Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Семенова Оксана Валерьевна

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь­ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_2.docx62.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урлукская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель УВЦ:

____________/___________/

Протокол № 13   от

«16» мая 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Халецкая З.Н../__________/

« 22» мая 2014 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Урлукская СОШ

Хламова Г.Ф. /____________/

Приказ №  117 от

«24» июня 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Семёновой Оксаны Валерьевны, высшая категория

по окружающему миру, 2 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 8

 от «30»  мая 2014 г

2014 - 2015  учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). 

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Общая характеристика учебного предмета

    Цель курса окружающего мира  - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

   Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.   Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир»  создаёт фундамент значительной части предметов основной школы:  физики,  химии,  биологии,  географии,  обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

      Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

        Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

   Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В учебном плане школы на изучение предмета отводится  68 ч. в год (2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

   Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).                                                          

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

   Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).                                                                                              

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

   Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

-  Совместно договариваться о   правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков)

Особенности класса по предмету

По программе обучается 13 учащихся. Высокий уровень развития умений по окружающему миру - у 2 учащихся, средний – у 6, ниже среднего - у 5. Наглядно-образное мышление преобладает. Степень самостоятельности высокая у 6 учащихся, у остальных – ниже среднего.

 Содержание учебного предмета

«Наша планета Земля» (68 ч)

   Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.

   Земля и солнце (17 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)

   Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)

   Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)

   Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)

   Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)

   Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)

   Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».

   Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

   Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

   Формы земной поверхности (8 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.

   Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)

   Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)

   Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

   Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)

   Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

   Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)

   Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)

   Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

   (Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)

   Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.

   Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

   Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

   Части света (13ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса)

   Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (7 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Организация текущего и промежуточного контроля

Раздел

Тема

Вид контроля

Формы контроля

Приложение

1

Введение

2

Земля и Солнце

Тематический

Тематический

Итоговый

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 1

Проверочная работа № 2

Контрольная работа № 1

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4

Контрольная работа № 2

Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10

3

4

Глобус и карта

Формы земной поверхности

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8

Контрольная работа № 3

Проверочные и контрольные работы Стр.11-38

5

Земля наш общий дом

Тематический

Тематический

Проверочная работа № 9

Проверочная работа № 10

Проверочные и контрольные работы Стр.39-42

6

7

Части света

Наша маленькая планета  Земля

Тематический

Тематический

Тематический

Итоговый

Проверочная работа № 11

Проверочная работа № 12

Проверочная работа № 13

Контрольная работа № 4

Проверочные и контрольные работы

Стр.43-48

 Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

1. Печатные пособия

Комплект таблиц демонстрационных по окружающему миру с методическими рекомендациями  для 2 класса.

Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)  

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

2. Наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  2. гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; 
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;
  6. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

3. Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, презентации, тесты.

5. Технические средства обучения (средства ИКТ)      

Мультимедийный проектор. Мультимедийный компьютер Интерактивная доска.

 Литература

 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 Окружающий   мир.  2  класс.   («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом,  2012. - 144с., ил. (Образовательная система  «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Вахрушев А.А.,  Бурский О.В.,  Раутиан А.С. Рабочая   тетрадь   к   учебнику   «Окружающий   мир»,   2   класс   («Наша планета Земля»). - М.  : Баласс;  Школьный дом,  2014. - 80с., ил. (Образовательная система  «Школа 2100» )

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А

Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом,  2014. – 48с., ил. (Образовательная система  «Школа 2100» )

Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

                                   http://school-collection.edu.ru

                                   http://window.edu.ru

                                   www.edu.ru


Тематическое планирование

п/п

Дата проведения

Тема

Элемент содержания

Требования к результатам образования

Измерители

Педагогические средства

Информационно методическое обеспечение

план

факт

УУД

предметные

форма

вид

1

Введение (4 ч.) Как мы будем учиться

Познакомить с тем, как ученики будут учиться

текущий

Устный опрос

учебник

2

Общие слова- понятия

Живая, неживая природа

формирование монологической речи учащихся

– элементарные сведения о трех состояниях веществ;

– что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии

(космос, небесные те-ла, планеты, звезды);

– закон всемирного тяготения;

– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

текущий

Устный опрос

карточки

учебник

3

Из чего состоят все предметы

Проверочная работа

Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества

Основные стороны горизонта

умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства.

Текущий

индивидуальный

Устный опрос  Проверочная работа №1

учебник

4

Природные часы. Календарь и компас.

текущий

практическая работа с компасом

5

Земля и солнце (17часов)

Природные часы. Календарь и компас.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта

проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения.

текущий

Устный опрос практическая работа с компасом

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

6

Природные часы. Календарь и компас. Земля имеет форму шара

Урок закрепления. Урок-практикум.

карточки

учебник

7

Земля имеет форму шара

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Линии горизонта, глобус – модель Земли

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Текущий

индивидуальный

№ 3, 4, 5 с.15

Устный опрос

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

8

Глобус – модель земли

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Земля – планета Солнечной системы; глобус

задавать  и отвечать на прямые вопросы,

Текущий

фронтальный

Самостоятельная работа № 2

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

9

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Текущий

Проверочная работа №2

10

Контрольная работа

Урок контроля

умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач.

Уметь использовать законы и правила для осмысления

Тематический

Контрольная работа №1

11

Земля в космосе

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Представление о звездах; затмение

Объяснение причины движения планет вокруг Солнца

умение составлять устный рассказ.

– различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам;

– пользоваться календарем и часами;

– показывать линию горизонта;

– определять стороны горизонта по компасу;

– описывать погоду, определять температуру с помощью термометра.

текущий

Упр.5, кроссворд, тест

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

12

Притяжение земли

Урок закрепления. Урок-диалог.

учебник

13

Смена дня и ночи

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

проводить наблюдения, опыты.

Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 3

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

14

Смена дня и ночи

Проверочная работа

Урок контроля

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.

Текущий

фронтальный

Проверочная работа №3

15

Смена времён года

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности времен года

владеть монологической и диалогической речью.

Текущий

индивид

Устный опрос

карточки

учебник

16

Смена времён года

Урок закрепления. Урок-диалог.

Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

умения составлять устный рассказ по наблюдениям.

Текущий

индивидуальный

Самостоятельная работа № 4

17

Где на Земле теплее.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода

как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия

устанавливать причинно-следственные

связи.

– закон всемирного тяготения и его проявления;

последовательность событий в течение суток;

Текущий

фронтальный

Кроссворд с.44

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

18

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

владеть монологической и диалогической речью.

Текущий

фронтальный

Задания № 6, 7, с.49

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

19

Погода и климат.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

владеть монологической и диалогической речью.

карточки

учебник

20

Обобщение по разделу. Проверочная работа

Урок контроля.

Осуществлять самоконтроль

-понятия воображаемая ось, земная ось;

-значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси.

Тематический

Проверочная работа №4

21

Контрольная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Контрольная работа №2

22

Что изображают на глобусе и на карте. Глобус и карта. (8 ч.)

План и карта

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Элементарные приемы чтения карты.

умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения.

– что глобус – модель Земли;

– условные обозначения на карте и глобусе;

– части света, материки и океаны;

– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов.

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Уметь:

– показывать на карте части света, материки и океаны;

– находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны.

Текущий

Устный опрос, практическая работа «План класса»

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

23

План и карта

Урок закрепления. Урок-практикум.

учебник

24

Глобус и карта.

Урок повторения. Урок-диалог.

Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте)

Текущий

Самостоятельная работа № 5

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

25

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №5

26

Что изображают на карте.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

Текущий

Самостоятельная работа № 6

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

27

Что изображают на карте.

Урок развития умений и навыков. урок-путешествие.

Текущий

Чтение маршрутной карты

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

28

Материки и океаны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Материки, океаны (общее представление)

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.

Текущий

кроссворд

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

29

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Проверочная работа №6

30

Формы земной поверхности- 8 ч. Реки.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Текущий

взаимоконтроль

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

31

Озера

Комбинированный урок. Урок-диалог.

Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные)

Текущий

кроссворд

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

32

Равнины.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте)

Текущий

взаимоконтроль

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

33

Горы

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Текущий

Самостоятельная работа № 7

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

34

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Проверочная работа №7

35

Моря  и острова.

Комбинированный урок. Урок-диалог

Особенности островов и полуостровов; нахождение

их на карте

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Текущий

Самостоятельная работа № 8

36

Проверочная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Проверочная работа №8

37

Учимся решать жизненные задачи

Контрольная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Текущий

Контрольная работа №3

38

Земля - наш общий дом (11часов)

Экологические системы.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы

умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства.

Знать понятие экосистемы.

Текущий

Фронтальный опрос

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

39

Экологические системы.

Урок-диалог.

Иметь представление о законах экосистемы

Знать понятие экосистемы.

Текущий

Фронтальный опрос

учебник

40

Природная зональность

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природные зоны России, растительный и животный мир

умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

умения замечать изменения, происходящие с объектом.

умение работать в группах.

природных зон на поверхности земли.

– показывать по карте природные зоны;

-распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения;

– называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте;

– объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Текущий

Фронтальный опрос

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

41

Природные зоны холодного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зон холодного пояса

Текущий

индивидуальный

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

42

Леса умеренного пояса

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса

Текущий

тест

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

43

Засушливые зоны умеренного пояса.

Урок введения новых знаний. Урок-путешествие.

Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны.

умения задавать и отвечать на вопросы

Текущий

Составление памятки

карточки

учебник

44

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

Текущий

тест

45

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

умения задавать и отвечать на вопросы

учебник

46

Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов

Осуществлять самоконтроль, умения задавать и отвечать на вопросы

47

Горные экосистемы

Урок введения новых знаний. Урок-поиск.

Особенности климата, животного мира

умения задавать и отвечать на вопросы

Текущий

Фронтальный опрос

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

48

Повторение и проверочная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Проверочная работа №9

49

Части света (13часов)

Люди, города  и страны.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Человек-член общества.

формирование монологической и диалогической речи учащихся.

Иметь представление о человечестве.

Текущий

Беседа

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

50

Люди, города  и страны.

Проверочная работа

Влияние деятельности человека на природу

показывать на карте крупнейшие страны и города

Текущий

Проверочная работа №10

учебник

51

Контрольная работа

Урок контроля

Осуществлять самоконтроль

Контрольная работа №4

52

Путешествие тучки по Европе.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной город (село, регион), название, достопримечательности

умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света

Текущий

Практическая работа с.13

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

53

Путешествие тучки по Европе.

Урок закрепления. Урок-путешествие.

54

Азия.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и

умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями

умение работать в группах.

Знать особенности географического расположения Азии.

Уметь показывать на карте Азию

Текущий

Работа с картой

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

55

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Комбинированный урок. Урок-диалог.

достопримечательности; работа с разными видами карт

Текущий

Работа с картой

56

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников)

Проверочная работа

Животный мир Африки.

умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану.

.

Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света

Текущий

Проверочная работа №11

57

Россия — наша Родина.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность

составлять устный рассказ.

Текущий

Работа с картой

Презентация

Мультимедийное сопровождение, учебник

58

Россия — наша Родина.

Урок введения новых знаний. Урок-диалог.

Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность

составлять устный рассказ.

Знать русских путешественников.

Уметь использовать карту для получения новой информации

Текущий

Работа с картой

59

Россия — наша Родина.

 Проверочная работа.

Урок контроля

Текущий

Проверочная работа №12

60

Экскурсия (формы земной поверхности)

Опасности, возникающие при общении с животными

умение выделять главные мысли текста.

Знать меры безопасности при общении  с животными.

Текущий

Блиц-опрос

61

Экскурсия (формы земной поверхности)

умения задавать и отвечать на вопросы

62

Наша маленькая планета Земля.(7 ч.)

Наша маленькая планета Земля.

Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия.

Расширение знаний о родной планете

нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего

мира.

Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни

Текущий

Устный опрос

учебник

63

Наша маленькая планета Земля.

Проверочная работа

Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи

Тематический

Проверочная работа №13

64

Урок повторения Земля и солнце

карточки

учебник

65

Урок повторения

Глобус и карта

карточки

учебник

66

Урок повторения

Части света

карточки

учебник

67

Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа

Урок контроля

Итоговый

Контрольная работа №5

68

Итоговая комплексная работа

Урок контроля

Итоговый

Комплексная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"

Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс

Данная  программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс

Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100"  Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...