Урок-монопроект «Есть такая профессия – кинолог».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Коробкова Елена Александровна

Урок разработан в рамках факультативного курса «Юный исследователь».

В ходе урока будет использована технология коллективного взаимообучения.

Поиск решения учебной задачи организован в форме работы в статичных парах и группах.  На уроке учащиеся выступят в роли исследователей, будут учиться использовать художественные и научно-популярные тексты, фотографии как источники получения новой информации.

Результатом работы учащихся в статичных парах и группах будет создание эскиза страницы детского журнала, где каждый выступит в роли его автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_takaya_professiya_-_kinolog.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока - монопроекта: «Есть такая профессия  - кинолог!»

  • Учебный предмет: факультативный курс «Юный исследователь»
  • Класс: 3 класс
  • Форма организации обучения:  индивидуальная, в статичных парах, в статичных группах.
  • Тип урока:  комбинированный
  • Вид урока:   урок-монопроект
  • Технология:  коллективного взаимообучения.
  • Оборудование: мультимедийная презентация «Есть такая профессия – кинолог!», учебные тексты для работы в парах, группах, фотографии с изображением собак, мультфильм «Трое из Простоквашино», книги Тима Собакина, детский журнал «Филя».

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, учебно-познавательных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Есть такая профессия – кинолог!».


Учебные задачи:

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Создать условия:

  • для воспитания коммуникативной и информационной культуры учащихся;
  • ответственности за результаты своего труда;
  • доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки;
  • бережного отношения к окружающему миру.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
  • Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умения взаимодействовать в статичных парах;
  • Развитие способности активно использовать   речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • Формирование умения использовать учебные тексты, фотографии, видеофрагменты для получения новой информации;
  • Ознакомление  учащихся с профессией кинолог;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование потребности в систематическом чтении.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формирование УУД

1.Психологический настрой (эмоциональное начало урока) – слайд 1

Учитель обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, способствует созданию благоприятной обстановки в классе.

- Пожелайте друг другу удачи.

- На наших уроках факультативного курса «Юный исследователь» мы учимся открывать мир, знакомясь  с интересными людьми.

- Для наших гостей мы представляем их. (Николай Дроздов, братья Запашные, Юрий Куклачёв)

- Что объединяет всех этих людей?

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечая на вопросы.

- Профессии этих людей связаны с животными.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания,

умение применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

формирование умения  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

2.Мотивационное начало урока – слайд 2

Учитель сообщает информацию,  предлагает ответить на вопросы, организую диалог с учащимися.

- Сегодня у нас в гостях  Иванов Андрей Викторович, литературный редактор детского журнала «Филя».

- А вам знаком этот журнал?

- О чём можно в нём прочитать?

Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают собственные мнения о журнале «Филя».

В 1997 году в издательстве "Веселые картинки" вышел новый журнал о природе "Филя". Филя - это филин, который везде летает и все знает. Своими знаниями он делится с ребятами.

(Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов – всё это можно найти в журнале «Филя»)

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

формировать умение понимать заданный вопрос и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа на него, умение высказывать предположения.

слайд 3

- Совсем недавно, на правах главного редактора, Андрей Викторович на страницах журнала обратился к своим читателям с вопросом: «Какие профессии, связанные с животными, вы знаете?».

- А как бы вы ответили на этот вопрос?

В редакцию пришло 100 писем. Результаты   были получены следующие.

- Проанализируем диаграмму. (среди профессий, названных ребятами, есть: дрессировщик, ветеринар, фотограф, доярка, продавец, пастух, орнитолог, кинолог)

  • Прочитайте профессии, которые назвали ребята.
  • Назовите самую популярную профессию.
  • Профессии, набравшие наименьшее количество голосов.
  • Как вы думаете, почему?
  • А вам знакомы названия этих профессий?

Дети анализируют диаграмму и выдвигают гипотезу: почему профессию кинолог назвал только один человек.

Познавательные:

Формировать умение анализировать диаграмму, отвечать на поставленные вопросы; давать определения понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.Постановка проблемы, выход на тему урока, определение учебных задач – слайд 4

- А кто такой кинолог?  Кто знает?

- Кто догадался, какова будет тема нашего урока?

- На какие вопросы мы будем отвечать?

- На уроках русского языка мы писали сочинения-миниатюры о различных профессиях. Вспомним, по какому плану мы работали?

- В ходе урока вы будете работать индивидуально, в парах и группах.

Дети высказывают свои предположения, опираясь на свой опыт.

Учащиеся формулируют тему урока, определяют учебные задачи, используя вопросы-подсказки.

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно формулировать тему  урока, принимать и сохранять учебную цель и задачи.

4. Совместное открытие знаний – слайд 5

Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительной литературой. (текст стихотворения)

- Для того, чтобы узнать точное определение слова кинолог, воспользуйтесь текстами на карточках №1

- По ходу чтения найдите и подчеркните:

  • Название науки, которая объясняет название профессии;
  • Слово-синоним к слову «кинолог».


- На какой источник  информации просит обратить внимание папа в стихотворении?

(Толковый словарь)

- Какие ещё подсказки вы видите на экране? (фамилия автора, иллюстрации)

Учащиеся читают текст стихотворения и выделяют в нём необходимую информацию.

КИНОЛОГ

КИНОЛОГИЯ – НАУКА О СОБАКАХ

СОБАКОВЕД

Учащиеся высказывают свои предположения, используя в качестве аргументов текст   стихотворения.

Собаковед (собаковод)– знает всё о собаках: питание, размножение, повадки,  способы дрессировки и т.д.

Это настоящий учёный по собакам.

Стихотворение Тима Собакина «Будущая профессия»

Коммуникативные:

формировать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

умение оформлять свои мысли в устной речи;

формировать умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Познавательные:

формировать умение выделять информацию из  текста,

умение работать со словами-синонимами.

слайд 6

- Тим Собакин – это псевдоним писателя Иванова Андрея Викторовича, литературного редактора журнала «Филя».

- Он автор не только этого стихотворения, но и многих других произведений о природе, которые можно прочитать в журнале «Филя».

- Когда его спрашивают, почему он выбрал такой псевдоним, он отвечает, что собака – его любимое животное.

5. Совместное открытие знаний, работа в статичных парах

 – слайды 7-8

Учитель организует взаимодействие с учащимися, используя работу с дополнительным источником получения информации (фотографии)

- И действительно, из всех  животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом – собака. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.

-  В мире насчитывается более 400 различных пород собак. Но все эти породы можно разделить на 3 группы: декоративные, охотничьи, служебные. Настоящий кинолог должен знать все эти породы.

- Вспомним, какие функции выполняет каждая из этих групп.

- В журнале «Филя» есть рубрика:  «Фотовопрос».

- У вас на бланках №2 для работы в парах есть фотографии собак и их краткая характеристика.

- Вам нужно будет рассмотреть их и распределить на 3 группы по назначению.

Породы собак (приложение 3)

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на вопросы учителя.

Декоративные собаки – делают жизнь человека ярче и интереснее.

Охотничьи собаки – помогают людям на охоте.

Служебные собаки – оказывают человеку практическую помощь в различных сферах деятельности.

Регулятивные:

формировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения.

Коммуникативные:

 формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;

 умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться.

Познавательные:

формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации;

умение находить дополнительную информацию по фотографиям и тексту.

6. Проверка задания – слайд 9

- Давайте, проверим задание?

Декоративные: пудель,  чихуахуа, пекинес.

Охотничьи: фокстерьер, русская борзая, лайка.

Служебные: лабрадор, немецкая овчарка, ньюфаундленд.

Учащиеся проверяют задание у доски. (в паре)

Регулятивные:

формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.

7. Совместное открытие знаний,  учимся работать с различными источниками информации  – слайд 10

- В настоящее время кинологи работают со всеми породами собак. Ведь хорошо подготовленная собака, независимо от того, какая она, ценится на вес золота.

- Как вы думаете, какая группа собак наиболее востребована у кинологов? (служебные)

- Ведь у каждой служебной собаки есть своя профессия.

- Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, из которого можно будет узнать о некоторых из них.

- На страницах журнала «Филя» есть раздел, где печатаются известные произведения детских писателей, которые легли в основу не менее известных мультфильмов.

- Но есть и научно-популярные статьи, рассказывающие достоверные факты из жизни животных.

Учащиеся просматривают видеофрагмент из мультфильма «Трое из Простоквашино», отвечают на вопросы учителя.

  • Из какого мультфильма видеофрагмент?
  • По какому произведению создан? Кто автор?
  • Какие профессии в мультфильме называет кот Матроскин?

Коммуникативные:

формировать умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные:

формировать умение отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации (видеофрагмент), устанавливать межпредметные связи.

8.  Совместное открытие знаний, работа в статичных группах

 – слайд 11

- Сейчас у вас будет возможность поработать с такими статьями.

- У каждого из вас текст (бланк №3), рассказывающий о профессии, которую может выполнять собака.

- Прочитай информацию, обменяйся ей с партнёром в паре, в группе.

Приложение 4

Учащиеся читают научно-популярный текст, обмениваются информацией в группе.

Работа с текстом по плану:

  • Прочитай текст.
  • Определи профессию собаки.
  • Назови породу, которая чаще всего выполняет эту работу.

Познавательные:

развитие операций мышления;

формировать умение работать с научно-популярным текстом.

Регулятивные:

Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

 умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных группах;

умение строить монологические высказывания.

Слайд 12

- Я предлагаю вам дополнить ваш текст фотографией. Каждая группа получит конверт. В нём фотографии собак на месте их работы.

- Из них вам необходимо выбрать ту, которая подходит вашему тексту. Фотографий пять. Определите, какая лишняя.

-Какую профессию выполняет эта собака?

Приложение 5

-Какие профессии собак знаете вы?

Учащиеся рассматривают фотографии, определяют лишнюю фотографию.

Ньюфаундленд – собака – водолаз.

После выполнения задания учащиеся проверяют его, приводя аргументы из текста.

Слайд 13

Учитель сообщает учащимся новую информацию, ранее не известную им.

- Ничего этого собака сама по себе сделать не могла бы, если бы с ней не работал человек.

- Полный контакт с животным – залог успеха кинолога. А на это уходят годы кропотливого труда.

Кинологи работают в УВД, спасательных отрядах МЧС, служат в армии, работают на таможне, в питомниках и клубах собаководства.

- На кинолога нужно много учиться. Профессиональное образование по данной специальности можно получить в некоторых училищах МВД, есть высшие учебные заведения.

Учащиеся слушают информацию, включают в диалог с учителем.

9. Совместное открытие знаний, работа по заполнению «пьедестала» – слайд 14

- А как вы думаете, любой человек может стать кинологом?

- Профессионализм кинолога – это не столько результат обучения, сколько следствие образа жизни.

- Как правило, профессиональный кинолог – владелец собственной собаки.

- В учебных заведениях, где готовят кинологов, к ним предъявляются самые строгие требования.

-Сейчас вам предлагается поработать в паре и назвать три самых главных качества, которыми должен обладать кинолог.

-Для этого заполните «пьедестал», расположив их в соответствии со значимостью.

Приложение 7

Учащиеся вступают в диалог с учителем, выполняют работу в парах по заполнению пьедестала.

Коммуникативные:

формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;

 умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться.

Регулятивные:

формировать умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

умение анализировать свою работу.

Предметные:

умение подбирать прилагательные – характеристики человека.

10. Просмотр видеофрагмента – слайд 15 - 16

- Чтобы ответить на вопрос: что важнее – необходим опыт.

-Давайте послушаем профессиональных  кинологов.

видеофрагмент

- Мы увидели, что среди кинологов есть и мужчины, и женщины, и молодые, и зрелые.

Но все они едины в одном: главные качества кинолога – это любовь и терпение.

Учащиеся просматривают видеофрагмент, делают выводы.

Животные не терпят фальши, главное качество – любовь к собакам с детства и терпение.

11. Подведение итогов – слайд 17 - 18

- Давайте вспомним, а на все ли вопросы мы нашли ответы?

- Как вы считаете, а важна ли эта профессия в современное время.

-В России кинологи имеют свой профессиональный праздник. Его отмечают 21 июня.

-А кинологи подразделения МВД написали гимн об этой удивительной профессии.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, доказывают важность профессии в современное время.

Личностные:

формирование бережного отношения к окружающей природе.

12. Создание эскиза журнальной страницы – слайд 19 - 20

- Результаты вашей работы перед вами. Где их можно использовать?

-  Иванов Андрей Викторович предложил на страницах журнала открыть рубрику «Есть такая профессия…»

- С какой целью?

-И первая профессия, о которой можно будет рассказать – это кинолог.

- Создадим эскиз журнальной страницы.

-Что такое эскиз?

-На что необходимо обратить внимание?

Можно разместить на страницах журнала.

Учащиеся создают эскиз журнальной страницы в группах и презентуют его.

(Используется музыкальное сопровождение «Гимн кинологов»)

Коммуникативные:

формировать умение работать в статичных парах, делегировать полномочия, распределять роли;

 умение уважительно относиться к позиции партнёра, умение договариваться;

формировать умение участвовать в диалоге;

формировать умение строить монологические высказывания.

Познавательные:

Формировать умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные:

Формировать умение действовать по плану и планировать свою деятельность,

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей.

13. Рефлексия –

слайды 21-22

Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает  ответить на вопросы:

- Что получилось?

Вывод: возможно, кто-то из вас в будущем станет кинологом. Но это вовсе не важно.

На страницах своего журнала Андрей Викторович Иванов (Тим Собакин) говорит своим читателям: «Главное — избегайте внутренней пустоты.

Тогда вам нигде и никогда не будет скучно.

Занимайтесь разными полезными делами и старайтесь добиться в них успеха!

А ещё учитесь быть счастливыми и делайте счастливыми других! И тогда у вас всё получится»

 

Учащиеся взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, анализируют свою работу.

Личностные:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки, формирование умения оценивать свои и чужие поступки, мотивировать свои действия.

Регулятивные:

формировать умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

формировать умение различать методы познания окружающего мира, находить дополнительную информацию, используя различные источники информации.

Коммуникативные:

формировать умение уважительно относиться к позиции другого, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"

Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...

Сценарий к 23 февраля "Есть такая профессия - Родину защищать"

Современный сценарий к 23 февраля с участием воинов современников...

Альбом "Есть такая профессия-Родину защищать"

События Великой Отечественной войны  мы  видим через призму жизни своих близких, их переживаний…Но сколько бы мы, ни знали о Великой Отечественной войне, как бы мы к этим событиям...

Презентация к классному часу "Есть такая профессия Родину защищать"

Презентация к классному часу ко дню Защитника Отечества...

Путешествие в мир профессий. Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"...