Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Свириденко Светлана Романовна

Рабочая программа.Окружающий мир.4 класс.Плешаков.УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.m.4a.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 «Александринская гимназия»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДАЮ»:

На Педагогическом совете

Протокол № ___от _______________2014 г.

                     Директор ГБОУ гимназии № 628

                        _____________ С.И. Квашнина

Приказ № _____ от ______________ 2014 года

Рабочая программа

окружающему миру

 

для 4 «А» класса

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

                              Разработчик рабочей программы:  Кварталова Светлана Романовна

«РАССМОТРЕНА»:

«СОГЛАСОВАНА»:

на заседании МО учителей начальных классов

      Зам. директора по УВР _______ Н.П.Фролова

Протокол № ___ от ______ 2014 года

_______________ 2014 года

Председатель МО ________ В.Э.Синева

Санкт-Петербург

2014 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Требования к результатам освоения учебного предмета по данной программе

4

3.

Основное содержание предмета (курса)

7

4.

Календарно - тематическое планирование

10

5.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

31

6.

Характеристика класса

31


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 класс

  1. Пояснительная записка

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской  программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой. 

Нормативно – правовое обеспечение преподавания учебного предмета

Федеральный уровень:

-  Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ   Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

- Приказ министерства образования РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

- СанПиН, 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2010 года

№ 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02. 2012 года

№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2013/2014 учебный год"

-  «О федеральном перечне учебников» Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Письмо министерства образования и науки Российской Федерации №08-548 от 29 апреля 2014г.)

-  Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ

№ 1561/14-15 от 19.11.1998)

- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Региональный уровень:

- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 03-20-1424/14-0-0 от 10.04.2014 «О формировании учебных планов образовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»,

Уровень образовательного учреждения:

- учебный план гимназии на 2014-2015 учебный год;

- внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Место и роль курса в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.Программа курса рассчитана на 270 ч, в 4 классе — 68 ч (34 учебные недели).

2. Требования к результатам освоения учебного предмета по данной программе

 1.Умения, связанные с познавательной деятельностью

Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.

Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.

Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.

Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.

Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

2. Умения,  связанные с информационно-коммуникативной  деятельностью

Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.

 Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

К концу 4 класса:

Учащиеся должны знать:

-название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

государственную символику России;

-государственные праздники.;

-условия, необходимые для жизни живого существа;

-правила охраны и укрепления здоровья;

-природные зоны России;

-особенности каждой природной зоны России.

Учащиеся должны уметь:

-определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

-различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-использовать термометр для измерения температуры воздуха;

-устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

-применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;

-рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

-рассказывать о каждой природной зоне России (ее особенности, представители).

По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.

 

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.                

2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                 

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

3. Основное содержание предмета (курса)

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей.  Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Смысловым стержнем программы 4 класса явится проблема исторических циклов в существовании человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана роль России в истории мира, ее состав, жители, традиции, события, развитие, а также будет продолжаться тема природных сообществ в свете изучения природных зон России.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.


4. Календарно -тематическое планирование

№ нед.

№ урока

Название темы  урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Примечания

(средства обучения)

Мы-граждане единого Отечества (12 ч.)

1

Общество- это мы!

-систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества;

-приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах;

-выявлять общее и различное (на основе материала 2 и 3 классов);

Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп;

-определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни;

-сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

Беседа

Толковый словарь

Карточки для работы в группах

Фотографии семьи

Фоторепродукции с изображением народов

Презентация «Что такое общество?»

1

Российский народ.

-систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе;

-называть объединяющие факторы,  приводить примеры этих факторов из реальной жизни;

-характеризовать государственную символику России;

-оформлять календарь памятных дат.

Беседа

Толковый словарь

Фотографии представителей разных народов

Изображения символики России

Вырезки из газет

2

Конституция России.

-различать права и обязанности гражданина России;

-приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией;

-устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры;

-употреблять специальную лексику Конституции.

Работа в группах

Тест

Конституция РФ

Презентация

«Зачем нужна Конституция?»

2

Права ребёнка

-устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России;

-объяснять связь между правами и обязанностями;

Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления;

-приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН;

-употреблять специальную лексику документов.

Викторина


Тест

Конвенция о правах ребенка

Презентация «Права ребенка»

3

Государственное устройство России

-устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции;

-объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России;

-выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трех ветвей власти друг от друга;

-называть имя, отчество, фамилию действующего Президента.

Беседа

Тест

Портрет Президента РФ

и Председателя Правительства

Презентация «Как устроена Россия»

3

Российский союз равных.

-характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;

-презентовать заочное путешествие в одну из республик, показывать ее положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага.

Беседа

Карта России

Герб Санкт-Петербурга

Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»

4

  7.

Государственная граница России.

-по карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море;

-показывать на карте государственную границу России;

-различать границы на суше и на море;

-называть сопредельные с Россией страны.

Беседа

Работа по карте

Толковый словарь

Карта России

Картины В. Васнецова

Презентация «Границы России»

4

  8.

Путешествие за границу России

-использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья;

-по карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах;

-моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства.

Беседа

Тест

Презентация «Ближайшие соседи России»

5

   9.

Сокровища России и их хранители

-подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и водоемов на родном языке, анализировать их содержание;

-презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности;

-моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков.

Беседа

«Соедини пословицу»

Иллюстрации костюмов народов России

Пословицы, топонимы

Презентация «Сокровища России и их хранители»

5

  10.

Творческий союз.

-презентовать рассказ о жизни творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края;

-оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве;

-высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения;

-презентовать произведение писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык, называть имена  их авторов, рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых- уроженцах своего края по образцу рассказов учебника;

-составлять страницу календаря Памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры.

Беседа

Презентация «Деятели культуры  России»

6

     11.

Обобщение материала по разделу.

-актуализировать свои знания по разделу;

-вспомнить самые главные понятия раздела;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

Беседа

Работа с учебником

тетрадью

6

  12.

Проверочная работа.

-проверять знания по разделу;

-контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

-корректировать свои знания.

Проверочная работа

По родным просторам (21 ч.)

7

1 (13)

Карта- наш экскурсовод.

-сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу;

-работая в паре изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные;

-рассказывать по физической карте о нашей стране;

-находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике;

-анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте.

Беседа

Карточки «Соедини условные обозначения»

Карта мира

Физическая Карта России

Карта Санкт-Петербурга

7

2 (14)

По равнинам и горам.

-находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике;

-учиться показывать горы и равнины на карте;

-характеризовать крупнейшие равнины и горы России;

-сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг;

-моделировать формы земной поверхности, используя пластичные материалы;

-в ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями;

-на основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края.

Беседа

Тест

Физическая карта России

Презентация «Горы и равнины России»

8

3 (15)

В поисках подземных кладовых.

-работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых;

-в ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану;

-извлекать информацию из различных источников, в том числе из атласа-определителя;

-сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника;

-высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых.

Беседа

тест

Физическая карта России

Презентация

«Полезные ископаемые России»

8

4 (16)

Наши реки

-раскрывать значение рек в жизни людей;

-составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку;

-работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике, учиться показывать реки на  карте;

-анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности,;

-характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России;

-осуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней;

-кратко характеризовать реку своего края (на основе наблюдений).

Беседа

Работа по карточкам

Физическая карта России

Карточки с названиями частей реки

Презентация «Реки России»

9

5 (17)

Озёра- краса Земли.

-раскрывать значение озер в жизни людей;

-работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике;

-учиться показывать озера на карте;

-анализировать таблицу «Глубина озер России»; сравнивать озера по глубине, перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины;

-характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России;

-обсуждать свои впечатления от пребывания на озере;

-кратко характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений)

Беседа

Графич. диктант

Физическая карта России

Презентация «озера России»

9

6 (18)

По морским просторам.

-различать озера и моря по существенному признаку (море - часть океана);

-раскрывать значение морей в жизни людей;

-работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике;

-учиться показывать моря на карте;

-соотносить моря с океанами, прослеживать на карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном;

-сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике)

Беседа

Тест

Физическая карта России

Презентация «Моря»

10

7 (19)

С севера на юг.

-работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России;

-выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон;

-определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте;

-анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг;

-узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку;

-перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности.

Беседа

Словарный диктант

Физическая карта России

Карта природных зон

Презентация «Природа разных природных зон России»

10

8 (20)

В ледяной пустыне.

-находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте;

-устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца  и природными условиями зоны арктических пустынь;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь;

-выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-приводить примеры экологических связей в зоне арктических  

Работа в группах

тест

Презентация «Мир арктической пустыни»

Карта природных зон

11

9 (21)

В холодной тундре.

-находить на карте природных зон России зону Тундры;

-рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте;

-устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь, объяснять сходства и различия;

-формулировать правила соответствующей экологической этики.

-приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе;

-составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Беседа

Тест

Презентация «Тундра и е обитатели»

Карта природных зон

11

10 (22)

Среди лесов.

-находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны;

-устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги;

-в ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения;

-работая в паре знакомиться по рисунку с животным миром тайги;

-сравнивать природу лесных зон с природой тундры;

-формулировать соответствующие правила экологической этики;

-приводить примеры экологических связей в лесных сообществах;

-составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами

Беседа

Тест

Презентация «Леса России»

Карта природных зон

12

11 (23)

В широкой степи.

-находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей;

-рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте;

-устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги;

-в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей;

-сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

-формулировать соответствующие правила экологической этики;

-приводить примеры экологических связей в степном сообществе;

-составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Беседа

Тест

Презентация «Степь широкая…»

Карта природных зон

12

12 (24)

В жаркой пустыне

-находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь;

-рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны;

-устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

-в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни;

-выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

-формулировать соответствующие правила экологической этики;

-приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе;

-составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Беседа

Тест

Презентация «Пустыни»

Карта природных зон

13

13 (25)

У тёплого моря.

-находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону;

-устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор;

-в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа;

-работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа;

-сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь;

-приводить примеры экологических связей на Черноморском побережья Кавказа, составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами;

-рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города-курорта Сочи и его окрестностей

Беседа

Заполнение таблицы

«Тропики и субтропики в России»

Карта природных зон

13

14 (26)

Мы- дети родной земли.

-соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа;

-анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях;

-моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.

Сообщение

Графический диктант

Политико-административная карта России

Презентация «Культура народов России»

14

15 (27)

В содружестве с природой.

-по образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации;

-различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни;

-показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.

Беседа

Заполнение

таблицы

Политико-административная карта России

Презентация «Чем занимались люди в древности?»

14

16 (28)

Как сберечь природу России.

-работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах;

-готовить сообщение классу, презентовать его;

-коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока;

-высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения;

-оценивать свое возможное участие в природоохранной деятельности.

Сообщение

Заполнение таблицы

Тест

Карта природных зон России

15

17 (29)

По страницам Красной книги.

-работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах;

-готовить сообщение классу, презентовать его;

-коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока;

-формулировать соответствующие правила экологической этики;

-приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране;

-оценивать свое возможное участие в этой деятельности.

Сообщение  

Заполнение таблицы

Тест

Карта природных зон России

Презентация «животные и растения Красной книги»

15

18 (30)

По заповедникам и национальным паркам.

-работая в группах знакомиться с материалами учебника с заповедниками и национальными парками России;

-готовить сообщение классу, презентовать его;

-коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока;

-формулировать соответствующие правила экологической этики;

-рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы.

Сообщение

Опрос

Карта природных зон России

Презентация «Заповедники и их обитатели»

16

19 (31)

Контрольная работа за I полугодие.

-применять свои знания на практике;

-работать с заданиями разного типа.

16

20 (32)

Обобщение материала по разделу.

-обобщить материал, пройденный за все полугодие;

-вспомнить самые главные понятия;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

17

21 (33)

Повторение пройденного материала за полугодие.

-применять весь пройденный материал на практике;

-анализировать свои знания и достижения.

Путешествие по Реке времени (25 ч.)

17

1 (34)

В путь по Реке времени.

-на основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти;

-различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу;

-характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения;

-различать два значения понятия истории;

-обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории;

-определять по дате век события;

-называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания.

Беседа

Работа со схемой

Заполнение карточек

Книги

Иллюстрации

Презентация «Началось все очень давно…»

18

2 (35)

Путешествуем с археологами

-описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее;

-отмечать их возраст на схеме;

-узнавать соотносятся ли находки с письменными источниками;

-сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири;

-рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке.

Беседа

Иллюстрации

Записки археологов

Презентация «Зачем нужна археология»

18

3 (36)

В путь по страницам летописи.

-показывать на исторической карте места обитания  разных племен;

-объяснять значение названий славянских племен;

-характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее;

Сравнивать их и находить общее и различное.

Беседа

Заполнение карточек

Иллюстрации

Презентация «По страницам летописи»

19

4 (37)

Истоки Древней Руси.

-показывать на карте древние торговые пути;

-рассказывать о берестяных грамотах;

-показывать на карте древние русские города;

-отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи;

-рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси;

-называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства;

-обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства.

Беседа

Соединить понятия

Иллюстрации

Презентация «Главные города Древней Руси»

19

5 (38)

Мудрый выбор.

-составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого;

-объяснять значение преемственности в их государственных поступках;

-обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»;

-характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира;

-узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде;

-обсуждать проблему выбора и его последствий;

-приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан.

Беседа

Соединить понятия

Иллюстрации

Презентация «Князь Владимир и княгиня Ольга»

20

6 (39)

Наследница Киевской Руси.

-составлять схему родственных отношений древнерусских князей;

-объяснять важность преемственности в их государственных поступках;

-перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу;

-характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

Сообщение

Карта России

Презентация «Золотое кольцо России»

20

7 (40)

Москва- преемница Владимира.

-характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков;

-составлять схему их родственных отношений;

-объяснять важность преемственности в их государственных поступках;

-сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире;

-интерпретировать идейный смысл иконы А. Рублева «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности.

Беседа

Тест

Карта России

Презентация «Александр Невский и Даниил Московский»

21

8 (41)

Начало Московского царства.

-составлять схему родственных отношений правителей московской Руси;

-объяснять важность преемственности в их государственных поступках;

-обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»;

-характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

Беседа

Тест

Иллюстрации

Карта России

Презентация «Москва Белокаменная»

21

9 (42)

Подвижники Руси и землепроходцы.

-презентовать рассказы об основании сибирских городов;

-высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания;

-характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах.

Беседа

Тест

Карта России

Карточки с пословицами

22

10 (43)

На пути к единству.

-обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны;

-характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны;

-показывать на карте поволжские города;

-называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

Беседа

Тест

Карта России

Иллюстрации памятников Минину и Пожарскому,

Поволжских городов

22

11 (44)

Начало Российской империи.

-высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости;

-характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга;

-объяснять значение названия  города;

-называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге;

-сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества.

Беседа

Тест

Иллюстрации

Презентация «ПетрI-основатель Российской Империи»

23

12 (45)

«Жизнь- Отечеству, честь- никому!»

-характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху;

-обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова;

-приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом;

-обсуждать социальную значимость названных понятий.

Беседа

Тест

Портреты

Презентация «Жизнь –Отечеству, честь –никому»

23

13 (46)

Отечественная война 1812 года

-обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца;

-характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну;

-находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации;

-приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. За рубежом;

-сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения.

Сообщение

Тест

Иллюстрации

Стихотворения

Презентация «Война 1812 года»

24

14 (47)

Великий путь.

-характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае;

Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали;

-отмечать эти латы на схеме «Река времени»;

-приводить примеры достижений России на Всемирной выставке В Париже в 1900 г.;

-рассказывать об участии родственников и земляков в работе Российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками.

Беседа

Работа по карточкам

Карта России

Презентация

«Как появилась железная дорога»

24

15 (48)

Золотой век тетра и музыки.

-характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в то числе в своем крае;

-приводить полные названия первых консерваторий;

-даты создания отмечать на схеме «Река времени»;

-приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства;

-передавать впечатление от восприятия от музыкального произведения отечественного композитора XIX- начала XX в.;

Сообщение

Тест

Портреты

Аудиозаписи

Презентация «Великие деятели культуры XIX в.»

25

16 (49)

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

-обобщать знания о произведения великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе;

-характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае;

-назвать имена любимых и названия любимых отечественных писателей;

-приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства;

-передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX- начала XX в.;

-приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени.

Сообщение

Работа по карточкам

Репродукции картин

Презентация «Деятели искусства конца XIX-начала XX в.»

25

17 (50)

В поисках справедливости.

-характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае;

-приводить примеры изменения названий городов и улиц;

-по возможности составлять рассказ о воздействии этих событийна жизнь своей семьи в этот период.

Рассказ

Графич. диктант

Иллюстрации

Фотографии

26

18 (51)

Век бед и побед.

-характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае);

-по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период.

Рассказ

Иллюстрации

Фотографии

26

19 (52)

«Вставай, страна огромная»

-характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны;

-приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе и своих земляков;

-по возможности составлять рассказ о членах своей семьи- ветеранах Великой Отечественной войны.

Рассказ

Тест

Исторические карты военных действий

Иллюстрации

Презентация «Великая Отечественная Война»

27

20 (53)

Трудовой фронт России

-характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 194-1945 гг., в том числе своих земляков;

-раскрывать понятие «трудовой фронт»;

-по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой отечественной войны.

Рассказ

Словарный диктант

Иллюстрации

Презентация «Трудовой фронт России»

27

21 (54)

«Нет в России семьи такой…»

-обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти;

-раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах;

-характеризовать документы, воспоминания и реликвии и музеев, в том числе своего края;

-по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени.

Рассказ

Беседа

Иллюстрации

Фотографии

28

22 (55)

После Великой войны

-характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет, приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне;

-соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае;

-рассказывать о земляках- тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи.

Рассказ

Иллюстрации

Фотографии

Презентация «Награды за мужество великое…»

28

23(56)

Достижения 1950-1970-х гг.

-характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.;

-приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае;

-рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи.

Беседа

Иллюстрации

Видеоматериал

Презентация

« Достижения 1950-1970-х гг.»

29

24 (57)

Обобщение материала по разделу.

-актуализировать свои знания по разделу;

-вспомнить самые главные понятия раздела;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

29

25 (58)

Проверочная работа.

-проверять знания по разделу;

-контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

-корректировать свои знания.

Мы строим будущее России (10 ч.)

30

1 (59)

Подготовка к итоговой контрольной работе за II полугодие.

-обобщить материал, пройденный за все полугодие;

-вспомнить самые главные понятия;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

30

2 (60)

Контрольная работа за II полугодие.

-применять свои знания на практике;

-работать с заданиями разного типа.

31

3 (61)

Современная Россия.

-характеризовать особенности жизни страны во второй половине  80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в.;

-приводить примеры преобразований в том числе в своем крае.

Беседа

Тест

Политическая

Карта России

Презентации «Соседи России», «Современная Россия»

31

4 (62)

«Хороша честь, когда есть, что есть».

-характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства;

-выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей;

-приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей.

Беседа

Сообщение

Карта России

Этикетки, упаковки

Презентация «Современное производство»

32

5 (63)

Умная сила России.

-обсуждать значение понятия «социальная ответственность»;

-устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае;

-характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан;

-приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае;

-моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции.

Беседа

Работа по карточкам

Карта России

Вырезки из газет, связанные с успешным производством в России

32

6 (64)

Светлая душа России

-характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России;

-приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае;

-составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе.

Беседа

Сообщение

Соединить понятия

Примеры изделий

Иллюстрации

Презентация «Ремесла России»

33

7 (65)

Начни с себя!

-аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае;

-оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее;

-высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России.

Презентация своих достижений

Грамоты

Дипломы

Вырезки из газет

33

8 (66)

Обобщение материала по разделу.

-актуализировать свои знания по разделу;

-вспомнить самые главные понятия раздела;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

Проверочная работа.

-проверять знания по разделу;

-контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

-корректировать свои знания.

34

9 (67)

Обобщение материала за 4 класс.

-подводить итоги года;

-выделять интересное для себя среди усвоенного материала;

-понимать, для чего нужны полученные знания.

34

10 (68)

Итоговое занятие за 4 класс. Игра «Брейн- ринг»

-обобщить все знания, полученные в 4 классе;

-применять знания на практике;

-воспитывать командный дух.

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета

Учебники

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс.  В 2 ч. Ч. 1.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс.  В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 1.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 2.

Методические пособия

  1. Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В., Костыгова А. Е.Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.
  2. И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» .
  3. Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы.

Книги для чтения

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
  2. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
  3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.

Технические средства обучения

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.