Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Филиппова Ольга Валерьевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г. на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

                Рабочая программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx67.46 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 г. на основе авторской программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

        Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        

Результаты изучения курса:

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

        При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В соответствии с базисным учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2ч. в неделю. Всего 66 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

66 часов

Задавайте вопросы! (1ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Раздел «Что и кто?» (20 ч)

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников.

Проект «Моя малая Родина»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых.

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Кто такие птицы?

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Где и когда?» (11ч)

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1 четверть

1

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Учебник, рабочая тетрадь, условные обозначения.

Возможность научиться работать с условными обозначениями учебника и рабочей тетради.

Возможность научиться искать, анализировать и обобщать необходимую информацию (задавать вопросы и отвечать на них).

Р.Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

К.Строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

2

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Малая родина, флаг, герб, гимн.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность  научиться составлять рассказ о своей малой родине.

Возможность научиться различать флаг, герб России.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

3

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России

Народы России, татары, карелы, буряты, осетины, башкиры

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

П.  Рефлексия условий и способов действий.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

4

Что мы знаем о Москве?

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников

Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность познакомиться с некоторыми достопримечательностями Москвы.

Возможность научиться работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Уметь работать в парах.

Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

5

Проект «Моя малая родина».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Возможность научиться фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;  интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

6

Что у нас над головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Звёзды, созвездия.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём.

Возможность научиться моделировать форму Солнца и форму созвездий.

 Возможность научиться находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

7

Что у нас под ногами?

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней

Гранит, известняк.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам и определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя.

Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

8.

Что общего у разных растений?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Части растения- корень, стебель, листья, цветок, плод, семя.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться находить, показывать и называть части растения.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

9.

Что растёт на подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Декабрист, фикус, хлорофитум.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться определять комнатные растения с помощью атласа-определителя, различать изученные растения и рассказывать об особенностях любимого растения.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.  Рефлексия условий и способов действий.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

10.

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника

Цветник, космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться определять декоративные растения цветника с помощью атласа-определителя, различать изученные растения и рассказывать об особенностях любимого растения.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.  Рефлексия условий и способов действий.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

11.

Что это за листья?

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять деревья по листьям; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

12.

Что такое хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Лиственные и хвойные деревья.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа-определителя; описывать дерево по плану.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

К. Составлять небольшой рассказ на заданную тему.

Излагать собственное мнение, слушать собеседника.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

13.

Кто такие насекомые?

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

14.

Кто такие рыбы?

Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться узнавать рыб на рисунке, определять рыб с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры рыб.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

15.

Кто такие птицы?

 

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры птиц.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

16.

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры зверей.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

2 четверть

17.

Что окружает нас дома?

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Мебель, бытовая техника, одежда, посуда.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться характеризовать назначение бытовых предметов; группировать предметы домашнего обихода; приводить примеры предметов разных групп.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий.

П. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К. Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

18.

Что умеет компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Клавиатура, монитор, системный блок, мышь, ноутбук.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться определять составные части компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

19.

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

20.

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли

Глобус.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться пользоваться глобусом.

Возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.  Рефлексия условий и способов действий.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Уметь работать в парах.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

21.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности.

Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

22.

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки.

Возможность научиться оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

23.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Водонапорная башня, водопроводная станция, фильтр.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность узнать и проследить путь воды от природных источников до жилища людей (по схеме); провести опыт, показывающий загрязнение воды и её чистку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К.  Работать в группах и парах.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

24.

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Электростанция, генератор, трансформаторная будка

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность узнать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; познакомиться с правилами безопасности при обращении с электричеством и электроприборами.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К.  Работать в группах и парах.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

25.

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации

Адресат, отправитель, почтовая марка, бандероль, телеграмма.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; узнать схему доставки почтовых отправлений.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К.  Работать в группах и парах.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

26.

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Пресная и солёная вода.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

27.

Откуда берутся снег и лёд?

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда

Возможность научиться понимать учебную задачу урока.

Возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

 Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

28.

Как живут растения?

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

29.

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни животных; ухаживать за животными живого уголка.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

30.

Как зимой помочь птицам?

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм.

Возможность освоить правила подкормки птиц.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Использовать знаково-символические средства, создавать модели для решения задач.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

31.

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора

Мусоропровод, контейнер, мусоровоз

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность познакомиться с  источниками возникновения мусора и способами его утилизации.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

32.

Откуда в снежках грязь?

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; сформулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

33.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности.

Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

3 четверть

34.

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться анализировать иллюстрации учебника, сравнивать фотографии в учебнике, формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

35.

Проект «Мой класс и моя школа».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Возможность научиться коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку.

Возможность научиться оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

36.

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться различать прошлое, настоящее и будущее; называть дни недели в правильной последовательности.

Возможность научиться проводить взаимоконтроль.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

37

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы;  характеризовать природные явления в разные времена года; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

38.

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Арктика, Антарктида.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

39.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Саванна, тропический лес.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

40.

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Зимующие и перелётные птицы.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться различать зимующих и перелётных птиц. Возможность научиться выдвигать предположения, доказывать их, осуществлять самопроверку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, уважительное отношение к иному мнению.

41.

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

Возможность научиться работать в паре.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

42.

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться работать в паре, осуществлять самопроверку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

43.

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Возможность научиться работать в паре, формулировать выводы в соответствии с заданием.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

44.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности.

Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

45.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Созвездие.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Возможность научиться работать в паре; проводить взаимопроверку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно    усвоить, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

П. Рефлексия способов и условий действий.

К. Формулировать собственное мнение.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

46.

Почему Луна бывает разной?

Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Спутник.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Возможность научиться работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно    усвоить, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

П. Рефлексия способов и условий действий.

К. Формулировать собственное мнение.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

47.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться наблюдать за дождями и ветром.

Возможность научиться работать в группе.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выделять и формулировать то, что усвоено и что ещё нужно    усвоить, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

П. Рефлексия способов и условий действий.

К. Формулировать собственное мнение.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

48.

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Ушная раковина, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, улитка

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться анализировать рисунок учебника; высказывать предположения; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

К. Определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

49.

Почему радуга разноцветная?

Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться анализировать рисунок учебника; высказывать предположения; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Возможность научиться работать в паре; проводить взаимопроверку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Р. Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

50.

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться анализировать рисунок учебника; высказывать предположения; сочинять и рассказывать сказку по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

4 четверть

51.

Проект «Мои домашние питомцы».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Возможность научиться наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;  фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); оформлять фотовыставку.

Возможность научиться оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях

52.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П.  Рефлексия условий и способов действий.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

53.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

54.

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека.

Возможность научиться работать в паре, осуществлять взаимопроверку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения, обращаться за помощью.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

55.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

Витамины.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их.

Возможность научиться работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

56.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность освоить приёмы чистки зубов и мытья рук.  

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р.Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

57.

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться различать средства связи и средства массовой информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Формулировать свои затруднения.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

58.

Зачем нужны автомобили?

Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

Возможность научиться работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

59.

Зачем нужны поезда?

Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Локомотив, рельс, шпалы, туннель, шлагбаум, эстакада.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться классифицировать поезда в зависимости от их назначения.

Возможность научиться работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

60.

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Парусник, судно, ледокол, палуба, корма, нос, якорь, борт.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Возможность научиться работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

61.

Зачем строят самолёты?

Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Фюзеляж, шасси.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность научиться классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.

Возможность научиться работать в группе, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Составлять план и последовательность действий, вносить необходимые коррективы в действие, осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

П. Ставить цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

62.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

63.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

64.

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

Скафандр

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

65.

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Экология.

Возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению.

Возможность обобщить и закрепить сведения, полученные на прошлых уроках.

Возможность научиться отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Р. Применять установленные правила в планировании способа решения.

П. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, обработка и анализ информации.

К. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста).

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Возможность научиться представлять результаты проектной деятельности.

Возможность научиться адекватно оценивать свои достижения.

Р. Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.

П. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

К. Слушать и понимать речь других.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Литература

        

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник с электронным приложением. В двух частях. 1 класс.- М.: Просвещение, 2011.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В двух частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.

4. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.

6. КИМ. Окружающий мир. 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.

        Медиаресурсы

1. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

2. Диск «Академия младшего школьника».

3. Диск «Мир природы»

4. Подборка презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...