Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya-programma-po-okruzhayuschemu-miru-3-klass.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе  авторской программы (Авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. Образовательная система  «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2004, рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и обеспечена учебниками «Обитатели Земли», «Моё Отечество» для 3кл., авторы: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов и др.

Курс «Окружающий мир (человек, природа, общество) реализует следующие цели:

  • Осмысление личного опыта и приручение детей к рациональному постижению мира;
  • Создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

  • Умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к  окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Содержание курса определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира, Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Основным способом получения знаний является деятельностный подход.  Ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира происходит через систему наблюдений объектов и явлений окружающего мира и опытную работу; моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями; экскурсии и практические работы.

Предусмотрена речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

В ходе изучения данного курса у учащихся вырабатываются следующие умения: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума - умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.

Содержание учебного предмета.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (35 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (16 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных». Повторение изученного материала.

Раздел 2: «Моё Отечество» (35 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (9 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение ее богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Контроль в курсе математики осуществляется по сборнику:

ВахрушевА.А. Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс(«Обитатели Земли»).- М: Баласс; Школьный дом, 2010 г.

Данное пособие содержит тексты проверочных и контрольных работ для тематического и итогового контроля по важнейшим темам курса «Окружающий мир».

 Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля по изучаемой теме. Их цель – получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки и подготовки к итоговому контролю. Работа выполняется в течение 10-15 минут.

Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса. На выполнение контрольной работы отводится 1 урок (40-45 минут).

5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения

«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;

«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.

«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

Результаты обучения

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  •  в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:        

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

по году определять век, место события в прошлом;

отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Деятельность участников педагогического процесса.

Домашнее задание

Дата проведения.

Учитель

Ученик

План

факт

Обитатели Земли

Раздел 1. Вещество и энергия. 4 часа.

1

Как работать с учебником. Тела и вещества.

Создание условий для формирования представлений о теле и веществе, энергии. Научить различать твёрдые, жидкие и газообразные вещества, определять свойства веществ. Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Превращение веществ.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, действия энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.3-5 выучить условные обозначения, стр.9 ответить на вопросы №4,5, тетрадь стр.2 №3

2

Из чего состоит вещество.

Проверочная работа №1.

Стр.13 ответить на вопросы, тетрадь стр.4 №6,7,8

3

Энергия.

Стр.17 ответить на вопросы №2,3,4,  тетрадь стр.6 №3,4

4

Превращение энергии.

Проверочная работа №2.

Стр.19 ответить на вопросы №3,4,5,6, тетрадь стр.7 №2

Раздел 2. Живая оболочка планеты. 6 часов.

5

Где обитают живые организмы.

Создание условий для детального изучения живой оболочки планеты.  Научить понимать связи живой и неживой природы. Человек и его связь с природой. Оболочки Земли. Воздушная, водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы. Жизнь в Арктике и Антарктиде. Жизнь в высоких слоях атмосферы. Жизнь под Землёй и в глубоководных впадинах.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Участие живых организмов в круговороте веществ. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощённых веществ на обмен веществ, рост и размножение. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.25 вопросы №3,4,5,6, тетрадь стр.10 №3

6

Большой круговорот веществ.

Стр.29 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.12 №4,5.

7

Живые участники круговорота веществ.

Проверочная работа №3.

Стр.33 вопросы №2,3,4,5,6, тетрадь стр.14 №3,4.

8

Обмен веществ в организме.

Стр.35 вопрос №3, тетрадь стр.16 №4,5,6,7.

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Проверочная работа №4.

Стр.39 вопрос №2, тетрадь стр.18 №3,4.

10

Контрольная работа №1.

Раздел 3. Экологическая система. 10 часов.

11

Жизнь экосистемы.

Создание условий для детального изучения жизни экосистем.  Познакомить с условиями формирования почвы, её значением  для жизни.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Стр.43 вопросы №5,6, тетрадь стр.20 №4,5.

12

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Проверочная работа №5.

Система почвозащиты в Волгоградской области.

Стр.45 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.22 №4,5.

13

Экосистема озера.

Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото  - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Значение лесных животных. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы  и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем в восстановлении замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь Природе вылечить её раны? Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые  на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода)  и живые  компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач.

Стр.49 вопросы №4,5, тетрадь №4,5.

14

Экосистема болота.

Стр.53 вопросы №4,5,6,7,8,9,10, тетрадь №4,5.

15

Экосистема луга.

Проверочная работа №6.

Стр.57 вопросы №6,7, тетрадь №4,5.

16

Экосистема леса.

Стр.61 вопрос 5, тетрадь стр.29-30 №3, 4,5,6.

17

Потребители и разрушители лесной экосистемы.

Проверочная работа №7.

Стр.64 вопросы №4,5, тетрадь стр.31 №2,3.

18

Как природа залечивает раны.

Стр.68 вопрос 4, тетрадь стр.32 №5

19

Экосистема поля.

Экосистемы Волгоградской области.

Стр.73 вопросы №3,4,5,6, тетрадь стр.34 №3,4,5.

20

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Проверочная работа №8.

Стр.77 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.36 №4,5.

Раздел 4. Живые участники круговорота веществ. 14 часов.

21

Зелёные лаборатории.

Создание условий для детального изучения живой оболочки планеты. Познакомить  с  растениями: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение). Грибы: съедобные и несъедобные (узнавание). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности).

Растения и их роль на Земле. Растения состоят из отдельных клеток. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Вода как исходная среда жизни растений: она кормит, омывает, перемешивает, поддерживает и переворачивает клетки. Цепочка клеток – нитчатые водоросли. Воздушные камеры водорослей: к свету на поплавках. Плоский слой клеток (слоевище) и его роль в эффективном поглощении солнечного света.

Освоение суши. Главное достоинство суши – обилие света. Главный недостаток суши – нехватка воды и высыхание. Появление побега у высших растений и освоение вертикали в воздушной среде. Стебель, лист, корень – основные органы высших растений. Семя и его роль. Плод. Цветок – орган размножения. Разнообразие растений: мхи, хвощи, плауны, папоротники, хвойные, цветковые.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Раки, пауки и их особенности. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых.

Возникновение  позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Позвоночные с внутренним скелетом – крупнейшие животные суши. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: лёгкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полёту. Звери. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Грибы – разрушители древесины. Дрожжи, их роль в изготовлении хлеба. Съедобные грибы и их взаимовыгодное сотрудничество с растениями (подберёзовик и берёза, подосиновик и осина).

Бактерии – универсальные разрушители веществ, самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Человечество и освоение всех ролей в биосфере. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

-признаёт важность учёбы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

-проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов.

Стр.82 вопросы №6,7, тетрадь стр.42 №2,3.

22

В воде хорошо, а на суше лучше.

Проверочная работа №9.

Стр.83-85 читать, ответить на вопросы стр.85.

23

Животные маленькие и большие.

Стр.89 вопросы №3,4, тетрадь стр.45 №4.

24

Животные маленькие и большие. Моллюски.

Стр.89 вопрос 5, тетрадь стр.45 №3.

25

Маленькие рыцари.

Проверочная работа №10.

Насекомые Волгоградской области.

Стр.95 вопросы № 4,5, тетрадь стр.46 №3,4.

26

Из моря – первый шаг на сушу.

Стр.99 вопросы № 4,5, тетрадь стр.47-48 №3,6,7,8.

27

На суше – как дома.

Проверочная работа №11.

Стр.103 вопросы № 4,5, тетрадь стр.49 №4,5,6.

28

Пернатые изобретатели.

Птицы Волгоградской области.

Стр.107 вопросы № 3,4,5,6, тетрадь стр.50 №4,5.

29

Наши братья.

Проверочная работа №12.

Стр.113 вопросы № 4,5,6, тетрадь стр.51-52 № 4,5,6.

30

Осторожно: животные!

Проверочная работа №13.

Стр.119 вопросы №4,5, тетрадь стр.53 лабиринт

31

Прирождённые разрушители.

Проверочная работа №14.

Грибы, растущие в Волгоградской области.

Стр.стр.123прочитать, стр.122 вопросы №2,3, тетрадь стр.60 №3,4,5.

32

«Юные химики».

Проверочная работа №15.

Стр.127 вопросы №4,5,

33

Как нам жить в дружбе с природой?

Контрольная работа №2.

34-35

Экскурсия в краеведческий музей г.Саранска.

                                                 Моё Отечество.

Тема урока

Деятельность участников педагогического процесса.

Дата проведения.

Учитель

Ученик

План

факт

Раздел 1.Твои родные и твоя Родина в потоке времени. 4 часа.

1

Живая связь времён.

Создание условий для формирования чувства внутреннего уважения к опыту и жизни предшествующих поколений, как в своей семье, так и в обществе в целом. Познакомить с понятиями история, век, Родина. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество – связь времен. Знакомство с понятием историческое время.

Представление о «реке времени». Исторический счет времени. Век и эра – точка отсчета времени. Принятая в современном летоисчислении «христианская» эра. Первичные представления о христианстве.

Наша Родина (дом, город, родной край, страна).

Общество, в котором мы живем. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством.

История моей Родины

История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.11 вопросы № 4,5,6, тетрадь стр.3 № 3,4.

2

Как люди считают время.

Стр.15 вопросы № 5,6, тетрадь стр.4 № 2(п), 3.

3

С чего начитается Родина?

Наша малая Родина – г.Волжский.

Стр.21 вопросы № 5,6, тетрадь стр.6-7, №  2(п), 3.

4

Память о прошлом.

Проверочная работа №1.

Памятные места Волгоградской области.

Стр.25 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.8,9, №2, заполнить «Реку времени».

Раздел 2. Времена Древней Руси. 5 часов.

5

Как на Руси появилось государство?

Создание условий для детального изучения Древней Руси. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь. Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племен. Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города.  Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичное представление об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.31 вопросы №5,6, тетрадь стр.10-11 №2,3,4.

6

Древняя Русь – страна городов.

Древние поселения на территории Волгоградской области.

Стр.37 вопросы №3,4, тетрадь стр.13 №2

7

«Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Стр.37 вопросы №5,6, тетрадь стр.13 №3

8

«За землю русскую».

Стр.41 вопросы №3,4,5,6, тетрадь стр.15 №3,4.

9

«Слово о погибели Русской земли».

Проверочная работа №2.

Сарай-Берке – столица Золотой Орды.

Стр.47 вопросы №4,5,6, тетрадь стр. 16-17 № 1, 3, 5, стр.18 заполнить  даты на «Реке времени».

Раздел 3. Времена Московского государства. 5 часов.

10

От древней Руси к единой России.

Создание условий для формирования представлений о Московском государстве. Познакомить с историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими картинами быта, традициями людей в разные исторические времена Российского государства. Время создания Московского государства – время борьбы, жестокости и справедливости. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублева. Освобождение от Ордынского ига.  Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орел. Московское государство – наследник Древней Руси. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.51 вопросы №2,3,4,5, тетрадь стр.20 № 3,4.

11

Земля и люди Московского государства.

Стр.57 вопросы № 3,4,5, тетрадь стр.21-22 № 2,4.

12

Москва златоглавая.

Стр.61 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.24 №2.

13

«Хуже грозного царя только междуцарствие».

Стр.65 вопросы №4,5.6, тетрадь стр.26 № 3,4.

14

Контрольная работа №1.

Раздел 4. Времена Российской империи. 6 часов.

15

Пётр Великий.

Создание условий для формирования представлений о временах Российской империи. Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец  А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет».  А. С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов.  Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновленной империи.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.69 вопросы №1,2, тетрадь стр.31 №2.

16

Эпоха преобразований.

Стр.69 вопросы №3,4,5, тетрадь стр.32 №4.

17

Власть и народ Российской империи.

Стр.72 вопросы №4,5,6, тетрадь стр.34 №3,4.

18

Как Россия у Европы «училась».

Стр.78 вопросы № 4,5,6,7, тетрадь стр. 36 №3.

19

«Гроза двенадцатого года».

Стр.83 вопросы №4,5,6, тетрадь стр. 38 №3.

20

Император – освободитель.

Проверочная работа №3.

Стр.87 вопросы № 4,5,6, тетрадь стр.40 №3,4.

Раздел 5. Времена Советской России и СССР. 5 часов.

21

Россия в огне.

Создание условий для формирования представлений о Советской России и СССР. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена СССР. Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николой II. Революция 1917 года. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование СССР. Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистическая партия. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.  Развитие Советского Союза после второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Стр.93 вопросы № 5,6,7,8, тетрадь стр.43 №3,4.

22

«К светлому будущему».

Сталинград – один из центров индустриализации страны.

Стр.99 вопросы № 4,5,6,7, тетрадь стр.44 №3,4.

23

«Вставай, страна огромная».

Сталинградская битва - переломный момент в ходе Великой отечественной войны.

Стр.105 вопросы №3,4,5,  тетрадь стр.3,4.

24

Великая отечественная война.

Герои Сталинградской битвы.

Стр.105 вопросы № 6,7.

25

«Через тернии к звёздам».

Проверочная работа №4.

Стр.109 вопросы № 3,4,5,6, тетрадь стр.49 № 3,4.

Раздел 6. Современная Россия. 9 часов.

26

В каком государстве мы живём.

Создание условий для формирования представлений о современной России. Важнейшие события, происходящие в современной России. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия  – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятия о гражданстве. Права и обязанности граждан. Права ребенка. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная Дума  – собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации. Достояние Российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

УУД регулятивные:

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

-составлять план действий при отработке способа;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

-выполнять анализ;

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

-выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-учиться подтверждать аргументы фактами;

-прогнозировать последствия коллективных решений;

-организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

-осознаёт себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народов России;

-способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них;

-осознаёт ответственность за произнесённое и написанное слово.

Стр.стр.113 вопросы №3,4, тетрадь стр.50 №2.

27

Я – гражданин России!

Административный кодекс Волгоградской области.

Стр.стр.113 вопросы №5,6,7, тетрадь стр.51 №3,4.

28

Власть народа.

Органы законодательной и исполнительной власти г.Волжского.

Стр.117 вопросы №4,5,6, тетрадь стр.52 №2.

29

Кто в государстве самый главный?

Стр.121 вопросы № 4,5,6, тетрадь стр.54 №3,4.

30

Народы России.

Стр.127 вопросы №6,7,8,9, тетрадь стр.56 №3,4,5.

31

Наш общий дом.

Стр.131 вопросы № 5,6,7, тетрадь стр.58 №3,4.

32

Как нам жить? Обобщающее повторение.

Стр.135 вопросы № 5,6,7, тетрадь стр.59 №1(п).

33

Контрольная работа №2.

34-35

Повторение изученного материала по истории России.

Материально-техническое обеспечение учебного      предмета (Окружающий мир)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Географические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д

К

    Д

Компьютерные и информационно-

коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

          Д

Технические средства обучения

Телевизор.

Видеоплеер (видеомагнитофон).

Аудиопроигрыватель.

 Персональный компьютер.

         Д

         Д

         Д

С   диагональю   106 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометрдля измерения температуры воздуха

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп( цифровой).

      д

      д

      к

      д

      д

      д

.

Муляжи  грибов (с учётом содержания обучения).

        Д

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)

                 

Д

  Д

  Д

Оборудование  класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский .

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п

           К

       Д

      Д

      Д

      Д

Д Д

д д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...