Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"
рабочая программа на тему

Иванова Оксана Викторовна

   Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, — отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе.

Цель: Формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к службе в рядах Российской армии через организацию социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №156

Социальный проект

«Есть такая профессия –

Родину защищать».

Автор:

Гурина О.В.

Учитель начальной школы

МБОУ СОШ № 156

Нижний Новгород

2012

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

социального проекта

1

Наименование проекта

«Есть такая профессия – Родину защищать»

2

Автор проекта

Учителя начальной школы: Гурина О.В.

3

Целевая группа

1-11 класс, педагоги, родители

4

Обоснование    актуальности    и социальной значимости проекта

   Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, — отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе.

5

Цели и задачи проекта

Цель: Формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к службе в рядах Российской армии через организацию социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать».

Задачи:

  1. Стимулировать учащихся и их родителей к постоянному пополнению знаний об истории Российской армии.
  2. Вовлекать учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблемы  престижности службы в армии.
  3. Формировать основы гражданской позиции учащихся.

6

Сроки выполнения проекта

 февраль 2012г.

Актуальность проблемы. Цели и задачи.

     «Есть такая профессия - Родину защищать», - это цитата из фильма «Офицеры» говорит сама за себя. Настоящие мужские качества - любовь к Родине, готовность защищать свое Отечество, стоять на страже безопасности страны и ее граждан. Однако многие юноши предпочитают не служить в армии по разным причинам. Это вызывает беспокойство за будущее России. Ведь очевидно, что судьба страны в полной мере зависит от развития общества, основу которого составит поколение молодых людей.

     Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение его к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождении традиций нашей страны. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя, а гражданский долг любого человека. Виной тому, что молодые люди этого не осознают, — отсутствие идеологии. Заниматься идеологическим воспитанием детей, прививать им любовь к Родине надо еще в школе. И речь в данном случае идет не о военно-строевой подготовке (хотя она мальчикам тоже должна преподаваться), а о любом предмете. Можно же и историю, и русский язык, и даже биологию с химией преподавать так, что в каждом слове учителя будет звучать гордость за страну. Если мы об этом не позаботимся, то молодые люди не захотят вставать на его защиту и будут избегать службы в армии.

     Задачи гражданско-патриотического воспитания педагогический коллектив решает, реализуя различные программы, проекты. В частности через проект «Есть такая профессия – Родину защищать», в рамках которого проводятся различные мероприятия: утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать также об интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Цель:

Формирование у обучающихся активного и ответственного отношения к службе в рядах Российской армии через организацию социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать».

Задачи:

  1. Стимулировать учащихся и их родителей к постоянному пополнению знаний об истории Российской армии.
  2. Вовлекать учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению проблемы  престижности службы в армии.
  3. Формировать основы гражданской позиции учащихся.

Ожидаемый результат:

•          Учащихся и их родители  пополняют свои  знания об истории Российской армии.

•         Учащиеся и их родители понимают престижность службы в армии.

•        Учащиеся относятся к службе в рядах Российской армии  ответственно.

Сбор информации.

Постановка проблемы.

     В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения.

     Нами был проведён опрос учащихся «Каково Ваше отношение к военной службе?», с целью выявления их отношения к службе в армии. В опросе приняли участие 4-11 классы.

     Так, в целом только 33% учащихся считают, что служба в армии - это гражданский долг, ещё 12% полагают, что это необходимая и почётная обязанность и  24% опрошенных полагают, что служба в армии - это необходимость (достаточно тягостная), а 31% вообще рассматривают это как принуждение.

     Также был проведён опрос среди родителей учащихся 9-11 классов «Как вы относитесь к тому, что молодые люди  не желают  служить в армии?» с целью выяснения отношения к тем, кто уклоняется от военной службы. Нельзя не отметить вполне терпимое отношение к таким лицам. Так, крайне отрицательное отношение к таким гражданам наблюдается только у 22% опрошенных родителей. В то же время у 64% опрошенных такие "уклонисты" никаких отрицательных эмоций не вызывают. Правда и процент тех, кто полностью одобряет уклоняющихся от службы в армии, также оказался весьма невелик - только 14% от общего числа опрошенных. В целом можно констатировать, что уклонение от армии стало социально одобряемым поведением.

     Получив такие результаты, мы попытались выявить причины нежелания и отказа идти в армию. 

Первое место занимает такая причина, как наличие неуставных отношений в армии (42%). Дедовщина является самой острой, или точнее, самой эксплуатируемой армейской проблемой. Неуставные отношения в армии стали главным пугалом в глазах призывников и их родителей.

     Говоря о причинах нежелания молодых людей идти в армию, нельзя не отметить такой фактор, как страх перед жёсткой воинской дисциплиной. Этот фактор выделили 33% опрошенных. Особое внимание хотелось бы обратить на такую причину, как отсутствие чувства патриотизма у молодых людей. Очевидно одно, без патриотического начала нет воина-защитника.

     Опрос учащихся показал, что достаточно велик процент тех, кто считает годы службы в армии впустую потраченным временем - это 25%, т.е. каждый четвёртый.

     Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что армия является одним из важнейших социальных институтов, в современном российском обществе между армией и обществом сложилась ситуация взаимной обиды, недоверия и опасения. Армия обижена на общество за то, что армия в обществе воспринимается как жестокий монстр. Призывники и их родители воспринимают предстоящую службу в армии в лучшем случае как бесполезную трату времени, а в худшем - как серьезную угрозу физическому и психологическому здоровью. Сама ситуация достаточно болезненна как для общества, так и для армии и государства.

     Хотелось бы, чтобы люди, в первую очередь - молодёжь, не забывали, что готовность защищать свою страну всегда была, есть и будет важнейшим проявлением патриотизма.

     Для получения более точной картины мы провели диагностику сформированности у детей 7-11 лет уровня  гражданской позиции. Для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:

  1. Знание родного края;
  2. Толерантность;
  3. Права ребенка;
  4. Обязанности ребенка.

Данные  были оформлены в виде диаграмм:

В диаграмме №1 выявлено: 60% детей обладают высоким уровнем знаний о родном крае;

20% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае;

20% детей обладают низким уровнем знаний о родном крае;

В диаграмме №2 выявлено: 100% детей обладают средним уровнем знаний о толерантности

В диаграмме №3 выявлено:

90% детей обладают средним уровнем знаний о своих правах;

10% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах;

В диаграмме №4 выявлено:

90% детей обладают средним уровнем знаний о своих обязанностях;

10% детей обладают низким уровнем знаний о своих обязанностях;

В ходе диагностики было выявлено, что:

  1. по блоку № I «Знание о родном крае», у 20 % детей

низкий уровень.

  1. по блоку № IV «Обязанности ребенка», у 10% детей

низкий уровень.

Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства гражданственности у детей подготовительной группы развито недостаточно.

1. Для решения всех выше перечисленных проблем необходимо осуществлять регулярную работу по формированию активной гражданской позиции. 

2. Необходимо изучить литературу как нормативно-правового характера, так и исторического характера. Познакомить всех участников проекта с ней.

Литература:

  1. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.
  2. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина», М-2005г.
  3. Конвенция ООН о правах ребенка.
  4. О патриотизме и гражданственности. Учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов/Под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. – СПб. «Элексис Принт», 2005. 228 с.
  5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.98 N 53-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
  6. http://www.uza.uz/society/?id1=6568 «Камолот»: молодежь и военный патриотизм
  7. http://festival.1september.ru/articles/563463/ Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников Цибизова Елена Игоревна, воспитатель ГПД

Мы планируем

Описание категории участников

В проекте принимают участие учащиеся школы с 1-11 классы, родители, педагоги.

Сроки реализации, место проведения

Проект реализуется в течение февраля 2012 года. Возможно продолжение проекта в мае  2012 года. Место проведения – Одерский зенитно-ракетный полк и МБОУ СОШ 156.

Описание проекта (этапы, формы работы)

Этапы.

Формы работы.

Ответственные.

Исследовательская часть

1. Опрос учащихся и родителей, анкетирование, мониторинг  уровня гражданской позиции младших школьников

Педагоги

2.  Анализ результатов.

3. Изучение теоретического материала.

Организационная часть

1.Обращение педагогов МБОУ СОШ 156 к  руководству Одерского зенитно-ракетного полка с просьбой помочь в  организации и осуществлении проекта.

2. Обращение к родительскому комитету школы

учителя начальных классов

3. Разработка ряда мероприятий для привлечения учащихся и их родителей к участию в проекте:

1) информирование:

  1. Изготовление стенда с информацией по проекту.
  2. Приглашение к участию в акции

2) агитация:

  1. Беседа-дискуссия с учащимися в актовом зале о воинской службе и презентация проекта.
  2. Проведение классных часов на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать»
  3. Беседа с военнослужащими на тему: «Что такое армия?» (для учащихся начальной школы)

4.Разработка мероприятий по гражданской позиции:

  1. Конкурс коллажей «Мой папа военный» (с 1-11 класс)
  2. Конкурс  рисунков «В каких войсках ты хотел бы служить?» (с 1-4класс)
  3. Конкурс на лучший макет военной техники. (1 – 4 класс)
  4. Совместная экскурсия в школьный музей ( 1-3 класс)
  5. Экскурсия в воинскую часть.
  6. Проведение весёлых стартов с солдатами воинской части и экскурсия в школьный музей.
  7. Акция «Подарок бойцу»
  8. Выезд с праздничным концертом в воинскую часть.
  9. Проведение «военного дня» в школе.

Шитова Е.В., Носкова О.Е, Гурина О.В.

Практическая часть.

1. Проведение социального проекта «Есть такая профессия – Родину защищать»

Шитова Е.В., Носкова О.Е, Гурина О.В.

Заключительная часть

1. Подведение итогов

Учителя начальных классов

2. Награждение.

Схема взаимодействия

Администрация школы

Родительский комитет школы

Педагоги МБОУ СОШ 156

Одерский зенитно-ракетный полк

Учащиеся школы и их родители

Фотоотчёт:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к 23 февраля "Есть такая профессия - Родину защищать"

Современный сценарий к 23 февраля с участием воинов современников...

Альбом "Есть такая профессия-Родину защищать"

События Великой Отечественной войны  мы  видим через призму жизни своих близких, их переживаний…Но сколько бы мы, ни знали о Великой Отечественной войне, как бы мы к этим событиям...

Презентация к классному часу "Есть такая профессия Родину защищать"

Презентация к классному часу ко дню Защитника Отечества...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе—выставке детского технического и художественно—прикладного творчества, посвященный Дню Защитников Отечества «Есть такая профессия – Родину защищать…»

1. Цели и задачи школьного конкурса—выставки.1.1. Школьный конкурс—выставка призван способствовать привлечению детей к участию в общественно—значимых мероприятиях, а также  воспитание у детей мла...

Путешествие в мир профессий. Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"...