следующего года. Найдите и прочитайте, в чём заключается работа?

(Подкармливают землю удобрениями, высевают озимые, высаживают саженцы деревьев и кустарников и т. д.)

Выполнение задания 38 – ТПО.

Ответы на задание 38.

   1) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

   2)  Где не сеют, там не жнут.

   3) У кого хлебушко, у того и счастье.

   4) Что ни колосок, то хлеба кусок.

   5) Сметану любить – корову кормить.

   6) Кто земле кланяется, того она и кормит.

Осенью начинается сезон охоты на волков, лис, зайцев. Раньше на них охотились на лошадях, с собаками. Охотники громко трубили в рог, созывая собак и пугая зверей.

- Какого цвета одежду  лучше  всего надевать охотнику осенью?

(Жёлтого и бурого – под цвет изменивших окраску  растений.)

Инсценировка.

(Раздаётся стук в дверь.)

Учитель.  Кто это?

(Появляется Старуха Простуда).

Старуха Простуда. А я? Позабыли про меня?

                                    Я Старуха Простуда,

                                   Житье мое осенью очень нехудо.

                                    Сейчас как чихну!

                                    И как кашляну!

                                    И всех ребятишек я в миг заражу!

                                    Я вам подарю и ангину, и насморк ,

                                    И кашель любой!

                                    Хотите сейчас подружиться со мной?

Дети.Нет!

Старуха Простуда. Как это нет?

                                    Не это ждала я услышать в ответ.

                                    Подумайте сами: ведь очень приятно

                                    В кровати лежать и таблетки глотать,

                                    Горячее с маслецем пить молоко,

                                    Укольчики,  баночки  … как хорошо!

                                    Ну что, вы согласны?

Дети. Нет!

Учитель. Таблетки, уколы, банки -  это достижения современной медицины.

- А как лечились наши предки? Что вы знаете о лекарственных свойствах растений? ( Ответы детей.)

Учитель дополняет ответы детей.

     С глубокой древности бузина черная ценится как лекарственное растение. Ее цветки и плоды применяют в качестве потогонного средства при простуде, в них много витамина С. Кроме того, ее плоды съедобны, их используют для изготовления соков, сиропов, киселей, конфитюров. Ягоды используются и для подкрашивания виноградных вин, и в косметике. Цветки бузины черной в свежем и сухом виде применяются в парфюмерии.

     Бузину сажали специально около зерновых амбаров и сараев. Ведь мыши и крысы не выносят ее аромата. На это счет в народе говаривали:  « Не велика буза, а хлеба сберегает воза».

     Грязные руки можно мыть ягодами красной бузины. Бузина не дает пены, но хорошо отмывает грязь.

 - Почему говорят, что в цветках и плодах боярышника – целая аптека?

      Цветки, бутоны и плоды боярышника используют для приготовления различных препаратов, которые успешно применяются для укрепления сердца и как успокаивающее средство. Фруктовый чай из его плодов полезен.

     На севере рябина долго была единственным плодовым деревом. Ее берегли особо, ягоды заготавливали впрок. Ведь в них очень много витаминов : А,  В,  С,  К,  Р. По содержанию витамина С ягоды рябины соперничают с лимоном и смородиной.

     Помогает рябина и при болезнях сердца, печени, простуде. Отваром из листьев рябины лечили цинготных больных. Кора используется и поныне в качестве вяжущего средства.

                Где – то в чаще дремучей,

                За оградой колючей,

                У заветного местечка

                Есть волшебная аптечка:

                Там красные таблетки

                Развешаны на ветке.

- Почему шиповник по праву считают «фабрикой витаминов»?

        Своё имя шиповник получил из – за острых и прочных шипов,  способных причинить серьёзные неприятности неосторожному человеку или животному.

     В плодах шиповника много разных витаминов : С,  Р,  В2,  К,  Е. Например, витамина С в его плодах больше,  чем  в апельсинах, лимонах и черной смородине. Всего в 4 г свежего шиповника содержится суточная норма витамина С.

      Плоды шиповника издавна используются  для лечения болезней печени, приготовления витаминных сиропов и соков. Из семян шиповника изготавливают целебное масло. Лепестки шиповника, сваренные с медом, употребляли внутрь при рожистых воспалениях, а настой корней – для ножных ванн.

    Из плодов калины делают сок, пастилу, мармелад, компоты, приправы к мясным блюдам, желе. С давних пор пекут на Руси пироги – калинники, а томленная в печи калиновая каша наполняла избы ароматом.

     Калина содержит много витаминов, сахара, является медоносом. Ее плоды усиливают работу сердца, понижают кровяное  давление. Русские травознаи лечили настойкой коры калины раны воинов.

Липовый цвет известен как прекрасное средство при простуде.

                            Весной растет, летом цветет,

                            Осенью осыпается, зимой отсыпается;

                            А цветок -  на медок,

                            Лечит от гриппа, кашля и хрипа.  (Липа)

    Плоды облепихи содержат много витаминов  :  С, каротин, В1, В2,Е. Причем витамин С в ее плодах отличается повышенной стойкостью и хорошо  сохраняется при варке и сушке.

     Очень ценится облепиховое масло при лечении ряда болезней, ожогов, обморожений, ран.

     Из древесины осины изготавливают целлюлозу (более дешевую, чем из ели). Из нее получают вещество фурфурол. Сахар из него в 700 раз слаще свекловичного .Пластмассы из фурфурола прочнее стали. Маслянистая жидкость, называемая фурфуролом, идет на изготовление прочного волокна типа нейлона, синтетического каучука, лекарства для лечения ожогов.

     Весной ясень выделяет сладкий сок, из которого получают заменитель сахара – манит. Используется ясень и в народной медицине :  для лечения лихорадки, ревматизма, заживления ран.

     7. Обобщение и закрепление.

      - Чем характерна осенняя пора в жизни людей?

      8. Самостоятельная работа (резервное время).

     - Прочитайте текст :  « Какой была осень в жизни наших предков?».

     Беседа о прочитанном по вопросам  :

     - Какими орудиями труда они пользовались?

     - Какие обычаи и праздники у них были?

     В дополнение можно рассказать еще об одном старинном обычае – праздновании « капустки » , когда капусту солили всей деревней. Собирались все вместе. Женщины весело, с прибаутками да шутками, рубили, солили и складывали в бочку капусту. Мужчины опускали бочки в погреб. По окончании работ начиналось застолье, песни, пляски. Обязательно ели в этот день густую пшеничную кашу, чтобы следующий урожай был богатым.

      9. Итог урока.

     - Объясните смысл пословицы :  « Кто земле кланяется, того она кормит ».

     - Какие заготовки делают осенью в твоей семье? Как ты помогаешь взрослым?

                            Нивы сжаты, рощи голы,

                            От воды туман и сырость.

                            Колесом за сини горы

                            Солнце тихое скатилось.

                           Дремлет взрытая дорога.

                           Ей сегодня примечталось,

                           Что совсем – совсем немного

                           Ждать зимы седой осталось…

                                                                            С. Есенин

     Домашнее задание  :  рабочая тетрадь ( задания 37, 39, 40). Подготовиться к обобщающему уроку по вопросам (с. 58). Учебник (с, 52 – 58), дополнительный материал (с, 131, 132).

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме "Осенняя пора в жизни людей". УМК "Гармония", 3 класс

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" по теме "Осенняя пора в жизни людей". В интегрированный курс включены исторические сведения о сезонных занятиях и...

Мероприятие по окружающему миру "Осень - чудная пора".

Данное мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов. Способствует формированию основ здорового образа жизни, развитию творческих способностей, развивает чувство прекрасного....

Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике....

Конспект урока по окружающему миру "Осень - перемен восемь" 2 класс, 8 вид.

Конспект урока по теме: "Осень - перемен восемь" разрботан для учащихся коррекционных школ 2 класса 8 вида (1 вариант), обучающхся на индивидуальном (надомном) обучении  и предназначен для одного...

урок по окружающему миру "Осень в неживой природе" 2 класс 1 триместр

Урок организван так, чтобы деятельность учащихся была направлена  на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе.  Проблемный вопрос: "Почему стало...

Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"

Конспект урока по окружающему миру: "Осенние месяцы"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Осенние месяцы», 2 класс (УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об осенних месяцах.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об осенних месяцах.Формировать умен...