Урок окружающего мира "Когда появилась одежда"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Ананьев Максим Владимирович

Самоанализ  урока Окружающего мира в 1 классе.

 

Тема урока: Когда появилась одежда?

 

Прогнозируемые результаты:

- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;

- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;     воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; формирование УУД.

Личностные УУД:
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества.

 

Тип: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

 

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков ;
- рабочая тетрадь на печатной основе;

- конверты с заданием для работы в группах;

 - презентация «Когда появилась одежда?»;

- тучка и солнышко для настроения, цветные кружочки.

 

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Где и когда?».

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включил элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывал индивидуальные особенности учеников, давал только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса.

Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала в проблемной форме, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Была проведена предварительная работа: разучивание стихотворения Даниилом Макаршановым.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Применялись здоровьесберегающие технологии.

Считаю, что урок по теме «Когда появилась одежда?» соответствует ФГОС.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_poyavilas_odezhda.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда появилась одежда?»

Прогнозируемые результаты:

- познакомить учащихся  с историей  возникновения одежды, видами одежды;

- научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;

- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду;      - воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; формирование УУД.

Личностные УУД:
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.

Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: 
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Оборудование и учебные материалы:

- учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков ;
- рабочая тетрадь на печатной основе;

- конверты с заданием для работы в группах;

 - презентация «Когда появилась одежда?»;

- тучка и солнышко для настроения, цветные кружочки.

  1. Организационный момент.

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

- Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают, ушки не просто слушают, а все слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.

- У вас на партах лежат тучка и солнышко, покажите какое у вас настроение.

2. Подготовка к основному этапу.

– Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какое узнаете немного позже. Вместе с нами будет путешествовать один герой. Как вы думаете, кто он?

 – Правильно, это Муравьишка- Вопросик. (Слайд 2.) 

- Но сегодня он пришёл к нам не с пустыми руками. Что он принёс?

 – Да, ребята, чемодан у Муравьишки не простой. В нём лежат загадки. Сейчас мы с Вопросиком будем их загадывать. А как только мы отгадаем загадку, из чемодана появится отгадка. Вы готовы?

Загадки.

Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода.   (Шарф)

 

У нее есть капюшон, бывает мехом опушен.   (Куртка)

 

Всегда шагаем мы вдвоём,

 Похожие как братья.

 Мы за обедом – под столом,

 А ночью – под кроватью.   (Ботинки)

 

Упрятались голышки

 В лохматые мешки:

 Четверо вместе,

 Один – не на месте.  (Варежки)

 

Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.

 И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы.  (Шубка)

– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.)

– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)

– О чём будет идти разговор на уроке? (СЛАЙД 3.)

 – А что вы хотите узнать об одежде? ( Когда появилась одежда, какая бывает одежда?)

 – Итак, сегодня мы вместе с Муравьишкой Вопросиком будем путешествовать из прошлого в настоящее и говорить об одежде.

Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети)

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) – Ребята, а что же такое одежда? (Ответы детей.)

Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)

– Правильно. Можно узнать значение слов в толковом словаре. Вот как объясняется это слово в толковом словаре С. Ожегова: “Одежда – совокупность предметов, которые покрывают тело”. (Слайд 4.)

– А что такое совокупность? (Это группа.)

2) – Как вы думаете, а когда появилась одежда? (Ответы детей.)

– Посмотрите на экран. (Слайд 5.) Это – лента времени. Наша планета Земля существует уже миллиарды лет и люди живут на ней миллионы лет. Они условно разделили время существования на Земле на 2 периода: до нашей эры и наша эра. Вы сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу эру? (Ответы детей.)

– Выходит, если одежда появилась в нашу эру, то до нашей эры люди ходили раздетые? Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.

(Чтение текста на стр.21 и беседа по содержанию.)

(Слайд 6-8.)

– Когда появилась одежда?

 – Во что одевались первобытные люди?

 – Когда жил первобытный человек до нашей эры или в нашу эру?

 – Значит, неверна была наша гипотеза и теперь мы точно можем сказать, когда появилась одежда. Когда?

– Что позднее научились делать люди?

 – Что стали делать из ткани?

 – Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. (Слайд 9.) 

Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. (Слайд 10.)Рассмотрите изображение человека в сандалиях и наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили. Просто брали большой прямоугольные кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой или брошкой.

– Время шло. Люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Костюмы стали отличаться большой выдумкой, изобретательностью.

 – Кто из вас скажет, а что за одежда на картинке? (Слайд 11 - 12.)

 – Значит, была и особая одежда для защиты в бою. Из чего была сделана такая одежда? Почему? (Ответы детей.)

Физкультминутка.

3) – Ребята, а удобно ли нам носить такую одежду?

 – Для нашего удобства современная одежда очень разнообразна. В чём мы с вами ходим сегодня? (Ответы детей)

- Отличается ли одежда по временам года? (Да)

 - Что мы надеваем зимой, осенью, весной и летом? (Ответы детей.)

– Зачем нам так много одежды? Неужели нельзя обойтись только зимней одеждой или только летней? (Ответы детей)

 – Мы живём в стране, где погода сильно меняется в разные времена года, поэтому, чтобы не болеть, мы вынуждены менять нашу одежду в зависимости от погоды.

– В разных ситуациях человек надевает разную одежду.

 – Можно ли догадаться по одежде, в какой жизненной ситуации находится человек?

4. Проверка понимания.

Практическая работа (Работа в парах).

- У вас на партах лежат конверты, достаньте картинки, внимательно рассмотрите их и подумайте:

 – На какие группы можно разделить одежду? (Дети разделили одежду на 4 группы: деловая, спортивная, одежда для дома или домашняя,  рабочая.)

(Презентация слайд 13.)

 – Что значит “деловая одежда”? (Ответы детей)

 - Что именно относится к деловой одежде? (Ответы детей)

 - Куда в такой одежде ходят взрослые, дети? (Ответы детей)

 Слайд 14.

– Что относится к «спортивной одежде»?

- Какая спортивная одежда есть у вас?

 - В каких случаях вы её надеваете?

 Слайд 15.

– Что такое “рабочая одежда”?

- Значит ли это, что в неё должны ходить только рабочие? В каких случаях вы наденете рабочую одежду?

 – В чём удобно ходить дома?

- В чём дома ходят ваши родители? А вы сами?

Слайд 16.

- Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Почему?

- Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол? Почему?

5) – Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?

 – Кого можно узнать?

 – Люди некоторых профессий носят специальную одежду, называемую формой. Догадайтесь, кто хозяин этих костюмов? (Слайд 17-25.)

 – По одежде мы можем узнать, кем работает человек.

5. Подведение итогов.

– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и вернулись назад. (Слайд 26.) (Слайд 27.)

– Какую роль играет одежда в жизни человека?

 – Как мы должны относиться к одежде?

- Вот послушайте стихотворение и скажите, можно ли так поступать с одеждой?

(Стихотворение рассказывает подготовленный ученик.)

Что такое быть опрятным?

 Значит чистым, аккуратным.

 Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.

 Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре

 От сражений во дворе.

 Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.

 Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.

 Мама сына баловала, утром чисто одевала.

 Приходила забирать – не могла его узнать.

 За сынка она стыдится.

 Так, ребята, не годится!

- Ребята, что вы узнали из стихотворения? ( К одежде надо относиться аккуратно и бережно, не пачкать, не рвать, чтобы потом не было стыдно за свой внешний вид.)

6. Рефлексия.

- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их.)

 - Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать «Я активно работал на уроке!» (Зелёный)

- Кому на уроке было неинтересно? (Красный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "когда появилась одежда?" 1 класс

Данную презентацию можно использовать в дополнение к основному материалу....

Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс

Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс...

Урок окружающего мира "Твоя одежда" 1 класс

Урок – путешествиеЦель урока: Формирование представлений обучающихся о значении одежды в жизни людей, о её соответствии сезону  и погоде, а так же профессии или роду занятий человека. Воспи...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда"...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Когда появилась одежда?"

Конспект сопровождается презентацией и технологической картой. Содержит практическую работу, создание коллективного проекта....

Технологическая карта к уроку окружающего мира "Когда появилась одежда?" в 1 классе

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС...

Сценарий урока с использованием интерактивного портала учи.ру. 1 класс. Урок окружающего мира. Тема: "Когда появилась одежда?"

В сценарии урока предложен материал по закреплению с помощью карточек на портале учи.ру...