Надёжная защита организма
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Фомкина Татьяна Александровна

Урок - практикум по теме "Организм человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_konspekt_uroka_o_kozhe.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бурлинская средняя (полная)  общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Урок разработала и провела Фомкина Т.А.,

                                                                                            учитель высшей квалификационной категории

Урок окружающего мира    3 – б класс

Тема урока:      Надёжная защита организма.

Цели:

  • рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания,  определить значение и функции кожи;
  • создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
  • помочь осознать важность познания человеческого организма;
  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • развивать  практические навыки, наблюдательность.

Задачи:      

  • рассмотреть строение кожи;
  • расширить представление обучающихся о функциях кожи;
  • обучить правильному уходу за кожей;
  • пополнить словарный запас обучающихся.

Тип урока:  урок-практикум

Оборудование: 

  • презентация «Кожа – надёжная защита организма»
  • тесты для проверки домашнего задания и нового материала
  • лупы, микроскопы, стёклышки
  • акварельные краски, салфетки
  • учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир»
  • лист-схема «Практическая работа»  
  • 4 непрозрачных мешочка с предметами -  шишка, конфета, карандаш,  нитки, кисточка, бумага  
  • 8 стаканов (4 – с теплой водой, 4 – с холодной)
  • С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
  • 1 кв.см на листке
  • карточки -  опоры

Технологии: ИКТ, сотрудничества, игровая, проблемного обучения

Формы работы: индивидуальная, групповая

·      


Дыхательная гимнастика. Эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний учащихся

– С помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел звонок?
– С помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает?

– Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат  цветка, духов?

- С помощью чего ты узнаёшь холодный или тёплый предмет?

– С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?
– Какое общее название подойдет к этим словам?

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Предлагаю проверить свои знания об органах чувств.

Выполните Тест № 27 на стр. 39 в КИМах. (самостоятельная работа)

- С помощью чего мы познаем окружающий нас мир?  (При помощи органов чувств).
- Сегодня у нас будет необычный урок. Наш класс превратится в научную лабораторию. Ну, а вы – станете учеными-исследователями.
-
Работать будем в группах, будем проводить опыты, наблюдать и делать выводы.

Правила работы в группе.

  1. Ребята, в любой научной лаборатории при проведении опытов, исследований должен быть идеальный порядок.
  2. Говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.
  3. Постараться, чтобы в группе сложилось единое мнение, которое вы выскажите вслух.
  4. После выполнения задания, нужно взяться за руки и поднять их вверх.

– Каждому органу чувств соответствует свое название. У вас на столах есть карточка- таблица.  Соедините  на ней стрелками слова в правом и левом столбиках.

Карточка №1.

 орган зрения               

язык

 орган слуха                 

нос

 орган обоняния          

глаза

 орган вкуса                 

уши

Постановка проблемы

– Ребята у нас осталось пустое место на карточке, чтобы  это место заполнить, я предлагаю вам поиграть.

- У вас на столе лежит волшебный мешочек с предметами.

- Вы видите предметы, лежащие в мешочках?

- А как можно узнать, какие предметы там лежат, не заглядывая в него? (на ощупь, кончиками пальцев).

Совместное «открытие» знаний

1. Поиграем в игру «Волшебный мешочек». У каждой группы есть такой мешочек, попробуйте угадать на ощупь, что в нём лежит.

- Какой орган чувств вам помог?

2. Я поставила вам на столы по 2 стакана с водой.

- Можете ли вы сказать в каком стакане вода теплая, а в каком холодная?

- Как можно узнать?

-  Какой орган чувств вам помог найти ответ на вопрос?

 Вывод: Кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим, определить температуру.

–  Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова близкие по значению. Как называются в русском языке такие слова?
- Синонимы.
– Как же называется это чувство?
-  Осязание.  
(На магнитную доску карточку «осязание»)
– Да, верно. Послушайте, как дает объяснение  «осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом «Словаре русского языка».
Осязание – ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь.

– Теперь заполните в своих карточках недостающий орган чувств с его названием. (Ребята вписывают в карточку недостающие слова)

КОЖА – ЭТО ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.

Постановка целей и задач урока

- Что вы бы хотели узнать о коже?
- Как построили бы план работы?
План.  1.Описание. 2.Строение. 3.Значение для организма.4. Уход за кожным покровом.
- Откуда вы можете получить информацию?
*Подумать самостоятельно, *понаблюдать, *прочитать в книгах, *спросить у разных людей, *провести эксперимент.

- С чего логичнее начать?

Подумать самостоятельно. Практика под руководством учителя ( мозговой штурм).
- Что мы уже знаем о коже?

Практическая работа.  Работа в группах.
Исследование кожи:

1. -Посмотрите на кожу на своей руке, потрогайте ее.

-Что вы можете о ней сказать?

-Какая она? (упругая, тонкая, мы видим сосуды, мягкая, прочная)

-Какие интересные особенности имеет наша кожа?

- Посмотрите внимательно  на пальцы  рук и локти, что происходит с кожей, когда мы сгибаем и разгибаем пальцы и руку? (кожа растягивается и собирается в складки). Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги.

Кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток  является органическое вещество КРЕАТИН. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая - стопы, руки.

2. – Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев.
– Расскажите о своих наблюдениях.

- Что заметили? (ЛИНИИ, РИСУНОК).

- Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).

- У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия.

В мире нет людей, отпечатки пальцев которых одинаковы!

Несколько лет назад один шведский художник начал                                                     подписывать свои картины не своим именем,                                                                     как это обычно делается, а ...отпечатком  большого пальца!                     Такой необычный способ подписи  посоветовал ему полицейский, который за год расследовал три случая подделки его картин.

– Вы сказали, что увидели под лупой множество маленьких отверстий в коже. Кто скажет, как называются эти отверстия?
-
Поры.

-Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит). Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа- это орган дыхания? (Да)

На доску вывешивается таблица:  ОРГАН ДЫХАНИЯ.

– Совершенно верно. Но через лупу мы с вами смогли рассмотреть только первый поверхностный слой кожи. Этот слой кожи называется ЭПИДЕРМИС.

– Подумайте, какую функцию он выполняет ещё?
-   Защищает наше тело от холода, ударов.
– Верно. Можно сказать, что кожа является защитным покровом?

Кожа - это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа - защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя, т.е. выполняет защитную функцию от механических воздействий.

ОРГАН ЗАЩИТЫ

Я думаю, вам будет интересно увидеть нашу кожу в разрезе.

-Второй слой называется ДЕРМА- это и есть сама кожа.

-Когда нам жарко, мы потеем. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. РЕГУЛЯТОР ТЕМПЕРАТУРЫ. 

В состав пота входит 99% воды и 1 % химических веществ. На вкус он солоноватый. А откуда берется пот, как он возникает? Его вырабатывают миллионы потовых желез в коже. В нашем теле около 3 млн. потовых желез.  Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли. В нормальном состоянии человек в сутки выделяет 1 л пота, а при высокой температуре или физической работе выделяется от 4 до 12 л пота.

Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стёклышку.

-Что осталось на стёклышке?(пятна жира, которые выделяет кожа)  

В коже находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой.

  На доску вывешивается таблица: ОРГАН ВЫДЕЛЕНИЯ.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

И третий слой-ГИПОДЕРМА или ПОДКОЖНЫЙ ЖИР.

Он состоит из «комочков» жира и служит «складом» питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

- Итак, наша кожа состоит из трёх слоёв. Давайте перечислим их: эпидермис, дерма, гиподерма.

-Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать?

- Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая.

На доску вывешивается таблица:  ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ.

Цвет кожи. – Одинаков ли цвет кожи у людей?

-Почему кожа у людей бывает разного  цвета? Отдельные клетки кожи содержат тёмный пигмент, МЕЛАНИН, ответственный за цвет кожи. Если меланина в коже много – она очень тёмная, если мало – кожа светлая. Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может.  Тёмная кожа лучше защищена от солнечных лучей, а светлая – легко обгорает.

А бывает и такое, и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами. Правда, белую кожу можно немножко подкрасить солнышком.

 Солнце - источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чем-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество-витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям -  для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить. Солнечные лучи содержат ультрафиолет, который может вызвать на коже ожоги.

Чтобы не пострадать от солнечных лучей, кожа защищает организм, становясь более тёмной. Кожа - хороший защитник организма от солнечной радиации.

На доску вывешивается таблица: ЗАЩИТА ОТ РАДИАЦИИ

Враги кожи

-А знаете ли вы, что у кожи есть враги?

Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы САПРОФИТЫ.

Невооруженным глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу.  Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно  как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.

Не только сапрофиты вредят нашей коже. Когда на коже скапливается много грязи и пыли, то к ней прилипает пыль. Значит,  кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 кубическом сантиметре кожи находится до 40000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Итак, наша кожа защищает наш организм от бактерий.

На доску вывешивается опорная таблица: ЗАЩИТА ОТ БАКТЕРИЙ. 

Но очищать себя  кожа не умеет. Пыль и пот забивают мельчайшие поры, от этого кожа становится вялой. Она хуже защищает организм от холода, на ней легко появляются всякие угри, прыщи и болячки. Кроме того, грязная кожа — приют для микробов, вызывающих болезни.

 - Что же нужно делать?

* Соблюдать чистоту кожи.
Творческая работа

Правильно, надо соблюдать правила гигиены.

 - Вы сейчас  составите памятку «Как ухаживать за кожей».

Можно обратиться за помощью к учебнику на стр.131.

К сожалению, наша кожа не настолько крепкая как нам кажется. Мы можем порезаться, удариться, обжечься, обморозиться. Через ранки в организм могут попасть микробы.

- Какие повреждения кожи вы знаете? Ушиб, рана, обморожение, ожог.

Поэтому очень важно уметь оказать себе первую помощь.

Д/з: с.130 – 133, подготовить сообщение о том, как оказывать первую помощь при повреждениях кожи. Использовать дополнительные источники. Какие???


Что такое кожа?
Тебе привычно называть сердце, печень или мозг «органами» тела. У каждого из них свои определенные задачи, и они их выполняют. А знаешь ли ты, что и кожа — орган тела?
В то время как другие органы занимают сравнительно мало места, кожа обтягивает все тело тончайший оболочкой площадью 30 000 кв. см!
Сквозь кожу организм вместе с потом выводит вредные вещества (поэтому простуду часто лечат укутыванием, согреванием — с потом уходят яды, вырабатываемые микробами), она — «главный орган по связи с внешним миром», в коже около миллиона нервных окончаний.  На 1 см3 человеческой кожи приходится 100 потовых и 12 сальных желез, 4 м нервных волокон, более 150 нервных окончаний и около 1 м кровеносных сосудов!
Кожа состоит из двух слоев ткани. Один из них — более толстый и глубокий, сквозь него проходят кровеносные сосуды и нервы, а на нем — тонкая ткань «эпидермис». Они соединяются вместе удивительным образом. Нижний слой имеет выросты в виде «сосочков», которые «прорастают» в верхний, связывая их в единое целое.
Поскольку эти «сосочки» располагаются в кожных складках, на каждом участке кожи создается свой рисунок. Отпечатки наших пальцев фактически образованы этими складками. В мире нет людей, отпечатки пальцев которых одинаковы!

Несколько лет назад один шведский художник начал                                                     подписывать свои картины не своим именем,                                                                     как это обычно делается, а ...отпечатком  большого пальца!                     Такой необычный способ подписи  посоветовал ему полицейский, который за год расследовал три случая подделки его картин.

- Рассмотрите ладошку и кончики пальцев. Что заметили? (ЛИНИИ, РИСУНОК).

- Возьмите краски, кисточкой нанесите чёрную краску на большой палец и отпечатайте на листочке. Сравните свой отпечаток с соседским. (ОНИ РАЗНЫЕ).

- У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». В криминалистике давно используют отпечатки пальцев. Наука, изучающая отпечатки пальцев, называется дактилоскопия.

- Мы изучили наружный слой кожи, он называется эпидермис (слово греческое, обозначает верхний). Он очень тонкий, от него всё время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно сшелушиваются тысячи мёртвых  клеток. Но кожа от этого не становится тоньше. На ней всё время нарастают новые слои.                                                  

В верхнем слое кожи нет кровеносных сосудов и нервов. Он состоит из клеток, которые уже умерли и «ороговели». Можно сказать, что человеческое тело покрыто роговым «панцирем». Он нечувствителен к боли (нервы лежат глубже, но достаточно близко к поверхности, чтобы мы чувствовали прикосновения), не промокает, и к тому же относительно хороший изолятор.  
Однако самые нижние слои эпидермиса очень чувствительны. Они создают новые клетки и как бы выталкивают их наверх. Со временем они отмирают, превращаясь в ороговевший слой, а те, что находятся ниже, продолжают их работу.
Каждый день миллиарды верхних ороговевших клеток отпадают. Но, к счастью, ежедневно вырабатывается столько же новых клеток. Поэтому наша кожа постоянно обновляется.
Кожа состоит из 30 слоев ороговевших клеток. Как только верхний слой кожи смывается или стирается, под ним уже готов новый. Поэтому у нас есть возможность очищать кожу от пятен и грязи и держать ее в чистоте.
Твоя кожа кажется тебе очень прочной, эластичной, она быстро восстанавливается, если ты поранишься или обгоришь на пляже, но на самом деле кожа — очень нежный орган, за ней надо очень бережно ухаживать. Пока ты молод, твоя кожа, в основном, сама ухаживает за собой: она выделяет из специальных крохотных органов — желез — сальную смазку, кожное сало, которое не дает ей засыхать и делает эластичной, она сама «проветривает себя» через невидимые глазу отверстия — поры. Кстати, ты знаешь, что человек дышит не только легкими, но и кожей? Она впитывает кислород воздуха порами и выделяет углекислоту.

- Кожа – сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало.

-Кожа сама себя смазывает, иначе бы солнце, вода, ветер быстро бы высушивали её, она растрескалась бы. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: оно со временем застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.

Кожа является зеркалом состояния здоровья всего организма — по состоянию кожи можно определить заболевания, которыми человек страдает. По цвету кожи можно судить о болезнях или состоянии человека. Жёлтая кожа – болит печень, синюшная окраска – больные органы дыхания или сердце, сосуды. Бледно-серый цвет – тяжёлые хронические заболевания. Желтовато-серый цвет – поражены желудок или кишечник. Слишком бледная кожа – показатель малокровия.

                           

     Практическая   работа.

 Тема: _________________________________________________________________________________________________

 1.    Основные функции кожи человека.

           1 _____________________________________________________________

            2____________________________________________________________

            3 ____________________________________________________________

             4____________________________________________________________

             5____________________________________________________________

             6____________________________________________________________

             7____________________________________________________________

            8_____________________________________________________________

2.    Исследование  кожи (новые термины)

1_______________________________________________

2_______________________________________________

3_______________________________________________

 

3. Строение кожи

 1_______________________________________________

         2_______________________________________________

         3_______________________________________________                             

4. ВЫВОДЫ___________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Надёжная защита организма"

Тема: Надёжная защита организма. (с применением ИКТ)Цели урока: • формирование представлений о коже, функциях кожи и её значении для организма человека; • развитие познавательного интереса, логичес...

Урок окружающего мира по теме "Кожа - надёжная защита организма"

В ходе практической работы учащиеся узнают состав кожи, знакомятся с её функциями....

"Кожа - надёжная защита организма"

Урок по окружающему миру....

Надёжная защита организма

Конспект урока в 3 классе "Школа России", ФГОС...

Тест по теме "Надёжная защита организма".

Тесты по окружающему миру, 3 класс....

КОЖА – надёжная защита организма. 3 класс

Урок-презентация в неделю биологии и географии в 3 классе начальной школы Подготовила воспитатель ГПД Калинини Ксения Геннадиевна...

Конспект урока Надёжная защита организма 3 класс

Данный урок соответствует программе школа России. В ходе урока дети выполняют исследовательскую работу....