Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Цуканова Оксана Анатольевна

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:

  • пояснительную записку, в которой  конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики  учебного предмета
  • общую характеристику учебного предмета
  • описание места учебного предмета в учебном плане

·         описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

·         личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

·         содержание учебного предмета

·         тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

·         описание  материально – технического  обеспечения  образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_novaya_22.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции   Приказа  Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643)  рабочая программа включает восемь разделов:

  • пояснительную записку, в которой  конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики  учебного предмета
  • общую характеристику учебного предмета
  • описание места учебного предмета в учебном плане
  • описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
  • содержание учебного предмета
  • тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
  • описание  материально – технического  обеспечения  образовательной деятельности

Рабочая программа по учебному  предмету  «Окружающий мир»  для  4г  класса  разработана  на основе следующих нормативных документов:

п/п

Нормативные     документы

1.

Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный номер №15785)  c изменениями, внесёнными  приказами  Министерства  образования и науки  Российской Федерации  от 26 ноября 2010 г. №1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный номер №19707), от  22 сентября 2011 г. №2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный номер  №2 2540), от 18 декабря 2012 г. №1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  11 февраля 2013 г., регистрационный номер №26993) , от 19 декабря 2014 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  06  февраля 2015 г., регистрационный номер №35916)

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373

3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357  "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"

4.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012 г. N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"

5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от  6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

6.

Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания  личности гражданина России

7.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования

9.

Учебный план  МБОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа  №6»  г. Курчатова  на 2014/2015 учебный год

10.

Локальный акт МБОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа  №6»   г. Курчатова  «Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа №6»  г. Курчатова»

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы по окружающему миру (Примерные   программы начального общего образования. М.: Просвещение.) и авторской программы (Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.М.: Просвещение. 2011 г.), а также планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2014 г.
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2014 г.

Цели  курса:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основной задачей реализации содержания предмета является  формирование у обучающегося:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно- нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции

культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
  • познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1-го по 4-й класс.  «Окружающий мир» относится  к предметной области «Обществознание» и реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана начального общего образования.  В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №6»  г. Курчатова  на предмет  «Окружающий мир»   в  4   классе отводится 2 часа в неделю при 34-х учебных неделях. Рабочей программой запланировано 68 ч., что соответствует учебному плану.

     

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • отказ от деления на «своих» и «чужих»;
  • уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

  • принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
  • критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
  • готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • Умеющий высказать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;                                                                                                                              
  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;                                                      
  • проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;                  
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;                                                                                                  
  •  представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;        
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;                                                                                                              
  • навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;                                                                                                                    
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;                                                                                                            
  • мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;                                                                                                                            
  • понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;                                                            
  • способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);                            
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;                                          
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;          
  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);                                                  
  • готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;                                                                            
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;                                                                                                                
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; представление о морально-нравственных
  • понятиях и нормах поведения и умение оформлять их в этическое суждение о поступке;                                                                      
  • знание основных моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами;                                                                                                                                      
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;                    
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                                                                                
  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;                                                                                                                                        
  • установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства здоровья физического, психического и духовно-нравственного.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;  сохранять учебную задачу в течение всего урока;                                                                                                
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;                                                                                                                                            
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;                                                                                                                        
  • планировать своё высказывание (выстраивать  последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);                                              
  • планировать свои действия;  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке,

объективно относиться к своим успехам и неуспехам;                                                                            

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;                                                                                                                                  
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;                                                    
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;                                                        
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;                                                                  
  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;                                                
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);                                                                                  
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;                                                                                                                   понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;                              
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,  сравнение и классификацию по заданным критериям;                                        
  •   устанавливать причинно-следственные связи;                                                                        
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;                                                              
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;                        
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;                                                  
  • владеть общим приёмом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;                                                                                                                        
  • формулировать ответы на вопросы;                                                                                              
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;                                                        
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,  в том числе в ситуации столкновения интересов;                                                                                    
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;      
  • аргументировать свою позицию;                                                                                              
  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;                                                                      
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;                                                                          
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание,  я его обязательно учту» и др.;                
  • понимать и принимать задачу совместной  работы,  распределять роли при выполнении заданий;                                                                                                                  
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи  (с учётом возрастных особенностей, норм);                                                                                        
  •  готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему;                                                                                                                                                    
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;                                                                                                                                  
  •  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;                                                                                                                  
  • использовать речь для регуляции своего действия;                                                                    
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;                                                                                                        
  •  достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;                                                                                                              
  • называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);                                                                                    
  • приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);  приводить конкретные примеры прав ребёнка;                          
  • называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти в ней — многонациональный народ;   называть имя действующего Президента РФ и его полномочия как главы государственной власти;                                                                                                                    
  •  перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения); наличие регионального герба, гимна, флага; самобытное природное и культурное наследие; выдающиеся граждане;                                                            
  •  показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;
  • показывать на карте и называть государства, сопредельные России;                                
  • характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;                                          
  • знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;                                                                                                                                  
  • приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных Курской области;                                                                                                                                            
  • соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;                                                                                                                            
  • располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;                                          
  • отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;                                                                                                                                            
  •  показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;                                                                                                                                  
  • определять по карте местоположение древнейших русских городов;                                            
  • называть дату (век) Крещения Руси;                                                                                      
  • характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);                                                      
  • называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте;                
  • называть дату (век) Куликовской битвы;                                                                                
  • называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);                                                
  • показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;                                                                                                                                
  • перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;                                                                                      
  •  приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);                                                                                          
  •  называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);                                                                            
  •   называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в Курской области);              
  •  характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);  
  • характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);                                                                                              
  • называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);                                                                                                                          
  • характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в Курской области;                                                  
  • называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);                                                                                                                                    
  • характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;                                                                                              — называть реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;                      
  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;                  
  • характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);                    
  • характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;                                                                                                                                                    
  •  называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;                                                                                                  
  •  приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в Курской области и г. Курчатове.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии курса (4 класс)        

Человек и природа

           Формы  земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

           Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

         Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

        Человек – часть природы, зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

         Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек и общество

Общество  - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

        Человек – член общества, носитель и созидатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

       Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

        Наша Родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика России. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

        Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность  государства за     благополучие своих граждан. Ответственность    российских граждан за свое Отечество.

        Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире – культурная ценность человечества.

      Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. Основные религии народов России.

       Родной край – частица России. Родной город, область: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важнейшие сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

         История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, РФ. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Последовательность изучения тем определяется в соответствии с авторской рабочей  программой  по  окружающему  миру  (Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы.М.: Просвещение. 2011 г.) и выбранным УМК.  В авторскую рабочую программу внесены изменения. Из резерва учебного времени  взяты по 2 часа  для изучения тем «Мы – граждане единого Отечества», «По родным просторам»;  4 часа для изучения темы «Путешествие по Реке времени», 4 часа для изучения темы «Мы строим будущее России».

Название темы

Количество

часов по  программе

Коррекция часов

Количество

часов по календарно-тематическому

планированию

1.

Мы – граждане единого Отечества.

10 ч

10 ч

2.

По родным просторам.

18 ч

5 ч

23 ч

3.

Путешествие по Реке времени.

23 ч

4 ч

27ч

4.

Мы строим будущее России.

5 ч

3 ч

8 ч

Резерв учебного времени

12 ч

-

Итого

68 ч

12 ч

68 ч

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка метапредметных реультатов  предполагает оценку универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Уровни освоения  программ начального общего образования.

Базовый уровень (обучающийся научится):

• узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и  правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Возможный уровень (обучающийся получит возможность научиться):

• использовать при проведении практических работ  инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.)

для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

•пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. 

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании локальных актов  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего  контроля и промежуточной аттестации, так и в ходе выполнения комплексных работ на межпредметной  основе. Измерители  качества выполнения  федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования:

  • устные ответы обучающихся,
  • письменные  работы,
  • тесты,
  • контрольные работы,
  • административные контрольные работы,
  • комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,
  • портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).        

Контроль за выполнением практической части рабочей программы

Тема раздела

Кол.

час

Практич. работы

Экскурсии

Проектные

работы

Контроль-ные

работы

Административная контрольная работа

1

Мы – граждане единого Отечества.

12 ч

1

-

3

1

2

По родным просторам.

20 ч

5

-

1

1

3

Путешествие по Реке времени.

27 ч

1

-

1

1

4

Мы строим будущее России.

9 ч

-

2

1

1

Итого

68 ч

7 ч

2 ч

6 ч

3 ч

1 ч

Формы промежуточной аттестации на уровне начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО

В соответствии  с требованиями ФГОС НОО основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС НОО, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребёнка.

Промежуточная аттестация в 2014-2015 учебном году в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова проводится после освоения программ соответствующего класса за год и включает в себя итоговую комплексную работу на межпредметной основе .

Порядок организации и проведения промежуточной аттестации регламентируется  «Положением о проведении промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова».

Календарно-тематическое планирование (68 ч.)

        

   №

п\п                                    

№ урока        

 Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемые   результаты

 

Домашнее задание

Дата

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

п

ф

Мы – граждане единого Отечества  (10 ч)

1

1

Человек и общество!

Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Знать государственную символику России. Различать права и обязанности России. Определять по карте граничащие государства с Россией.

Проявлять интерес к познанию мира

 Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение»,«сообщество», «гражданское

общество», «соотечественник»; выполнять учебное задание в соответствии с целью; формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

Рассказывать о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах

Учеб.

С4-7, отвеч. на вопросы

2014г

02.09

2

2

Российский народ

Проявлять уважительное отношение к государственной символике.

Объяснять смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;  адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога

Уметь характеризовать государственную символику России

Составлять и оформлять проект «Мой проект на благо России».

Учеб.стр.8-11, Р. т с 7 №2, 3

03.09

3

3

Конституция России

Проявлять уважительное отношение к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ.

Определять  права и обязанности граждан РФ, обосновывать своё мнение;

ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания

Рассказывать о Конституции РФ.

Уметь устанавливать соответствие статей Конституции РФ  и нравственных правил отечественной и мировой культуры

Учеб.стр.12-15, Р. т с.11  №2, 3

09.09

4

4

Права ребенка

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

 Устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Рассказывать о Декларации прав ребёнка ООН, о правах ребёнка и законах, их гарантирующих в РФ.

Учеб.стр16.-18, отвечать на вопр.с 19

10.09

5

5

Государственное устройство России

Проект «Если бы меня выбрали Президентом России»

Проявлять уважительное отношение к государственному устройству РФ

Раскрывать значение понятий «государство», «республика», «выборы», «референдум», «президент»;выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

Рассказывать  об особенностях государственного устройства России и о Конституции РФ

Учеб.стр.

20-22, Р. т с15  № 3

16.09

6

6

Российский союз равных

Понимание успешности при изучении темы

Раскрывать значение понятий «федерация», «республика»; выполнять задание в соответствии с целью.

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Рассказывать о субъектах РФ (местоположение на географической карте, граница, соседи, столица, символика и её значение, природные и культурные достопримечательности .

Учеб.стр.

22-24, Р. т с 16, №2,3

17.09

7

7

Государственная граница России

Проявлять интерес к соседним государствам

 Раскрывать значение понятий «граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня»; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога

Составить памятку о пересечении государственной границы России

Учеб.стр

30-33, Р. т с20  №2,3

23.09

8

8

Путешествие за границу России

Проявлять добрососедское и уважительное отношение к многообразию культуры соседних государств

 Определять объекты всемирного наследия Беларуси, природные особенности и образ жизни в Монголии, обосновывать своё мнение.

Рассказывать о Беларуси, Монголии, об особенностях их культуры, о памятниках всемирного наследия Беларуси.

Учеб.стр.

34-37, Р. т с.22  № 1

24.09

9

9

Сокровища России и их хранители

Проявлять уважительное отношение к российской культуре и многообразию культур народов России

Определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ, определять происхождение названий природных объектов, обосновывать совё мнение.

Рассказывать о происхождении названий природных объектов, о хранителях языка одного из народов России

Учеб.стр.

38-43, Р. т с.24  №1,3

30.09

10

10

Творческий союз

Проявлять интерес к изучению темы.

Определять вклад деятелей культуры народов России в общенациональное наследие и обосновывать своё мнение.

Рассказывать и жизни и творчестве К.Л.Хетагурова, Ю.С.Рытхэу.

Учеб.стр.

44-47, Р. т с.26  №2,

01.10

По родным просторам (23 ч)

11

1

Карта – наш экскурсовод

Знать условные знаки физической карты. Различать озёра и моря по существенному признаку.

Определять по карте природные зоны России. Сравнивать природу природных зон.

Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб».

Определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение; определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение

Рассказывать о физической/

контурной карте России;

рассказывать об условных знаках физической карты России;

рассказывать о своей стране, используя физическую карту России

Учеб.

стр.

50-53, Р. т с.30  №4,5

7.10

12

2

По равнинам и горам

Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение;

определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение.

Рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России;

рассказывать о различных формах земной поверхности России;  рассказывать о формах земной поверхности своего края; определять природные объекты на физической карте России

Учеб.стр.

54-57, Р. т с32  №4

8.10

 

13

3

В поисках подземных кладовых

Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

Проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; проявлять бережное отношение к природным ресурсам

Рассказывать:  о полезном ископаемом и его свойствах;  о месторождении и способах добычи полезных ископаемых; проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице; определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России.

Определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение; определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение

Учеб.стр.

58-61, Р. т с35  №3,4

14.10

14

4

Наши реки.

Значение рек в жизни людей.

Проявлять интерес к изучению водных ресурсов России

Определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России;  составлять схему «Части реки»

 Определять части реки и обосновывать своё мнение; определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение

Учеб.стр.62-65, Р. т

С 36  №5

15.10

15

5

Озера – краса земли

Проявлять интерес к изучению водных ресурсов России

Рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей;  

рассказывать о глубине озёр страны

Сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение.

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Учеб.стр.

66-67, Р. т с38  №2,4

21.10

16

6

По морским просторам

Проявлять бережное отношение к водным богатствам страны

Определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России; оформлять и представлять презентацию о реках, озёрах, морях России;  оформлять и представлять фоторассказ о водоёме родного края

Определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение.

Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

Учеб.стр.

70-73, Р. т с40  №3,4

22.10

 17

7

Контрольная работа по теме: «Моря , озера, реки.»

28.10

18

8

Урок – викторина. Мы граждане единого Отечества

Проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны.

Раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение»,«сообщество», «гражданское

общество», «соотечественник»; выполнять учебное задание в соответствии с целью; формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины

29.10

19

9

Карта природных зон России.

 С севера на юг

Проявлять бережное отношение к природе

Рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон, о причине чередования природных зон с севера на юг

Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;  выполнять учебное задание в соответствии с планом

Учеб.стр.

74-77, Р. т с44  №4-6,

11.11

20

10

Зона арктических пустынь.

В ледяной пустыне

Проявлять интерес к многообразию природных зон России

Рассказывать о природной зоне арктических пустынь, и определять местоположение на карте природных зон России; рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире арктических пустынь;  рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики, составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь

Определять особенности природной зоны Арктики и обосновывать своё мнение;  определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение

Учеб.стр.

78-81, Р. т с46  №3-5,

12.11

21

11

В холодной тундре

Проявлять интерес к многообразию природных зон России

Рассказывать о природной зоне тундры, и определять местоположение на карте природных зон России; рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире тундры;  рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне тундры, составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны тундры

Определять особенности природной зоны тундры и обосновывать своё мнение;  определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение

Учеб.стр.

82-85, Р. т с 48 №2,4,5

18.11

22

12

Среди лесов

Практическая работа «Определение в гербарии растений леса»

Проявлять бережное отношение к растительному и животному миру леса

 Рассказывать о лесной природной зоне и определять её местоположение на карте природных зон России, о природных условиях, о растительном и животном мире лесных природных зон , о видах лесов, о растительном и животном мире лесной зоны; изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом; составлять цепи питания, характерные для обитателей лесных зон;

Определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;  определять особенности лесных зон и обосновывать своё мнение;

 устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение

Учеб.стр

86-89, Р. т с50  №3,4

19.11

23

13

В широкой степи

Практическая работа «Знакомство по гербарным образцам с растениями степей»

Проявлять интерес к природным зонам России

Рассказывать о природной зоне степей и определять местоположение на карте природных зон России,  о природных условиях, растительном и животном мире пустынь, о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне степей,  о растительном и животном мире степей

Определять климатические особенности природной зоны степей, и обосновывать своё мнение;  определять зависимость природы зоны степей от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение;  определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны степей

Учеб.стр.

90-93, Р. т с 52 №2,4

25.11

24

14

В жаркой пустыне

Проявлять интерес к природным зонам России

Рассказывать о природной зоне пустынь, определять местоположение на карте природных зон России, о природных условиях, растительном и животном мире природной  зоны  пустынь, о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне пустынь;

рассказывать о растительном и животном мире пустынь

Определять климатические особенности природной зоны пустынь России и обосновывать своё мнение;  определять зависимость природы зоны пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение;

определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны пустынь

Учеб.стр.

94-97, Р. т с 54 №3,4

26.11

25

15

У теплого моря

Практическая работа «Знакомство по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа»

Проявлять интерес к природным зонам России

Рассказывать о природной зоне субтропиков России и определять их местоположение на карте природных зон России,  о природных условиях, растительном и животном мире Черноморского побережья Кавказа, сравнивать природу зоны пустынь и субтропиков России

Определять климатические особенности субтропиков России , зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать своё мнение.

Учеб.стр

98-101,

Р. т с 56   №2,3, 5

02.12

 

26

16

Контрольная работа по теме «Природные зоны России»

03.12

 

27

17

Мы – дети родной земли

Проявлять интерес к хозяйственной жизни народов России

Рассказывать о народах европейской и азиатской части России и определять на карте РФ места традиционного их проживания, об особенностях хозяйственной жизни каждого народа России, об особенностях бытового уклада, основных занятиях и обычаях кочевого и оседлого образа жизни

Определять европейскую и азиатскую часть России , зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания, главное занятие народов Сибири и обосновывать своё мнение

стр. 102-105,

«Р.т.», стр. 58 №2

9.12

 

28

18

В содружестве с природой

Проявлять бережное отношение к природе, интерес к природоохранной деятельности

Рассказывать об экологическом кодексе, об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, об экологических проблемах своего края и способах их решения

Определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение;  определять правила поведения в природе и обосновывать своё мнение

стр.106-109,

«Р.т.», стр. 60, №2,3

10.12

 

29

19

Экологические проблемы и охрана природы.

Как сберечь природу России

Проявлять бережное отношение к природе, к природоохранной деятельности

Рассказывать об экологических проблемах, об охране природы России

Определять правила поведения в природе, мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение

стр. 110-103 Р.т. с 62, №1,2,3

16.12

 

30

20

Растения и животные Красной книги

Проявлять бережное отношение к природе

Рассказывать о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, и о мерах по их охране 

 Определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение

стр. 114-117,

«Р.т.», стр. 65№3

17.12

 31

21

Админист-ративная контрольная работа

Оценивать результат собственной деятельности

Умения выбирать из предложенных вариантов ответов правильный

Выполнять задание в соответствии с целью

19.12

 

32

22

Проект «Красная книга Курской области»

Проявлять бережное отношение к природе

Рассказывать о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, и о мерах по их охране 

Определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение

Р. т. с 66, №3

24.12

33

23

Заповедники и национальные парки России

Проявлять бережное отношение к природе, к природоохранной деятельности

Рассказывать о заповедниках и природных национальных парках России;  составлять и оформлять условные знаки для правил поведения в природе

Определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение; выбирать вариант выполнения задания;  строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

стр. 118-123,

«Р.т.», стр. 68 №2-3

25.12

Путешествие по реке времени (27 ч) Учебник, 2 часть

34

1

В путь по Реке времени

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории.

Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Знать родословную княжеского рода.

Знать и обосновывать деятельность выдающихся людей этой эпохи.

Проявлять бережное отношение к истории своей страны

Рассказывать об истории народов родного края, что можно сделать для сохранения памяти о прошлом нашего Отечества

Определять по схеме Реки времени последовательность исторических событий

стр. 4-7,

«Р.т.», стр. 4 №3, 4, 6,

13.01

35

2

Путешествуем с археологами

Проявлять бережное отношение к природе

Рассказывать о роли археологии в изучении прошлого, особенности работы археологов. Уметь описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике

Определять учебную задачу и оценивать степень её достижения, обосновывать своё мнение

стр. 8-11,  

«Р.т.», стр. 6 №1-3

14.01

 36

3

По страницам летописи

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о древнем периоде общей истории России, Украины и Беларуси, определять балтийские и финно-угорские племена

Раскрывать значение понятий «летопись», «племена», «народность», давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

стр. 12-15, «Р.т.», стр. 8 №1

20.01

 37

4

Истоки древней Руси

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о берестяных грамотах, определять на карте древние русские города, отмечать их на схеме «Реки времени», обосновывать своё мнение.

Определять роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

стр.16-19, «Р.т.», стр. 10 №1, 2, 4

21.01

 38

5

Мудрый выбор

Проявлять интерес  к изучению темы

Рассказывать о родственных отношениях княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, обозначать дату  Крещения Руси на схеме «Река времени», обосновывать своё мнение

Определять архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

стр. 20-23,  «Р.т.», стр. 12 №2,5,  проект «Календарь памятных дат» (князь Владимир)

27.01

 39

6

Наследница Киевской Руси

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о роли князей в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу, оценивать результат собственной деятельности

стр. 24-27,  «Р.т.», стр. 14 №1, 2, проект «Календарь памятных дат»  (Андрей Боголюбский

28.01

 40

7

Москва – преемница Владимира

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о роли князя Александра Невского, Даниила Московского, объяснять важность преемственности в их поступках.

Составлять схему родственных отношений, раскрывать смысл пословицы, поучения и обосновывать своё мнение.

стр. 28-31,  «Р.т.», стр. 16 №2,4 проект «Календарь памятных дат»

(Куликовская битва)

03.02

 

41

8

Начало Московского царства

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о родственных отношениях правителей Московской Руси

Определять дату строительства Успенского собора на схеме «Реки времени», осуществлять взаимный контроль

стр. 32-35,  «Р.т.», стр. 18 №2-3

04.02

 

42

9

Подвижники Руси и землепроходцы

Презентовать рассказы об основании сибирских городов

Рассказывать об основании сибирских городов (по выбору), высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

Определять по карте маршрут путешествия С.Дежнёва, раскрывать смысл пословицы, поучения и обосновывать своё мнение.

стр. 36-39,  «Р.т.», стр. 20 №2, 3

10.02

 

43

10

На пути к единству

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о значении единства в интересах граждан для сохранения независимости страны, давать характеристику лучшим человеческим качествам

Определять города, в которых происходили важные события Смутного времени, обозначать на схеме «Реки времени» век окончания Смутного времени, выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания

стр. 40-43, «Р.т.», стр.22 №1,3, проект «Календарь памятных дат»

(К.Минин, Д.Пожарский)

11.02

 44

11

Начало Российской империи

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественной армии и флота, промышленности, науки и образования  для развития страны и сохранения её независимости

Обозначать на схеме «Река времени» век основания Санкт-Петербурга, договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре и группе.

стр. 44-47,  «Р.т.», стр. 25 №2,3

17.02

 45

12

«Жизнь – Отечеству, честь – никому »

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о преобразованиях в жизни страны в послепетровскую эпоху, деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова

Определять в тексте названия знакомых народов, имена известных деятелей истории и культуры

стр. 48-51,  «Р.т.», стр. 27 №3

18.02

 46

13

Отечественная война 1812 года

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о роли М.И.Кутузова как народного полководца, характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну

Обозначать на схеме «Реки времени» век, когда была Отечественная война 1812 г., составлять страничку, посвящённую героям войны, обосновывать своё мнение

стр. 52-55, «Р.т.», стр. 28 №2

24.02

 47

14

Отечественная война 1812 года

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о роли М.И.Кутузова как народного полководца, характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну

Обозначать на схеме «Реки времени» век, когда была Отечественная война 1812 г., составлять страничку, посвящённую героям войны, обосновывать своё мнение

Проект «Календарь памятных дат»

(герои Отеч. войны 1812 г.)

25.02

 

48

15

Великий путь

Проект «Моя семья в истории России».

Тест по теме «Российская империя»

Проявлять интерес и к изучению истории своей семьи

Оформить и представить проект «Моя семья в истории России»

Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

стр. 56-59, «Р.т.», стр.22 №1,3, проект «Моя семья в истории »

03.03

 

49

16

Золотой век театра и музыки

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о развитии театрального и музыкального искусства России в 19 веке.

Определять деятелей музыкального искусства России, оформлять страничку «Календарь памятных дат».

стр. 60-63, «Р.т.», стр.32 №1, проект «Календарь памятных дат» (Ф.И.Шаляпин)

04.03

 

50

17

Расцвет изобрази-тельного искусства и литературы

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о русской культуре

19 века, о важнейших хранилищах изобразительного искусства

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках  учебного диалога

стр. 64-67, «Р.т.», стр.35 №3, проект «Календарь памятных дат» (А.П.Чехов)

10.03

 51

18

В поисках справедливости

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о переустройстве общественной и частной жизни людей, в том числе и в своём крае

Определять республики бывшего СССР, столицы союзных республик

стр. 68-71, «Р.т.», стр.36 №1,4

11.03

52

19

Век бед и побед

Проект «Моя семья в истории России»

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Оформить и представить проект «Моя семья в истории России», характеризовать особенности развития страны

Адекватно использовать речевые средства для представления результатов деятельности

стр. 72-75, «Р.т.», стр.43 №3, проект «Моя семья в истории России»

17.03

 53

20

«Вставай страна огромная»

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны

Рассказывать об основных этапах ВОВ, составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах ВОВ

Определять памятники, посвящённые ВОВ

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

стр. 76-77, «Р.т.», стр.45 №4, проект «Календарь памятных дат»

(ветераны ВОВ)

18.03

 54

21

«Вставай страна огромная»

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать об основных этапах ВОВ, составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах ВОВ

Определять памятники, посвящённые ВОВ

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

стр. 78-81, «Проверь себя»

31.03

 55

22

Трудовой фронт России

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о подвигах советских людей в тылу, в том числе своих земляков

Составлять план рассказа, выполнять учебное задание, используя алгоритм

стр. 82-85, «Р.т.», стр.47, №3

01.04

 56

23

«Нет в России семьи та-

кой »

Проект «Моя семья в истории России»

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Рассказывать о значении семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти.

Оформить и представить проект «Моя семья в истории России»

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

стр. 86-91, «Р.т.», стр.22 №1,3, проект «Моя семья в истории России»

07.04

 57

24

Контрольная работа по разделу «Путешествие по реке времени»

 Соотносить поставленную цель и полученный результат;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата.

стр. 92-95, «Р.т.», стр.51 №3

8.04

58

25

Достижения 1950- 1970х годов

Проект «Моя семья в истории России»

Проявлять интерес и к изучению истории своей страны

Оформить и представить проект «Моя семья в истории России», приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности, образовании, искусстве и спорте

Определять выдающихся учёных, космонавтов страны, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

стр. 96-99, «Р.т.», стр.52 №2, проект «Моя семья в истории России»

14.04

 59

26

Итоговая комплексная работа 

Оценивать результат собственной деятельности

Оценка универсальных учебных действий

Выполнять задание в соответствии с целью

15.04

60

27

Альбом путешествий

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

Проявлять интерес к изучению темы.

Составлять и оформлять презентацию о земляках в годы ВОВ.

Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оформлять презентацию о земляках в годы ВОВ.

21.04

Мы строим будущее России. (8 ч)

61

1

Современная Россия

Уметь обосновывать особенности жизни страны.

Знать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее страны.

.

Личная ответственность за свои поступки

Рассказывать  об особенностях периода перестройки образования Российской Федерации в 1991 г и жизни страны в первом десятилетии XXI в.

Определять особенности жизни страны во второй половине 80-90-х годов XX века и первое десятилетие XXI века; адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога

стр. 102-105,

«Р.т.», стр.55 №2-4

22.04

 62

2

Здоровье России

Личная ответственность за свои поступки

Характеризовать положительный опыт  Курской области в развития

здравоохранения

Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей

стр. 106-109,

«Р.т.», стр.59 №2,3

28.04

63

3

Умная сила России

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

Знать сотрудничество науки и промышленности развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране- важнейшая задача нашего времени

Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан.

стр. 110-113,

«Р.т.», стр.61 №2

29.04

64

4

Светлая душа России

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

Рассказывать  о выдающихся явления в современной культурной жизни России их значение для нашей страны и для других стран мира

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.

- развитие временных представлений.

стр. 114-117,

«Р.т.», стр.62 №2,3

05.05

65

5

Начни с себя

Проект «Я строю будущее России»

Соблюдение правил здоровье сберегающего поведения

Характеризовать  положительный опыт развития творческих способностей, аргументировать необходимость личной ответственности

Давать самооценку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

стр. 118-121, «Р.т.», стр.64 №3-5

12.05

 66

6

Контрольная работа по теме «Мы строим будущее России»

Применять полученные знания

Применять полученные знания в выборе правильного ответа

Выполнять задание в соответствии с целью

13.05

 

67

7

Отправимся на экскурсию. Экскурсия в информацион-ный центр Курской АЭС.

Проявлять интерес к изучению темы

Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края, знакомства жизни работников  и жителей города (села)

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников.

Проект «Я строю будущее России»

19.05

 

68

8

Отправимся на экскурсию. Экскурсия в краеведческий музей.

Проявлять интерес к изучению темы

Организация экскурсий в музеи своего края, знакомство с историей и бытом земляков в прошлом и настоящем времени

Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

выбирать вариант выполнения задания

Проект «Я строю будущее России»

20.05

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Перспектива».  Система учебников «Перспектива». М.: «Просвещение», 2011 г.

В программе определены цели начального обучения, по окружающему миру методологические основания их реализации с позиции непрерывности образовательного процесса между всеми ступенями обучения и способы достижения результатов образования, установленные ФГОС НОО.

Рассмотрены структура содержания курса, технология и дидактические условия организации деятельности учащихся, основное содержание, тематическое и поурочное планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся, описано материально-техническое обеспечение.

Учебники

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.  2014 г.

Учебник разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В учебнике на основе материала естественно-научных и историко-обществоведческих знаний раскрыта ценность социально-нравственных взаимоотношений людей в обществе, представлен широкий круг фактов, которые помогут учащимся практически освоить смысл понятий «гражданин», «соотечественник», «гражданское общество», «российский народ». Разнообразные природоведческие и историко-культурные сведения объединены в учебнике идеей сохранения и развития природного и культурного достояния России.

Рабочие тетради

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.

 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.  2014 г.

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Задания рабочей тетради обеспечивают последовательную отработку логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей, фиксацию результатов практических работ. Материал пособия помогает проявить творческие способности детей, продолжает реализацию проектной деятельности.

Логинова О. Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.

Итоговые комплексные работы направлены на оценку сформированности у обучающихся навыков осознанного чтения, умений работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, используя знания по окружающему миру.

Методические пособия для учителя

1 Новицкая М.Ю., Белянкова М.И., Саркисян Ю.В. Окружающий мир. 4 класс.  Методическое пособие с поурочными разработками.

М.: Просвещение.  2014 г.

2. Технологические карты по учебному предмету Плешакова А.А., Новицкой М.Ю  «Окружающий мир»  для 4 класса   Сайт издательства «Просвещение»   http: //www.prosv.ru//

В пособии содержатся подробные поурочные разработки по всем темам курса «Окружающий мир» для 4 класса, представлено тематическое планирование, характеристика основных видов деятельности учащихся, планируемые результаты обучения.

Новый  вид методического пособия. Содержит методический комментарий для работы по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования)

Печатные пособия

1. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». М.: Просвещение

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы.  М.: Просвещение

3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

CD-диски

1.Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. 4 класс. М.: Просвещение.

2. Приложение на электронном носителе к  учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. Окружающий мир. 4 класс.   (1-4). 
М.: «Просвещение», 2014 г.

Увлекательные уроки дают возможность обучающимся узнать много нового интересного из истории России, познакомиться со строением человеческого организма, провести познавательные опыты в интерактивной лаборатории.

Весь материал представлен видеоизображениями и анимированными интерактивными тренажёрами.

Электронное приложение содержит более 170 ресурсов, объединённых в рубрики:

  • новый материал;
  • тренажёры;
  • проверочные работы;
  • итоговые проверочные работы.

Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

Интернет-ресурсы

1. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com

2. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/851

3. http://www.nachalka.com/

4. http://www.solnet.ee/holidays/index.html

5.http://www.solnet.ee/games/g7_v27.html

6. http://detsad-kitty.ru/lessons/logo/5224-bolshoj-frazeologicheskij-slovar-dlya-detej.html

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска.

2. Телевизор.

3. Видеомагнитофон.

4. Магнитофон.

5. Компьютер.

6. Мультимедийный проектор.

7. Принтер.

8. Экран.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы муляжей.

2. Набор предметных картинок.

3.Демонстрационные пособия.

4. Географические карты.

Оборудование класса

1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс

Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....

рабочая программа по окружающему миру для 2 класса к УМК "Перспектива"

Авторская рабочая программа на 2013-2014 учебный год к учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой "Окружающий мир" состоит из пояснительной записки и тематического планирования, в котором расписаны на год т...

УМК Перспектива. Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса.

Материал для учителей, составляющих рабочие программы для 3 класса....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Перспектива"

Полная рабочая программа с календарно-тематическим планированием...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Перспектива"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру          Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методическ...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Перспектива"

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОНРФ Приказ №37...