Конспект урока окружающего мира " Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Данный урок исследовательского характера предназначен для 2-3 классов разных УМК. Обучающиеся смогут узнать о свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области

Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».

Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на   совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.

Задачи:

  • Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
  • Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся научатся:

Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры  использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.

Личностные

  У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.

Учащиеся смогут научиться:  на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Учащиеся смогут научиться:  строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование: 

  • Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  • Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
  •  Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
  • Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.). 

Ход урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ (особенности урока и реализующие задачи)

I.Организация класса.

Введение в тему.

- Приглашаю вас занять определенные места.

- Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

- Какие признаки подсказали вам этот ответ?

- А как признаки можно назвать научно?

- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?

- Дети рассаживаются по группам.

       

- Это вода.

Учащиеся называют признаки.

(Если учащиеся затрудняются, подсказать).

- Это свойства воды.

- Жидкое, твердое, газообразное.

Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.

 

Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.

I         II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.

- Молодцы!  А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5
-Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?

 -Итак, какую  цель мы поставим на урок?

- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?

- Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?

-  Что будет предметом исследования?

- Подумайте, как мы будем проводить исследование?

- Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?

- Зачем нам нужны эти правила?

-  Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово.

Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1

Дети ставят цель на урок.

Проверить  свойство воды растворять разные вещества.

- Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.

- Мы будем говорить о воде, как растворителе.
Исследовать новое свойство.

Провести опыты.

-Вода.

- Работать в группах.

- Вспомним правила работы в группе.

Алёна Жданова:

- Наша задача -  провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы?

Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.

Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.

Активизировать мыслительные операции:

- анализ и синтез;

- сравнение и сопоставление.

На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель».

Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества

На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2

III. Физ.минутка

- Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного?  Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я?

- Спасибо

Дети сопровождают слова учителя действиями.

 

Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

- Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта,  в каждой группе?

- А какие есть приспособления, инструменты?

- А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?

- Возьмите бланк с инструкцией №1.

- Прочтите порядок действий – ход работы -  на первом этапе. Все понятно?

- Какие наблюдения вести и для чего?

Результаты наблюдений записываем куда?

 - Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?

- Итак, все готовы?

Алёна может присоединиться к любой из групп.

- А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.

- Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52

- Что скажете?

- Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?

- Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.

- А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.

- Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.

- Снова проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника с..53. Ваши выводы?

 -Алёна Жданова:
Прошу руководителей групп  вытянуть номер опыта.

Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина.

- Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)

Алёна Жданова:

- Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе  лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4.

(Дети берут инструкции у учителя)

- Пронаблюдать растворяется вещество или нет?

- В колонку «Наблюдения»

- В колонку «Вывод».

Озвучиваются выводы

Дети  оценивают правильность выводов при помощи сигналов.

Далее дети заполняют общие выводы.

- Вычитыванием из статьи учебника.

Наш вывод и вывод учебника совпали.

Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.

- Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем:
1. Сначала нужно сложить бумажную салфетку вчетверо.

2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
3. Сложить фильтр в виде конуса, отогнув одну часть;
4. Положить фильтр в воронку, находящуюся в стакане.
Фильтр готов.

Озвучиваются выводы

Дети  оценивают правильность выводов при помощи сигналов.

Далее дети заполняют общие выводы.

На основе опытов получить новые знания о воде.

Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий

См. Приложение 3

На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы:

Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде.
Растворимые вещества: поваренная соль. Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются.

Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается.

С помощью фильтра такую воду
можно очистить.

см. Приложение 3

V. Домашнее задание.

- Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите  в учебнике эти задания.

 С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6)

- Учебник.

Дети находят в учебнике вопросы и задания.

Выработка умения оперировать полученными знаниями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели?

-Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.


Слайд 7

Слайд 8

См. Приложение 4

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

Урок окружающего мира "Свойства воды" для 4 класса.

Урок окружающего мира "Свойства воды"  для 4 класса по образовательной системе "Школа 2100", автор учебника А.А.Вахрушев....

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....

Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ

 Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...

Конспект урока окружающего мира"Свойства воды в газообразном состоянии" (УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; знать технику безопасности при обращении с горячей водой.Планируемые результаты: Предметные:- уметь: определять свой...

Урок окружающего мира "Свойства воды. Круговорот воды в природе".

Урок окружающего мира "Свойства воды. Круговорот воды в природе"....