Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Коршунова Юлия Николаевна

    Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

    Предмет: Окружающий мир  4 класс

     учебник Плешакова А.А.

    Класс:4

    Учитель: Коршунова Ю.Н.

    Цель деятельности учителя :

    Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной Войне и ёё героях.  (1 слайд)

    Задачи урока: (2слайд)

    • расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
    • дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён ВОВ;
    • расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
    • воспитывать патриотизм;
    • воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.

    Оборудование: презентация, проектор, платочки, предметы для инсценирования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру

    в 4 классе

    Тема урока:

     « Великая Война и Великая Победа»

                                                                   Составила: Учитель начальных классов

                                                                              МБОУ Пестриковской СОШ

                                                                           Коршунова Юлия Николаевна

    Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

    Предмет: Окружающий мир  4 класс

     учебник Плешакова А.А.

    Класс:4

    Учитель: Коршунова Ю.Н.

    Цель деятельности учителя : 

    Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной Войне и ёё героях.  (1 слайд)

    Задачи урока: (2слайд)

    • расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
    • дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён ВОВ;
    • расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.
    • воспитывать патриотизм;
    • воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.

    Оборудование: презентация, проектор, платочки, предметы для инсценирования.

    Ход урока:

    1.Организационный момент. Сегодня мы с вами вспомним  главное событий истории . А какое вы скажете сами.

    2.Введение в  тему.

    -Суббота 22 июня 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
    Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь, свой выпускной бал.

    1 ученик: Июнь. Россия. Воскресенье.
    Рассвет в объятьях тишины.
    Осталось хрупкое мгновенье
    До первых выстрелов войны.

    Через секунду мир взорвётся,
    Смерть поведёт парад-алле,
    И навсегда погаснет солнце
    Для миллионов на земле.

    2 ученик: Безумный шквал огня и стали
    Не повернётся сам назад.
    Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
    А между ними страшный ад.

    Июнь. Россия. Воскресенье.
    Страна на грани: быть не быть…
    И это жуткое мгновенье
    Нам никогда не позабыть…
    (Д. Попов)

    -О каком событии идёт речь?

    -Скажите тему нашего урока? (дети определяют тему)

    -Какие бывают войны? (Мировые, Гражданские, Отечественные)

    - Объясните разницу     (Объясняют разницу)

    -Какую  цель  и  какие задачи поставим перед собой?( Ставят цель, определяют задачи урока.)

    3.Работа по теме урока.

    а)    Начало войны (3слайд)

        -1сентября 1939года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.

                         Такою все дышало тишиной,

                         Что вся Земля еще спала, казалось.

                         Кто знал, что между миром и войной

                         Всего, каких – то пять минут осталось!

                                                                         С.Щипачев

    Просмотр фрагмента видео фильма «22июня 1941г. Начало войны»

    -Какие чувства у вас возникли  после просмотра фильма?(ответы детей)

         (4-5-6 слайд)

    22 июня 1941 года Германия  обрушила   свой удар  на нашу страну. Нападение было внезапным ,граница была нарушена на огромном  участке -от Баренцева моря  на севере до Чёрного  моря на юге. Враг рассчитывал на  молниеносную войну. Через пол  года от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров  ценой  собственной жизни старались сдерживать фашистов. Силы были неравны. Впервые дни  гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолётов. Многие командиры, политработники только недавно начали работать, а более опытных  командиров Красной армии, Сталин объявил врагами народа. В Красной армии на вооружении не хватало новых видов техники: танков, самолётов и т.д.

    По планам гитлеровских генералов война должна была продлиться несколько месяцев. До нападения на СССР  Германия захватила все танки, самолёты, заводы и т.д. Враг был сильный и жестокий. Весь советский  народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную армию.

    Инсценирование. Звучит песня «Священная война» Мальчики маршируют, идут строем, девочки машут платочками, провожают бойцов.

    б). Брестская крепость. (7-8слайд)

     -Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

     в)    Битва под Москвой. (9слайд)

    -  В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего востока. Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов. Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7ноября 1941года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

          Это было колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска – значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка.

          Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

          Героическую оборону против 50 танков 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково возглавил наш земляк В.Клочков.

    -Ребята, что вы знаете об этом человеке?(дети отвечают)

     Знаменитыми стали его слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»

          Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

          Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия.

    В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков. 

    -Эта фамилия  вам  о чём-то говорит? (ответы детей)

    Г) Партизанское движение. (10слайд)

    Звучит песня: ПЕСНЯ О ЗОЕ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ

     Сл. П. Градова                     Муз. Ю. Милютина

    -О ком идёт речь  в этой песне? (Зоя Космодемьянской)

    Инсценирование « Жизнь Зои Космодемьянской».(Приложение1)

    В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели восемнадцатилетней москвички, партизанки – разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена  фашистами в подмосковном селе Петрищево.

    В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым. Никогда не будут забыты имена ребят героев – Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова.

        Партизан – героев во время войны было много – сотни и тысячи… Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.

    4.Физкульминутка. Представьте себе, что вы на поле боя. Садимся на корточки  и  гусиным шагом  шагаем к доске. Но вы ещё должны и помогать своим товарищам, которые были ранены. А в это время  на земле раздаётся грохот снарядов и вой сирен. Молодцы. Встали , ножки встряхнули.

    д)Блокада Ленинграда(11 слайд)

    -В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада города, которая длилась 900 дней и унесла сотни тысяч жизней. Жители города испытывали крайний голод. Хлеба не хватало на всех. Вот он блокадный кусочек хлеба 125граммов на весь день! Вглядитесь в эти фотографии – и вы поймете, как жили ленинградцы первой блокадной зимы.

    Тяжким бременем легла война на весь наш народ. Больницы, санатории, дома отдыха, клубы были переоборудованы в госпитали, где лечили раненых. На заводах к станкам вставали подростки, заменив старших. Старики и женщины работали в колхозах. (12 слайд)

    В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (13 слайд)

    Е)Наступление немецких частей на Сталинград. (14 слайд)

    Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Во время Сталинградской битвы осенью 1942 — зимой 1943 года город был превращен в руины. В ноябре 1942 года произошел коренной перелом, советские войска перешли в наступление. В результате под Сталинградом были окружены 22 немецкие дивизии.

    Ж)Курская битва. (15 слайд)

       - Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода. 12июля в районе станции Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 120танков.

    Сотни подбитых танков горели на поле боя. Из-за дыма и пыли не было видно солнца, из-за сильнейшего орудийного грохота  солдаты теряли слух.

    В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

    В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница»

    - Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге?

       ( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)

    з) Трудовой героизм.… Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно трудились на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы!» У станков работали даже дети 12 – 14 лет.

        В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное – питание. Все приходилось «тащить на себе» (в прямом и переносном смысле) женщинам, детям, старикам…

        -А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя победы «…рубила, возила, копала… »?

    5.Продолжение новой темы

    и) Победа! В 1944году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, и др.    В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9мая мы отмечаем как праздник Победы. (16-17 слайд)

        Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, А.М.Василевского, И.С.Конева, Н.Ф.Ватутина и других. Свыше 11тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

       - Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу и многим народам Европы, мы утвердили мир на Земле. Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

    -    Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свой жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.   (18 слайд)

    -Работа с учебником. Прочитайте  стр.142-145 учебника.

    6.Закрепление изученного.  

    Игра:«Вопрос-ответ-цепочка».Игра проходит по цепочки. Один ученик задаёт вопрос другому, ученик ,которому задавался вопрос –отвечает и сразу зачитывает вопрос другому ученику и т.д

    7.Рефлексия: Сегодня на уроке:

    • Я узнал …
    • Мне понравилось …
    • Я бы хотел …
    • Новые знания мне пригодятся …

    8.Домашнее задание

      Задание носит творческий характер. В преддверии  предстоящего праздника 9 мая, я предлагаю вам сделать открытку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

    Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

    Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

    Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

    Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"

    Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В х...

    Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

    Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

    Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

    Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...