Конспект урока по окружающему миру "Осень-природа готовится к зиме" с использованием опытов
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Агафонова Светлана Владимировна

Урок окружающего мира с использованием химических опытов, посвящён экологической тематике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzh.mira_1_klass.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

         Класс: 1 класс 

         Дата проведения: октябрь

Технологическая карта изучения темы

 Осень – природа готовится к зиме

Тема

"Осень – природа готовится к зиме»

Цели

Задачи:

УУД

  • Закрепить  у детей знания признаков наступления осени.
  • Объяснить, как происходит образование кислотных дождей.
  • Воспитывать у ребят любовь, бережное отношение к природе.

  Формирование УУД.

              Личностные: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.                                                                                                                                                            

              Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

              Коммуникативные: описывают объект: передают  его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.                                                                            

              Познавательные:  с помощью учителя решают проблему.

Основные понятия

Птицы, животные, человек, природа

Межпредметные связи

литературное  чтение

Ресурсы:

-дополнительные

- стихотворения;

- презентация, состоящая из детских работ;

 - раздаточный материал (карточки);

- оборудование для демонстрации опытов.

Формы работы

фронтальная, индивидуальная.

Технологии,

используемые на уроке

 Технология проблемно – диалогического обучения (она является основной технологией в работе по образовательной системе Школа 2100), ИКТ

Совместная деятельность, самоконтроль, самооценка.


Орг. момент

  1. Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    А у нас всегда в порядке
    Книжки, ручки и тетрадки?

(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)

– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок

http://festival.1september.ru/articles/613309/img1.gif

(Ребята показывают выбранный смайлик)

– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным.

 А настроение останется хорошим и даже улучшится.


– А что надо, чтобы получился урок?


– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.

Закрыли глазки, послушайте музыку и подумайте,  к какому времени года она относится.

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года?
(Осень)

Слайд 1.

Слайд 2.

Слово учителя

Музыкальный отрывок –П.И.Чайковский «Времена года»-«Осень»

Учитель читает стихотворение про осень.

Личностные УУД

Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и цели урока.

  1. - Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

ЛЕТО

- Расположите их по порядку, начиная со времени года, когда начинаются занятия в школе.

(Ученик у доски расставляет карточки по порядку на магниты)

- Какое время года сейчас?

Мы с вами  наблюдали за осенними изменениями в природе, после которой вам было предложено нарисовать осенние деревья . Предлагаю вашему вниманию и вниманию гостей Осенние зарисовки 1 А класса.

( показ под музыку). Аплодисменты себе.

 Пролетело лето. Ещё задолго до наступления настоящей осени мы чувствуем её приближение.  Как же мы понимаем, что наступает осень?

(Ответы детей:

День  становится короче.

Солнце не успевает согревать землю.

Листья изменили цвет, листья опадают.

Птицы улетают на юг.

Звери готовятся к зиме.

Появляется первый ледок на лужах.)

3. Тема нашего урока « Осень – природа готовится к зиме».

 Эту тему мы изучаем уже несколько уроков.

Вы проследили  как птицы, животные и люди готовятся к зиме.

Давайте подведём итог вашим ответам.

- У красавицы Осени три сына, а какие отгадайте:

Опустел наш школьный сад.

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришёл?                (Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?                        (Октябрь)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?                        (Ноябрь)

4.Физкультминутка.

Дождик

Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели – 
Капельки «кап – кап» запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали,
Туфли – посмотрите! – 
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведём
И  все капельки стряхнём.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

(Дети имитируют движение капли руками, смотрят вверх, вытирают лицо руками, приседают…

Слайд 3.

Слайд 4-11.

Слайд 12-17.

Слайд 18-20.

Слайд 21.

Слайд 22.

Слайд 23.

Коллективная работа

Коллективная работа

Дети читают стихи наизусть.

Читают наизусть дети.

Регулятивные познавательные УУД

Совместное открытие нового.

 

Проведение опытов для изучения образцов воды.

5.Загадка:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь ,это- (дождь).

Сегодня на уроке мы поговорим о дожде.

 Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию.

Давайте изучим дождевую воду.

 На столе перед вами собраны образцы дождя.

Образец №1,№2,№3.

6. Определим прозрачность воды:

 Опыт № 1

  • Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы.
  • Видны ли они?

Вывод: 

№1-вещество прозрачно

№2-вещество прозрачно

№ 3-вещество непрозрачно

Представьте, что мы путешествуем и попали в горы. Начался дождь, дождевая вода  стала стекать с гор вниз, захватывая при этом песок и землю.

7.Проверим, почему в образце №3 вода непрозрачная.

Опыт №2

-Возьмём стакан с водой. Перельём её в другой стакан, используя фильтр.

-Что осталось на фильтровальной бумаге?

Ответы детей: песок, земля.

Вывод:

В образце №3 есть примеси.

Слайд 24.

предмет опускает учитель на верёвочке и достаёт обратно (всего 3 предмета, для каждого образца свой)

учитель демонстрирует опыт

Коммуникативные, Познавательные , Личностные УУД

8.Физкультминутка – гимнастика для глаз.

Слайд 25.

Совместное открытие нового.

9.В кабинете химии я взяла универсальную индикаторную бумагу.  Какого она цвета?

Я буду по очереди опускать её в образцы дождика.

Она  поможет нам определить, шёл чистый дождик или нет.

Если универсальная индикаторная бумага станет красного цвета - здесь содержится кислота, останется жёлтого цвета – вода не содержит кислоту.

Опыт №3.

-Опускаем универсальную индикаторную бумагу в стакан с водой.

-Оцениваем её цвет.

Вывод:

№1-вещество чистое

№2-вещество содержит кислоту

Откуда в дождевую воду попала кислота?

Кто слышал выражение кислотный дождь?

ПОЧЕМУ ИДУТ КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ?

Заводы, фабрики выбрасывают в атмосферу вредные соединения. Кислота образуется при соединении их с водяными парами.

Ой

, но в очень небольшом количестве.Л

уются и при

гибнет рыба и другие обитатели водоёмов

Слайд 26.

Фильм «Кислотный дождь»

учитель демонстрирует опыт

учитель вывешивает на доску опорные таблички

Коммуникативные, Познавательные , Личностные УУД

Итог урока.

Рефлексия

10.Как мы можем помочь природе?

-не сорить, не бросать мусор

-не мыть машины около рек

-не сливать бензин в воду

-не ломать, беречь деревья

-Ребята, давайте  нарисуем эти советы.

На перемене вы написали советы, как сберечь природу химическим раствором.

Раствор высох и ничего не стало видно.

Я попробую оживить ваши надписи.

Прочитайте, что написано на листах бумаги.

11.–Что узнали  на уроке о дождевой воде?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я …
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )

http://festival.1september.ru/articles/613309/img2.gif

– Мне приятно, что урок вам понравился. Спасибо.

Слайд 27-28.

дети выполняют цветными карандашами  рисунки по теме «Как помочь природе»

Учитель демонстрирует опыт «Тайнопись»

Личностные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК: "Начальная школа XXI века". План - конспект урока по окружающему миру с использованием ЭОР. Тема "Насекомые".

УМК: "Начальная школа ХХI века". План - конспект урока по окружающему миру с использование ЭОР. Тема "Насекомые"....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Какие бывают животные?» (с использованием УМК «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»)

конспект урока по окружающему миру во 2 классе по учебнику Плешакова А.А. УМК "Школа России" по теме: "Какие бывают животные?". Урок разработан с использованием электронного образовательного ресурса У...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема:  Осень- природа готовится к зиме....

Конспект урока на тему: "Как животные готовятся к зиме" (УМК "ПНШ" 1 класс)

Формирование представлений детей о подготовке разных групп животных к зиме....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с использованием платформы УЧИ.РУ

Урок по окружающему миру "Родная страна" направлен на формирование у учащихся представления о том, чем является для человека его страна, что такое государственные символы.На уроке используют...

Конспект урока по математике " Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов) "

Данный конспект урока по предмету математика в 3 классе, представляет собой разбор и анализ таблиц с данными, также проведение работы с учебником, решение задач , сложения и вычитания столбиком....