Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

§  Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

§  Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_om_3_klass.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

Гимназия с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район

Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                        УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры                 зам. директора по УВР                Директор МБОУ-Гимназия

_________Халиуллина С.М.        _________ Насибуллина Г.И.         _________Камильянов Р.Ф.

«____»______________2014 г.        «____»______________2014 г.        «___»___________2014 г        . протокол №________        

                

Рабочая программа по окружающему миру

для 3 класса

на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011год. 

                                                                     Составитель   Хузина С.А.,

учитель начальных         классов

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  • Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
  • Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.
  • Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2014.
  • Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России. Стержнем курса  «Окружающий мир» является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения предмета «Окружающий мир» в начальных классах:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

  В процессе реализации курса «Окружающий мир» реализуются информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии, технологии  проектного обучения и системно-деятельностный подход.

Цель курса  - формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Изменения в авторскую учебную программу не вносились.

  1. Общая характеристика учебного предмета

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития обучающихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования…

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно - научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

  1. Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане

Продолжительность изучения курса «Окружающий мир»  в 3 классе -  34 уч. недель по 2 ч в неделю. Курс изучения рассчитан на 68 ч;

количество часов в неделю – 2;

количество часов в I четверти – 17;

количество часов во II четверти – 16;

количество часов в III четверти – 18;

количество часов в IV четверти – 17.

Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

В авторскую программу изменения не внесены.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Даёт учащемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
  • интерес к познанию окружающего мира;
  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  •  понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной деятельности;
  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;
  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Учащийся получит возможность научится:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых  природных объектов.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимого иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  • осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащийся получит возможность научится:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать другое мнение и позицию; контролировать действия партнера;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Учащийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
  • использовать свою речь для планирования своей деятельности.

  1. Предметные результаты

Человек и природа

Учащийся научится:

  • устанавливать связи между живой и неживой природой;
  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний;
  • использовать различные справочники для поиска информации;
  • проводить наблюдение за погодой и природой родного края;
  • сравнивать изучаемые природные зоны России; природные сообщества как единство живой и неживой природы, приводить примеры растений и животных;
  • выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
  • узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
  • соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыха у водоема;
  • узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды, составлять устную характеристику погоды.

Учащийся получит возможность научиться:

  • узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких отчетов;
  • моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
  • планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Учащийся научится:

  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
  • устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
  • выделять главное в текстах учебника в соответствии с заданиями.

Учащийся получит возможность научиться:

  • оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
  • оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
  • осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
  • наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащийся получит возможность узнать:

  • о древнейшей истории человека, о первых государствах;
  • об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
  • об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
  • об истории и выдающихся людях родного края.

  1. Содержание программы

Природные условия Земли (11 часов)

Человек и природа.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (10 часов)

Человек и общество.

Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.

Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.

Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян (14 часа)

Человек и природа.

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Образование Древнерусского государства (7 часов)

Человек и общество.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.

Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.

Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Объединение русских земель вокруг Москвы (14 часов)

Человек и природа.

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.

Человек и общество.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.

Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

Какая она, Азия (5 часов)

Человек и общество.

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии.

Россия в XVII веке (8 часов)

Человек и общество.

 Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.

Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.

Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.

Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).

При раскрытии содержания материала используется прием контраста: сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках, дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов.      Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Название разделов и тема урока

Дата проведения урока

Примечания

Природные условия Земли (11 часов)

Приглашение к путешествию

Промежуточные географические направления.  Масштаб

Урок-экскурсия. Причины сезонных изменений. Изменения в живой и неживой природе родного края.

Что такое погода. Дневник наблюдений за погодой родного края.

Погода. Народные приметы погоды.

 Климат

Представление о климатических поясах. Практическая работа с картой климатических поясов

Почва. Состав почвы. Практическая работа «Состав почв»

Образование почв.  Плодородие

 Защита почв. Исследовательская работа «Как образуются овраги»

Природные зоны суши Земли. Практическая работа с физической картой мира

Человек в далеком прошлом (14 часов)

Где зародилось человечество

Климат и природные зоны Африки.  Экваториальный лес. Животные экваториального леса

Африканская степь. Саванна.

Пустыни

Средиземноморская природная зона

Родина человечества. Как  появился человек

 Жизнь древних людей.

Экскурсия в Краеведческий музей

Самые древние государства.

Античность

Лента времени. Материки и части света

 Что там за горизонтом?

Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад

Первые шаги в изучении природы.

Духовная жизнь древнего человека. Духовная жизнь древних народов Башкортостана.

Земли восточных славян (14 часов)

Географическое положение Европы.

Первые люди на нашей Земле.

Восточно-Европейская равнина.  

Природная зона степи. Растительный мир. 

Природная зона степи.  Животный мир

Сезонные изменения в степях

Население степей. Земледельцы и кочевники

Лесостепь. Лесная зона. 

Смешанные леса. Растительность и животный мир. Красная книга РБ. 

 Сезонные изменения в лесу. Сезонные изменения  родного края. Экскурсия в природу

Сезонные изменения в лесу. Исследовательская работа «Кто как проводит зиму»

Как жили наши далекие предки.

Расселение славян. Торговые связи с соседями

 Обожествление природы. Защита славянами своих земель

Образование древнерусского государства ( 7 часов)

Первые русские князья

Принятие Русью христианства

Древнерусская культура. Зодчество. Памятники архитектуры. Экскурсия по историческим местам

Древнерусская культура. Устное народное творчество

Как учили школьников на Руси.  

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие

Александр Невский. Ледовое побоище

Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)

Залесская земля. Что такое природное сообщество

Природное сообщество. Законы лесной жизни

Природное сообщество луг. Человек и сообщество луг

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоёму

Животные, обитающие в озере и по его берегам. Правила поведения у водоёма

Природное сообщество поле  

Возвышение Москвы

Освобождение Руси от монгольского ига

Создание Московского государства. Грозный царь

Развитие русской культуры.

Путь от Руси к России (13 ч)

 Какая она, Азия (5 часов)

Русские первопроходцы. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

Географическое положение Азии. Сибирь.

Тайга. Экологические проблемы тайги

Природное сообщество болото  

Природа Индии

Россия в XII веке (7часов)

Россия в XVIII веке. Смутное время. К. Минин и Д.Пожарский

Сквозь сибирские дебри

Природа тундры. Люди в тундре

Арктическая пустыня

Годовая контрольная работа.

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

 Россия накануне реформ.

  1. Учебно-методический комплекс
  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса, в двух частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 3 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
  3. Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014.
  4. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.
  5. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». – Самара: Корпорация «Федоров», 2013.
  6. Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
  7. Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана (региональный компонент предмета «Окружающий мир»): Учебное пособие для младших школьников. – Уфа: Китап, 2009.
  8. Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

  1. Формы организации учебного процесса

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностной основе, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).

 Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

  1. Формы и средства контроля

 •   Стартовая и промежуточные диагностики.

 • Текущее оценивание (используются субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования, проверочных и самостоятельных работ).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

  1.  Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Специальное сопровождение (оборудование)

  • Классная доска
  • Магнитная доска
  • Экспозиционный экран
  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор

Наглядные пособия

натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

изобразительные:

  • муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
  • таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
  • атлас для начальных классов;
  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
  • рисунки, слайды, диафильмы;

самодельные наглядные пособия;

Мультимедийные средства обучения

  • Различные презентации к урокам по темам курса

2. Оборудование класса:

- ученические двухместные столы с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;

- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

- подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Интернет-ресурсы:

  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  2. http:www.Nachalka.com.
  3. http:www.viku.rdf.ru.
  4. http:www.rusedu.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. www.center.fio.ru    
  7. http://www.maro.newmail.ru   
  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   
  9. http://www.int-edu.ni
  10. http://www.zankov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния второго поколения, Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...