Рабочая программа по окружающему миру 4 класс. Перспектива.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Беклемышева Наталья Анатольевна

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс с тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx92.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №132  с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми

Рассмотрена на ШМО учителей начальной школы  

Протокол № ____от__________

___________________20____г.

Руководитель ШМО

______________Л.В.Новикова

Согласовано:

Зам.директора по НМР ___________О.Г.Трегубова__________________2014г.

Утверждаю:

Директор _________Л.И.Рябова

_______от_________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету

«Окружающий мир», УМК «Перспектива»

4 «А» класс, 68 часов

2014-2015 учебный год

Составитель:

Беклемышева Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Пермь, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, сборника рабочих программ «Система учебников Перспектива 1-4 классы», - М.: Просвещение, 2011 и авторской программы А.А Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир», - М.: Просвещение, 2011.

 Рабочая программа реализуется в УМК «Перспектива»: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений под редакцией авторов: А.А. Плешаков, М.Ю Новицкая «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012.

Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального  многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания предмета являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Количество часов в неделю по программе

2

Количество часов в неделю по учебному плану

2

Количество часов в год

68


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатовначального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Система оценивания

Оценка достижений планируемых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии оценки

Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:

  • Знание пройденного учебного материала;
  • Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
  • Умение планировать свои действия;
  • Навык самопроверки и самоконтроля;
  • Умение аргументировать свои действия;
  • Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Метапредметные результаты оцениваются по методическим пособиям:

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа. Стандарт второго поколения. Москва. Академкнига/учебник. 2014

Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина. Учусь принимать решения. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.

Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина. Комплексная работа. Издательство: ООО «Ферт-Диалог». Центр  развития молодёжи. 2012.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

68 часов в год, 2 часа в неделю

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Человек и природа – 20 часов.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек и общество. Правила безопасной жизни – 48 часов.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Россия на карте, государственная граница России.Москва—столицаРоссии. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Учебник «Окружающий мир» для четвёртого класса включает  четыре раздела:

«Мы -  граждане единого Отечества» -  13 часов;

«По родным просторам»  -  20 часов;

«Путешествие по реке времени»  -  27 часов;

«Мы строим будущее России»  -  8 часов.



Календарно-тематическое планирование

Тема

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения.

I четверть – 16 часов.

Мы – граждане единого Отечества – 13 часов.

1

Общество-это мы.

Проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ; желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребёнка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести сказки; понимание успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», «сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» и использовать их в активном словаре; определять вид общества и обосновывать своё мнение; обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу;  отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;  определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение; устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания; использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

Рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;  о гражданском обществе;  о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;  о правах и обязанностях гражданина России; о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

 Составлять и оформлять:  проект («Мой проект на благо России»);  фоторассказ об общности народов России;  паспорт ученика.

Составлять и писать: рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.

2

Российский народ.

3

Конституция России.

4

Права ребенка.

5

Государственное устройство России

Проявлять интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственному устройству Российской Федерации; интерес к соседним государствам;  добрососедское и уважительное отношение к много

Раскрывать значение понятий «государство», «федерация», «республика», «выборы», «референдум», «президент», «штандарт», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «субъект РФ», «суд», «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «хан» и использовать их в активном словаре;  определять особенности государственного устройства РФ и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для составления схемы самоуправления в классе;  определять государственную границу на суше, на море, в воздушном пространстве, условия её пересечения и обосновывать своё мнение;  определять объекты всемирного природного наследия Беларуси и обосновывать своё мнение;  определять природные особенности и образ жизни в Монголии и обосновывать своё мнение.

Выполнять учебное задание, используя план; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;  ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;  оценивать результат собственной деятельности;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;  учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;  конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;  адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ;  о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности, современные достижения); о сопредельных с РФ странах, об особенностях культуры этих стран.

Определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства, многообразие культур соседних государств; интерес и желание.

 Составлять:  схему самоуправления в классе;  памятку о пересечении государственной границы России.

Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства.

6-7

Российский союз равных

8

Государственная граница России

9

Путешествие за границу России

10

Сокровища России и их хранители

Проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к российской культуре и многообразию культур народов России; желание определять происхождение названия природного объекта по его значению;

Раскрывать значение понятий «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие», «яранга» и использовать их в активном словаре;  определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение;  определять происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение;  определять роль русского языка и культуры в творчестве деятелей культуры народов России и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для определения названия природного объекта по его значению.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; выбирать вариант выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;  учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;  конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;  адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать о происхождении названий природных объектов;  о хранителях языка одного из народов России;  о деятельности создателя национальной письменности; о жизни и творчестве К. Л. Хетагурова, Ю. С. Рытхэу;

 Определять на карте местоположение различных природных объектов.

Исследовать название природного объекта родного края и рассказывать о нём, используя план.

Составлять и оформлять презентацию о хранителе языка одного из народов России.

Оформлять и представлять: выставку книг; презентацию о выдающихся деятелях культуры уроженцах родного края.

Определять и писать название природного объекта по его значению.

11

Творческий союз

12

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества».

Выполнять задание в соответствии с целью.

Определять права и свободы сказочных героев; определять и записывать основные принципы Декларации прав ребёнка ООН, определять функции представителей власти в РФ; определять значение слов «граница», «виза»; соотносить название республики и её столицы;  определять название соседнего с Российской Федерацией государства; соотносить пословицы народов РФ по теме;  определять по происхождению название природного объекта и писать его современное название.

13

Проверочная работа. Наши проекты. За страницами учебника.

По родным просторам – 20 часов.

14

Карта – наш экскурсовод.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природным ресурсам России; творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»; понимание успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

Определять: различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Рассказывать: о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

о значении природных богатств в жизни людей.

Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

15

По равнинам и горам.

16

В поисках  подземных кладовых.

II четверть – 14 часов.

1

В  поисках  подземных кладовых.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природным ресурсам России; творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»; понимание успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

Определять: различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Рассказывать: о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

о значении природных богатств в жизни людей.

Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

2

Наши реки.

3

Озера – краса земли.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природным ресурсам России; творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»; понимание успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

Определять: различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

Выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выбирать вариант выполнения задания; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Рассказывать: о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

о значении природных богатств в жизни людей.

Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

4

По морским просторам.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к природе; творческое отношение к составлению заданий для викторины; понимание своей успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные клима-тические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре; определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; определять особенности чередования природных зон России с се-вера на юг и обосновывать своё мнение; определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение; определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение; определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение; устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Выполнять задание в соответствии с целью; выполнять учебное задание в соответствии с планом; выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; выбирать вариант выполнения задания; соотносить полученный результат с поставленной целью.

Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать:  о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон; о причине чередования природных зон с севера на юг; о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России; о приспособленности рас-тений и животных к условиям жизни в природной зоне; об экологических связях в природном сообществе.

 Сравнивать природные зоны России.

 Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.

Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.

Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.

Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.

5

С севера на юг.

6

В ледяной пустыне.

7

В холодной тундре.

8

Среди лесов.

9

В широкой степи.

10

В жаркой пустыне.

11

У теплого моря. Контрольная работа.

12

Мы- дети родной земли.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к при-роде; творческое отношение к составлению правил для руб-рики проекта «Природа — наш дом»; понимание своей успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре; определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение; определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение; определять экологические проблемы каждой природной зоны Рос-сии и обосновывать своё мнение; определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение; определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания для создания рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

Выполнять задание в соответствии с целью; давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; выбирать вариант выполнения задания; соотносить полученный результат с поставленной целью.

Адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать: об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край; о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране; о заповедниках и природных национальных парках России.

Определять на карте территориальные единицы Российской Федерации.

Выбирать природный объект, исследовать происхождение его названия, оформлять презентацию и представлять её одноклассникам.

Составлять и оформлять: условные знаки для правил поведения в природе; презентацию (о растениях, животных Красной книги России и своего края, о заповедниках и природных национальных парках Рос-сии и своего региона); проекты «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России».

Составлять правила для рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

13

В содружестве с природой.

14

1

Как сберечь природу России.

По страницам Красной книги.

III четверть – 20 часов.

1

По заповедникам и национальным паркам.

Проявлять: интерес к изучению темы; бережное отношение к при-роде; творческое отношение к составлению правил для руб-рики проекта «Природа — наш дом»; понимание своей успешности при изучении темы.

Раскрывать значение понятий «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре; определять европейскую и азиатскую часть России и обосновывать своё мнение.

Рассказывать: об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край; о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране; о заповедниках и природных национальных парках России.

Путешествие по реке времени – 27 часов.

2

В путь по реке времени.

Понимать роль и место Геродота и летописи Нестора в мировой и отечественной исторической науке; понимать значимость устных рассказов для сохранения народной памяти; осознавать личностную ответственность за сохранение памяти о прошлом нашего Отечества.

Рассказывать 1-2 сюжета легенд, событий, преданий о событиях из прошлого своего края; различать в этих сюжетах поэтический вымысел и реальную историческую основу; обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории.

Называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова «история»; знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (реки) времени.

3

Путешествуем с археологами.

Понимать значимость археологических находок для сохранения памяти о прошлом своего края; проявлять интерес к работе с вещественными источниками исторических знаний о давнем и недавнем прошлом людей.

Рассказывать 1-2 сюжета из древней истории человечества по священным книгам; соотносить археологические находки с соответствующим историческим временем или событием; сравнивать образ оленя в сказках и преданиях и в изобразительном искусстве скифов, древних народов Сибири.

Описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике, музеях; знать древние представления о происхождении и истории человечества; иметь представление о работе археологов.

4

По страницам летописи.

Осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории.

Характеризовать связь значений славянских этнонимов с особенностями мест их обитания; сравнивать между собой женские височные украшения.

Показывать на карте места обитания различных племён, о которых рассказывает летопись; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине.

5

Истоки древней Руси.

Понимать значимость торговли и торговых путей в объединении разных племён в единое Древнерусское государство; понимать значение Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; осознавать ценность братских отношений между людьми, важность понятия «братство».

Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; сравнивать карту Древней Руси с современной картой России; рассказывать о берестяных грамотах; отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания русских городов и летописи.

Знать названия городов, игравших большую роль в создании и распространении единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древнерусских городов; показывать на карте древние торговые пути, называть имена родоначальника правящей династии.

6

Мудрый выбор.

Осознавать значение славянской письменности в истории и культуре России; понимать важность преемственности в государственных поступках для истории государства и жизни общества.

Выявлять отдельные яркие архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси; составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Знать фрагменты Повести временных лет, рассказывающих о деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век Крещения Руси;

7

Наследница Киевской Руси.

Осознавать важность преемственности в государственных поступках людей, обладающих властью; понимать важность культурного наследия, созданного предками.

Формулировать тему урока; рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток; составлять схему родственных отношений древнерусских князей; оформлять Календарь памятных дат; рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; составлять рассказ о Куликовской битве с помощью картин коломенских художников и дополнительной литературы, рассказывать о победе на Куликовом поле.

Знать, чем отличались князья Владимир Святой,  Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте.

8

Москва- преемница Владимира.

Осознавать необходимость взвешенной и гибкой политики государственного деятеля во благо страны; понимать важность преемственности и последовательности  в действиях государственных деятелей.

 Иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, монголо-татарского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля.

9

Начало Московского царства.

Осознавать важность преемственности в государственных поступках людей, обладающих властью.

Формулировать тему урока; рассказывать о роли князя Ивана III и царя Ивана Грозного в укреплении и расширении Московской Руси; составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; определять сходство между печатью великого князя Ивана III  и гербом РФ.

Иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана III; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси.

10

Подвижники Руси и землепроходцы.

Понимать важность для развития страны в  любую эпоху самых разных направлений деятельного творчества людей; оценивать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных созидательных делах и поступках.

Формулировать тему урока;  рассказывать о деятельности митрополита Макария как создателя Летописного свода, первопечатника Ивана Фёдорова, землепроходца Семёна Дежнёва; составлять рассказ об основании сибирских городов; оформлять Календарь памятных дат.

Знать важнейшие деяния соотечественников 16-17 вв., иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека-созидателя.

11

На пути к единству.

Понимать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; осознавать важность лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках людей, живущих в переломные моменты истории страны.

Формулировать тему урока;  рассказывать о деятельности патриарха Гермогена как вдохновителя объединения людей для защиты Отечества, о позиции монахов Троице-Сергиева и Смоленского монастырей; рассказывать о праздновании Дня народного единства в своём городе; оформлять Календарь памятных дат.

Знать отдельные важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь К.Минина и Д.Пожарского.

12

Начало Российской империи.

Понимать необходимость для безопасности и развития страны и граждан, для сохранения независимости государства отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования.

Формулировать тему урока; объяснять значение названия города Санкт-Петербурга; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества.

Знать, какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; характеризовать эти преобразования.

13

«Жизнь- Отечеству, честь- никому ».

Осознавать социальную значимость понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо».

Формулировать тему урока; характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровское время; оформлять Календарь памятных дат.

Иметь представление о понятиях «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом.

14

Отечественная война 1812.

Оценивать качества личности как истинного гражданина своего Отечества (на примере М.И. Кутузова – настоящего народного полководца).

Формулировать тему урока; приводить доказательства значительности личности М.И. Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего народного полководца; искать сведения о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации.

Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года (Бородинская битва, пожар Москвы, всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом.

15

Великий путь.

Осознавать значение личного вклада каждого гражданина и каждой российской семьи в промышленное развитие страны и упрочение её благосостояния.

Формулировать тему урока; рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе российской промышленности 19 века; сопровождать рассказ об участии родственников в работе российской промышленности фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками.

Представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в 19 веке; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.

16

Тест по теме «Российская империя».

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью.

17

Золотой век театра и музыки.

Оценивать своё впечатление от прослушанного музыкального произведения отечественного композитора 19-20 веков.

Формулировать тему урока; характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке; отмечать даты создания консерваторий на схеме «Река времени»; рассказывать об отечественном театре и музыке 19 начала 20 века с использованием видео- и аудиозаписей отечественных и зарубежных исполнителей.

Иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в 19 веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире.

18

Рассвет изобразительного искусства.

Оценивать своё впечатление от восприятия картины  отечественного художника 19-20 веков; осознавать значимость отечественной литературы для личностного роста человека.

Формулировать тему урока; характеризовать развитие и роль изобразительного искусства и литературы России в 19 веке; приводить названия важнейших хранилищ мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве;  рассказывать об отечественных достижениях мирового уровня в литературе и изобразительном искусстве.

Приводить примеры произведений великих русских художников и писателей 19 века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей 19 века и имена их авторов; называть любимые произведения отечественных художников 19 века и имена их авторов.

19

Контрольная работа.

Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью.

20

В поисках справедливости.

Оценивать значение событий начала 20 века в переустройстве общественной и частной жизни людей.

Формулировать тему урока; составлять рассказ о воздействии революционных событий на жизнь своей семьи в обозначенный период; высказывать аргументированное суждение о том, в чём состоит разница между Гражданской о Отечественной войнами; рассказывать о событиях начала 20 века, используя фотографии в учебнике.

Характеризовать события начала 20 века; приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала 20 века как результат этих событий.

IV четверть – 16 часов.

1

Век бед и побед.

Осознавать важность экономического развития России для сохранения независимости страны; проявлять интерес к истории своей семьи в период до начала Великой Отечественной войны.

Формулировать тему урока; рассказывать о созидательной жизни в СССР после революции 1917 года, используя фотографии учебника; объяснять символическое значение скульптурной композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница» и  смысл орудий труда – серп и молот в руках персонажей; определять для чего в 20-30 годах 20 века в первую очередь строились заводы, фабрики, электростанции.

Характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный исторический период.

2

«Вставай страна огромная».

Осознавать героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи в военные годы, уважение к членам своей семьи – ветеранам Великой Отечественной войны.

Формулировать тему урока; рассказывать о главных этапах войны, о памятниках в честь советских воинов, используя фотографии учебника; сравнивать символику ордена Отечественной войны I степени с символикой  герба СССР; составлять рассказ о том, как сохраняют память о войне в своём городе» составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны» оценивать свой уровень знаний и правильность ответа.

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков.

3

Трудовой фронт России.

Осознавать важность сохранения культурного наследия в годы войны; оценивать героизм сограждан – в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи, уважение к жизни и труду её членов, работавших на нужды фронта.

Приводить доказательства того, что работа в тылу по достоинству названа трудовым фронтом; составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны; сравнивать иллюстрации итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008 года, оценивать на этой основе уровень нанесённого войной ущерба и высокое мастерство реставраторов, восстановивших культурное наследие страны; рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, используя фотографии учебника.

Иметь представление о понятии «трудовой фронт» из рассказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; характеризовать подвиги советских людей в тылу во время  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; приводить примеры трудовых подвигов советских людей, в том числе своих земляков.

4

«Нет в России семьи такой …».

Понимать важность бережного отношения к документам и реликвиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., хранящимся в семье; оценивать важность семейных воспоминаний как основы личной исторической памяти младших поколений; сочувствовать глубине человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; проявлять интерес и стремление к сохранению раритетов военного времени в семейных архивах.

Составлять рассказ о документах, фотографиях, реликвиях своей семьи периода Великой Отечественной войны; подбирать фотографии, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти»; высказывать аргументированное суждение о значении семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; записывать воспоминания старших родственников о военном времени.

Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в своей семье как живые свидетельства человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях своего края.

5

После великой войны.

Проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о её участии в первой послевоенной пятилетке; осознавать важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.

Рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи; сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы; высказывать аргументированное суждение о значениях всеобщего обязательного семилетнего образования; рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы, используя иллюстрации учебника.

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне и соотносить их с результатами восстановительной работы.

6

Достижения 1950- 1970х годов.

Осознавать важность и значимость достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае; проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о её жизни во второй половине 20 века.

Рассказывать о наших соотечественниках, прославивших страну своими успехами; рассказывать о людях, изображённых на фотографиях (В.В. Терешкова, А.А.Леонов, Ю.А. Гагарин и т.д.), используя дополнительные источники информации; рассказывать о земляках-тружениках второй половины 20 века, в том числе о членах своей семьи.

Иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы 20 века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе о членах своей семьи.

7

За страницами учебника. Наши проекты.

Обобщение. Представление своих работ.

8

Тест на тему «История России».

Выполнять задание в соответствии с целью.

Мы строим будущее России – 8 часов.

9

Современная Россия.

Осознавать важность предшествующих этапов в жизни страны для современной России; оценивать значение преемственности в истории Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи в первом десятилетии 20 века.

Составлять маршрут путешествия; обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности; оценивать правильность выполнения задания; обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в жизни своего города; объяснять символическое значение образа моста в этой главе учебника.

Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы 20 века и первое десятилетие 21 века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае; иметь представление о понятиях «демократизация», «гласность», «суверенитет».

10

Хороша честь, когда есть, что есть.

Оценивать нравственную сторону аграрного, сельскохозяйственного труда, связанную с бережным отношением к природе; осознавать символический образ России – женщины-матери или богатыря-труженика; проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в селе.

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; составлять связный рассказ – репортаж, используя фотографии учебника» сравнивать достижения белгородцев с особенностями жизни сёл своего края.

Знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства.

11

Комплексная контрольная работа.

Выполнять задание в соответствии с целью.

12

Умная сила России.

Проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в городах и поселениях городского типа рядом с крупным промышленным предприятием.

Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; составлять репортаж по фотографиям учебника; моделировать социальные ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции.

Знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности; иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества науки и промышленности для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае.

13

Светлая душа России.

Проявлять интерес к событиям и явлениям культурной жизни современной России.

Называть лучшие человеческие качества; отражать их в символических образах России; составлять рассказ о ярком событии в сопровождении фотографий и т.д.

Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всё мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае.

14

Начни с себя.

Проявлять интерес к достижению достойных целей ради собственного блага, неразрывно связанного с процветанием России; понимать личную ответственность каждого человека за будущее России.

Устанавливать связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России; аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников; высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России; оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, отличившихся в самых разных видах деятельности; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае.

15-16

За страницами учебника.

Подведение итогов.

Обобщение. Представление своих работ.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические средства образовательной деятельности

1. Классная доска.

2. Мультимедийный проектор.

3. Компьютер.

5. Экран.

6. Принтер.

7. Сканер.

Учебно-методическое обеспечениеобразовательной деятельности

1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2012.

2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2014.

3. П.В. Ижевский. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 4 класс. М. Просвещение. 2012.

4. Яценко И.Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива"). 4 класс, 2014.

Интернет-ресурсы

Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru

Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа:http://www.4stupeni.ru

Педагогическое сообщество. – Режим доступа:http://www.pedsovet.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://www.nachalka.info/about/193

Диски

1. Уроки безопасности.

2. Большая советская энциклопедия.

3.. 7 чудес света.

4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Список литературы (основной)

1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2012.

2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2014.

3. П.В. Ижевский. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 4 класс. М. Просвещение. 2012.

4. Яценко И.Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" к УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива"). 4 класс, 2014.

5. М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Методические рекомендации с поурочными разработками. 4 класс.  М.: Просвещение,2012

Список литературы (дополнительный)

А.А. Плешаков «От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы». М.: Просвещение, 2014.

А.А. Плешаков «Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов». М.: Просвещение, 2013.

А.А. Плешаков, А.А. Румянцев «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов». М.: Просвещение, 2013.

Список литературы для учащихся

1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 4 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2012.

2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2014.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля»г.Перми

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по  учебному предмету «Окружающий мир»,

УМК «Перспектива»

4 «А» класс

2014-2015 учебный год

Пермь, 2014

Приложение 1

Перечень оценочных средств

№ п/п

Наименование

оценочного

средства

Краткая характеристика оценочного средства

Источник, выходные данные

Комплексная письменная работа.

Комплексная работа для итоговой оценки сформированности учебной компетентности. Система работ направлена на оценку способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде, решать учебные и практические задачи на основе сформированности предметных знаний и умений по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа под редакцией Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2014.

Комплексная письменная работа.

Выявление уровня (базового или повышенного) сформированности наиболее существенных и значимых для дальнейшего обучения УУД. Работа позволяет выявить и оценить успешность освоения предметных аспектов обучения русскому языку, математике, окружающему миру.

Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова «Итоговая аттестация выпускников начальной школы». М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Тест.

Задания направлены на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Окружающий мир. Стандартизированные материалы для итоговой аттестации. М.: СПб: Просвещение, 2014.

Комплексная письменная работа.

4 варианта заданий базового уровня к одному и тому же тексту, 1 вариант заданий повышенной сложности для работы в парах.

Задания направлены на оценку сформированности осознанного чтения, умений работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по математике, русскому языку и окружающему миру.

О.Б. Логинова «Мои достижения. Итоговая комплексная работа». М.: Просвещение, 2014.

Тест.

4 задания уровня А, 3 задания уровня В, 2 задания уровня С.

И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по окружающему миру» к УМК А.А. Плешакова, М.И. Новицкой («Перспектива»). Москва: ВАКО, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс

Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...

Рабочая программа по окружающему миру-УМК " Перспектива" 1 класс

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки...