Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа.Окружающий мир.4 класс.Плешаков.УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.m.4a.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
«ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДАЮ»: |
На Педагогическом совете Протокол № ___от _______________2014 г. | Директор ГБОУ гимназии № 628 _____________ С.И. Квашнина |
Приказ № _____ от ______________ 2014 года |
Рабочая программа
окружающему миру
для 4 «А» класса
Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год
Разработчик рабочей программы: Кварталова Светлана Романовна
«РАССМОТРЕНА»: | «СОГЛАСОВАНА»: |
на заседании МО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР _______ Н.П.Фролова |
Протокол № ___ от ______ 2014 года | _______________ 2014 года |
Председатель МО ________ В.Э.Синева |
Санкт-Петербург
2014 год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Требования к результатам освоения учебного предмета по данной программе | 4 |
3. | Основное содержание предмета (курса) | 7 |
4. | Календарно - тематическое планирование | 10 |
5. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета | 31 |
6. | Характеристика класса | 31 |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 класс
- Пояснительная записка
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой.
Нормативно – правовое обеспечение преподавания учебного предмета
Федеральный уровень:
- Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).
- Приказ министерства образования РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
- СанПиН, 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2010 года
№ 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02. 2012 года
№ 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 г. N253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2013/2014 учебный год"
- «О федеральном перечне учебников» Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (Письмо министерства образования и науки Российской Федерации №08-548 от 29 апреля 2014г.)
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ
№ 1561/14-15 от 19.11.1998)
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
Региональный уровень:
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 03-20-1424/14-0-0 от 10.04.2014 «О формировании учебных планов образовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год»,
Уровень образовательного учреждения:
- учебный план гимназии на 2014-2015 учебный год;
- внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Место и роль курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.Программа курса рассчитана на 270 ч, в 4 классе — 68 ч (34 учебные недели).
2. Требования к результатам освоения учебного предмета по данной программе
1.Умения, связанные с познавательной деятельностью
Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
К концу 4 класса:
Учащиеся должны знать:
-название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
государственную символику России;
-государственные праздники.;
-условия, необходимые для жизни живого существа;
-правила охраны и укрепления здоровья;
-природные зоны России;
-особенности каждой природной зоны России.
Учащиеся должны уметь:
-определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
-различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-использовать термометр для измерения температуры воздуха;
-устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
-применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
-рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
-рассказывать о каждой природной зоне России (ее особенности, представители).
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
3. Основное содержание предмета (курса)
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 4 класса явится проблема исторических циклов в существовании человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана роль России в истории мира, ее состав, жители, традиции, события, развитие, а также будет продолжаться тема природных сообществ в свете изучения природных зон России.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
4. Календарно -тематическое планирование
№ нед. | № урока | Название темы урока | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Примечания (средства обучения) |
Мы-граждане единого Отечества (12 ч.) | |||||
1 | Общество- это мы! | -систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества; -приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах; -выявлять общее и различное (на основе материала 2 и 3 классов); Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; -определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни; -сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | Беседа | Толковый словарь Карточки для работы в группах Фотографии семьи Фоторепродукции с изображением народов Презентация «Что такое общество?» | |
1 | Российский народ. | -систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; -называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни; -характеризовать государственную символику России; -оформлять календарь памятных дат. | Беседа | Толковый словарь Фотографии представителей разных народов Изображения символики России Вырезки из газет | |
2 | Конституция России. | -различать права и обязанности гражданина России; -приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; -устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; -употреблять специальную лексику Конституции. | Работа в группах Тест | Конституция РФ Презентация «Зачем нужна Конституция?» | |
2 | Права ребёнка | -устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России; -объяснять связь между правами и обязанностями; Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; -приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН; -употреблять специальную лексику документов. | Викторина
| Конвенция о правах ребенка Презентация «Права ребенка» | |
3 | Государственное устройство России | -устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции; -объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; -выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трех ветвей власти друг от друга; -называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | Беседа Тест | Портрет Президента РФ и Председателя Правительства Презентация «Как устроена Россия» | |
3 | Российский союз равных. | -характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; -презентовать заочное путешествие в одну из республик, показывать ее положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага. | Беседа | Карта России Герб Санкт-Петербурга Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга» | |
4 | 7. | Государственная граница России. | -по карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; -показывать на карте государственную границу России; -различать границы на суше и на море; -называть сопредельные с Россией страны. | Беседа Работа по карте | Толковый словарь Карта России Картины В. Васнецова Презентация «Границы России» |
4 | 8. | Путешествие за границу России | -использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья; -по карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах; -моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства. | Беседа Тест | Презентация «Ближайшие соседи России» |
5 | 9. | Сокровища России и их хранители | -подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и водоемов на родном языке, анализировать их содержание; -презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности; -моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков. | Беседа «Соедини пословицу» | Иллюстрации костюмов народов России Пословицы, топонимы Презентация «Сокровища России и их хранители» |
5 | 10. | Творческий союз. | -презентовать рассказ о жизни творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края; -оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве; -высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения; -презентовать произведение писателей своего края на родном языке и (или) в переводе на русский язык, называть имена их авторов, рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых- уроженцах своего края по образцу рассказов учебника; -составлять страницу календаря Памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры. | Беседа | Презентация «Деятели культуры России» |
6 | 11. | Обобщение материала по разделу. | -актуализировать свои знания по разделу; -вспомнить самые главные понятия раздела; -повторить темы, которые меньше усвоены. | Беседа Работа с учебником тетрадью | |
6 | 12. | Проверочная работа. | -проверять знания по разделу; -контролировать, оценивать свою работу, ее результат; -корректировать свои знания. | Проверочная работа | |
По родным просторам (21 ч.) | |||||
7 | 1 (13) | Карта- наш экскурсовод. | -сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; -работая в паре изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные; -рассказывать по физической карте о нашей стране; -находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике; -анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте. | Беседа Карточки «Соедини условные обозначения» | Карта мира Физическая Карта России Карта Санкт-Петербурга |
7 | 2 (14) | По равнинам и горам. | -находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; -учиться показывать горы и равнины на карте; -характеризовать крупнейшие равнины и горы России; -сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг; -моделировать формы земной поверхности, используя пластичные материалы; -в ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями; -на основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края. | Беседа Тест | Физическая карта России Презентация «Горы и равнины России» |
8 | 3 (15) | В поисках подземных кладовых. | -работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых; -в ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану; -извлекать информацию из различных источников, в том числе из атласа-определителя; -сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника; -высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых. | Беседа тест | Физическая карта России Презентация «Полезные ископаемые России» |
8 | 4 (16) | Наши реки | -раскрывать значение рек в жизни людей; -составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку; -работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике, учиться показывать реки на карте; -анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности,; -характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России; -осуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней; -кратко характеризовать реку своего края (на основе наблюдений). | Беседа Работа по карточкам | Физическая карта России Карточки с названиями частей реки Презентация «Реки России» |
9 | 5 (17) | Озёра- краса Земли. | -раскрывать значение озер в жизни людей; -работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике; -учиться показывать озера на карте; -анализировать таблицу «Глубина озер России»; сравнивать озера по глубине, перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины; -характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России; -обсуждать свои впечатления от пребывания на озере; -кратко характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений) | Беседа Графич. диктант | Физическая карта России Презентация «озера России» |
9 | 6 (18) | По морским просторам. | -различать озера и моря по существенному признаку (море - часть океана); -раскрывать значение морей в жизни людей; -работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; -учиться показывать моря на карте; -соотносить моря с океанами, прослеживать на карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном; -сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике) | Беседа Тест | Физическая карта России Презентация «Моря» |
10 | 7 (19) | С севера на юг. | -работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России; -выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон; -определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте; -анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг; -узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку; -перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности. | Беседа Словарный диктант | Физическая карта России Карта природных зон Презентация «Природа разных природных зон России» |
10 | 8 (20) | В ледяной пустыне. | -находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте; -устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника; -приводить примеры экологических связей в зоне арктических | Работа в группах тест | Презентация «Мир арктической пустыни» Карта природных зон |
11 | 9 (21) | В холодной тундре. | -находить на карте природных зон России зону Тундры; -рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте; -устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника; -сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь, объяснять сходства и различия; -формулировать правила соответствующей экологической этики. -приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе; -составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами. | Беседа Тест | Презентация «Тундра и е обитатели» Карта природных зон |
11 | 10 (22) | Среди лесов. | -находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны; -устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги; -в ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения; -работая в паре знакомиться по рисунку с животным миром тайги; -сравнивать природу лесных зон с природой тундры; -формулировать соответствующие правила экологической этики; -приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; -составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами | Беседа Тест | Презентация «Леса России» Карта природных зон |
12 | 11 (23) | В широкой степи. | -находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей; -рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте; -устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги; -в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей; -сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; -формулировать соответствующие правила экологической этики; -приводить примеры экологических связей в степном сообществе; -составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами. | Беседа Тест | Презентация «Степь широкая…» Карта природных зон |
12 | 12 (24) | В жаркой пустыне | -находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь; -рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны; -устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; -в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне; -работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни; -выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника; -сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; -формулировать соответствующие правила экологической этики; -приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе; -составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами. | Беседа Тест | Презентация «Пустыни» Карта природных зон |
13 | 13 (25) | У тёплого моря. | -находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону; -устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор; -в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа; -работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа; -сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь; -приводить примеры экологических связей на Черноморском побережья Кавказа, составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами; -рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города-курорта Сочи и его окрестностей | Беседа Заполнение таблицы | «Тропики и субтропики в России» Карта природных зон |
13 | 14 (26) | Мы- дети родной земли. | -соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; -анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; -моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений. | Сообщение Графический диктант | Политико-административная карта России Презентация «Культура народов России» |
14 | 15 (27) | В содружестве с природой. | -по образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации; -различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; -показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России. | Беседа Заполнение таблицы | Политико-административная карта России Презентация «Чем занимались люди в древности?» |
14 | 16 (28) | Как сберечь природу России. | -работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах; -готовить сообщение классу, презентовать его; -коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока; -высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения; -оценивать свое возможное участие в природоохранной деятельности. | Сообщение Заполнение таблицы Тест | Карта природных зон России |
15 | 17 (29) | По страницам Красной книги. | -работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах; -готовить сообщение классу, презентовать его; -коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока; -формулировать соответствующие правила экологической этики; -приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране; -оценивать свое возможное участие в этой деятельности. | Сообщение Заполнение таблицы Тест | Карта природных зон России Презентация «животные и растения Красной книги» |
15 | 18 (30) | По заповедникам и национальным паркам. | -работая в группах знакомиться с материалами учебника с заповедниками и национальными парками России; -готовить сообщение классу, презентовать его; -коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока; -формулировать соответствующие правила экологической этики; -рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы. | Сообщение Опрос | Карта природных зон России Презентация «Заповедники и их обитатели» |
16 | 19 (31) | Контрольная работа за I полугодие. | -применять свои знания на практике; -работать с заданиями разного типа. | ||
16 | 20 (32) | Обобщение материала по разделу. | -обобщить материал, пройденный за все полугодие; -вспомнить самые главные понятия; -повторить темы, которые меньше усвоены. | ||
17 | 21 (33) | Повторение пройденного материала за полугодие. | -применять весь пройденный материал на практике; -анализировать свои знания и достижения. | ||
Путешествие по Реке времени (25 ч.) | |||||
17 | 1 (34) | В путь по Реке времени. | -на основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти; -различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу; -характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения; -различать два значения понятия истории; -обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории; -определять по дате век события; -называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | Беседа Работа со схемой Заполнение карточек | Книги Иллюстрации Презентация «Началось все очень давно…» |
18 | 2 (35) | Путешествуем с археологами | -описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; -отмечать их возраст на схеме; -узнавать соотносятся ли находки с письменными источниками; -сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири; -рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | Беседа | Иллюстрации Записки археологов Презентация «Зачем нужна археология» |
18 | 3 (36) | В путь по страницам летописи. | -показывать на исторической карте места обитания разных племен; -объяснять значение названий славянских племен; -характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; Сравнивать их и находить общее и различное. | Беседа Заполнение карточек | Иллюстрации Презентация «По страницам летописи» |
19 | 4 (37) | Истоки Древней Руси. | -показывать на карте древние торговые пути; -рассказывать о берестяных грамотах; -показывать на карте древние русские города; -отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; -рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; -называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; -обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. | Беседа Соединить понятия | Иллюстрации Презентация «Главные города Древней Руси» |
19 | 5 (38) | Мудрый выбор. | -составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; -объяснять значение преемственности в их государственных поступках; -обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»; -характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; -узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; -обсуждать проблему выбора и его последствий; -приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан. | Беседа Соединить понятия | Иллюстрации Презентация «Князь Владимир и княгиня Ольга» |
20 | 6 (39) | Наследница Киевской Руси. | -составлять схему родственных отношений древнерусских князей; -объяснять важность преемственности в их государственных поступках; -перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; -характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. | Сообщение | Карта России Презентация «Золотое кольцо России» |
20 | 7 (40) | Москва- преемница Владимира. | -характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; -составлять схему их родственных отношений; -объяснять важность преемственности в их государственных поступках; -сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; -интерпретировать идейный смысл иконы А. Рублева «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности. | Беседа Тест | Карта России Презентация «Александр Невский и Даниил Московский» |
21 | 8 (41) | Начало Московского царства. | -составлять схему родственных отношений правителей московской Руси; -объяснять важность преемственности в их государственных поступках; -обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; -характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. | Беседа Тест | Иллюстрации Карта России Презентация «Москва Белокаменная» |
21 | 9 (42) | Подвижники Руси и землепроходцы. | -презентовать рассказы об основании сибирских городов; -высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания; -характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах. | Беседа Тест | Карта России Карточки с пословицами |
22 | 10 (43) | На пути к единству. | -обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; -характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны; -показывать на карте поволжские города; -называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. | Беседа Тест | Карта России Иллюстрации памятников Минину и Пожарскому, Поволжских городов |
22 | 11 (44) | Начало Российской империи. | -высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости; -характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; -объяснять значение названия города; -называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге; -сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества. | Беседа Тест | Иллюстрации Презентация «ПетрI-основатель Российской Империи» |
23 | 12 (45) | «Жизнь- Отечеству, честь- никому!» | -характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; -обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; -приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; -обсуждать социальную значимость названных понятий. | Беседа Тест | Портреты Презентация «Жизнь –Отечеству, честь –никому» |
23 | 13 (46) | Отечественная война 1812 года | -обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; -характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; -находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации; -приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. За рубежом; -сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения. | Сообщение Тест | Иллюстрации Стихотворения Презентация «Война 1812 года» |
24 | 14 (47) | Великий путь. | -характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае; Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; -отмечать эти латы на схеме «Река времени»; -приводить примеры достижений России на Всемирной выставке В Париже в 1900 г.; -рассказывать об участии родственников и земляков в работе Российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками. | Беседа Работа по карточкам | Карта России Презентация «Как появилась железная дорога» |
24 | 15 (48) | Золотой век тетра и музыки. | -характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в то числе в своем крае; -приводить полные названия первых консерваторий; -даты создания отмечать на схеме «Река времени»; -приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; -передавать впечатление от восприятия от музыкального произведения отечественного композитора XIX- начала XX в.; | Сообщение Тест | Портреты Аудиозаписи Презентация «Великие деятели культуры XIX в.» |
25 | 16 (49) | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | -обобщать знания о произведения великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; -характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; -назвать имена любимых и названия любимых отечественных писателей; -приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; -передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX- начала XX в.; -приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени. | Сообщение Работа по карточкам | Репродукции картин Презентация «Деятели искусства конца XIX-начала XX в.» |
25 | 17 (50) | В поисках справедливости. | -характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; -приводить примеры изменения названий городов и улиц; -по возможности составлять рассказ о воздействии этих событийна жизнь своей семьи в этот период. | Рассказ Графич. диктант | Иллюстрации Фотографии |
26 | 18 (51) | Век бед и побед. | -характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); -по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период. | Рассказ | Иллюстрации Фотографии |
26 | 19 (52) | «Вставай, страна огромная» | -характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; -приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе и своих земляков; -по возможности составлять рассказ о членах своей семьи- ветеранах Великой Отечественной войны. | Рассказ Тест | Исторические карты военных действий Иллюстрации Презентация «Великая Отечественная Война» |
27 | 20 (53) | Трудовой фронт России | -характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 194-1945 гг., в том числе своих земляков; -раскрывать понятие «трудовой фронт»; -по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой отечественной войны. | Рассказ Словарный диктант | Иллюстрации Презентация «Трудовой фронт России» |
27 | 21 (54) | «Нет в России семьи такой…» | -обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; -раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; -характеризовать документы, воспоминания и реликвии и музеев, в том числе своего края; -по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени. | Рассказ Беседа | Иллюстрации Фотографии |
28 | 22 (55) | После Великой войны | -характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет, приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; -соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; -рассказывать о земляках- тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. | Рассказ | Иллюстрации Фотографии Презентация «Награды за мужество великое…» |
28 | 23(56) | Достижения 1950-1970-х гг. | -характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; -приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; -рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи. | Беседа | Иллюстрации Видеоматериал Презентация « Достижения 1950-1970-х гг.» |
29 | 24 (57) | Обобщение материала по разделу. | -актуализировать свои знания по разделу; -вспомнить самые главные понятия раздела; -повторить темы, которые меньше усвоены. | ||
29 | 25 (58) | Проверочная работа. | -проверять знания по разделу; -контролировать, оценивать свою работу, ее результат; -корректировать свои знания. | ||
Мы строим будущее России (10 ч.) | |||||
30 | 1 (59) | Подготовка к итоговой контрольной работе за II полугодие. | -обобщить материал, пройденный за все полугодие; -вспомнить самые главные понятия; -повторить темы, которые меньше усвоены. | ||
30 | 2 (60) | Контрольная работа за II полугодие. | -применять свои знания на практике; -работать с заданиями разного типа. | ||
31 | 3 (61) | Современная Россия. | -характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в.; -приводить примеры преобразований в том числе в своем крае. | Беседа Тест | Политическая Карта России Презентации «Соседи России», «Современная Россия» |
31 | 4 (62) | «Хороша честь, когда есть, что есть». | -характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; -выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; -приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей. | Беседа Сообщение | Карта России Этикетки, упаковки Презентация «Современное производство» |
32 | 5 (63) | Умная сила России. | -обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; -устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; -характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; -приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; -моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции. | Беседа Работа по карточкам | Карта России Вырезки из газет, связанные с успешным производством в России |
32 | 6 (64) | Светлая душа России | -характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; -приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; -составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе. | Беседа Сообщение Соединить понятия | Примеры изделий Иллюстрации Презентация «Ремесла России» |
33 | 7 (65) | Начни с себя! | -аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае; -оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее; -высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. | Презентация своих достижений | Грамоты Дипломы Вырезки из газет |
33 | 8 (66) | Обобщение материала по разделу. | -актуализировать свои знания по разделу; -вспомнить самые главные понятия раздела; -повторить темы, которые меньше усвоены. | ||
Проверочная работа. | -проверять знания по разделу; -контролировать, оценивать свою работу, ее результат; -корректировать свои знания. | ||||
34 | 9 (67) | Обобщение материала за 4 класс. | -подводить итоги года; -выделять интересное для себя среди усвоенного материала; -понимать, для чего нужны полученные знания. | ||
34 | 10 (68) | Итоговое занятие за 4 класс. Игра «Брейн- ринг» | -обобщить все знания, полученные в 4 классе; -применять знания на практике; -воспитывать командный дух. |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебники
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 1.
- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. Ч. 2.
Методические пособия
- Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В., Костыгова А. Е.Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс.
- И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК «Перспектива» .
- Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы.
Книги для чтения
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.
Технические средства обучения
Классная доска;
Компьютер;
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения.