Главные вкладки

    Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Шубина Елена Владимировна

    Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Природоведение

    Тема: Лес и человек

    ( Обобщающий урок)

    Цели урока: 1. Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.

                          2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность

                               речи.

                          3. Продолжить на основе диалектико – материалистического

                              мировоззрения формировать представление о связях природы

                              и человека,  в том числе и между компонентами леса.

                          4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Учитель.  Сегодня мы совершим увлекательную прогулку.  Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствовала? Какой она была? Назовите самые яркие изменения в природе.

    Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

    Учитель. Сегодня мы прогуляемся по лесу. Какие же цели поставим на урок? Что будем наблюдать, замечать, исследовать?

    Обобщение изученного материала.

     Учитель. Как вы представляете, что такое лес? ( Представление уч-ся о лесе. Работа в группах. Выступление уч-ся)

    Вывод. Лес- это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

    Ученик. Здравствуй лес, дремучий лес!

                   Полный сказок и чудес!

                   Ты о чем шумишь листвою

                    Ночью темной, грозовою?

                    Что ты шепчешь на заре,

                     Весь в росе, как в серебре?

                     Кто в глуши твоей таится?

                     Что за зверь?

                     Какая птица?

                    Все открой, не утаи:

                    Ты же видишь - мы свои!

    Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

    Отгадайте загадку: Его весной и летом

                                      Мы видели одетым.

                                      А осенью с бедняжки

                                      Сорвали все рубашки,

                                      Но зимние метели

                                      В лесах его одели. ( Дерево.)

    Вопросы:

    - Докажите, что это дерево. ( Работа в группах )

    - Какие деревья растут в лесу?

    - Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр? ( Хвойные деревья )

    -Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? ( Хвойным )

    -Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен? ( Лиственные деревья )

    - Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья?  ( Лиственным )

    -А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? ( Смешанный )

    Вопрос: Про какие деревья эта загадка?

                   Что же это за девица:

                    Не швея, не мастерица,

                    Ничего сама не шьет,

                     А в иголках круглый год. ( Ель, сосна)

    Работа с гербарием.

    Дети в группах рассматривают веточки хвойных деревьев (сосны, ели, кедра, лиственницы), находят сходство и различие. Дети высказывают свое мнение.

    Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу , как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зеленые.

      Ель влаголюбива, растет на  влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны мало пропускают солнечный свет.

       Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение.  В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших  деревьев. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки.

        Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

        Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает  хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и  дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки по 20-60 хвоинок.

    Загадка:

                   Клейкие почки,

                   Зеленые листочки,

                   С белой корой

                   Стоит под горой. ( Береза)

    Работа с гербарием.

    - Как отличить березу от других деревьев?

    Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.

    Учитель.     Тропинкою росною

                         Свернем в чудесный лес,

                         Туда, где сосны рослые

                          Касаются небес,

                          Где сказки шепчут ели,

                          Березы и дубы,

                          Где ягоды поспели

                          И выросли грибы.

     

    Динамическая пауза. Сложить в лукошко съедобные грибы. ( Работа в группах )

    Проверка.

    Под старой сосною,

    Где склонился пень-старик,

    Окружен своей семьею,

    Первый найден …(боровик)

    Очень дружные сестрички

    Ходят в рыженьких беретах.

    Осень в лес приносят летом

    Золотистые…(лисички)

    Вдоль лесных дорожек

    Много белых ножек,

    В шляпках разноцветных,

    Издали приметных,

    Собирай, не мешкай,

    Это…(сыроежки)

    Учитель. Наша природа -  настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о « чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвертые лечат нас от различных недугов.

    - Что это за растения?  Какие из них вы знаете?

    Не зовите докторов из поликлиники,

    Отыщите докторов где-нибудь в малиннике.

    Это прозвище недаром

                   у красивого цветка.

    Капля сочного нектара

                    и душиста и сладка.

    От простуды излечиться

                     вам поможет медуница.

    В лес пойдемте, не забудьте

                     Медунице поклониться.

    Вот эта ромашка знакома нам тоже,

    Ее мы лекарственным другом зовем,

    И если случится тебе простудиться,

    Привяжется кашель, поднимется жар,

    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

    Слегка горьковатый, душистый отвар.

    Животные леса.

    - Каких животных леса вы знаете? (Команды поочередно называют животных леса. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество)

    В яме спит зимою длинной,

    Но чуть солнце станет греть,

    В путь за медом и малиной

    Отправляется…(медведь)

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут ее…(лиса)

    Он, как елка, весь в иголках,

    Ловит смело страшных змей,

    И хотя он очень колкий,

    Обижать его не смей!

    Он в лесу живет, но вхож

    И в сады, отважный…(еж)

    Возле дуба острым рылом

    Деловито землю рыл он,

    Видно желуди искал.

    Я пугать его не стал,

    Не спугнул и мой Полкан,

    Очень грозен был…(кабан)

    Меньше тигра, но немножко

    Больше крупной рыжей кошки.

    На суку она обычно,

    Притаившись ждет добычу.

    Не робей, но берегись:

    В том лесу, где бродит…    (рысь)

    Горбоносый, длинноногий,

    Великан ветвистоногий,

    Ест траву, кустов побеги,

    С ним тягаться трудно в беге,

    Коль такого довелось

    Встретить, знайте, это…(лось)

    Итог урока.

    Учитель.

    - Какова же взаимосвязь леса и человека?  (Вывод дети делают посовещавшись в группах )

    Вывод. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине;  из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом, В лесу очень красиво.

    Как страшно – умиранье рода,

    Всех поголовно, всех до одного,

    Когда опустошенная природа

    Уже не в силах сделать ничего.

    И поползет проказа запустенья.

    И пересохнут ниточки воды.

    И птицы вымрут,

    И падут растенья,

    И зверь не обойдет своей беды.

    И сколь тут корысти не ищи ты,

    Какой ты отговоркой ни владей,

    Земля защиты требует. Защиты!

    Она защиты просит у людей!

    Любите природу!

    Храните природу!

    Не жгите траву!

    Не ломайте кусты!

    Не сыпьте на землю всякую гадость.

    И даст вам природа здоровье и радость!

    Домашнее задание.  Экологические проекты  « Сохраним природу»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Человек-разумное существо"

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по ФГОС...

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

    Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Человек - разумное существо

    Урок окружающего мира   во 2 классе разработан по УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС.Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происх...

    Обобщающие уроки по окружающему миру

    Обобщение знаний имеет большое значение. В процессе этой работы происходит систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений, устанавливается взаимосвя...

    Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс

    Обобщающий урок по окружающему миру "Земля и человечество" 4 класс УМК "Школа России"...

    Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса

    Обобщающий урок по окружающему миру на тему "Здоровье и безопасность" для 2 класса...

    конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Организм человека"

    Урок по окружающему миру для 4 класса по теме "Организм человека" составлен на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Фе...