Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

в данной рабочей программе отражены пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_2_kl.docx68.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Моховская основная общеобразовательная школа


                                                                             

Рабочая программа

по окружающему миру

2 класс









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)                                                                                                                                                                                                                                                   Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана:

• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);

• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушева; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.

• на основе планируемых результатов  ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение» 2011 года.

• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение » 2011 года.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.                                                                                                                      Задачи обучения:

- развивать познавательный интерес, наблюдательность;

- формировать представления о понятиях, об окружающем нас мире с точки зрения историков, географов, экологов;

- ознакомить с новыми терминами;

- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира. Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Ценностные ориентиры изучения предмета «Окружающий мир» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.                                                 Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

•В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

•Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

•Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

•Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

•Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

•Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

•Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

•Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

•Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

•Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•Слушать и понимать речь других.

•Выразительно читать и пересказывать текст.

•Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

•объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

•объяснять влияние притяжения Земли;

•связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

•наблюдать за погодой и описывать её;

•уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

•пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

•называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

•оценивать правильность поведения людей в природе;

•уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (17 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (8 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (12 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 3 ч.

Часы по усмотрению учителя – 3 ч.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

• ориентирования на местности с помощью компаса;

• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

• выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природ и участия в её охране;            

  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Учебно-методический комплект.

Для учителя:

Методическое обеспечение.

Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля». 2 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).

«Окружающий мир (Наша планета Земля), 2 кл. Методические рекомендации для учителя.

Наглядные пособия:

натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

географические и исторические карты;

предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Оборудование для мультимедийных демонстраций:

Компьютер;

Медиапроектор;

DVD-проектор;

 Цифровой фотоаппарат.

Раздаточный материал:

Гербарии;

Семена и плоды растений;

Коллекции минералов и полезных ископаемых.

Измерительные  приборы:

Весы;

Термометры;

Сантиметровые линейки;

Мензурки.

Набор энциклопедий для младших школьников.

Экскурсионное снаряжение:

Складные лупы;

Компасы;

Бинокли;

Садовые совки, рулетки.

Для обучающихся:

Учебник «Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 кл. в 2-х ч. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

«Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир. Наша планета Земля», 2 кл. (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан).

«Мои первые опыты». Тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1-2 кл. (автор И.И.Курапова, под ред. А.Л.Вахрушева).

 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

обучающегося

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

(УУД)

Личностные результаты

Введение (4 ч.)

1

Как мы будем учиться

участвовать в учебном диалоге при решении поставленных задач

оценивать свою деятельность на уроках окружающего мира;

знать приемы ориентирования в учебнике

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

2

Общие слова — понятия.

строить речевые высказывания с использованием терминов: тела», «вещества», частицы», «горизонт», «экватор», «параллели», «меридианы», «полюс», «полушария»

различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия;

различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

3

Из чего состоят все предметы.

находить информацию в учебнике и других источниках об объектах и явлениях природы на краеведческом материале

правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;

различать твёрдые тела, жидкости и газы; превращать вещество из одного состояния в другое.

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

4

Проверочная работа.

осуществлять опыты по теме «Из чего состоят все предметы»

определять вещества, из которых состоят тела.

оценивать правильность выполнения действия на уровне

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Земля и солнце (17 ч.)

5

Природные часы.

определять время с помощью природных часов

оценивать роль наблюдений за природой в собственной жизни

работать в информационной среде.   Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог.

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие

6

Календарь и компас

ориентироваться  на местности с помощью компаса

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

7

Земля имеет форму шара.

моделировать форму

 Земли из пластилина

уметь  определять стороны горизонта;

 объекты природы и предметы рукотворного мира

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха.

в предложенных ситуациях, опираясь  на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

8

Глобус — модель земли.

моделировать форму

Земли из глины

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие

9

Повторение

строить учебное сотрудничество в паре, группе

знание по данным темам

сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям

проявлять познавательный интерес к окружающему миру

10

Контрольная работа 1.

знание по данным темам

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

11

Земля в космосе

находить информацию в учебнике и других источниках  о планетах Солнечной системы

знать типы небесных тел: звёзды, планеты; связь регулярности движения Солнца относительно Земли с обращением Земли вокруг собственной оси, уметь оценивать роль науки в познании мира

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе

в предложенных ситуациях, опираясь  на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

12

Притяжение Земли

использовать информацию в виде иллюстрации

объяснять влияние притяжения Земли

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить хорошие или плохие

13

Смена дня и ночи.

находить информацию в учебнике и других источниках  о смене дня и ночи

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

в предложенных ситуациях, опираясь  на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

14

Проверочная работа

применять знания для решения жизненных задач

знать об изменениях в природе в разное время суток, научиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему

15

Смена времён года

участвовать в учебном диалоге при решении поставленных задач

связь  смены времён года с обращением Земли вокруг Солнца; различать времена года по основным признакам

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить хорошие и плохие

16

Смена времён года

находить информацию в учебнике и других источни-ках  о смене времён года

знать причины смены времен года

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

17

Где на Земле теплее

моделировать строение солнечной системы

оценивать разнообразие условий на Земле; характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами

задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи ( в рамках доступного)

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

18

Погода и климат

строить речевые высказывания с использованием терминов «атмосфера», «погода», «климат»

наблюдать за погодой и описывать её

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

19

Погода и климат

описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой; характеризовать основные этапы круговорота воды в природе; определять температуру с помощью термометра.

наблюдать за погодой и описывать её

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

20

Урок-тренинг

выявление и коррекция своих ошибок

знание по данным темам

уметь работать по предложенному плану используя необходимые средства (учебник, тетрадь открытий)

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

21

Контрольная работа

знание по данным темам

знание по данным темам

адекватно оценивает результаты своей деятельности.

Что изображено на глобусе и карте (8 ч.)

22

План и карта

строить речевые высказывания с использованием терминов

«план»,  «карта»,

пользоваться картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

23

План и карта

составлять план своей местности

различать план и карту, иметь представления о масштабе. Понятия: условные знаки, масштаб

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха.

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

24

Глобус и карта

знаково - символическое моделирование при работе с картой

различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятия: Западное и Восточное полушарие. Находить экватор на карте и знать что это такое

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

25

Повторение и проверочная работа

практическая работа с глобусом и картой

знание по данным темам

выполнять учебные действия в разных формах (работа с моделями).

способность к самоорганизованности, способность преодолевать трудности

26

Что изображают на карте

знаково - символическое моделирование при работе с картой

владеть элементарными приёмами чтения карты, способы изображения рек, равнин, гор, островов и морей

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

27

Что изображают на карте

знаково - символическое моделирование при работе с картой

владеть элементарными приёмами чтения карты, способы изображения рек, равнин, гор, островов и морей

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

28

Материки и океаны

показывать на карте материки и океаны

перечислять части света, материки и океаны и показывать их на карте. Понятия: часть света, материк, океан

способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

29

Повторение и проверочная работа

практическая работа по определению материков и океанов

знания об условных обозначениях физической карты, частях света, материках и океанах

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять

успешность выполнения своего задания

способность к самоорганизованности, способность пре-одолевать трудно¬сти

 Формы земной поверхности (8 ч.)

30

Реки и озёра

строить речевые высказывания с использованием терминов

 «реки», «озера»

знать, что течение рек зависит от круговорота воды в природе, что озёра бывают проточные и непроточные; уметь определять направление течения реки и пользоваться понятиями: водосборный бассейн, долина, течение реки, правый и левый берег, подземные воды, бессточное озеро, проточное озеро

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

31

Реки и озёра

показывать на карте и глобусе реки и озера

находить реки на карте, определять начало реки, исток, притоки, устье

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

32

Равнины и горы

строить речевые высказывания с использованием терминов

 «равнина», «горы»

представление об использовании равнин и гор человеком, представление о болотах. Понятие: болото, полезные ископаемые, землетрясения, вулканы

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

33

Равнины и горы

показывать на карте и глобусе равнины и горы

причины возникновения гор. Понятия: подземная сила, кратер вулкана, лава, магма, выветривание. Молодые горы, старые горы. Знать названия гор

учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

34

Повторение

практическая работа по определению рек, озер, равнин, гор

знание по данным темам

определять

успешность выполнения своего задания

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

35

Моря и острова.

строить речевые высказывания с использованием терминов

 «моря», «острова»

характерные особенности морей, уметь находить и показывать по карте моря. Острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова

определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

36

Моря и острова.

показывать на карте и глобусе моря и острова

знакомство с обитателями морей.

Характерные особенности морей, уметь находить и показывать по карте моря. Острова и полуострова. Понятия: море, острова, полуострова

уметь задавать уточняющие вопросы

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

37

Учимся решать жизненные задачи.

выполнять творческие работы

знание по данным темам

определять

успешность выполнения своего задания

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Земля – наш общий дом (12 ч.)

38

Экологические системы

строить речевые высказывания с использованием терминов

«экосистема», «зональность», «почва», «ледяная пустыня», «тундра»  

представление  об экосистеме, почве. Понятия: экосистема, почва

учиться высказывать своё предположение (версию), пытаться предлагать способ его проверки

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

39

Экологические системы

использовать информацию в виде иллюстрации,   таблицы

знать понятия «экосистема», «зональность»

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

40

Природная зональность

находить информацию в учебнике и других источниках  о  природных зонах

называть основные природные зоны и их особенности

Владеет основными

методами познания

окружающего мира

(анализ).

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

41

Природные зоны холодного пояса

находить информацию в учебнике и других источниках  о  природных зонах

уметь описывать  особенности природных зон и влияние человека на них

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

42

Леса умеренного пояса

находить информацию в учебнике и других источниках  о  лесах умеренного пояса

узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на  карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

43

Засушливые зоны умеренного пояса

находить информацию в учебнике и других источниках  о  засушливых зонах умеренного пояса

называть основные природные зоны и их особенности

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

44

Путешествие в тёплые края (самостоятельная подготовка докладов)

выполнять творческие работы по теме «Путешествие в теплые края»

самостоятельно отбирать необходимый учебный материал. Составлять план своего выступления, использовать карту и иллюстрации

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

45

Горные экосистемы

использовать информацию в виде иллюстрации,  фильма, схемы

объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений

определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

46

Повторение и проверочная работа

строить учебное сотрудничество в группе при изучении тем раздела

знание по данным темам

определять

успешность выполнения своего задания

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

47

Люди, города и страны.

находить информацию в учебнике и других источниках   об изучаемых странах

знать что такое расы, объяснять, какие именно причины способствовали возникновению сельского хозяйства

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

48

Люди, города и страны.

находить информацию в учебнике и других источниках   об изучаемых странах

элементарные географические закономерности размещения хозяйства людей, понимать назначение политической карты. Понятия: страна, столица, политическая карта

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

49

Контрольная работа

адекватно оценивать свои знания и умения

определять

успешность выполнения своего задания

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Части света (10 ч.)

50

Путешествие тучки по Европе

использовать информацию в виде иллюстрации,   таблицы

что такое политическая карта, называть и показывать на карте крупнейшие Европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

51

Путешествие тучки по Европе

находить информацию в учебнике и других источниках   об изучаемых странах

что такое политическая карта, называть и показывать на карте крупнейшие Европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

52

Азия

находить информацию в учебнике и других источниках   об изучаемых странах

называть героев сказок, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран. Различать флаги государств и узнавать страны по их очертанию на карте, уметь находить их место на контурной карте

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

53

Путешествие в дальние страны

находить информацию в учебнике и других источниках   об изучаемых странах

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

Понимает и принимает учебную задачу, ищет и находит способы ее решения. Работает в информационной среде.

Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

54

Путешествие в дальние страны

строить учебное сотрудничество в группе при изучении тем раздела

самостоятельно готовить небольшие сообщения, доклады по заданной теме, находить необходимый материал, работать по плану

определять, формулировать учебную задачу на уровне в диалоге с учителем и одноклассниками

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

55

Путешествие в дальние страны

применять полученные знания для решения жизненных задач

различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа перечисленных стран: Канада, США, Бразилия

осуществлять поиск необходимой информации в специальной учебной литературе для выполнения заданий и решения задач

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

56

Россия – наша родина.

находить информацию в учебнике и других источниках   о России

называть и показывать на карте свою страну, её столицу свой город.

стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре, группе

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей

57

Россия – наша родина.

находить информацию в учебнике и других источниках   о России

различать флаг своей страны, герб и называть характерные особенности страны, города и населённого пункта

искать необходимую информацию для выявления влияния состояния природы на благополучие жизни людей

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

58

Экскурсия (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)

выполнять творческие работы по  оформлению результатов экскурсии

описывать погоду по плану.

Из каких деревьев состоит древесный ярус, определять возраст дерева на основе изучения числа колец у пня. Птицы, поющие в лесу, различать следы жизнедеятельности

уметь задавать вопросы во время проведения экскурсии, строить понятные для партнера высказывания

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

59

Экскурсия (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)

выполнять творческие работы по  оформлению результатов экскурсии

оценивать правильность поведения людей в природе

уметь задавать вопросы во время проведения экскурсии, строить понятные для партнера высказывания

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

Наша маленькая планета – Земля (3 ч.)

60

Наша маленькая планета - Земля

использовать информацию в виде иллюстрации,   таблицы

сопоставлять жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаруживать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством

планировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата

высказывать собственные суждения и давать им обоснование

61

Наша маленькая планета - Земля

строить учебное сотрудничество в группе

сопоставлять жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаруживать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством

работать в

информационной

среде

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах

62

Наша маленькая планета - Земля

находить информацию в учебнике и других источниках   о планете Земля

сопоставлять жизнь в экосистеме с жизнью людей и обнаруживать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

Повторение пройденного материала (3 ч.)

63

Урок повторения

практическая работа по определению на карте территории страны

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

планировать, контролировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата.

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

64

Урок повторения

практическая работа по определению на карте  государственной границы

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

понимать и принимать

учебную задачу, искать

и находить способы ее

решения, работать в

информационной

среде.

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

65

Урок повторения

практическая работа по определению на карте

своего региона

повторить пройденный материал и самостоятельное применение знаний

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.

Часы по усмотрению учителя – 3 ч.

66

Учимся решать жизненные задачи

применять полученные знания для решения жизненных задач

знание по данным темам

планировать, контролировать

и оценивать учебные

действия, определять

наиболее эффективный

способ достижения результата.

высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

67

Выполнение проектов

участие в проектной деятельности

знание по данным темам

уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта

владение коммуникативными умениями

с целью реализации

возможностей успешного сотрудничества с учителем и

учащимися класса

при работе в парах.

68

Выполнение проектов

участие в проектной деятельности

знание по данным темам

уметь формулировать собственное мнение и позицию, принимать позиции других при защите проекта

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...