Урок - конференция по окружающему миру "Будь природе другом". УМК "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Федорова Ксения Вячеславовна

Конспект урока окружающего мира: "Будь природе другом". 2 класс.

Презентация к уроку.

Раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_prirode_drugom_2kl.konspekt.docx27.92 КБ
Office presentation icon bud_prirode_drugom.ppt852 КБ
Microsoft Office document icon vyveski.doc22 КБ
Microsoft Office document icon kartochki_s_zad.doc33.5 КБ
Файл razdatochnyy_mat-l.docx1.78 МБ
Microsoft Office document icon stikh.-ya.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будь природе человеком (2класс)

Цели:

  1. Продолжить знакомство с Красной книгой.
  2. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
  3. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Задачи:

  1. Познакомить с Правилами друзей природы.
  2. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
  3. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
  4. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.

Форма проведения урока: урок- конференция.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала.

– О чем шла речь на прошлом уроке? (О Красной книге)

 Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)

 Как выглядела первая Красная книга? (Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)

 В каком году была издана Международная красная книга? (В 1966 году)

 Почему для ее обложки выбрали красный цвет? (Красный цвет – сигнал опасности)

 Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы? (Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение: исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)

– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу? (Редкие и исчезающие)

– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге? (Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)

III. Сообщение темы и задач урока.

 Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.

– Все вы сегодня будете представлять «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске), СЛАЙД!!! где работают различные отделы. Каждая группа обучающихся – отдел по охране.

–Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен круг на столе. (Дети переходят в группы)

 Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)

– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» (использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества) и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.

– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На СЛАЙДЕ2!!!! открывается запись)

169, 4585397 956230!

Ключ к разгадке

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

,

 М 

 Б 

 Г 

 О 

 П 

 Р 

 У 

 Е 

 И 

 Д 

 Ь 

– Тема нашего урока: Будь природе другом! (СЛАЙД 3!!!).

IV. Изучение материала.

 В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

– В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).

 Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).

 Правильно. От шума в лесу все спрячутся и затаятся.

– Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!

– Внимательно рассмотрите схему СЛАЙД  4!!!!. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже? (Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

 Правильно, сейчас вы мне все это рассказали, используя знаки схемы.

– Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения? (Запрещающие знаки) (постепенно СЛАЙД 5!!!)

 Правильно. Они запрещают машине превышать скорость или двигаться в каком-то направлении. Они круглой формы и в красной окантовке.

– Еще, какие знаки есть? (Предупреждающие знаки).

– Верно. Эти знаки предупреждают водителя, что впереди скользкая дорога или крутой спуск. Эти знаки треугольной формы и так же в красной окантовке.

– Может быть, вы еще знаете названия дорожных знаков? (Разрешающие).

 Молодцы. Уже по названию понятно, что они что-то разрешают. Например, «пешеходный переход» или «велосипедная дорожка».

Показываю образцы дорожных знаков.

 Охрана растений и животных – проблема государственная (Россия и др.), а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

 При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя. (На СЛАЙДЕ 6!!!! «экологические знаки» Правил друзей природы).

 Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила.

Дети читают вслух «Правила друзей природы».

 Какой формы эти знаки? (Эти знаки круглой формы).

 Какого цвета у них окантовка? (Окантовка красного цвета)

 О чем это нам говорит? (Это запрещающие знаки).

 Правильно. Это запрещающие знаки.

V. Физкультминутка. СЛАЙД!!!7!! (проводит обуч.)

(ВКЛ!!!!под запись «Голоса леса).

А над морем мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю        

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

VI. Продолжение изучения материала.

 Отдохнули? Хорошо. Сели ребята.

– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. (СЛАЙД8!!!!постепенно..) Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.

– Вам придется самостоятельно составить «Свод законов о природопользовании» и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.

– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги «Атлас определитель», фото и доп. материал. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.

Пока дети готовятся, отвожу каждому «Отделу» место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.

Карточка 1 (Отдел охраны зверей) 

1. Отгадайте загадки:
– Я – зверек, лесной,
Встал, как столбик, под сосной
И стою среди травы –
Уши больше головы. (Заяц)

Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)

2. Расскажите об одном из этих животных по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
  4. Чем питается?
  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней. 
Кто же это? (Соловей)

Пестрая крякуша
Ловит лягушек (Утка)

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)

2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Есть ли у этой птицы особенности, какие?
  4. Чем питается?
  5. Почему истребляется человеком?

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых) 

1. Отгадайте загадки:
Я – пятнистая букашка,
Если в руки попаду –
Притворюсь больною тяжко, 
В обморок я упаду. (Божья коровка)

Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

Летит – пищит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет,
Тот свою кровь прольет. (Комар)

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Место обитания.
  3. Чем интересно насекомое?
  4. Чем питается?
  5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. (Ель) 

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. 
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)

Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке. (Береза)

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Где растет?
  3. Чем интересно растение?
  4. Как человек использует?

3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

– Итак, работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.

Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.

Выступают ребята со своими сообщениями.

 Хорошо потрудились ребята. Молодцы.

ДОП! (по вр.)– А сейчас, я хочу прочитать рассказ в вашем учебнике Юрия Аракчеева, который называется «Сидел в траве кузнечик…» (чтение рассказа)

– О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).

– Узнав о Красной книге России, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (слайд)

– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на «Страничках для самопроверки» учебника.

– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу? (Потому что ребята и взрослые их уничтожают).

 Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах

Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.

Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе

– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.

– И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

VII. Подведение итогов урока (рефлексия). СЛАЙД!10

 Давайте подведем итоги нашей конференции

– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?

– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.

– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.

– А какой отдел «Комитета по охране природы» потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.

– Поработали на «5»,
VIII. Домашнее задание.

А теперь всем отдыхать!

– Всем спасибо за отличную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ Комитет по охране природы

Слайд 2

Пользуясь кодом, расшифруйте название темы 1 6 9 , 4585397 956230! Ключ к разгадке: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 , М Б Г О П Р У Е И Д Ь

Слайд 3

Тема урока: Будь природе другом!

Слайд 5

Знаки для велосипедистов Велосипедная дорожка Движение на велосипеде запрещено Пересечение с велосипедной дорожкой

Слайд 6

Правила друзей природы

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

План работы каждого отдела охраны: Выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников. Составить «Свод законов о природопользовании». Отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела. Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками!

Слайд 9

Красная книга Сережи и Нади Страничка самопроверки: 1 ландыш, 2 медуница, 3 стрекоза, 4 адмирал, 5 шмель, 6 божья коровка, 7 ветреница лютичная, 8 мать-и-мачеха, 9 скворец, 10 ёж, 11 паук, 12 муравьи, 13 колокольчик, 14 синица, 15 лягушка, 16 ящерица

Слайд 11

Домашнее задание: Учебник: стр. 90-93 Рабочая тетрадь: стр.34-35

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ
ОХРАНЫ ЗВЕРЕЙ

ОТДЕЛ
ОХРАНЫ ПТИЦ

ОТДЕЛ  ОХРАНЫ НАСЕКОМЫХ

ОТДЕЛ  ОХРАНЫ

РАСТЕНИЙ



Предварительный просмотр:

Карточка № 1 (Отдел охраны зверей)

1. Отгадайте загадки:

                - Я – зверек, лесной,        Кто зимой, забыв тревоги,

                Встал, как столбик, под сосной             Крепко спит в своей        берлоге?  

                И стою среди травы –        

                Уши больше головы.            

                                                     Не мышь, не птица,

                                                     В лесу резвится,

                                                     На деревьях живет

                                                     И орешки грызет.              

2. Расскажите об одном из этих животных по плану:

    1. Внешний вид.

    2. Место обитания.

    3. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)

    4. Чем питается?

    5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием  

    «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.

Карточка № 2 (Отдел охраны птиц)

1. Отгадайте загадки:

                Кто без нот и без свирели        Пестрая крякуша

                Лучше всех выводит трели,        Ловит лягушек              

                Голосистее, нежней.            

                Кто же это?                                                                                      

                                                     В лесу под щебет, звон и свист,

                                                     Стучит лесной телеграфист:

                                                     «Здорово, дрозд – приятель!»

                                                     И ставит подпись…                        

2. Расскажите об одной из этих птиц по плану:

    1. Внешний вид.

    2. Место обитания.

    3. Есть ли у этой птицы особенности, какие?

    4. Чем питается?

    5. Почему истребляется человеком?

3. Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе

    под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.

Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)

1. Отгадайте загадки:

                Я – пятнистая букашка,        Не птичка,

                Если в руки попаду -        А с пестрыми крыльями.      

                Притворюсь больною тяжко,            

                В обморок я упаду.                                                                        

                                                     

                                                     Летит – пищит,

                                                     Сядет – молчит;

                                                     Кто его убьет,

                                                     Тот свою кровь прольет.              

2. Расскажите об одном из этих насекомых по плану:

    1. Внешний вид.

    2. Место обитания.

    3. Чем интересно насекомое?

    4. Чем питается?

    5. Почему человек истребляет?

3. Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под  

    названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.

Карточка № 4 (Отдел охраны растений)

1. Отгадайте загадки:

                Что же это за девица,        Белым шариком пушистым

                Не швея, не мастерица,        Я красуюсь в поле чистом.      

                Ничего сама не шьет,                                             Дунул легкий ветерок -

                А в иголках круглый год.                                      И остался стебелек.              

                                                     

                                                     Стоит красавица на полянке:

                                                     В белом сарафане,

                                                     В зеленом полушалке.              

2. Расскажите об одном из этих растений по плану:

    1. Внешний вид.

    2. Где растет?

    3. Чем интересно растение?

    4. Как человек использует?

3. Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием «Свод законов о природопользовании»

4. Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.

Свод законов о природопользовании


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Затем заранее подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе

- Если в лес пришел гулять,

  Свежим воздухом дышать,

  Бегай, прыгай и играй,

  Только, чур, не забывай,

  Что в лесу нельзя шуметь,

  Даже очень громко петь.

  Испугаются зверюшки,

  Убегут с лесной опушки.

- Ветки дуба не ломай,

  Никогда не забывай

  Мусор с травки убирать,

  Зря цветы не надо рвать!

  Из рогатки не стрелять:

  Ты пришел не убивать!

  Бабочки пускай летают,

  Ну, кому они мешают?

- Здесь не нужно всех ловить,

  Топать, хлопать, палкой бить.

  Ты в лесу – всего лишь гость,

  Здесь хозяин – дуб и лось.

  Их покой побереги,

  Ведь они нам не враги!

  Помоги лесным зверюшкам,

  Приготовь для них кормушки.

 

 - И тогда любой зверек -

   Будь то ласка иль хорек,

   Еж лесной, речная рыба –

   Скажет: «Ты - мой друг! Спасибо!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок конференция по окружающему миру.

Урок учит детей работать с разными источниками информации, рассуждать, быть коммуникабельными. ...

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

урок во 2 классе "Будь природе другом"

урок по окружающему миру...

Презентация к уроку - конференции по окружающему миру "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ !" (2 класс)

Данная презентация  содержит большой объём демонстрационного материала. В ней используются элементы анимации, звуковое оформление слайдов. В ходе работы учащиеся расширяют знания о животных и рас...

Урок-проект по теме "Будь природе другом!"

Обобщающий урок окружающего мира в 3 классе по теме "Сохраним удивительный мир растений и животных". Тема урока "Будь природе другом!" Урок построен в проектной технологии....

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс.

Урок-викторина по окружающему миру "Природа России". 4 класс...